12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Альфия Салямовна Халикова91 Россия, Ханты-Мансийский АО Материал размещён в группе «Дошкольники» |
Внеклассное мероприятие «Кто как к зиме готовится»
Итоговое мероприятие для детей старшего дошкольного возраста
«Кто как к зиме готовится»
Цель: раскрыть представление о том, как готовятся животные в лесу к зиме, о причинах изменений в живой и неживой природе осенью.
Задачи: закрепить знания о диких животных и о признаках осени, расширить представления об образе жизни лесных зверей осенью, познакомить, как дикие животные готовятся к зиме. Развивать внимание, память, речь, воображение, мелкую моторику рук, воспитывать любознательность, любовь к природе и диким животным, умение заботится о ней и ее обитателях.
Ход мероприятия:
1. Приветствие.
Эмоциональный настрой:
(В помещении на полу по кругу разложены снежинки. Дети входят в помещение).
- Ребята, посмотрите, что лежит на полу? (Снежинки) Давайте встанем в большой круг, каждый у снежинки.
"Собрались все дети в круг, (дети встают у снежинки)
Я твой друг и ты мой друг, (протягивают руки друг к другу)
Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки)
И друг другу улыбнёмся" (улыбаются)
- Какое сейчас время года? Давайте вспомним, какие изменения произошли в природе? (Дни стали короче, а ночи -длиннее. Дует сильный ветер. Идет снег. На улице холодно. Деревья сбросили листву. Птицы улетели в теплые края. Звери готовятся к зиме)
-Ребята, а что случилось бы, если после лета сразу же наступила зима?
(всё в природе сразу замерзло бы, погибло, никто бы не успел приготовиться к холоду и голоду)
-Поэтому и нужна осень. Осенью вся природа готовится к зиме: и деревья, и звери, и птицы.
2. Мотивация к мероприятию.
- Ребята, к нам прилетела ещё одна снежинка, а на ней конверт, давайте его откроем.
От кого пришло письмо,
Вам ведь хочется узнать?
Тогда надо постараться
Все загадки отгадать.
1. Вперевалку зверь идет
По малину и по мед
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны. (медведь)
2. Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной? (еж)
3. Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы,
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (белка)
4. Рыжая плутовка
Спряталась под ёлкой.
Зайца ждёт хитрюга та.
Как зовут её? … (лиса)
5. Все время по лесу он рыщет,
Он в кустах кого-то ищет.
Он из кустов зубами щелк,
Кто скажите это….(волк)
6. У кого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода - кора. (заяц)
(Изображения животных появляются на слайдах)
- О ком были загадки? (о диких животных) Почему их называют дикими? (они сами себе добывают пищу, строят жилище, живут на воле)
-Расскажите, что вы знаете про них. Я предлагаю вам поиграть. Я надеваю на вас маски (шапки) животных, а вы называете признаки «своего» зверя.
Дидактическое упражнение "Подбери определения"
Волк, ты какой? – я серый, зубастый, страшный, …
Медведь, ты какой?– я бурый, косолапый, неуклюжий, …
Лиса, ты какая? – хитрая, пушистая, рыжая, …
Ёж, ты какой? – я колючий, маленький, …
Заяц, ты какой? – длинноухий, пугливый, трусливый, маленький…
Белка, ты какая?– я рыжая, пушистая, …
У каждого животного есть детеныши, сейчас для каждого детеныша мы найдем его маму.
Дидактическая игра «Найди пару»
(По картинкам сложить в пару маму и детёнышей)
3. Наши животные живут в лесу и приглашают нас к себе в гости.
-Кто из вас был в лесу?
-Давайте, ребята отправимся в лес и посмотрим, как звери готовятся к зиме.
В лес сегодня на прогулку
Приглашаю вас пойти.
Интересней приключенья
Нам, ребята, не найти.
Друг за дружкой становитесь,
Крепко за руки беритесь,
По дорожкам, по тропинкам,
По лесу гулять пойдём.
И лесных зверей мы с вами
Обязательно найдём.
- Вот мы и оказались в лесу. Вспомним правила поведения в лесу. (не оставлять мусор в лесу, не ломать ветки и деревья, не шуметь)
-Интересно, увидим ли мы зверей в лесу, которые нас пригласили в гости?
4. Встреча со зверями
-Белка
-Посмотрите, что- то ветки шевелятся, а ветра нет. Кто бы это мог быть? (белка)
-Как вы узнали? (грибы на ветке остались, следы под деревом, дупло на дереве)
Белка все лето была рыженькая, а к зиме становится серенькой.
-Где живет белка? (в дупле)
-Как она подготовилась к зиме?
Дети - она все лето и осень собирала грибы, ягоды и прятала их в различных местах. Зимой она свои запасы ищет, но, к сожалению, не всегда находит. Зато на том месте, где были спрятаны шишки или орешки, весной может появиться маленький росточек и через несколько лет здесь будет расти новое дерево или куст.
- Заяц
-Ребята, смотрите, кто- то маленький, длинноухий, пугливый…сидит под кустиком. Вы догадались кто это? (заяц)
-Но он очень грустный. Что могло с ним случиться?
Дети - испугала лиса, холодно ему, морковки нет…
-Давайте поднимем ему настроение, называя его ласково….
Игра «Скажи ласково»
Дети - зайка, зайчишка, зайчик, заинька.
-А как же зайчик готовится к зиме?
Дети - он линяет и шерсть становится у него пушистая, теплая и белая для того, чтобы зайца не было заметно на белом снегу, и чтобы его не заметили лиса и волк. Осенью заяц не делает запасы, потому что зимой он грызет кору деревьев и питается молодыми веточками.
5. Физкультминутка:
Зайка беленький сидит (присели на корточки)
И ушами шевелит. (показали руками длинные ушки)
Зайке холодно сидеть, (встают)
Надо лапочки погреть. (гладят ручки)
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать. (прыжки на месте)
Кто-то зайку напугал —
Зайка — прыг — и убежал! (прыгают к педагогу)
-Ребята, а кто же зайчика мог напугать?
Дети - лиса и волк.
-Это хищные звери. Если поймают зайца, тому не поздоровится. У лисицы есть дом – нора, там она может спрятаться от зимней стужи, а у волка – волчье логово.
- А нужно ли менять лисе и волку свои шубки на новые, зимние?
Дети - конечно, нужно. Летом и мы с вами носим одежду легкую, чтобы было не жарко, а зимой надеваем более теплую, вот и животные также должны переодеться. Это не значит, что они снимают свои шкурки и надевают новые, просто у них отрастает другой, более теплый мех.
-Как называется период, когда животные меняют свой мех?
Дети - такой период в жизни животных, называется линькой.
-Но цвет шерсти у них остается такой же, потому что им не от кого прятаться и маскироваться, они — сами хищники. Они ходят по лесу в поисках добычи.
- Ребята, а каких животных мы не можем встретить в зимнем лесу?
(Медведь и еж) Почему? (Они впадают в спячку) Как же они готовятся к зиме?
(Медведь осенью запасает жир и впадает в спячку)
-Где он спит?
(Он спит в берлоге, натаскает сухие ветки и листья, чтобы было тепло. Берлогу зимой завалит снежным одеялом и медведю тепло)
-А почему говорят, что медведь сосёт лапу?
Дети - происходит смена жёсткого кожного покрова на подушечках лап, при этом старая кожа лопается, шелушится, и сильно зудит, и чтобы хоть как-то уменьшить эти неприятные ощущения животное облизывает свои лапы.
Дети – еж -найдет укромное убежище под корнями деревьев, устроится на сухих листьях и мхе, засыпает на всю зиму до весны.
6. Создание коллажа.
Сейчас мы с вами сделаем коллективную работу «Зимний лес» и поселим наших животных.
Перед вами ватман, вырезанные из бумаги животные, деревья, пни, солнце, вата, клей, ножницы. Используя различные детали, вы сейчас выполните коллективную работу «Зимний лес».
7. Рефлексия