Коллективная творческая деятельность «Классный театр»
КТД «Классный театр»
Подготовила: учитель начальных классов Захарова Елена Валериевна
Цель: организация и постановка театральных инсценировок к литературным сказкам через призму коллективной творческой деятельности.
Задачи:
Личностные: способствовать пробуждению актёрских способностей в каждом ребёнке;
устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей
Метапредметные (развивающие):
Коммуникативные-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
формулировать собственное мнение и позицию;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
познавательные – .развивать память детей через запоминание и воспроизведение театральных реплик;
– регулятивные – организовать ситуацию успеха для каждого ученика через воплощение их талантов в конкретных ролях;
Предметные (обучающие): организовать погружение в театральное искусство и этапы создания спектакля.
Форма организации детей: фронтальная, групповая.
Место проведения: учебный кабинет класса
Оборудование и наглядные пособия: мультфильм о театреhttps://yandex.ru/video/preview/15884708117342458896), примеры упражнений на развитие актёрских способностей для детей, карточки для жеребьёвки с видами театра, методические рекомендации по организации жеребьёвки сказок и разделения на микрогруппы, карточка для рефлексии (для каждой из микрогрупп).
Ход занятия:
1. Организационная часть.
Учитель.Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас всех видеть! Тема нашего занятия « Играем в сказку». Как вы думаете, чем мы будем заниматься? ( Мы будем продолжать учиться передавать эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, телодвижениями.) Сегодня на занятии мы повторим то, что изучали на предыдущих занятиях и посмотрим первые ваши театральные постановки, которые вы готовите к выступлению к Дню матери..
2. Основная часть.
Артикуляционная гимнастика.
В начале нашего занятия в театральной студии нам необходимо провести артикуляционную гимнастику, для того, чтобы голос у будущего актера был свободным, и его полету ничего не мешало.
«Треугольник».
С предельно точной артикуляцией каждое положение губ произносятся гласные в следующем порядке: «а-о-у-э-ы-и». Со второго раза добиваться того, чтобы звук летел как можно дальше.
«Я»
(из упражнений Е. Ласковой). Участнику становятся полукругом, и каждый, выходя к залу, прикладывает руку к груди, а затем, выбрасывает её вперёд с разворотом ладони к верху, произносит «я». Задача – послать звук вместе с рукой как можно дальше. Думаю, что не будет большой разницы, если вместо «я» будут произносится буквы из треугольника.
«Соединение гласной и согласной».
В этом упражнении важно чётко и одновременно быстро произнесение однотипных слогов. Сначала к одной согласной присоединяются все гласные «треугольника», потом к другой и т.д. Цепочка буквосочетаний такова: «ба – ба – ба – ба – бо – бо – бо – бо – бу – бу – бу – бу – бэ – бэ – бэ – бэ – бы – бы – бы – бы»; буквосочетание с «и» произносится один раз и длинно.
Чистоговорки
-Лежебока рыжий кот,
Отлежал себе живот
-Слишком много ножек у сороконожек.
-Наш Полкан попал в капкан.
-Три сороки-тараторки тараторили на горке.
-Кот ловил мышей и крыс, кролик лист капустный грыз.
-У четырех черепашек по четыре черепашонка.
Физкультминутка «Чудесные превращения»
Учитель. Встали все, немного подвигаемся. Превращаемся в то, что я буду называть. Я буду смотреть, кто лучше проявляет свои актерские способности.
Гусеница – бабочка
Котенок – лев
Цыпленок – петух
Семя – дерево
Капля – море
Снегурочка-девица
Театр - слово греческое и в буквальном переводе означает "зрелище, смотрю". Наиболее общее определение могло бы звучать так: театр - вид искусства, в котором соединены различные направления, например, литература, музыка, хореография, вокал, изобразительное искусство и другие.
Учитель. И сегодня мы попробуем приобщиться к театральному искусству и пробовать себя в качестве актёров.
Мы приоткроем тайны волшебного мира театра!
Мир театра загадочен и удивителен. Понять это царство может только тот, кто умеет слышать и слушать, видеть в обычных вещах необычное, кто любит мечтать и фантазировать, кто стремится к познанию и трудолюбив.
Сегодня вы проявите свои актерские способности, чтобы быть интересными зрителю. И сегодня вам предстоит быть юными актёрами.
Вы готовы познать тайны театра?
Давайте посмотрим какие же существуют виды театров!(https://yandex.ru/video/preview/15884708117342458896)
Учитель. Сейчас я загадаю вам загадки о видах театров, а вы попробуйте
отгадать их.
Мы первый раз сюда пришли,
Когда мы были малыши.
На сцене нет почти людей,
В театре КУКОЛ для детей..
На стене появилось пятно.
То в зайца, то в волка превращалось оно.
Фонарь вдруг погас – и нету зверей,
Это был театр ТЕНЕЙ.
Сей жанр родился в США.
Сейчас популярен, как никогда.
Послом назначен был Notre Dame,
Я представляю МЮЗИКЛ вам.
От латинского слова «танцевать»
Куда купила я билет?
Вечером вместе идем на БАЛЕТ.
.
Жест – главнее, чем слова,
Пластика актера очень важна.
Без звука сюжет разыграли
В театре ПАНТОМИМЫ мы побывали.
Здесь не актеры, а певцы
Для нас играют, и все мы
Услышим арию от них,
Этот театр стали все называть.
ОПЕРУ однажды посетив.
3. Повторение правил ТБ.
Учитель.Каких общих правил внутреннего поведения вы должны придерживаться на занятиях в нашем центре? (проявлять уважение к взрослым, сверстникам и младшим по возрасту; уважать взгляды и убеждения других людей; не причинять вред людям и имуществу; заботиться о безопасности своей жизни и своих товарищей, соблюдать правила ТБ, ОТ, правила пожарной безопасности; беспрекословно выполнять указания руководителя; быть внимательным при обращении с электроприборами).
Сейчас мы объединимся в две команды с помощью жеребьёвки.
2.Драмматический театр. Инсценирование сказки « Курочка Ряба на новый лад».
(1 группа актеров готовится к выступлению, а с остальными проводится беседа)
Сегодня мы с вами приглашены в настоящий драмматически театр. Наша творческая группа подготовила инсценировку по сказке «Курочка Ряба», которую будет показывать на День матери..
Посмотрим, что было подготовлено ребятами (ширма, куклы готовые, декорации, афиша, программки) Как вы думаете, для чего нужна афиша? Программка? Декорации?
А как должны вести себя зрители во время представления?( ответы детей)
Итак, смотрим внимательно представление, а затем скажите, кто из героев вам больше всего понравился.
Тишина в зале, представление начинается…(показ)
3. Показ кукольного театра. Инсценирование русской народной сказки « Петушок и бобовое зернышко».
(2 группа актеров готовится к выступлению, а с остальными проводится беседа)
Итак, мы оказались в драматическом театре. Тишина…(показ)
О чем эта сказка? Какой из героев вам больше понравился и почему? В чем основное отличие драматического театра от кукольного? Отличаются ли правила поведения зрителей в драматическом театре?
4.Поведение итогов и рефлексия.
Учитель.Молодцы, вы справились с поставленной задачей.
Пусть хлопнет в ладоши тот:
•кому понравилось быть в роли актера;
•кто дальше хотел бы заниматься кукольным театром;
•кто научился работать с театральной перчаточной куклой.
С каким видом кукол вы сегодня работали на занятии?
Какие виды кукол вы еще знаете?
Нашим героям сказок пора возвращаться в волшебный сундучок.
Дети в микрогруппах ( согласно выбранной сказке) заполняют карточки карточки и вкладывают в шкатулку Мастера.
5.В конце занятия ребенок для себя определяет, что нового он узнал и говорит: «Сегодня я познакомился с новыми друзьями!» Ребята отвечают ему: «И это здорово!». Лена говорит: «Я сегодня в первый раз вышла на сцену!» Ребята отвечают: «И это здорово!» Таким образом, не повторяясь, высказывается каждый.
Учитель: Какая самая лучшая награда для артиста?
- Мы сегодня хорошо поработали, давайте поаплодируем друг другу. До свидания!
Петушок и бобовое зернышко
Действующие лица: Рассказчик
Петушок
Курочка
Хозяйка
Хозяин
Коровушка
Кузнец
Цыплята
На сцене – поляна, деревья, домик. На полянку выходят петушок и курочка, они садятся на скамейку. Появляются цыплята, они исполняют танец и усаживаются на полянке. Далее на сцену выходит рассказчик.
Рассказчик:
-Жили-были петушок и курочка. Петушок все торопился, все торопился, а курочка знай себе приговаривает:
Курочка:
- Петя, не торопись, Петя, не торопись.
Рассказчик:
- Клевал как-то петушок бобовые зёрнышки да второпях и подавился. Подавился, не дышит, не слышит, словно мёртвый лежит.
У петушка корзинка с бобами. Он повторяет действия за рассказчиком.
Рассказчик:
- Перепугалась курочка, бросилась к хозяйке, кричит.
У домика появляется хозяйка
Курочка:
- Ох, хозяюшка, дай скорей маслица, петушку горлышко смазать: подавился петушок бобовым зёрнышком.
Хозяйка:
- Беги скорей к коровушке, проси у неё молока, а я ужо собью маслица.
Рассказчик:
- Бросилась курочка к корове.
Под музыку появляется корова.
Курочка:
- Коровушка, голубушка, дай скорей молока, из молока хозяюшка собьёт маслица, маслицем смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым зёрнышком.
Коровушка:
- Ступай скорей к хозяину. Пусть он принесёт мне свежей травы.
Рассказчик:
- Бежит курочка к хозяину.
Курочка под музыку бежит по залу, а в это время у домика появляется хозяин.
Курочка:
- Хозяин, хозяин! Дай скорей коровушке свежей травы, коровушка даст молока, из молока хозяюшка собьёт маслица, маслицем я смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым зёрнышком.
Хозяин:
- Беги скорей к кузнецу за косой.
Рассказчик:
- Со всех ног бросилась курочка к кузнецу.
Курочка под музыку бежит по залу. Появляется кузнец, он занят работой.
Курочка:
- Кузнец, кузнец, дай скорей хозяину хорошую косу. Хозяин даст коровушке травы, коровушка даст молока, хозяюшка даст мне маслица, я смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым зёрнышком.
На сцене все герои сказки: курочка дает хозяину новую косу, хозяин даёт коровушке свежей травы, коровушка даёт молока, хозяюшка даёт масло.
Довольная курочка убегает. На сцене появляется петушок, он лежит чуть живой, вокруг него цыплята.
Курочка спешит помочь петушку.
Рассказчик:
- Смазала курочка петушку горлышко. Бобовое зёрнышко проскочило.
Заключительная сцена:
Петушок
встаёт и во всё горло кричит:
- Ку-ка-ре-ку!
Все герои сказки пускаются в пляс.
Сценка "Курочка Ряба" на новый лад
Ведущий: Сказка о том, что деньги-главное, но всё же Мир в семье всего дороже
СЦЕНКА «КУРОЧКА РЯБА». Действующие лица; Автор, Дедушка и Баба, Внучка и Курочка Ряба. Автор. Жили-были Дед и Баба. Жили, не тужили. Сухарь чаем запивали, Один раз в месяц колбасу жевали. И все ладно бы, да Курочка-невеличка Взяла и снесла яичко. Яичко не простое, Яичко золотое. А теперь по нашим ценам И вообще оно бесценно. На семейный на совет Собрал Внучку с Бабкой Дед. Дед. Так и так. Такое дело. Что с яичком этим делать? Может, скушать? Иль продать? Иль на доллары сменять? Может, чтоб упали стены, Центр музыкальный купим современный? Бабка. Что ты, Дед?! Побойся Бога! Музыка не стоит много! Лучше купим телевизор, Пылесос или транзистор Иль возьмем телегу мыла, Чтобы в доме чисто было. Внучка. Может, купим мне духи? Обалдеют женихи! Иль французскую помаду? Я ей тоже буду рада! Автор. Начался тут сыр да бор И житейский шумный спор. То не сё, да то не так. Дед. Ты балда! Бабка. Нет, ты балда! Автор. Начался такой скандал - Свет такого не видал! Только Курочка молчит, Около стола стоит. Курочка. Ну никак не ожидала Стать причиною скандала. Чтобы это прекратить, Надо мне яйцо разбить. Автор. Подошла она тихонько И, крылом взмахнув легонько, Яичко на пол уронила, Вдребезги его разбила! Плачет Внучка, плачет Баба. Внучка и Бабка. Что наделала ты, Ряба? Автор. Дед не плакал, как ни странно, Вывернул с дырой карманы. Дед. Нету денег, ну и что же?! Мир в семье всего дороже.