12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Людмила54
Россия, Елховка

Эссе.

Подготовила: Пронина Л.В.

ГБОУ СОШ им. М.Н. Заводского с. Елховка


Кто такой медиапедагог – новая педагогическая специальность или особая профессиональная позиция?


Если спросить современного человека дать определения слова «МЕДИО», то содержание ответов будет в той или иной мере отражать смысл этого слова. Потому, что понятие «МЕДИО» - это обширное понятие, включающее в себя средства коммуникации и способы передачи информации, а также образовываемую ими среду (медиапространство). И если все знают элементы медиотворчества, и немного владеют ими, то, возможно, учителя в школах на свои предметных уроках смогут внедрять элементы медиаграмотности. Тогда для чего вводить новую педагогическую специальность – «медиапедагог»? Чем работа этого специалиста будет отличаться от образовательной деятельности учителя-предметника?

Медиаобразование – направление в педагогике, выступающее за изучение «закономерностей» массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино, видео и т.д.). Основные задачи медиаобразования: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств» (Российская педагогическая энциклопедия, 1993).

Давайте разберемся, сможет ли учитель предметник на своих уроках передать важность критического восприятия медиа информации и сможет ли обучить школьников умению творчески использовать медиа для выражения собственных идей и мнений.

Во-первых, согласно ФГОС, главным образовательным результатом освоения учащимся, например русского языка и литературы, является развитие коммуникативной способности и установки на использование этой способности. Как это происходит на практике? Школьники учатся размышлять, учатся сравнивать, анализировать. И как же они могут донести свои мысли: рассказать стоя у доски или снять на телефон и бездумно выкладывать в своих контентах на просторах интернета. А как же другие учителя-предметники? Как на уроках математики, химии или даже информатики выделить время? Его и так не хватает, чтобы обучить школьников необходимому материалу согласно планированию. Вы скажете: после уроков. Но после уроков у учителя тоже работа: проверка тетрадей, разработка планов уроков на следующий день, составление отчетов о проделанной работе. В итоге, максимум, на что хватает учителя-предметника, это редактирование того, что смог сделать школьник самостоятельно.

Во-вторых, в современной мире уровень использования медиа для выражения собственных идей и мнений с помощью технических средств повышается очень быстро. Многие технические программы школьники освоили качественнее, чем их учителя. Получается, что педагоги не могут помочь развиваться в этом направлении детям, так как им не хватает квалифицированных знаний и умений, а порой и желания в этом разобраться.

Но с другой стороны, какая-то же работа в направлении медиаобразования школьников ведется, участвуют же они в конкурсах, выкладывают что-то в соцсетях от имени учащихся своей школы. Да, все это имеет место быть от случая к случаю, от конкурса к конкурсу.

По моему мнению, для качественного медиаобразования таких эпизодов недостаточно. Необходимо вести систематическую работу по медиаграммотности.

Приведу пример из своей практики. Одним из направлений творческого объединения «Шкоlife», которым руковожу, является освещение событий школьной жизни учеников. И это не только репортажи с различных школьных мероприятий, но и разъяснение новых образовательных законов для учеников и их родителей, обсуждение актуальных школьных вопросов. Для этого школьникам необходимо проверить несколько источников информации, критически оценить информацию, чтобы проверить, является ли она достоверной. Также ребятам нужно выбрать такой формат подачи информации, чтобы зрителям было интересно и актуально. Снять и смонтировать. Всем этим и должен руководить медиапедагог. Направлять, обучать раскрывать секреты творческой работы.

Очень часто ребята хотят разобраться в какой-то определенной проблеме, осветить ее и иногда указать пути её решения. Работа над таким проектом может длиться продолжительное время. Руководителю в данной ситуации необходимо не только обладать профессиональными навыками, но и быть психологом, чтобы работа над таким проектом оставалась для учеников актуальной на протяжении всего времени.

На этом работа медиапедагога не заканчивается, необходимо, чтобы кроме практической части были и теоретические основы медиаграмотности, а для этого нужно проводить обычные уроки с записями конспектов, дискуссиями и домашним заданием.

Также необходимо не только научить детей наблюдать, анализировать и преподносить информацию, но и быть участниками социальных проектов. Мне кажется, такие практические акции помогают ребятам вырабатывать навык взаимодействия с социомумом, учат бережно относиться к проявлению человеческих качеств личности, учат определять нравственные составляющие информационных потоков.

А для этого у педагога должны быть навыки и время.

Таким образом, я считаю, что в условиях современной действительности новой педагогической специальности быть! Медиапедагоги России вносят неоценимый вклад в развитие детей, готовя ребят к сознательному общению с медиа, чтобы школьники могли критически оценивать ту информацию и те образцы поведения, которые распространяют средства массовой информации.





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.