"Культура моего народа"
«….Осетинский народ - это народ, имеющий в своей природе
по существу великую театральность, это музыкальный народ,
пластический народ, такой поэтичный народ, который
имеет такой чудесный танец «Симд» - один из
неповторимых танцев в мире.
Дмитрий Алексидзе, грузинский
режиссер, народный артист СССР
Культура народа – это душа человека. Без культуры мы не можем быть развивающимся, современным обществом, мы останавливаемся, а иногда и деградируем. Чтить обычаи и культуру необходимо, для дальнейшего здорового развития нации.
Уже полтора века известно, что скифы исчезли не бесследно: их последними потомками являются, через алан, кавказцы-осетины. Оба диалекта осетинского языка- иронский и дигорский- произошли от скифского точно так же, как итальянский и испанский произошли от латинского.
К древнейшим обычаям осетин, относится гостеприимство и куначество. Прием гостя в Осетии вообще явление важное. Лучшая иллюстрация сказанного - осетинское приветствие гостя «Уазæг – Хуыцауы уазæг». Для гостя всегда всё самое лучшее. Моя бабушка каждый раз накрывает для гостя стол. Даже если мы никого не ждали, она что-нибудь да придумает, и гость никогда от нас не уходит с пустыми руками. Этому учила её мама, и так принято у нас в семье.
Стол - святое место. За ним нельзя сквернословить, ругаться, злословить. За одним столом в Осетии раньше не садились дед и внук, отец и сын, дядя и племянник, тесть и зять, родные братья. Праздничный стол у нас всегда украшают три пирога. В этом кроется культ поклонения Богу и природе. Каждый осетин знает почему ставят на стол три пирога и почему они бывают круглые и треугольные. Число три – символическое, три стихии, которые окружают человека в жизни: солнце, вода и земля. Круг можно рассматривать как символ плодоносящей силы земли. Верхний пирог символизирует Бога, средний солнце, нижний землю. Сейчас бабушка учит меня печь пироги. Каждый раз я стою рядом, помогаю и отрабатываю навыки, ведь не так это просто испечь настоящий осетинский пирог.
Почетное место в нашей культуре занимает танцевальное искусство. Есть несколько видов танцев: массовый танец «Симд», парный танец (Тымбыл кафт), медленный танец (Хонгæкафт). Каждый из танцев имеет свою музыку, исполняемую на осетинской гармони (Фæндыр), свою схему и свою историю. Танцевали у осетин всегда с древних времен и до нашего поколения. Ни один праздник не обходится у нас без национальных танцев. Я хожу на танцы уже четвертый год. По красоте и величию среди осетинских танцев особое место в моем сердце занимает Симд. По моему мнению, именно в этом танце передается величие, мужество, сила и скромность осетин.
Как и любая семья в Осетии, наша семья с большим почтением отмечает все национальные праздники. В такие дни бабушка печет заветные три пирога, мы с мамой накрываем на стол, а папа с чашей пива возносит молитвы в честь праздника. Традиционная осетинская культура является визитной карточкой осетинского народа. Осетинские обычаи – это призыв к сердцу народа чтить и возносить достояние своей нации.
Совсем скоро наступает великий светлый праздник Джеоргуыба, поэтому желаю всем мира и благополучия.