Программа внеурочной деятельности «Культура моего народа» (5 класс)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ШКОЛА С. КИВАТЬ ИМ.Д.Т.Н.А.И.ФИОНОВА
КУЗОВАТОВСКОГО РАЙОНА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
РАССМОТРЕНО |
СОГЛАСОВАНО |
УТВЕРЖДАЮ |
на заседании ПС |
Заместитель директора по УВР |
Директор МОУ СШ с. Киватьим.д.т.н. А.И. Фионова |
Протокол № __1__ от « 30 » августа 2017г |
_____________ Лютина В.Ф. «___» __________ 2017 г. |
___________Мелешкина О.В. Приказ № 139от 30.08.2017г. |
Рабочая программа
Наименование внеурочной деятельности Культура моего народа
Класс: 5
Уровень общего образования: основное общее
Учитель эрзянского языка Кочаева Анна Петровна
Срок реализации программы: 2017-2018 уч. год.
Количество часов по учебному плану: всего 34 часа в год; в неделю 1 час.
Планирование составлено на основе программы: Кочеваткина О. В., Ивлюшкина Н. И. Программа по изучению эрзянского языка в школах с русским или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся (четвертый год обучения – 5 класс). [Текст] / О. В. Кочеваткина, Н. И. Ивлюшкина. – Саранск: ГУП «Ковылкинская типография», 2009. – 19с.
Учебник: О.В.Кочеваткина., Н.И.Ивлюшкина..С.Ю. Дмитриева. Эрзянский язык . 5 класс: четвертый год
Обучения: учебник для русскоязычных учащихся – Саранск: Мордовское книжное издательство,2010г.
Рабочую программу составила Кочаева А.П.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Культура моего народа» для 5 класса средней общеобразовательной школы составлена на основе программы: Кочеваткина О. В., Ивлюшкина Н. И. Программа по изучению эрзянского языка в школах с русским или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся (четвертый год обучения – 5 класс). [Текст] / О. В. Кочеваткина, Н. И. Ивлюшкина. – Саранск: ГУП «Ковылкинская типография», 2009.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения родного (эрзянского) языка и литературы, которые определены стандартом.
С целью расширения литературоведческой составляющей в данную программу вводится работа с произведениями мордовского народного фольклора. Произведения фольклора является сокровищницей народной педагогики. В традиционных социумах использование колоссального потенциала произведений фольклора позволяло реализовывать программу развития, обучения, воспитания подрастающего поколения.
Объём учебного времени, отводимого на изучение родного (эрзянского) языка и литературы в 3 классе, по программе составляет 2 часа в неделю. Данная рабочая программа составлена с расчётом на 1 час в неделю, т.к. школой выбран федеральный базисный план вариант 1, где не выделены часы на изучение родного (нерусского языка), поэтому из части формируемой участниками образовательного процесса выделен 1 час на изучение родного (нерусского) языка.
Общий объём учебного времени – 34 часа в год. Для этого составлена рабочая программа.
ЦЕЛИ:
-воспитание интереса и уважения к родному языку;
приобщение пятиклассников к языковому миру за счёт расширения спектра лингвокультурологических знаний о регионе;
формирование элементарных коммуникативных умений в четырёх видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме) с использованием мордовского языка с учётом речевых возможностей и потребностей школьников 5 класса; положительного настроя к дальнейшему изучению мордовского языка;
ознакомление обучающихся с песенным, стихотворным и сказочным фольклором, с доступными детям образцами детской художественной литературы на мордовских языках;
усвоение элементарных сведений о лексической, фонетической, грамматической системах мордовских языков;
формирование умения пользоваться языковой и контекстуальной догадкой (определять содержание текста по его заголовку или началу), а также двуязычными словарями.
Задачи:
познакомить учащихся с эрзянским языком как частью финно-угорской системы языков;
расширить знания учащихся об истории, культуре края, традициях и обычаях местных жителей на основе погружения в язык;
показать лексические, фонетические, морфологические особенности мордовских языков, раскрыть пути языкового обогащения;
сформировать представление о языке как культурно-исторической среде, воплощающей в себе историю, обычаи, традиции края;
научить связно излагать свои мысли на эрзянском языке на региональные темы (природа, культура, экономика и т.д.).
В результате изучения эрзянского языка ученик должен владеть следующими способами познавательной деятельности:
- применять информационные умения, обеспечивающие самостоятельное приобретение знаний; ориентироваться в письменном тексте и аудиотексте на эрзянском языке;
- выделять, обобщать и фиксировать необходимую информацию из различных источников; понимать контекстуальное значение языковых средств, отражающих особенности мордовской культуры;
- пользоваться языковой и контекстуальной догадкой (определять содержание текста по его заголовку или началу), использовать текстовые опоры различного рода (сноски, комментарии, схемы, таблицы и др.), а также двуязычные словари;
- давать аргументированную оценку изученной в классе темы, формулировать свою позицию, отстаивать ее,участвуя в диалоге или дискуссии.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Личностными результатами освоения учащимися программы по эрзянскому языку и литературе являются:
понимание эрзянского языка как одной из основных национально- культурных ценностей мордовского народа: определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
осознание эстетической ценности эрзянского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить родной язык;
освоение национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
Метапредметные результаты освоения учащимися программы по эрзянскому языку и литературе.
В области говорения:
вести диалог, используя оценочные суждения, в ситуациях официального и неофициального общения (в рамках тематики старшего этапа обучения), беседовать о себе, о своих планах; участвовать в дискуссии при обсуждении проблем или в связи с прочитанным (прослушанным) текстом, в том числе профильным, соблюдая правила речевого этикета;
рассказывать о себе, своем окружении, рассуждать в рамках пройденной тематики и проблематики;
представлять социокультурный портрет своей республики, страны; делать сообщения.
В области аудирования:
относительно полно и точно понимать высказывания собеседника в распространенных стандартных ситуациях повседневного общения;
понимать основное содержание и извлекать необходимую информацию из аудио- и видеотекстовразличных жанров: функциональных (объявления, прогноз погоды и др.), публицистических (интервью, репортаж и др.), соответствующих тематике данной ступени обучения.
В области чтения:
читать тексты различных жанров: публицистические, художественные, научно-популярные, а также профильные, используя основные виды чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое/просмотровое), в зависимости от коммуникативной задачи.
В области письменной речи:
писать личное и деловое письмо, заполнять анкету, письменно излагать сведения о себе, делать выписки из текста.
Предметными результатами освоения учащимися программы по эрзянскому языку и литературе является распознавание в речи и воспроизведение
Имя существительное: постоянные признаки:
-собственное и нарицательное;
- одушевленное и неодушевленное;
Непостоянные признаки:
- число;
- склонение;
- падеж
Образование существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами ине\ыне.
Имя прилагательное:
-лексическое значение;
-разряды.
Образование прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами -ине/ -ыне.
Словосочетание «прилагательное + существительное»
Образование прилагательных от существительных при помощи суффиксов –в. –й. –нь.
Послелог:
- значение послелогов;
-их использование в словосочетаниях и предложениях.
Глагол:
-образование неопределенной формы глагола при помощи суффиксов –мс, -мо/-ме;
-вид (однократный, многократный);
-наклонение (изъявительное, повелительное, побудительное)
-время (наст., будущее, прошедшее)
-лицо
Словосочетание «глагол + сущ.»
Простое предложение.
Повторение и систематизация материала, изученного в 1-5 классах.
Языковая компетенция
Особенностями предлагаемой программы являются:
Принципиальная ориентация на современный эрзянский литературный язык, использующийся в СМИ, произведениях художественной литературы и других источниках.
2.Ориентация на новую эрзянскую орфографию, принятую в 1993 году.
3.Единство аспектов (фонетического, орфографического, лексического, грамматического) и их включение в единую фабулу урока.
4.Учёт максимального количества разнообразных типов и видов упражнений, современных игровых и других обучающих, а также тестовых методик.
5.Разработка лексического минимума с учётом сочетаемости языковых единиц, наиболее употребительных значений, фразеологических единиц и клише.
6.Системность всего курса, обязательность повторения фонетического, лексического и грамматического материала, постепенное нарастание сложности изучаемого материала.
Этапы работы над усвоением новых слов:
Введение новых слов.
Активизация слов.
Проверка усвоения слов.
Включение слов в связную речь.
Употребление новых слов в различных типовых предложениях.
Проверка прочности усвоения.
Объяснение значения новых слов.
1. Объяснение значения новых слов с применением различных средств наглядности (показ предмета, действия, картинки).
2.Перевод незнакомого слова на родной язык детей.
1. Тематический аспект
1. Моя семья и я. Знакомство. Семья (члены семьи, возраст, внешность, профессии). Мой дом, квартира, комната. Помощь старшим. Посещение и приём гостей. Покупки (еда, одежда). Любимая игрушка, мультфильм, книга. Занятия спортом, музыкой. Праздники. Обычный и выходной день.
2. Мои друзья и я. Друзья (имя, возраст, внешность, характер, увлечения, семья). Совместные занятия и игры. Любимое домашнее животное.
3. Моя школа. Школьные принадлежности. Учебные предметы. Занятия на уроке. Классная комната.
4. Мир вокруг меня. Родной город/село. Времена года. Погода. Дикие и домашние животные.
5. Республика Мордовия. Столица, города. Любимые сказки, песни, стихи, игры мордовского народа.
2. Речевой аспект
Говорение. Диалогическая речь. Приветствие и прощание. Знакомство, представление друга. Просьба, приглашение к действию с использованием утвердительных, побудительных предложений. Согласие/несогласие, благодарность, желание/нежелание. Пожелание, приглашение, поздравление и реагирование на них положительно/отрицательно, с использованием простых речевых клише. Ведение элементарного диалога в ситуациях повседневного общения в связи с прочитанным или прослушанным произведением детского фольклора.
Аудирование. Понимание речи учителя. Понимание речи собеседников в процессе диалогического общения на уроке. Полное понимание небольших простых сообщений, сказок, рассказов на основе языковой догадки и средств изобразительной наглядности.
Чтение. Техника чтения вслух: соотнесение графического образа слова со звуковым; соблюдение ударения в словах, фразах; соблюдение интонации. Понимание при чтении про себя текстов, построенных на изученном материале.
Письмо и письменная речь. Списывание текста, выписывание из него слов, словосочетаний, простых предложений. Заполнение простой анкеты.
3. Языковой аспект
Произносительная сторона речи. Произношение всех звуков мордовского языка. Членение предложений на смысловые группы. Соблюдение интонации основных коммуникативных типов предложения: повествовательного (утвердительного и отрицательного), вопросительного (общий и специальный вопрос), побудительного, восклицательного.
Лексическая сторона речи. Лексические единицы, обслуживающие ситуации общения в пределах тематики начального этапа в объёме 200 лексических единиц для двустороннего (рецептивного и продуктивного) усвоения и 100 лексических единиц для рецептивного усвоения. Простейшие устойчивые словосочетания, оценочная лексика и реплики-клише как элементы речевого этикета.
Грамматическая сторона речи. Основные коммуникативные типы простого предложения (утвердительные, вопросительные, отрицательные). Общие и специальные вопросы. Побудительные предложения в утвердительной и отрицательной формах. Простые распространенные предложения. Предложения с однородными членами.
Формы организации учебного процесса:
индивидуальные;
групповые;
индивидуально- групповые;
фронтальные
Содержание программы
I четверть (8 часов)
Темы уроков:
Повторение пройденного материала. Летние каникулы (1 ч.)
Времена года. Дары осени (1 ч.)
Школьные принадлежности (1 ч.)
Путешествие и виды транспорта (1 ч.)
Словари, разговорники эрзянского языка (1 ч.)
Празднование дня рождения, семейные традиции (1 ч.)
Мой город, мое село (1 ч.)
Писатели и поэты Мордовии. Мой любимый писатель, поэт (1 ч.)
II четверть ( 7 часов)
Темы уроков:
Повторение материала, пройденного в первой четверти (1 ч.)
Портрет друга, подруги (1 ч.)
Знакомство с детским журналом «Чилисема» (1 ч.)
Профессия родителей, сестры, брата. Моя любимая профессия (1 ч.)
Характеристика класса (состав, пол, возраст, успеваемость класса (1 ч.)
Зимние забавы. Приметы зимы (1 ч.)
–Костюм (национальный, женский (1 ч.)
III четверть ( 10 часов)
Темы уроков:
Повторение материала, пройденного во второй четверти (1 ч.)
Подготовка к празднованию Нового года и Рождества. Празднование Нового года у других финно-угорских народов (1 ч.)
Колядки (1 ч.)
23 февраля - День мужества (1 ч.)
Распорядок дня (1 ч.)
8 Марта – Международный женский день (1 ч.)
Приметы весны (1 ч.)
Птицы (привычки, повадки, отличительные признаки) (1 ч.)
Еда, напитки (национальные) (1 ч.)
Знакомство с героями мордовских сказок. Сказка «Куйгорож» (1 ч.)
IV четверть ( 8 часов)
Темы уроков:
Повторение материала, пройденного в третьей четверти (1 ч.)
Весенние праздники. 1 апреля – День смеха. Пасха (1 ч.)
Знакомство с журналом «Сятко» (1 ч.)
Одежда, обувь (весенняя, летняя) (1 ч.)
Экскурсии по родному городу (1 ч.)
Мордовские народные игры (2 ч.)
Здоровье. Гигиена. Части тела (1 ч.)
Мы собираемся на каникулы: планы на лето (1 ч.)
Планируемые результаты
I. 1. Относительно правильно произносить уже известные, а также новые эрзянские звукосочетания, слова и фразы, соблюдая наиболее важные интонационные правила: ударение в слове, фразе, восходящую и нисходящую мелодии.
2. Закрепить словарный запас, приобретенный ранее, и овладеть новым. Его объем — примерно 180 лексических единиц (ЛЕ), включая также устойчивые словосочетания и обороты речи.
3. Более сознательно грамматически оформлять свою речь в ходе решения как уже известных, так и новых коммуникативных задач, оперируя всеми основными типами эрзянского простого предложения: утверждением, вопросом, возражением, восклицанием.
4. Расширить представление и развивать знания о некоторых основополагающих языковых правилах/закономерностях, например: о постоянных и непостоянных признаках существительных: множественное число существительных, падежи, уменьшительно-ласкательные суффиксы; разряды прилагательных; неопределенная форма глагола и другие.
II. 1. Закрепить умения решать уже известные коммуникативные задачи, а также новые в русле говорения:
а)—приветствовать сверстника, взрослого, используя вариативные формы приветствия;
— давать краткие сведения о себе, других и запрашивать аналогичную информацию у партнера;
—что-то утверждать, подтверждать;
—выражать сомнение, переспрашивать;
— возражать;
— запрашивать информацию с помощью вопросительных предложений с вопросительными словами: „кие?, мезе?, косо?, кона?
— о чем-то просить (с помощью повелительных предложений);
— выражать мнение, оценку, используя оценочную лексику, клише: „Шумбрат/ Шумбра чи!, Кода тевтне? Сюкпря! Мон содаса! И т.д.
— соблюдать речевой этикет при непосредственном общении: знать, как обратиться к сверстнику, взрослому, как поблагодарить, начать разговор, завершить его и т. п.;
б) вести ритуализированные диалоги в таких типичных ситуациях общения, как «Знакомство», «Встреча», «Разговор по телефону» (о том, кто что делает, приглашение прийти и т. п.), «Обмен впечатлениями» (о каникулах, о погоде, о празднике и др.);
в) уметь делать краткие связные сообщения: описывать, характеризовать, рассказывать о себе, своей семье, о погоде в разное время года, о каникулах, животных, а также кратко выражать свое мнение.
2. Уметь решать следующие коммуникативные задачи в области аудирования:
— понимать речь учителя по ведению урока;
— распознавать и полностью понимать речь одноклассника в ходе диалогического общения с ним;
— распознавать на слух и полностью понимать монологическое высказывание соученика, построенное на знакомом языковом материале;
— понимать в целом основное содержание связного сообщения учителя, диктора, включающего некоторые незнакомые явления,опираясь на языковую догадку.
3.Уметь решать следующие коммуникативные задачи в русле чтения:
а) с полным пониманием читаемого:
— прогнозировать общее содержание текста по заголовку, иллюстрациям;
— зрительно воспринимать текст, узнавая знакомые слова, грамматические явления;
— догадываться о значении отдельных незнакомых слов по сходству с русским языком, по контексту;
— определять значение незнакомого слова по данному в учебнике переводу, а также самостоятельно с помощью эрзянско-русского словаря (в учебнике);
—находить в тексте требуемую информацию;
—кратко выражать оценку прочитанного;
б)с пониманием основного содержания:
— осуществлять те же действия с текстом, но с установкой понять только основное, в целом охватить его содержание, не стремясь понять каждое слово, лишь в случае необходимости обращаясь к словарю;
— опускать избыточную информацию.
4. Совершенствовать технику письма и письменные речевые умения:
— уметь кратко письменно излагать сведения о себе, о других, о погоде, описать картинку;
— уметь написать поздравительную открытку, приглашение (по образцу).
СПОСОБЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Оценка личностных результатов в текущем образовательном процессе проводится на основе соответствия
ученика следующим требованиям:
- понимание эрзянского языка как одной из основных национально-культурных ценностей мордовского народа;
- определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных
качеств личности;
- достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для ведения диалога и монолога
в рамках тематики начального этапа;
- способность к самооценке на основе наблюдения над собственной речью;
- прилежание и ответственность за результаты обучения;
- наличие позитивной ценностно-смысловой установки ученика, формируемой средствами эрзянского языка и
литературы как учебного предмета;
- активность и инициативность во время работы в группах и при выполнении учебных проектов.
Оценивание метапредметных результатов ведётся по следующим позициям:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
- владение разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым);
- способность к сотрудничеству и коммуникации;
- способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Оценка достижения учеником метапредметных результатов осуществляется по итогам выполнения
проверочных работ, в рамках системы текущей, тематической и промежуточной оценки. Главной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.
Основным объектом оценки предметных результатов является способность ученика к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач на основе изучаемого учебного материала, в том числе:
- усвоение элементарных коммуникативных умений в четырёх видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме) с использованием эрзянского языка с учётом речевых возможностей и потребностей младших школьников;
- знание обучающимися песенного, стихотворного и сказочного фольклора, доступных детям младшего школьного возраста образцов детской художественной литературы на мордовских языках;
- овладение элементарными сведениями о лексической, фонетической, грамматической системе эрзянского языка;
- умение пользоваться языковой и контекстуальной догадкой (определять содержание текста по его заголовку или началу), а также двуязычными словарями.
Учебно – тематический план.
№ урока |
Содержание учебного материала |
Количество часов |
1 |
Летние каникулы. |
1 |
2 |
Времена года. Дары осени. |
1 |
3 |
Школьные принадлежности. |
1 |
4 |
Путешествие и виды транспорта. |
1 |
5 |
Словари, разговорники эрзянского языка. |
1 |
6 |
Празднование дня рождения, семейные традиции. |
1 |
7 |
Мой город, мое село. |
1 |
8 |
Писатели и поэты Мордовии. Мой любимый писатель, поэт |
1 |
9 |
Повторение материала, пройденного в первой четверти (Мон ды пертьпельксэм) (Я и моё окружение). |
1 |
10 |
Портрет друга, подруги. |
1 |
11 |
Работа с детским журналом «Чилисема». |
1 |
12 |
Профессия родителей, сестры, брата. Моя любимая профессия. |
1 |
13 |
Характеристика класса (состав, пол, возраст, успеваемость класса, увлечения, совместные праздники). |
1 |
14 |
Зимние забавы. Приметы зимы. |
1 |
15 |
Костюм национальный (женский, мужской). |
1 |
16 |
Повторение материала, пройденного во второй четверти. |
1 |
17 |
Подготовка к празднованию Нового года и Рождества. Празднование Нового года у других финно-угорских народов. |
1 |
18 |
Колядки. |
1 |
19 |
23 февраля - День мужества. |
1 |
20 |
Распорядок дня. |
1 |
21 |
8 Марта – Международный женский день. |
1 |
22 |
Приметы весны. |
1 |
23 |
Птицы (привычки, повадки, отличительные признаки). |
1 |
24 |
Еда, напитки (национальные). |
1 |
25 |
Знакомство с героями мордовских сказок. Сказка «Куйгорож». |
1 |
26 |
Повторение материала, пройденного в третьей четверти. |
1 |
27 |
Весенние праздники. 1 апреля – День смеха. Пасха. |
1 |
28 |
Знакомство с журналом «Сятко». |
1 |
29 |
Одежда, обувь (весенняя, летняя). |
1 |
30 |
Экскурсии по родному городу. |
1 |
31-32 |
Мордовские народные игры. |
2 |
33 |
Здоровье. Гигиена. Части тела. |
1 |
34 |
Мы собираемся на каникулы: планы на лето. |
1 |
Всего |
34ч |
Приложение 1
Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом:
Для учителя:
1. Кочеваткина О. В., Ивлюшкина Н. И. Программа по изучению эрзянского языка в школах с русским или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся (четвертый год обучения – 5 класс). [Текст] / О. В. Кочеваткина, Н. И. Ивлюшкина. – Саранск: ГУП «Ковылкинская типография», 2009. – 19с.
2. О.В.Кочеваткина. Н.А.Кочеваткина. Методические рекомендации по эрзянскому языку для 5 класса для школ с русским или смешанным контингентом обучающихся. Саранск: Мордовское книжное издательство, – 2012г.
3. О.В.Кочеваткина. Н.И.Ивлюшкина. С.Ю.Дмитриева. Эрзянский язык. Учебник для 5 класса. – Саранск: Мордовское книжное издательство, – 2010г.
Для учащихся:
1.О.В.Кочеваткина. Н.И.Ивлюшкина. С.Ю.Дмитриева. Эрзянский язык. Учебник для 5 класса. – Саранск:
Мордовское книжное издательство, 2010г
Приложение 2
Список литературы.
Брыжинский.А.И., О.В.Пашутина, Е.И. Чернов. Писатели Мордовии: Библиографический указатель. - Саранск: Мордовское книжное издательство, 2001г.
Брыжинский.В.С. Серебряные цепочки. - Саранск: Мордовское книжное издательство, 2002г
Вихляев.В.И. Древняя Мордва. - Саранск. Фонд «Открытая Мордовия». Издательский центр ИСИ МГУ им.Н.П.Огарева. 2007г.
Корнишина.Г.А. Календарные и обрядовые праздники мордвы. – Саранск. ООО «Бьюти» издатель Константин Шапкарин, 2010г.
Ручин. А.Б. Природа мордовского края. – Саранск. Фонд «Открытая Мордовия». Издательский центр ИСИ МГУ им.Н.П.Огарева. 2008г.
Седова. Л.В. Легенды и предания мордвы.- Саранск: Мордовское книжное издательство, 2002г.
Мокшин.Н.Ф. Мы – Мордва! - Саранск. Фонд «Открытая Мордовия». Издательский центр ИСИ МГУ им.Н.П.Огарева. 2007г.
Щемерова В.С. Эрзянско – русский, русско – эрзянский словарь. – Саранск. Мордовское книжное издательство. 1993г.
Приложение3
Календарно-тематическое планирование
№ |
Тема урока |
Кол-во час. |
Тип урока |
Планируемые результаты освоения материала |
Формы организации. учебной деятельности. |
Оборудование, ЭОР |
Система контроля |
Дата проведения |
||||
предметн. |
план |
факт |
||||||||||
метапредм. |
личностн. |
|||||||||||
1 |
Летние каникулы. |
1 |
Комбинированный |
Уметь использовать в своей речи имена существительные |
Владение всеми видами речевой деятельности |
Осознание роли родного языка в жизни человека |
Фронтально-индивидуальная работа |
ПК, экран, проектор, презентация,кроссворд |
Творческое задание |
|||
2 |
Времена года. Дары осени.. |
1 |
Комбинированный |
Уметь использовать в своей речи имена существительные |
Владение всеми видами речевой деятельности |
Стремление к речевому совершенствованию |
Фронтальная работа |
ПК, экран, проектор, презентация |
Творческое задание |
|||
3 |
Школьные принадлежности |
1 |
Комбинированный |
Уметь использовать в речи одушевленные и неодушевленные имена существительные |
Владение всеми видами речевой деятельности |
Освоение форм речевой коммуникации в различных жизненных ситуациях |
Фронтальная работа |
В.С. Щемерова «Эрзянь-рузонь валкс. Русско-эрзянский словарь»; Д.В. Цыганкин «Занимательной грамматика. (Эрзянь школанень пособия)». Саранск, 1974. |
Творческое задание |
|||
4 |
Путешествие и виды транспорта |
1 |
Комбинированный |
Уметь употреблять в речи изученные части речи |
Применение приобретённых знаний в повседневной жизни |
Освоение форм речевой коммуникации в различных жизненных ситуациях |
Фронтальная работа |
ПК, экран, проектор, презентация |
Творческое задание |
|||
5 |
Словари, разговорники эрзянского языка. |
1 |
Комбинированный |
Уметь использовать в речи собственные и нарицательные имена существительные |
Применение приобретённых знаний в повседневной жизни |
Стремление к речевому совершенствованию |
Фронтально-индивидуальная работа |
ПК, экран, проектор, словарь |
Творческое задание |
|||
6 |
Празднование дня рождения, семейные традиции. . |
1 |
Комбинированный |
Уметь пользоваться в речи существительными в единственном и множественном числе. |
Овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему |
Осознание эстетической ценности эрзянского языка; уважительное отношение к родному языку, мордовской культуре |
Фронтальная работа |
ПК, экран, проектор, словарь |
Творческое задание |
|||
7 |
Мой город, мое село. |
1 |
Комбинированный |
Уметь пользоваться в речи указательным и притяжательным склонением имен существительных |
Формирование умений пользоваться падежами в речи |
Стремление к речевому совершенствованию |
Фронтальная работа |
ПК, экран, проектор, словарь |
Творческое задание |
|||
8 |
Писатели и поэты Мордовии. Мой любимый писатель, поэт. |
1 |
Комбинированный |
Уметь пользоваться падежами в речи |
Применение приобретённых знаний в повседневной жизни |
Стремление к речевому совершенствованию |
Фронтально-индивидуальная работа |
ПК, экран, проектор, презентация, карточки с изображением мордовских писателей. |
Творческое задание |
|||
9 |
Повторение материала, пройденного в первой четверти (Мон ды пертьпельксэм) (Я и моё окружение) |
1 |
Комбинированный |
Уметь использовать в речи изученные части речи. |
Формирование коммуникативных навыков; развитие логического мышления |
Осознание эстетической ценности эрзянского языка; уважительное отношение к родному языку, мордовской культуре |
Фронтальная работа |
ПК, экран, проектор |
Проверочная работа |
|||
10 |
Портрет друга, подруги. |
1 |
Комбинированный |
Уметь пользоваться в речи существительными в дательном и отложительном падежах |
Применение приобретённых знаний в повседневной жизни |
Стремление к речевому совершенствованию |
Фронтальная работа |
ПК, экран, проектор, карточки с существительными в дательном и отложительном падежах. |
Творческое задание |
|||
11 |
Работа с детским журналом «Чилисема» |
1 |
Комбинированный |
Уметь пользоваться в речи существительными в местном и исходном падежах; |
Применение приобретённых знаний в повседневной жизни |
Стремление к речевому совершенствованию |
Фронтально-индивидуальная работа |
журналы «Чилисема». |
Творческое задание |
|||
12 |
Профессия родителей, сестры, брата. Моя любимая профессия |
1 |
Комбинированный |
Уметь пользоваться в речи существительными в направительном и вносительном падежах |
Применение приобретённых знаний в повседневной жизни |
Осознание эстетической ценности эрзянского языка; уважительное отношение к родному языку, мордовской культуре |
Фронтально-индивидуальная работа |
ПК, экран, проектор, презентация |
Творческое задание |
|||
13 |
Характеристика класса (состав, пол, возраст, успеваемость класса, увлечения, совместные праздники) |
1 |
Комбинированный |
Уметь пользоваться в речи существительными в переместительном и превратительном падежах |
Владение всеми видами речевой деятельности |
Освоение форм речевой коммуникации в различных жизненных ситуациях |
Фронтальная работа |
ПК, экран, проектор |
Творческое задание |
|||
14 |
Зимние забавы. Приметы зимы |
1 |
Комбинированный |
Уметь пользоваться в речи существительными в сравнительном и изъятельном падежах |
Применение приобретённых знаний в повседневной жизни |
Осознание эстетической ценности эрзянского языка; уважительное отношение к родному языку, мордовской культуре |
Фронтально-индивидуальная работа |
ПК, экран, проектор, презентация |
Творческое задание |
|||
15 |
Костюм национальный (женский, мужской) |
1 |
Комбинированный |
Уметь пользоваться в речи существительными с уменьшительно-ласкательными суффиксами -ине/-ыне; |
Формирование способности извлекать информацию из различных источников; - овладение приемами отбора и систематизации материала на данную тему; |
Понимание мордовской культуры как одной из основных ценностей мордовского народа, её значении в дальнейшем обучении и всей жизни; |
Фронтально-индивидуальная,групповая работа |
ПК, экран, проектор, презентация книга «Мордовский народный костюм», Р.Н.Бузакова и Р.С.Ширманкина «Эрзянь-рузонь валкс. Эрзянско-русский словарь». |
Творческое задание |
|||
16 |
Повторение материала, пройденного во второй четверти |
1 |
Комбинированный |
Уметь использовать в речи изученные части речи. |
Формирование коммуникативных навыков; развитие логического мышления |
Осознание эстетической ценности эрзянского языка; уважительное отношение к родному языку, мордовской культуре |
Проверочная работа |
ПК, экран, проектор |
Творческое задание |
|||
17 |
Подготовка к празднованию Нового года и Рождества. Празднование Нового года у других финно-угорских народов |
1 |
Комбинированный |
Уметь использовать в речи имена прилагательные |
Применение приобретённых знаний в повседневной жизни |
Осознание эстетической ценности эрзянского языка; уважительное отношение к родному языку, мордовской культуре |
Фронтльная, групповая работа |
ПК, экран, проектор, презентация |
Творческое задание |
|||
18 |
Колядки |
1 |
Комбинированный |
Уметь использовать в речи качественные прилагательные |
Применение приобретённых знаний в повседневной жизни |
Понимание мордовской культуры как одной из основных ценностей мордовского народа, её значении в дальнейшем обучении и всей жизни |
Фронтально-индивидуальная работа |
ПК, экран, проектор, презентация, книга «Устно-поэтическое творчество мордвы». |
Творческое задание |
|||
19 |
23 февраля - День мужества |
Комбинированный |
Уметь использовать в речи качественные прилагательные |
Формирование коммуникативных навыков; развитие логического мышления |
Освоение форм речевой коммуникации в различных жизненных ситуациях |
Фронтально- индивидуальная работа |
ПК, экран, проектор, презентация |
Творческое задание |
||||
20 |
Распорядок дня |
1 |
Комбинированный |
Уметь использовать в речи уменьшительно-ласкательные суффиксы имени прилагательного |
Применение приобретённых знаний в повседневной жизни |
Осознание эстетической ценности эрзянского языка; уважительное отношение к родному языку, мордовской культуре |
Фронтальная работа |
ПК, экран, проектор, презентация |
Творческое задание |
|||
21 |
8 Марта – Международный женский день |
1 |
Комбинированный |
Уметь использовать в речи словосочетания «существительное+прилагательное». |
Формирование коммуникативных навыков; развитие логического мышления |
Освоение форм речевой коммуникации в различных жизненных ситуациях |
Фронтальная,групповая работа |
ПК, экран, проектор, презентация |
Творческое задание |
|||
22 |
Приметы весны |
1 |
Комбинированный |
Уметь образовывать прилагательные от существительных при помощи суффиксов –в, -й ; -нь |
Применение приобретённых знаний в повседневной жизни |
Осознание эстетической ценности эрзянского языка; уважительное отношение к родному языку |
Фронтально-индивидуальная работа |
ПК, экран, проектор, презентация |
Творческое задание |
|||
23 |
Птицы (привычки, повадки, отличительные признаки) |
1 |
Комбинированный |
Уметь использовать в речи послелоги |
Владение всеми видами речевой деятельности |
Умение видеть прекрасное во всех проявлениях природы в любое время года |
Фронтально- ндивидуальна работа |
ПК, экран, проектор, презентация карточки с изображением диких и домашних птиц. |
Творческое задание |
|||
24 |
Еда, напитки (национальные) |
1 |
Комбинированный |
Уметь использовать в речи глаголы |
Применение приобретённых знаний в повседневной жизни |
Понимание мордовской культуры как одной из основных ценностей мордовского народа, её значении в дальнейшем обучении и всей жизни |
Фронтальная,групповая работа |
ПК, экран, проектор, презентация, книга «Мордовская кухня» |
Творческое задание |
|||
25 |
Знакомство с героями мордовских сказок. Сказка «Куйгорож» |
1 |
Комбинированный |
Уметь употреблять в речи изученные части речи |
Формирование коммуникативных навыков; развитие логического мышления |
Осознание эстетической ценности эрзянского языка; уважительное отношение к родному языку, мордовской культуре |
Фронтальная, групповая работа |
ПК, экран, проектор, презентация, фильм |
Творческое задание |
|||
26 |
Повторение материала, пройденного в третьей четверти |
1 |
Комбинированный |
Уметь использовать в речи изученные части речи |
Формирование коммуникативных навыков; развитие логического мышления |
Осознание эстетической ценности эрзянского языка; уважительное отношение к родному языку, мордовской культуре |
Фронтально-индивидуальная работа |
ПК, экран, проектор |
Проверочная работа |
|||
27 28 |
Весенние праздники. 1 апреля – День смеха. Пасха |
2 |
Комбинированный |
Уметь употреблять изученные части речи |
Применение приобретённых знаний в повседневной жизни |
Любви к природе, умение видеть прекрасное во всех проявлениях природы в любое время года |
Фронтальная работа |
ПК, экран, проектор, презентация. |
Творческое задание |
|||
29 |
Знакомство с журналом «Сятко» |
1 |
Комбинированный |
Уметь использовать в речи глаголы прошедшего времени |
Умение вести самостоятельный поиск информации |
Осознание эстетической ценности эрзянского языка; уважительное отношение к родному языку, мордовской культуре |
Фронтальная, групповая работа |
ПК, экран, Проектор, Журнал «Сятко» |
Творческое задание |
|||
30 |
Одежда, обувь (весенняя, летняя) |
1 |
Комбинированный |
Уметь использовать в речи глаголы будущего времени |
Применение приобретённых знаний в повседневной жизни |
Освоение форм речевой коммуникации в различных жизненных ситуациях. |
Фронтальная работа |
ПК, экран, проектор, презентация, книга «Одежда мордовского народа» |
Творческое задание |
|||
31 |
Экскурсии по родному городу |
1 |
Комбинированный |
Уметь использовать в речи словосочетания «глагол + существительное» |
Освоение форм речевой коммуникации в различных жизненных ситуациях. |
Фронтальная работа |
ПК, экран, проектор, презентация, |
Творческое задание |
||||
32 |
Мордовские народные игры |
1 |
Комбинированный |
Уметь использовать в речи формы сложных слов |
Применение приобретённых знаний в повседневной жизни |
Осознание эстетической ценности эрзянского языка; уважительное отношение к родному языку, мордовской культуре |
Фронтальная,групповая работа |
ПК, экран, Проектор, В.С.Брыжинс кий «Мордовские народные игры». |
Творческое задание |
|||
33 |
Здоровье. Гигиена. Части тела |
1 |
Комбинированный |
Уметь использовать в речи простые предложения |
Применение приобретённых знаний в повседневной жизни |
Освоение форм речевой коммуникации в различных жизненных ситуациях |
Фронтально-индивидуальная работа |
ПК, экран, проектор, презентация, |
Творческое задание |
|||
34 |
Мы собираемся на каникулы: планы на лето |
1 |
Комбинированный |
Уметь употреблять изученные части речи |
Формирование коммуникативных навыков; развитие логического мышления |
Осознание эстетической ценности эрзянского языка; уважительное отношение к родному языку, мордовской культуре |
Фронтальная работа |
ПК, экран, проектор, презентация, словарь В. С. Щемеровой «Эрзянь-рузонь валкс. Русско-эрзянский словарь». |
Творческое задание |