Внеклассное мероприятие для детей старшего дошкольного «Пришла коляда, накануне Рождества»
Развлечение «Пришла коляда, накануне Рождества»
для детей старшего дошкольного.
Задачи:
Познакомить детей с содержанием праздника, его традициями, обычаями.
Вызвать интерес к празднику, пробудить желание к нему готовиться.
Воспитывать бережное желание к культурному наследию нашей страны.
Предварительна работа:
Чтение отрывка из книги «Библия для детей» о рождении Иисуса Христа.
Рассматривание иллюстраций, открыток о Рождестве. Наблюдение за состоянием природы в январе. Знакомство с пословицей: Январю батюшке – морозы, а февралю – метелицы, приметами: на Рождество два друга – мороз да вьюга, на Рождество иней – урожай на хлеб.
Развлечение проходит в русской горнице.
Дети с воспитателем входят в русскую горницу, их встречает Бабушка – хозяюшка:
Бабушка – хозяюшка: Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы. Проходите да рассаживайтесь поудобнее. А расскажу я вам вот о чем. Скоро к нам придет великий праздник – Рождество Христово. Рождество – это день рождения Христа.
« Было это давным –давно, 2000 лет тому назад. В маленьком еврейском городке Вифлееме жила семья: молодая женщина по имени Мария и ее муж Иосиф. Однажды во время путешествия в город Иерусалим ночь застала путников, и они стали искать ночлег. Ко многим в дом просились Мария и Иосиф, но напрасно. Наконец, один человек сжалился над ними и пустил переночевать в сарай для скота. Там Мария родила сына, которого назвали Иисус. Родился не простой человек, а бог. Он спасет мир от страданий и грехов, но за это сам будет вынужден страдать. В ознаменовании этого события на небе загорелась новая звезда. И люди пошли за звездой. Чтобы поклониться Иисусу и его матери. Они принесли подарки Марии и ее сыну. С тех пор возникла традиция праздновать Рождество и дарить друг другу подарки»
Канун великий Рождества…
Темнеют краски небосвода…
Все тихо… близость торжества
Невольно чувствует природа.
Рождество начинается со святок. Святки от слова «святой». Наши дедушки и бабушки очень любили этот праздник. Существовал обычай: парни и девушки собирались группами, ходили от одного двора к другому, пели под окнами домов, поздравляли с Рождеством и желали всего самого лучшего. Поздравляли не просто словами, а песенками. Они называются колядками, отсюда – колядовать. Послушайте песенку- колядку, с которой ходили по дворам.
- Коляда ты, Коляда
Заходи, Коляда!
А бывает Коляда
Накануне Рождества.
Коляда пришла
Рождество принесла.
Колядовщики за свои песенки просили угощение. Хозяева их ждали, с удовольствием выслушивали, а затем благодарили. Кто даст – пирог, кто кишку – колбаску.
На Святки пели песни, проводились игры.
Теперь игра – на развлеченье,
С большим значением:
Чтоб был долг колосок,
Чтобы вырос лен высок.
Прыгайте как можно выше-
Можно прыгать выше крыши.
Русская народная игра «Скакалка» (играем с детьми)
На рождественские праздники люди стремились делать хорошие поступки. Было принято помогать больным, раздавать милостыню, делать подарки старикам.
- Дети, что мы можем сделать? ( смастерить открытку, угостить, при гласить на праздник)
Бабушка –Хозяюшка: На Рождество Христово люди любили рядиться, надевать различные традиционные маски козы. Медведя и т. д. Именно маска – обязательная святочная принадлежность – помогала человеку оставаться неузнаваемым на празднике.
- Дети, вы ходите нарядиться, чтобы самим повеселиться! Давайте разрисуем маки и приготовим приглашения на праздник своим близким и друзьям.
Дети делятся на две подгруппы выполняют работу( первая группа – разрисовывают маски, вторая – вырезают ангелочков из бумаги, фольги, пластиковых коробочек).
По окончанию работы дети примеряют маски и вместе с Бабушкой – хозяюшкой поют колядки.
Пришла Коляда
Накануне Рождества
Дай коровку – масляну головку!
А дай Бог, тому, кто в этом дому!
Наделил бы вас Господь
И житьем,и бытием, и богатством
И создай вам, Господи, еще лучше того!
Бабушка –Хозяюшка угощает детей праздничным печеньем «козульки»
Воспитатель: В гостях понравилось! А теперь пора со двора.
Литература:
1.Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно- обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Авт.- сост. Л.С. Куприна, Т.А. Бударина, О.А. Маркеева, О.Н. Корепанова – 3 –е изд., перераб и дополн – СПб: «Детство ПРЕСС», 2001.
2.Ищук В.В., Нагибина М.И. Народные праздники/ Художник В.Х. Янаев. – Ярославль: Академия развития: Академия, К: Академия Холдинг. 2000.