Эссе «Моя педагогическая философия». Новая встреча с детством

5
0
Материал опубликован 15 August 2016 в группе

Эссе «Моя педагогическая философия»

Новая встреча с детством.

 

« Надо ежечасно, ежеминутно помнить о детях

и отвечать перед ними за свои поступки».

/Алан Маршалл /

 

Начинается новый трудовой день. Я смотрю в окно своего кабинета и наблюдаю шумную звонкую  карусель, весело крутящуюся вокруг школы.

Самый неугомонный народ—шестиклассники. Их «батарейки» работают на полную мощность. Именно они создают эту задорную кутерьму у входа в школу, куда с удовольствием вступают и старшеклассники, и малыши. Последним труднее - их крепко держат за руку мамы и бабушки.

Вот один «шустрик» залез на плечи другого, хотел схватить руками за ветку рядом стоящего дерева. И, вдруг, встретился своим лукавым взглядом с моим изумлённым. Я по губам прочитала: «Здравствуйте!». Не удержав равновесие, он скатился через голову товарища на землю, уронив и его. Оба, смеясь, вскочили и побежали друг за другом. А  ранцы на спине, словно, наездники. И я тоже желаю вам здоровья, ребята!

До урока ещё есть время. В кабинете непривычная тишина. Но это не надолго. Я думаю о предстоящем уроке. Что он значит для меня? Один из многих. Это 45 минут моего трудового дня. Но ведь нового дня! А это, значит, новая встреча с детством. Вот уже любопытная мордашка заглядывает в дверь. Какие они сегодня? Прежде, чем начать урок, я должна узнать это. Проанализировать эмоциональный настрой класса и каждого ученика в отдельности. Станиславский называл это «зондированием души объекта». Надо создать оптимальные условия для включения  каждого ученика в активную познавательную деятельность. М.Н. Скаткин называет урок  «педагогическим произведением». Я заинтересована в том, чтобы «произведение» было написано и прочитано с удовольствием, т.е. чтоб урок был эффективным. Что мне нужно для этого? Может быть, «перевоплотиться» в ученика и с его позиций оценить, что должно произойти на уроке.

Я - учитель математики. « Математика – это полёт» (Чкалов) «Математика - есть лучшее и даже единственное в изучении природы». (Д. И. Писарев.) На математическом языке говорят все науки.  Математика не только даёт возможность обладать общечеловеческими знаниями, она формирует культуру мышления, даёт методы познания действительности. Большинству учащихся математические знания нужны не только сами по себе, но и для формирования вероятностного творческого мышления.

Я хочу, чтобы для моих учеников этот новый урок был новым шагом в их развитии.  Значит надо дать детям не только научные знания, а чтобы они их усвоили и использовали  в своей поисковой деятельности, в которой вместе с ними, пока, буду работать и я. Не только теоретические знания, но и их практическая составляющая - умение самостоятельно учиться и применять знания на практике.

Прежде всего, я - учитель! Школьники легко отличают настоящего учителя от того, кто делает вид, что учит. Хотя, чтобы быть настоящим учителем, на первый взгляд, совсем немного надо. Надо лишь признать саму ценность детства, как особого периода развития личности, уметь отличать собственные затруднения и проблемы от затруднений и проблем учащихся, уметь сопереживать ребёнку и уметь поставить себя на его место. А, главное, реально оценивать своё личное влияние на детей. Я влияю на них своим внешним видом, своим эмоциональным настроем, своим отношением к ним. Мои жесты, мимика, голос,  моя манера вести урок – всё должно говорить о том, что я очень рада новой встрече с ними. 

Дверь настежь, широкий жест рукой – заходите, пожалуйста! И - сцены из журнала «Ералаш». Но передо мной не кино, а жизнь! Сейчас мы будем вместе проживать этот урок и многие другие уроки. Я буду организовывать детей, буду вести их за собой. При этом я не имею права быть равнодушной. Мы будем вместе жить, чувствовать, верить в добро и любить, любить людей, любить мир, ценить прекрасное. Я знаю, что должна быть с ними не высока, а рядом. Необходимо, чтобы дети поверили в себя, почувствовали внимание учителя, который словами и действиями охватывает всех учащихся класса одновременно и на каждого ученика в отдельности.

Основная цель современной школы - воспитание человека, свободно ориентирующегося в жизненном пространстве. Чтобы, выйдя из школы, выпускник не только обладал высоким качеством знаний по разным предметам, но и свободно мог использовать их. Обладал бы навыками самостоятельной рациональной организации труда. Чтобы он был респектабелен и, за время учебы в школе не потерял бы своё здоровье. На своих уроках я считаю своей целью обогатить учащихся не только знаниями, но и нравственно, развить их личный творческий потенциал. Для того чтобы каждый ребёнок мог раскрыться как личность, проявлять свои индивидуальные интересы и свободно выдвигать собственные инициативы, он должен чувствовать себя в атмосфере социального и эмоционального комфорта. Это достигается подлинным уважением  к его индивидуальным интересам путём поддержки возникающих у него замыслов и постоянного подкрепления  в нём чувства уверенности в себе. Обязательное условие - каждый ребёнок в классе должен иметь свой положительный статус. Очень важно заметить и отметить успех каждого.

На столе появляются листы с домашним заданием. Это творческие задачи по изученной теме. А вот и стихи собственного сочинения. Ещё один листок со стихами. Значит я на верном пути. Вот оно: математика и поэзия! «В математике есть своя красота как в живописи и поэзии» (Н. Е. Жуковский) «Вдохновение нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии» (А. С. Пушкин) .

Лучшие задачи - в нашу копилку. Фамилии их авторов - на доску благодарностей: «Благодарим за труд!». Учёба - это их труд. Это основной вид деятельности школьника. И этот труд должен быть отмечен хорошей оценкой, благодарностью, добрым словом. Коррекция должна быть, но незаметно. Допущенные ошибки пусть послужат стимулом для дальнейшей работы. Надо воспитывать в учениках и устойчивость к неудачам. Есть у нас в обиходе: «Не унывай!», «Не вешай нос!», «Выше голову!». Всё это народная мудрость, которая ценит твёрдость дух и активность поведения в трудных ситуациях.

Ясно, что все дети разные, способности, наклонности и возможности у каждого свои. Значит, каждому свой подход и свои требования. Вопрос В. Ф. Шаталова  актуален и для меня: «Как сделать так, чтобы годы учения, годы детства и юности стали для каждого моего ученика точкой опоры на всю оставшуюся жизнь?». Важно их уважать, серьёзно  и заинтересованно относиться к каждому, как к творческой и потенциально многообещающей личности. Эту мысль мы можем найти в пьесе М. Горького «На дне»: «Особливо же деток надо уважать…ребятишек! Деток уважьте!»

Да, чтобы стать настоящим учителем, надо очень много. Надо любить детей так, чтобы на каждом уроке «отдавать им частичку себя», постоянно думать о них и отвечать перед ними за свои поступки. « Были бы наши дети здоровы! И телом, и нервами, и духом». И пусть они будут счастливы. « Счастью учатся в детстве, стремлением к счастью заражаются и заряжаются в детстве!» Наш долг перед детьми дать им детство, сохранить его. «И великая  глупость изгонять детство из ребёнка и ребёнка из детства». (С.Л Соловейчик)

Звенит заливисто школьный звонок. Его волшебные звуки преобразует сразу атмосферу  в классе. Замолкают весёлая болтовня и смех, и двадцать пять пар любопытных глаз устремляются на меня. Я в них читаю доверие, детскую непосредственность, искренность,  открытость и уверенность в том, что учитель поступит правильно. Эти лучики тепла и добра придают уверенность и мне, и я с радостью шагаю навстречу детям. Начнём Урок!

Урок – его Величество!

Комментарии
Комментариев пока нет.