Семинарское занятие «Культура России 19-20 в »

1
0
Материал опубликован 9 January 2018

 Цели урока научить учеников работать с литературой дополнительной
Развивающие научить работать с источниками
Воспитательные научить ценить свою культуру
Образовательные пополнить знания о русской культуре
тема культура 19-20 в
1 черты культуры во второй половине 19-начала 20 века
2 поэты сыгравшие роль в развитие культуры
3 роль музыки в развитии культуры
дополнительная литература
1 Орлов и Георгиев История России и История России в схемах и таблицах
2 символисты Брюсов ,Бальмонт и Блок и др собрание сочинений
3акмеисты Гумилев ,Ахматова и Мандельштам
4 футуристы Бурлюк ,Хлебников ,Маяковский ,Саша Черный



Методические рекомендации
1 вопрос
Назвать черты русской культуры
2 вопросДать характеристику каждого направления в поэзиии(акмеизм ,символизм и футуризм) и рассказать о поэтах вошедшие в каждое направление
3 вопрос рассказать о композиторах сыгравшие роль в русской культуре
Время 2 часа -4 урока

Ответы на вопросы семминарские

1 п
1 развитие в условиях капитализма
2 опора на предшествующее время
3 усвокемк художественных принципов половины века
4 усиления влияния национальныфх традиций
5 многонациональных характер
6 взаимовлияние русской и западноевропейской культуры
2 п
Символисты
Течения символизмаЭто литературное направление по мировоззренческой позиции и времени формирования классифицируется на два этапа. Появившиеся в 1890-х годах поэты-символисты, список которых включает такие фигуры, как Бальмонт, Гиппиус, Брюсов, Сологуб, Мережковский, именуются «старшими». В 1900-х годах направление пополнилось новыми силами, значительно изменившими его облик. Дебютировали «младшие» поэты-символисты, такие как Иванов, Блок, Белый. Вторую волну течения принято называть младосимволизмом.Представители «старшей» школы воспринимали это литературное направление в эстетическом плане. Бальмонт и Брюсов высказывали мысль, что поэт – это в первую очередь творец чисто художественных и сугубо личных ценностей. «Младшие» стихотворцы видели течение в религиозно-философском аспекте. Философия, преломленная в поэтическом сознании, – вот что такое, по их мнению, символизм. Поэты-символисты второго поколения также представлены Сергеем Соловьевым, Иннокентием Анненским и другими. -
Стихи Блока

И каждый вечер, в час назначенный

(Иль это только снится мне?),

Девичий стан, шелками схваченный,

В туманном движется окне.


 

И медленно, пройдя меж пьяными,

Всегда без спутников, одна

Дыша духами и туманами,

Она садится у окна.


 

И веют древними поверьями

Ее упругие шелка,

И шляпа с траурными перьями,

И в кольцах узкая рука.


 

И странной близостью закованный,

Смотрю за темную вуаль,

И вижу берег очарованный

И очарованную даль.


 

Глухие тайны мне поручены,

Мне чье-то солнце вручено,

И все души моей излучины

Пронзило терпкое вино.


 

И перья страуса склоненные

В моем качаются мозгу,

И очи синие бездонные

Цветут на дальнем берегу.


 

В моей душе лежит сокровище,

И ключ поручен только мне!

Ты право, пьяное чудовище!

Я знаю: истина в вине.


 

24 апреля 1906

Акмеисты
литературное течение, противостоящее символизму и возникшее в начале XX века в России. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова. Акмеизм — это культ конкретности, «вещественности» образа, это — «искусство точно вымеренных и взвешенных слов». 19 декабря 1912 года впервые публично оглашена программа акмеизма. Произошло это событие в кабаре «Бродячая собака» в Петербурге.
Гумилев и Ахматова
Только усталый достоин молиться богам,

Только влюблённый - ступать по весенним лугам!


 

На небе звёзды, и тихая грусть на земле,

Тихое "пусть" прозвучало и тает во мгле.


 

Это - покорность! Приди и склонись надо мной,

Бледная дева под траурно-чёрной фатой!


 

Край мой печален, затерян в болотной глуши,

Нету прекраснее края для скорбной души.


 

Вон порыжевшие кочки и мокрый овраг,

Я для него отрекаюсь от призрачных благ.


 

Что я: влюблён или просто смертельно устал?

Так хорошо, что мой взор, наконец, отблистал!


 

Тихо смотрю, как степная колышется зыбь,

Тихо внимаю, как плачет болотная выпь.
развод с Ахматовой

Футуризм Бурлюк ,Хлебников и Маяковский
Футуризм - литературное течение 20 века.

Основные черты:

1. бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы;

2. отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремлённое в будущее;

3. бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат;

Вечер. Тени.

Сени. Лени.

Мы сидели, вечер пья.

В каждом глазе - бег оленя

В каждом взоре - лет копья.

И когда на закате кипела вселенская ярь,

Из лавчонки вылетел мальчонка,

Провожаемый возгласом:"Жарь!"

И скорее справа, чем правый,

Я был более слово, чем слева.

1908

Русская поэзия серебряного века.

1890-1917. Антология.

Ред. М.Гаспаров, И.Корецкая и др.

Москва: Наука, 1993.
3 роль музыки в культуре
Музыкальная культура России конца ХIХ – начала ХХ века


 

Конец XIX — начало XX века ознаменовался глубоким кризисом, охватившем всю европейскую культуру, явившемся следствием разочарования в прежних идеалах и ощущением приближения гибели существующего общественно-политического строя. Но этот же кризис породил великую эпоху — эпоху русского культурного ренессанса начала века — одну “из самых утонченных эпох в истории русской культуры. Это была эпоха творческого подъема поэзии и философии после периода упадка. Это была вместе с тем эпоха появления новых душ, новой чувствительности. Души раскрывались для всякого рода мистических веяний, и положительных и отрицательных. Вместе с тем русскими душами овладели предчувствия надвигающихся катастроф. Поэты видели не только грядущие зори, но что-то страшное, надвигающееся на Россию и мир…


 

В эпоху культурного ренессанса произошел как бы “взрыв” во всех областях культуры: не только в поэзии, но и в музыке; не только в изобразительном искусстве, но и в театре… Россия того времени дала миру огромное количество новых имен, идей, шедевров. Выходили журналы, создавались различные кружки и Общества, устраивались диспуты и обсуждения, возникали новые направления во всех областях культуры.


 

В XIX в. ведущей областью русской культуры становится литература. Наряду с ней наблюдается и ярчайшие взлеты музыкальной культуры России, причем музыка и литература находятся во взаимодействии, что обогащает те или иные художественные образы. Если, например, Пушкин в своей поэме «Руслан и Людмила» дал органическое решение идеи национального патриотизма, найдя для ее воплощения соответствующие национальные формы, то М. Глинка обнаружил в волшебно-сказочном героическом сюжете Пушкина новые, потенциальные варианты — его опера вырастает изнутри до многонациональной музыкальной эпопеи.


 


 

Необходимо упомянуть и организованные Беляевым в течении многих сезонов “Русские симфонические концерты”, а также “Русские камерные вечера”. Целью их было – знакомить русскую публику с произведениями национальной музыки. Руководили концертами и вечерами Н.А. Римский-Корсаков и его талантливые ученики А.К. Глазунов и А. К. Лядов.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.