Программа внеурочной деятельности «Культура моего народа», 6 класс
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя школа с. Кивать имени д.т.н. А.И.Фионова
Кузоватовского района Ульяновской области
РАССМОТРЕНО |
СОГЛАСОВАНО |
УТВЕРЖДАЮ |
на заседании ПС |
Заместитель директора по УВР |
Директор МОУ СШ с. Кивать им.д.т.н. А.И. Фионова |
Протокол № __1__ от « 30 » августа 2017г |
_____________ Лютина В.Ф. «___» __________ 2017 г. |
___________Мелешкина О.В. Приказ № 139от 30.08.2017г. |
Рабочая программа
Наименование внеурочной деятельности Культура моего народа
Класс: 6
Уровень общего образования: основное общее
Учитель эрзянского языка Кочаева Анна Петровна
Срок реализации программы: 2017-2018уч. год.
Количество часов по учебному плану: всего 34 часа в год; в неделю 1 час.
Планирование составлено на основе программы: Кочеваткина О. В. Программа по изучению эрзянского языка в школах с русским или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся. 6 класс. Пятый год обучения / О. В. Кочеваткина, А.М.Кочеваткин\: М-во образования РМ. – Саранск: Мордовское книжное
издателсьтво,2012г.-24стр.
Учебник: О.В.Кочеваткина., А.М. Кочеваткин. Эрзянский язык . 6 класс: пятый год
обучения: учебник для русскоязычных учащихся – Саранск: Мордовское книжное издательство,2012г.
Рабочую программу составила _____ Кочаева А.П.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Культура моего народа» для 6 класса средней общеобразовательной школы составлена на основе программы: Кочеваткиной О. В., А.М.Кочеваткина. Программа по изучению эрзянского языка в школах с русским или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся. 6класс. Пятый год обучения. обучения / О. В. Кочеваткина, А.М. Кочеваткин \ :Министерство образования РМ. – Саранск: Мордовское книжное издательство,2012г.-24стр;авторская программа Кочаевой А.П.
Объём учебного времени, отводимого на изучение родного (эрзянского) языка и литературы в 3 классе, по программе составляет 2 часа в неделю. Данная рабочая программа составлена с расчётом на 1 час в неделю, т.к. школой выбран федеральный базисный план вариант 1, где не выделены часы на изучение родного (нерусского языка), поэтому из части формируемой участниками образовательного процесса выделен 1 час на изучение родного (нерусского) языка.
Общий объём учебного времени – 34 часа в год. Для этого составлена рабочая программа.
ЦЕЛИ:
соблюдение принципа межъязыковых связей в полиэтническом пространстве
владение разговорной речью в разных ситуациях общения
формирование познавательной, нравственной культуры учащихся
обеспечение активного участия в общественной жизни,успешной организации становления личности
Задачи:
познакомить учащихся с эрзянским языком как частью финно-угорской системы языков;
расширить знания учащихся об истории, культуре края, традициях и обычаях местных жителей на основе погружения в язык;
показать лексические, фонетические, морфологические особенности мордовских языков, раскрыть пути языкового обогащения;
сформировать представление о языке как культурно-исторической среде, воплощающей в себе историю, обычаи, традиции края;
научить связно излагать свои мысли на эрзянском языке на региональные темы (природа, культура, экономика и т.д.).
В результате изучения эрзянского языка ученик должен владеть следующими способами познавательной деятельности:
- ориентироваться в печатном и аудиотеке на эрзянском языке;
-понимать значение некоторых языковых средств;
- пользоваться языковой и контекстуальной догадкой (определять содержание текста по его заголовку или началу), использовать текстовые опоры различного рода (сноски, комментарии, схемы, таблицы и др.), а также двуязычные словари;
- давать аргументированную оценку изученной в классе темы - формулировать свою позицию, отстаивать ее, участвуя в диалоге или дискуссии.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Личностными результатами освоения учащимися программы по эрзянскому языку и литературе являются:
понимание эрзянского языка как одной из основных национально- культурных ценностей мордовского народа: определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
осознание эстетической ценности эрзянского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить родной язык;
освоение национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
Метапредметные результаты освоения учащимися программы по эрзянскому языку и литературе.
В области говорения:
вести диалог, используя оценочные суждения, в ситуациях официального и неофициального общения (в рамках тематики старшего этапа обучения), беседовать о себе, о своих планах; участвовать в дискуссии при обсуждении проблем или в связи с прочитанным (прослушанным) текстом, в том числе профильным, соблюдая правила речевого этикета;
рассказывать о себе, своем окружении, рассуждать в рамках пройденной тематики и проблематики;
представлять социокультурный портрет своей республики, страны; делать сообщения.
В области аудирования:
относительно полно и точно понимать высказывания собеседника в распространенных стандартных ситуациях повседневного общения;
понимать основное содержание и извлекать необходимую информацию из аудио- и видеотекстовразличных жанров: функциональных (объявления, прогноз погоды и др.), публицистических (интервью, репортаж и др.), соответствующих тематике данной ступени обучения.
В области чтения:
читать тексты различных жанров: публицистические, художественные, научно-популярные, а также профильные, используя основные виды чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое/просмотровое), в зависимости от коммуникативной задачи.
В области письменной речи:
писать личное и деловое письмо, заполнять анкету, письменно излагать сведения о себе, делать выписки из текста.
Предметными результатами освоения учащимися программы по эрзянскому языку и литературе является распознавание в речи и воспроизведение
Фонетика и орфография:
- четко произносить и различать на слух все звуки и основные звукосочетания эрзянского языка;
-не оглушать согласные в конце слова;
-произносить гласные без редукции
Лексическая сторона речи:
- овладеть продуктивным лексическим минимумом, который охватывает примерно 500 лексических единиц ( с учетом словарного минимума начального звена обучения);
-знать и владеть основными словообразовательными средствами –суффиксацией и сложением слов.
Морфология
Изучение имени существительного
-лексическое значение;
-одушевленные и неодушевленные;
-падежи;
-склонение (определенное, неопределенное, притяжательное);
-число;
-образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –инее \ ыне.
Изучение имени прилагательного
-лексическое значение;
-разряды (качественные и относительные). Образование прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –инее \ ыне. Образование прилагательных от существительных при помощи суффиксов: -в \ -й (качественных); -нь (относительных)
Послелог:
- значение послелогов;
-их использование в словосочетаниях и предложениях.
Глагол:
-время (наст., будущее, прошедшее);
-лицо (первое, второе, третье);
-число (единственное, множественное).Образование неопределенной формы глагола при помощи суффиксов: -мс, -мо \-ме;
-вид (однократный, многократный).
Лексика
-синонимы;
-антонимы;
-омонимы.
Синтаксис
-словосочетание;
-прилагательное +существительное;
-глагол+ существительное;
-простое предложение
Языковая компетенция
Особенностями предлагаемой программы являются:
1 Ориентация на современный эрзянский литературный язык, использующийся в СМИ, произведениях художественной литературы и других источниках.
2.Ориентация на новую эрзянскую орфографию, принятую в 2010 году.
3.Единство аспектов (фонетического, орфографического, лексического, грамматического) и их включение в единую фабулу урока.
4.Разнобразие типов и видов упражнений, в том числе игровых.
5.Разработка лексического минимума с учётом сочетаемости языковых единиц, наиболее употребительных значений, фразеологических единиц и клише.
6.Системность всего курса, обязательность повторения фонетического, лексического и грамматического материала, постепенное нарастание сложности изучаемого материала.
Этапы работы над усвоением новых слов:
Введение новых слов.
Активизация слов.
Проверка усвоения слов.
Включение слов в связную речь.
Употребление новых слов в различных типовых предложениях.
Проверка прочности усвоения.
Объяснение значения новых слов.
1. Объяснение значения новых слов с применением различных средств наглядности (показ предмета, действия, картинки).
2.Перевод незнакомого слова на родной язык детей.
1. Тематический аспект
1. Моя семья и я. Знакомство. Семья (члены семьи, возраст, внешность, профессии). Мой дом, квартира, комната. Помощь старшим. Посещение и приём гостей. Покупки (еда, одежда). Любимая игрушка, мультфильм, книга. Занятия спортом, музыкой. Праздники. Обычный и выходной день.
2. Мои друзья и я. Друзья (имя, возраст, внешность, характер, увлечения, семья). Совместные занятия и игры. Любимое домашнее животное.
3. Моя школа. Школьные принадлежности. Учебные предметы. Занятия на уроке. Классная комната.
4. Мир вокруг меня. Родной город/село. Времена года. Погода. Дикие и домашние животные.
5. Республика Мордовия. Столица, города. Любимые сказки, песни, стихи, игры мордовского народа.
2. Речевой аспект
Говорение. Диалогическая речь. Приветствие и прощание. Знакомство, представление друга. Просьба, приглашение к действию с использованием утвердительных, побудительных предложений. Согласие/несогласие, благодарность, желание/нежелание. Пожелание, приглашение, поздравление и реагирование на них положительно/отрицательно, с использованием простых речевых клише. Ведение элементарного диалога в ситуациях повседневного общения в связи с прочитанным или прослушанным произведением детского фольклора.
Аудирование. Понимание речи учителя. Понимание речи собеседников в процессе диалогического общения на уроке. Полное понимание небольших простых сообщений, сказок, рассказов на основе языковой догадки и средств изобразительной наглядности.
Чтение. Техника чтения вслух: соотнесение графического образа слова со звуковым; соблюдение ударения в словах, фразах; соблюдение интонации. Понимание при чтении про себя текстов, построенных на изученном материале.
Письмо и письменная речь. Списывание текста, выписывание из него слов, словосочетаний, простых предложений. Заполнение простой анкеты.
3. Языковой аспект
Произносительная сторона речи. Произношение всех звуков мордовского языка. Членение предложений на смысловые группы. Соблюдение интонации основных коммуникативных типов предложения: повествовательного (утвердительного и отрицательного), вопросительного (общий и специальный вопрос), побудительного, восклицательного.
Лексическая сторона речи. Лексические единицы, обслуживающие ситуации общения в пределах тематики начального этапа в объёме 200 лексических единиц для двустороннего (рецептивного и продуктивного) усвоения и 100 лексических единиц для рецептивного усвоения. Простейшие устойчивые словосочетания, оценочная лексика и реплики-клише как элементы речевого этикета.
Грамматическая сторона речи. Основные коммуникативные типы простого предложения (утвердительные, вопросительные, отрицательные). Общие и специальные вопросы. Побудительные предложения в утвердительной и отрицательной формах. Простые распространенные предложения. Предложения с однородными членами.
Формы организации учебного процесса:
индивидуальные;
групповые;
индивидуально- групповые;
фронтальные
Содержание программы
I четверть (8 часов)
Темы уроков:
Повторение пройденного материала. В школу (1 ч.)
Учеба наша главная задача (1 ч.)
Наступила осень (1 ч.)
Эпос «Масторава» Мордовские божества –герои фольклора (2 ч.)
Жизнь в мордовском крае (1 ч.)
Мой друг. Живем на одной улице, в одном доме (1 ч.)
Республика Мордовия (1 ч.)
II четверть ( 8 часов)
Темы уроков:
Моя любимая книга (1 ч.)
Мои любимые животные (1 ч.)
Празднование дня рождения (1 ч.)
Мой брат (сестра) . Любимая игрушка (1 ч.)
Профессии нашей семьи (1 ч.)
Любимые места в городе, селе (1 ч.)
Природа зимой (2 ч.)
III четверть ( 10 часов)
Темы уроков:
Зимние праздники (2 ч.)
Мордовские народные игры (1 ч.)
Река летом и зимой (1 ч.)
Изменения в природе (1 ч.)
Названия месяцев (1 ч.)
Повадки птиц (1 ч.)
Спорт. Знаменитые спортсмены Мордовии (1 ч.)
Пришла весна (1 ч.)
Природа в нашей жизни (1 ч.)
IV четверть ( 8 часов)
Темы уроков:
Весенние праздники (2 ч.)
Экскурсии по родному городу, селу. Улицы родного города, села. (1 ч.)
Путешествие по карте. (2 ч.)
Экскурсия с классом (1 ч.)
Летние каникулы (2 ч.)
Планируемые результаты
I. 1. Относительно правильно произносить уже известные, а также новые эрзянские звукосочетания, слова и фразы, соблюдая наиболее важные интонационные правила: ударение в слове, фразе, восходящую и нисходящую мелодии.
2. Закрепить словарный запас, приобретенный ранее, и овладеть новым. Его объем — примерно 180 лексических единиц (ЛЕ), включая также устойчивые словосочетания и обороты речи.
3. Более сознательно грамматически оформлять свою речь в ходе решения как уже известных, так и новых коммуникативных задач, оперируя всеми основными типами эрзянского простого предложения: утверждением, вопросом, возражением, восклицанием.
4. Расширить представление и развивать знания о некоторых основополагающих языковых правилах/закономерностях, например: о постоянных и непостоянных признаках существительных: множественное число существительных, падежи, уменьшительно-ласкательные суффиксы; разряды прилагательных; неопределенная форма глагола и другие.
II. 1. Закрепить умения решать уже известные коммуникативные задачи, а также новые в русле говорения:
а)—приветствовать сверстника, взрослого, используя вариативные формы приветствия;
— давать краткие сведения о себе, других и запрашивать аналогичную информацию у партнера;
—что-то утверждать, подтверждать;
—выражать сомнение, переспрашивать;
— возражать;
— запрашивать информацию с помощью вопросительных предложений с вопросительными словами: „кие?, мезе?, косо?, кона?
— о чем-то просить (с помощью повелительных предложений);
— выражать мнение, оценку, используя оценочную лексику, клише: „Шумбрат/ Шумбра чи!, Кода тевтне? Сюкпря! Мон содаса! И т.д.
— соблюдать речевой этикет при непосредственном общении: знать, как обратиться к сверстнику, взрослому, как поблагодарить, начать разговор, завершить его и т. п.;
б) вести ритуализированные диалоги в таких типичных ситуациях общения, как «Знакомство», «Встреча», «Разговор по телефону» (о том, кто что делает, приглашение прийти и т. п.), «Обмен впечатлениями» (о каникулах, о погоде, о празднике и др.);
в) уметь делать краткие связные сообщения: описывать, характеризовать, рассказывать о себе, своей семье, о погоде в разное время года, о каникулах, животных, а также кратко выражать свое мнение.
2. Уметь решать следующие коммуникативные задачи в области аудирования:
— понимать речь учителя по ведению урока;
— распознавать и полностью понимать речь одноклассника в ходе диалогического общения с ним;
— распознавать на слух и полностью понимать монологическое высказывание соученика, построенное на знакомом языковом материале;
— понимать в целом основное содержание связного сообщения учителя, диктора, включающего некоторые незнакомые явления,опираясь на языковую догадку.
3.Уметь решать следующие коммуникативные задачи в русле чтения:
а) с полным пониманием читаемого:
— прогнозировать общее содержание текста по заголовку, иллюстрациям;
— зрительно воспринимать текст, узнавая знакомые слова, грамматические явления;
— догадываться о значении отдельных незнакомых слов по сходству с русским языком, по контексту;
— определять значение незнакомого слова по данному в учебнике переводу, а также самостоятельно с помощью эрзянско-русского словаря (в учебнике);
—находить в тексте требуемую информацию;
—кратко выражать оценку прочитанного;
б)с пониманием основного содержания:
— осуществлять те же действия с текстом, но с установкой понять только основное, в целом охватить его содержание, не стремясь понять каждое слово, лишь в случае необходимости обращаясь к словарю;
— опускать избыточную информацию.
4. Совершенствовать технику письма и письменные речевые умения:
— уметь кратко письменно излагать сведения о себе, о других, о погоде, описать картинку;
--- вести эрзянско –русский словарик;
— уметь написать поздравительную открытку, приглашение (по образцу).
СПОСОБЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Оценка личностных результатов в текущем образовательном процессе проводится на основе соответствия
ученика следующим требованиям:
- понимание эрзянского языка как одной из основных национально-культурных ценностей мордовского народа;
- определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных
качеств личности;
- достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для ведения диалога и монолога
в рамках тематики начального этапа;
- способность к самооценке на основе наблюдения над собственной речью;
- прилежание и ответственность за результаты обучения;
- наличие позитивной ценностно-смысловой установки ученика, формируемой средствами эрзянского языка и
литературы как учебного предмета;
- активность и инициативность во время работы в группах и при выполнении учебных проектов.
Оценивание метапредметных результатов ведётся по следующим позициям:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
- владение разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым);
- способность к сотрудничеству и коммуникации;
- способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Оценка достижения учеником метапредметных результатов осуществляется по итогам выполнения
проверочных работ, в рамках системы текущей, тематической и промежуточной оценки. Главной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.
Основным объектом оценки предметных результатов является способность ученика к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач на основе изучаемого учебного материала, в том числе:
- усвоение элементарных коммуникативных умений в четырёх видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме) с использованием эрзянского языка с учётом речевых возможностей и потребностей младших школьников;
- знание обучающимися песенного, стихотворного и сказочного фольклора, доступных детям младшего школьного возраста образцов детской художественной литературы на мордовских языках;
- овладение элементарными сведениями о лексической, фонетической, грамматической системе эрзянского языка;
- умение пользоваться языковой и контекстуальной догадкой (определять содержание текста по его заголовку или началу), а также двуязычными словарями.
Учебно – тематический план
№ урока |
Содержание учебного материала |
Количество часов |
1 |
Повторение пройденного материала. В школу |
1 |
2 |
Учеба наша главная задача |
1 |
3 |
Наступила осень |
1 |
4-5 |
Эпос «Масторава» . Мордовские божества –герои фольклора |
2 |
6 |
Жизнь в мордовском крае |
1 |
7 |
Мой друг. Живем на одной улице, в одном доме |
1 |
8 |
Республика Мордовия |
1 |
9 |
Моя любимая книга |
1 |
10 |
Мои любимые животные |
1 |
11 |
Празднование дня рождения |
1 |
12 |
Мой брат (сестра). Любимая игрушка |
1 |
13 |
Профессии нашей семьи |
1 |
14 |
Любимые места в городе,селе |
1 |
15-16 |
Природа зимой |
2 |
17-18 |
Зимние праздники |
2 |
19 |
Мордовские народные игры |
1 |
20 |
Река летом и зимой |
1 |
21 |
Изменения в природе |
1 |
22 |
Названия месяцев |
1 |
23 |
Повадки птиц |
1 |
24 |
Спорт. Знаменитые спортсмены Мордовии |
1 |
25 |
Пришла весна |
1 |
26 |
Природа в нашей жизни |
1 |
27 |
Весенние праздники |
1 |
28 |
Весенние праздники. |
1 |
29 |
Экскурсии по родному городу, селу. Улицы родного города, села. |
1 |
30-31 |
Путешествие по карте. |
2 |
32 |
Экскурсия с классом |
1 |
33-34 |
Летние каникулы |
2 |
Всего |
34ч |
Приложение 3
Календарно-тематическое планирование
№ п\п |
Тема урока |
Кол-во час. |
Тип урока |
Планируемые результаты освоения материала |
Формы организации. учебной деятельности. |
Оборудование, ЭОР |
Система контроля |
Дата проведения |
|||
предметн. |
метапредм. |
личностн. |
план |
факт |
|||||||
1 |
Повторение пройденного материала. В школу |
1 |
Комбинированный |
Уметь использовать в своей речи имена существительные |
Владение всеми видами речевой деятельности |
Осознание роли родного языка в жизни человека |
Фронтально-индивидуальная работа |
ПК, экран, проектор, презентация, кроссворд Ф.В.Сычков « Под рябиновым кустом» |
Творческое задание |
||
2 |
Учеба наша главная задача. |
1 |
Комбинированный |
Уметь использовать в своей речи имена существительные одушевленные и неодушевленные |
Владение всеми видами речевой деятельности |
Освоение форм речевой коммуникации в различных жизненных ситуациях |
Фронтальная работа |
ПК, экран, проектор, презентация В.С. Щемерова «Эрзянь-рузонь валкс. Русско-эрзянский словарь»; Д.В. Цыганкин «Занимательной грамматика. (Эрзянь школанень пособия)». Саранск, 1974. |
Творческое задание |
||
3 |
Наступила осень |
1 |
Комбинированный |
Уметь использовать в своей речи имена существительные во множественном числе |
Владение всеми видами речевой деятельности |
Освоение форм речевой коммуникации в различных жизненных ситуациях |
Фронтальная работа |
ПК, экран, проектор, презентация |
Творческое задание |
||
4-5 |
Эпос «Масторава» Мордовские божества –герои фольклора |
2 |
Комбинированный |
Уметь употреблять в речи изученные части речи |
Овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему |
Осознание эстетической ценности эрзянского языка; уважительное отношение к родному языку, мордовской культуре |
Фронтальная работа |
ПК, экран, проектор, презентация Н.Г.Юрченкова « Мифология мордовского этноса:генезис и трансформации.Саранск, 2009г Т.Багрова «Легенды и предания мордвы» Саранск: Фонд «открытая Мордовия»,2008г |
Творческое задание |
||
6 |
Жизнь в мордовском крае |
1 |
Комбинированный |
Уметь употреблять в речи изученные части речи. Формирование навыков склонения имен существительных |
Овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему |
Осознание эстетической ценности эрзянского языка; уважительное отношение к родному языку, мордовской культуре |
Фронтальная работа |
Н.М.Арсентьев.В.М.Арсентьев Э.Д.Богатырев «Мордовия в истории России: дорогами тысячелетия» Саранск, 2012г |
Творческое задание |
||
7 |
Мой друг Живем на одной улице, в одном доме |
1 |
Комбинированный |
Формирование умения отличать в эрзянском языке одушевленные и неодушевленные имена существительные |
Формирование коммуникативных навыков; развитие логического мышления |
Стремление к речевому совершенствованию |
Фронтальная работа |
В.С. Щемерова «Эрзянь-рузонь валкс. Русско-эрзянский словарь»; |
Творческое задание |
||
8 |
Республика Мордовия. |
1 |
Комбинированный |
Уметь пользоваться падежами в речи |
Применение приобретённых знаний в повседневной жизни |
Стремление к речевому совершенствованию |
Фронтально-индивидуальная работа |
ПК, экран, проектор, презентация просмотр фильма «Моя Мордовия» |
Творческое задание |
||
9 |
Моя любимая книга |
1 |
Комбинированный |
Уметь использовать в своей речи имена существительные,составлять с ними словосочетания и предложения |
Применение приобретённых знаний в повседневной жизни |
Стремление к речевому совершенствованию |
Фронтально-индивидуальная работа |
В.С. Щемерова «Эрзянь -рузонь валкс. Русско-эрзянский словарь»; карточки |
Творческое задание |
||
10 |
Мои любимые животные |
1 |
Комбинированный |
Уметь употреблять в речи изученные части речи |
Применение приобретённых знаний в повседневной жизни |
Стремление к речевому совершенствованию |
Фронтально-индивидуальная работа |
ПК, экран, проектор, презентация А.Ручин. «Природа мордовского края». Саранск,2007г |
Творческое задание |
||
11 |
Празднование дня рождения |
1 |
Комбинированный |
Уметь ипользовать в речи качественные и относительные имена прилагательные |
Овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему |
Осознание эстетической ценности эрзянского языка; уважительное отношение к родному языку, мордовской культуре |
Фронтальная работа |
ПК, экран, проектор, словарь06.12 2014 |
Творческое задание |
||
12 |
Мой брат (сестра). Любимая игрушка |
1 |
Комбинированный |
Уметь пользоваться в речи существительными с уменьшительно-ласкательными суффиксами -ине/-ыне; |
Формирование коммуникативных навыков; развитие логического мышления |
Стремление к речевому совершенствованию |
Фронтальная работа |
карточки |
Творческое задание |
||
13 |
Профессии нашей семьи |
1 |
Комбинированный |
Уметь пользоваться в речи существительными |
Применение приобретённых знаний в повседневной жизни |
Осознание эстетической ценности эрзянского языка; уважительное отношение к родному языку, мордовской культуре |
Фронтально-индивидуальная работа |
ПК, экран, проектор презентация |
Творческое задание |
||
14 |
Любимые места в городе, селе |
1 |
Комбинированный |
Уметь пользоваться в речи существительными,прилага тельными |
Формирование способности извлекать информацию из различных источников; - овладение приемами отбора и систематизации материала на данную тему; |
Осознание эстетической ценности эрзянского языка; уважительное отношение к родному языку, мордовской культуре |
Фронтально-индивидуальная, групповая работа |
Кроссворд |
Творческое задание |
||
1516 |
Природа зимой |
2 |
Комбинированный |
Уметь употреблять в речи изученные части речи ,составлять с ними словосочетания и предложения |
Применение приобретённых знаний в повседневной жизни |
Осознание эстетической ценности эрзянского языка; уважительное отношение к родному языку, мордовской культуре |
Фронтально-индивидуальная работа |
ПК, экран, проектор, презентация |
Творческое задание |
||
17 18 |
Зимние праздники |
2 |
Комбинированный |
Формирование умения использовать в речи прилагательные, отразованые от существительных при помощи суффиксов: -в\ -й,-нь |
Применение приобретённых знаний в повседневной жизни |
Осознание эстетической ценности эрзянского языка; уважительное отношение к родному языку, мордовской культуре |
Фронтально-индивидуальная, групповая работа |
ПК, экран, проектор, презентация |
Творческое задание |
||
19 |
Мордовские народные игры |
1 |
Комбинированный |
Уметь использовать в речи послеслоги |
Применение приобретённых знаний в повседневной жизни |
Осознание эстетической ценности эрзянского языка; уважительное отношение к родному языку, мордовской культуре |
Фронтальная, групповая работа |
ПК, экран, Проектор, В.С.Брыжинский «Мордовские народные игры». |
Творческое задание |
||
20 |
Река летом и зимой |
1 |
Комбинированный |
Уметь использовать в речи послеслоги |
Применение приобретённых знаний в повседневной жизни |
Осознание эстетической ценности эрзянского языка; уважительное отношение к родному языку, мордовской культуре |
Фронтальная работа |
ПК, экран, проектор, презентация |
Творческое задание |
||
21 |
Изменения в природе |
1 |
Комбинированный |
Уметь использовать в речи глаголы |
Применение приобретённых знаний в повседневной жизни |
Умение видеть прекрасное во всех проявлениях природы в любое время года |
Фронтально-индивидуальная работа |
ПК, экран, проектор, презентация, карточки |
Творческое задание |
||
22 |
Названия месяцев |
1 |
Комбинированный |
Уметь использовать в речи многократных глаголов |
Применение приобретённых знаний в повседневной жизни |
Освоение форм речевой коммуникации в различных жизненных ситуациях |
Фронтальная, групповая работа |
ПК, экран, проектор |
Творческое задание |
||
23 |
Повадки птиц |
1 |
Комбинированный |
Уметь использовать в речи глаголы в форме изъявительного наклонения |
Владение всеми видами речевой деятельности |
Умение видеть прекрасное во всех проявлениях природы в любое время года |
Фронтально- ндивидуальная работа |
ПК, экран, проектор, презентация карточки с изображением диких и домашних птиц. |
Творческое задание |
||
24 |
Спорт. Знаменитые спортсмены Мордовии. |
1 |
Комбинированный |
Уметь использовать в речи глаголы в форме побудитель ного наклонения |
Применение приобретённых знаний в повседневной жизни |
Осознание эстетической ценности эрзянского языка; уважительное отношение к родному языку, мордовской культуре |
Фронтальная, групповая работа |
ПК, экран, проектор, презентация |
Творческое задание |
||
25 |
Пришла весна. Повторение материала, пройденного в третьей четверти |
1 |
Комбинированный |
Уметь использовать в речи изученные части речи-глагол |
Формирование коммуникативных навыков; развитие логического мышления |
Умение видеть прекрасное во всех проявлениях природы в любое время года |
Фронтальная, групповая работа |
ПК, экран, проектор, презентация, карточки |
Творческое задание |
||
26 |
Природа в нашей жизни |
1 |
Комбинированный |
Уметь использовать глаголы разных времен |
Формирование коммуникативных навыков; развитие логического мышления |
Умение видеть прекрасное во всех проявлениях природы в любое время года |
Фронтальная работа |
ПК, экран, проектор, презентация |
Творческое задание |
||
27 28 |
Весенние праздники. |
2 |
Комбинированный |
Уметь употреблять синонимы |
Применение приобретённых знаний в повседневной жизни |
Умение видеть прекрасное во всех проявлениях природы в любое время года |
Фронтальная работа |
ПК, экран, проектор, презентация. |
Творческое задание |
||
29 |
Экскурсии по родному городу |
1 |
Комбинированный |
Уметь употреблять антонимы |
Применение приобретённых знаний в повседневной жизни |
Освоение форм речевой коммуникации в различных жизненных ситуациях. |
Фронтальная работа |
ПК, экран, проектор, презентация, Р.Н.Бузакова. Е.Н.Лисина «Эрзянско-русский словарь антонимов». Саранск,2009г |
Творческое задание |
||
30 31 |
Путешествие по карте. |
2 |
Комбинированный |
Уметь использовать в речи омонимы |
Применение приобретённых знаний в повседневной жизни |
Освоение форм речевой коммуникации в различных жизненных ситуациях. |
Фронтальная работа |
ПК, экран, проектор, презентация, Тест |
Творческое задание Тест |
||
32 |
Экскурсия с классом |
1 |
Комбинированный |
Уметь конструировать простые предложения |
Применение приобретённых знаний в повседневной жизни |
Осознание эстетической ценности эрзянского языка; уважительное отношение к родному языку, мордовской культуре |
Фронтальная работа |
Творческое задание |
|||
33 |
Летние каникулы |
1 |
Комбинированный |
Уметь употреблять изученные части речи, составлять с ними словосочетания и предложения |
Формирование коммуникативных навыков; развитие логического мышления |
Осознание эстетической ценности эрзянского языка; уважительное отношение к родному языку, мордовской культуре |
Фронтальная работа |
ПК, экран, проектор, презентация, словарь В. С. Щемеровой «Эрзянь-рузонь валкс. Русско-эрзянский словарь». |
Тест |
||
34 |
Летние каникулы |
1 |
Комбинированный |
Уметь употреблять изученные части речи, составлять с ними словосочетания и предложения |
Формирование коммуникативных навыков; развитие логического мышления |
Осознание эстетической ценности эрзянского языка; уважительное отношение к родному языку, мордовской культуре |
Фронтальная работа |
ПК, экран, проектор, презентация, словарь В. С. Щемеровой «Эрзянь-рузонь валкс. Русско-эрзянский словарь». |
Творческое задание |
Приложение 1
Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом:
Для учителя:
1. Кочеваткина О. В. Программа по изучению эрзянского языка в школах с русским или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся. 6 класс. Пятый год обучения / О. В. Кочеваткина, А.М.Кочеваткин\: М-во образования РМ. – Саранск: Мордовское книжное издателсьтво,2012г.-24стр.
2. О.В.Кочеваткина. Н.А.Кочеваткина. Методические рекомендации по эрзянскому языку для 6 класса для школ с русским или смешанным контингентом обучающихся. Саранск: Мордовское книжное издательство, – 2012г.
3. О.В.Кочеваткина. А.М.Кочеваткин Эрзянский язык. Учебник для 6 класса. – Саранск: Мордовское книжное издательство, – 2012г.
Для учащихся:
1.О.В.Кочеваткина. А.М.Кочеваткин. Эрзянский язык. Учебник для 6 класса. – Саранск:
Мордовское книжное издательство, 2010г
Приложение2
Список литературы.
Брыжинский.А.И., О.В.Пашутина, Е.И. Чернов. Писатели Мордовии: Библиографический указатель. -Саранск: Мордовское книжное издательство, 2001г.
Брыжинский.В.С. Серебряные цепочки. - Саранск: Мордовское книжное издательство, 2002г
Вихляев.В.И. Древняя Мордва. - Саранск. Фонд «Открытая Мордовия». Издательский центр ИСИ МГУ им.Н.П.Огарева. 2007г.
Корнишина.Г.А. Календарные и обрядовые праздники мордвы. – Саранск. ООО «Бьюти» издатель Константин Шапкарин, 2010г.
Ручин. А.Б. Природа мордовского края. – Саранск. Фонд « Открытая Мордовия». Издательский центр ИСИ МГУ им.Н.П.Огарева. 2008г.
Седова. Л.В. Легенды и предания мордвы.- Саранск: Мордовское книжное издательство, 2002г.
Мокшин.Н.Ф. Мы – Мордва! - Саранск. Фонд «Открытая Мордовия». Издательский центр ИСИ МГУ им.Н.П.Огарева. 2007г.
Щемерова В.С. Эрзянско – русский, русско – эрзянский словарь. – Саранск. Мордовское книжное издательство. 1993г.