Семинарско-практическое занятие для учителей «Стресс - менеджмент»

2
0
Материал опубликован 21 May 2020

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОБОЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»












СЕМИНАРСКО-ПРАКТИЧЕСКОЕ

ЗАНЯТИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ


«СТРЕСС-МЕНЕДЖМЕНТ»








Составила: педагог-психолог

Гнездилова Т.В.
















Пояснительная записка.


Методическая разработка предназначена для проведения семинарско-практического занятия для преподавателей по теме «Стресс-менеджмент». Разработка включает материалы для развития у преподавателей представлений о стрессе и его последствиях, диагностическую методику, позволяющую определить стрессоустойчивость участников занятия, а также рекомендации по профилактике стресса и развития навыков быстрой адаптации к психотравмирующим ситуациям. К методической разработке прилагается презентация для наглядного обеспечения проводимого занятия.

Данная методическая разработка рекомендована педагогу-психологу для проведения занятия с педагогическим коллективом, может быть использована руководителями образовательных учреждений для организации профилактической работы, а также преподавателями с целью самообразования.























Мотивация


В настоящее время сохраняет свою актуальность проблема эмоциональных нагрузок в педагогических коллективах, что зачастую выступает причиной возникновения стресса у преподавателей, возникновения у них психосоматических расстройств и заболеваний.

Предлагаемая методическая разработка ориентирована на оказание психологической помощи и поддержки преподавателям, испытывающим чрезмерные психоэмоциональные нагрузки в повседневной жизни. Теоретический и практический материал данной разработки помогут преподавателям правильно оценить возможности своей нервной системы, познакомиться с приемами восстановления психоэмоционального состояния, нестандартно решать повседневные проблемы.



























Тема мероприятия: Стресс-менеджмент.


Цели мероприятия:

способствовать сохранению психологического и физического здоровья педагогического коллектива;

развивать представления преподавателей о причинах, механизмах и последствиях влияния стресса на организм человека;

познакомить преподавателей с основными методами и приемами формирования стрессоустойчивости;

стимулировать интерес преподавателей к самопознанию, самоизменению, самосовершенствованию.



ЗАДАЧИ:


I Образовательная:

1) Познакомить с понятиями: стресс, его фазы и симптомы, синдром эмоционального сгорания.

2)Познакомиться с основными методами снятия психоэмоционального напряжения.


II Развивающая:

активизировать размышления о значимости психического здоровья и его влияния на профессиональную деятельность педагога.

Отработка навыков регуляции психоэмоциональным состоянием.


III Воспитательная:

1)формирование ответственного поведения за собственное здоровье.



Форма организации мероприятия: семинар-практикум.


Наглядный и раздаточный материал: презентация, листы белой бумаги, краски, аромалампа, набор эфирных масел


Участники мероприятия: преподаватели, педагог-психолог.


Продолжительность мероприятия: 45 минут






Теоретическая часть


Вступительное слово педагога-психолога:

«Ничто для человека не является такой сильной нагрузкой и таким сильным испытанием, как другой человек».

Профессия преподавателя относится к группе наиболее психологически опасных профессий наряду с такими, как, например, милиционер, предприниматель, пожарный. Взаимодействие с людьми в профессиональной деятельности было и остается одним из мощнейших стрессогенных факторов. У преподавателя стрессовые ситуации могут возникнуть в любое время в общении со студентами, администрацией, коллегами, родителями, представителями различных организаций. А если учесть и бытовые проблемы, подорванное здоровье, то уместно говорить о преподавателе, испытывающем хроническое стрессовое состояние.

Мы постоянно слышим понятие «стресс» из разных источников, говорим о стрессе, но знаем ли мы о нем всю правду? В быту распространены следующие утверждения:

Стресс не может причинить реального вреда физическому здоровью человека, потому что он существует только в воображении.

От стресса страдают только психологически слабые люди.

Установить причины стресса несложно.

Все люди реагируют на стресс одинаково.

Целью борьбы со стрессом является полное устранение стресса.


Согласны ли Вы с данными утверждениями?


Стресс не может причинить реального вреда физическому здоровью человека, потому что он существует только в воображении. Неверно : стресс влияет не только на психические процессы, но и на физиологические. Заболевание, развивающееся в результате стресса, может представлять реальную опасность для здоровья.

От стресса страдают только психологически слабые люди. На самом деле все наоборот. Наиболее сильные стрессы обычно испытывают активные волевые люди, которые ставят себе сложные цели и стремятся как можно быстрее достичь их. Высокие притязания вызывают перегрузку, что приводит к стрессу

Установить причины стресса несложно. Неверно: симптомы появляются сразу после незначительного воздействия какого-либо фактора, то есть даже при слабом стрессе. Но при сильном стрессе его признаки не развиваются до тех пор, пока не исчезнет причина. В таких случаях установить раздражитель бывает довольно сложно.

Все люди реагируют на стресс одинаково. Это утверждение абсолютно неверно. Каждый человек имеет свои особенные причины, симптомы, способы преодоления стресса, у каждого свой порог сопротивляемости. Хотя стрессовая реакция развивается по определенным законам, общим для всех людей, проявления могут быть совершенно разными.

Целью борьбы со стрессом является полное устранение стресса. Стресс не может быть устранен полностью. Напряжение – неотъемлемая часть жизни. Поэтому цель борьбы со стрессовым состоянием – контролирование уровня стресса и управление напряжением для того, чтобы вовремя дать организму возможность восстановиться и не позволить длительному стрессу вызвать серьезные проблемы.


Осознание ошибочности этих утверждений поможет нам более успешно бороться со стрессом.



Так что же такое стресс? В переводе с английского «стресс» означает «напряжение». В научный оборот этот термин введен в 1936 году выдающимся канадским физиологом Гансом Селье: «стресс – это неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование, и этот ответ представляет собой напряжение организма, направленное на преодоление возникающих трудностей и приспособление к возросшим требованиям».

Термин «неспецифический» в данном случае обозначает то общее, что свойственно всем приспособительным реакциям организма. На морозе мы стараемся больше двигаться, чтобы увеличить количество выделяемого организмом тепла, а кровеносные сосуды на поверхности кожи сужаются, уменьшая теплоотдачу. В жаркий летний день организм, наоборот, рефлекторно выделяет пот, увеличивая теплоотдачу. Это реакции специфические, отвечающие на конкретные требования окружающей среды к организму. Но в любом случае требуется приспособиться к среде, восстановить нормальное состояние. Общая необходимость перестройки организма, адаптация к любому внешнему воздействию – это и есть сущность стресса. При этом не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись.

Как на странно, но холод, жара, печаль, радость, лекарства вызывают, по мнению Г.Селье, одинаковые биохимические сдвиги в организме.




Физиологическая природа стресса


Физиологическая и биохимическая природа стрессов к настоящему времени хорошо изучена. Схематично физиологическая «изнанка» стрессовой реакции выглядит примерно так.

Под воздействием какого-либо фактора (конфликт, неожиданное событие и пр.) в коре головного мозга человека формируется интенсивный стойкий очаг возбуждения – так называемая доминанта. Ее появление запускает своеобразную цепную реакцию: возбуждается одна из важнейших структур мозга – гипоталамус, который в свою очередь активизирует тесно связанную с ним ведущую железу внутренней секреции – гипофиз. Гипофиз выбрасывает в кровь порцию специального гормона (АКТГ – аденокортикотропный гормон), под влиянием которого надпочечники выделяют адреналин и другие активные физиологические вещества (гормоны стресса), они и дают в конечном счете хорошо всем знакомую картину стрессового состояния: усиливается сердцебиение, учащается дыхание, повышается кровяное давление и пр.

Биохимические сдвиги в стрессе являются сформированной в процессе длительной эволюции оборонительной реакции организма на внешнюю угрозу. Ее физиологический смысл – мгновенная мобилизация всех сил организма, необходимых для борьбы с врагом или бегством от него. Но современный человек, в отличие от первобытного, не так уж часто решает свои проблемы с помощью физической силы или быстрого бегства (тем более, это не может позволить себе преподаватель!). Вот и циркулируют по нашей крови не нашедшие применения гормоны, которые будоражат организм и не дают успокоиться нервной системе. Будь они тут же потрачены на какой-либо вид физической активности, стресс не имел бы разрушительных последствий. Но таких возможностей у ведущего современный образ жизни человек немного. Поэтому и попадает его организм в своеобразную стрессовую ловушку: аварийный выброс гормонов стресса в кровь истощает их запас в коре надпочечников, которая тут же начинает их усиленно восстанавливать. Оттого даже при относительно слабом эмоциональном повторном возбуждении организм рефлекторно реагирует повышенным выделением гормонов. Такова биохимическая природа стресса, которая стоит за «кулисами» нервозного, неадекватного поведения человека.

При этом стрессовое состояние опасно не само по себе, а тем, что способно провоцировать целый «букет» органических нарушений в виде сердечно-сосудистых, аллергических, иммунных и прочих заболеваний. Не говоря уже о том, что резко падает работоспособность человека, его жизненная и творческая активность. Беспричинная вроде бы вялость, пассивность, бессонница или не дающий отдыха сон, раздражительность, недовольство всем миром – типичные симптомы стресса.

Здесь естественным образом возникает вопрос: а можно ли со всем этим что-нибудь сделать? Можно ли избежать стрессов? Ответ на этот вопрос должен быть, безусловно, отрицательным! Стрессов вообще нельзя избежать в принципе, ибо природа их рефлекторны. Это автоматическая реакция организма на трудные или неблагоприятные условия. Такие реакции представляют собой механизмы естественной биологической защиты человека, чисто природный способ приспособления к меняющейся среде. Разрушить их – значит погасить в человеке жизнь, сделать его бесчувственным к внешним раздражителям. Поэтому цель борьбы со стрессовым состоянием – контролирование уровня стресса и управление напряжением для того, чтобы вовремя дать организму возможность восстановиться и не позволить длительному стрессу вызвать серьезные проблемы.


Практическая часть


1. Тест «Подвержены ли Вы стрессу?»

На каждый вопрос Вы можете ответить «да (+), «нет (-)», «иногда (+ -)».


Часто ли у Вас появляется чувство усталости?

Чувствуете ли Вы ухудшение способности сосредоточиться?

Замечаете ли Вы, что Ваша память стала хуже?

Есть ли у Вас склонность к бессоннице?

Частот ли Вас беспокоят боли в области позвоночника?

Бывают ли у Вас сильные головные боли?

Есть ли у Вас проблемы с аппетитом?

Замечаете ли Вы, что отдых не дает желаемого результата?

Скучаете ли Вы на работе?

Легко ли Вас вывести из себя?

Замечаете ли Вы за собой склонность к излишней суете?

Часто ли Вам хочется выпить?

Часто ли Вы курите?

Бывает ли, что Вам трудно завершить мысль?

Часто ли Вы перестаете себе нравиться?

Часто ли Вам без видимой на то причины становится тревожно?

Часто ли Вам не хочется видеть вообще никого?


Обработка результатов

Подсчитайте набранное Вами количество баллов:

«да» - 2 балла

«иногда» - 1 балл

«нет» - 0 баллов


0 – 10 баллов. Вам можно позавидовать, Вы невероятно стрессоустойчивы. В непредвиденных и опасных ситуациях Вы спокойны и рассудительны. Если набрали от 0 до 5 баллов, то Вы, скорее всего, отнеслись к тесту поверхностно, потому что такая степень неподверженности стрессам – это действительно невероятно.

11 – 25 баллов. Стрессы Вам досаждают, но проблем особых не создают. Уровень стресса – средний. Это значит, что избавление от стресса не будет для Вас большой трудностью.

26 – 34 баллов. Уровень стресса – высокий. Вам стоит задуматься о последствиях. Если Вы не сгущаете краски, то последствия не за горами. Не пренебрегайте своим здоровьем: Вам надо срочно изменить свою жизнь!


2. Таким образом, знание основных признаков стресса позволит Вам вовремя распознать его появление и принять меры. Основные признаки стресса, независимо от его причины, таковы:

Невозможность сосредоточиться на чем-то

Слишком частые ошибки в работе

Ухудшение памяти

Слишком часто возникает чувство усталости

Мысли часто улетучиваются

Довольно часто появляются боли (голова, спина, область желудка)

Повышенная возбудимость

Работа не представляет прежней радости

Потеря чувства юмора

Резко возрастает количество выкуриваемых сигарет

Пристрастие к алкогольным напиткам

Постоянное ощущение недоедания

Пропадает аппетит, потерян вкус к еде

Невозможность вовремя закончить работу


3. Г Селье «Имеет значение не то, что с Вами случается, а то, как Вы это воспринимаете». Если невозможно изменить ситуацию, вызвавшую стресс, можно изменить ее значимость для человека или его отношение к этой ситуации. Например:

Суметь извлечь пользу, что-то положительное даже из неудачи: использовать слово «зато».

Доказать себе, что «могло быть и хуже».

Сравнить собственные невзгоды с чужим, еще большим горем. («а другому гораздо хуже»).

Кому- то помогает в стрессовый, тяжёлый период своей жизни помогает вера, обращение к богу, мысленное общение с ним…

През. «Разговор с богом».


Вспомните ситуацию, вызвавшую у Вас отрицательные эмоции или стрессовое состояние. Попробуйте изменить значимость этих ситуаций для себя.


А теперь давайте вернёмся, непосредственно, к нашей педагогической деятельности.

Вам знакомо состояние, когда внезапно накатывает давящая усталость, такое ощущение, что , что-то сломалось внутри: вот он самый ответственный момент на уроке, а вы испытали такой прилив равнодушия, что впору бросить указку и уйти с урока. И вчера еще любимая работа, сегодня не радует, а раздражает, ученики вызывают лишь негативные эмоции. Раздражение готово перелиться через край. Но взрослый человек продолжает свою работу,невзирая на сидящею в голове мысль, когда же все это закончится, и я уйду домой. Но дома Вам ничего не хочется, и раздражает общение даже с близкими людьми. Вы бесцельно слоняетесь по дому или валяетесь на диване, бессмысленно уставившись в экран телевизора, поглощаете один за другим бутерброды или, напротив, с отвращением смотрите на холодильник...

Подобное состояние, наверное, испытывал каждый.

Такое психическое состояние названо психологами синдромом

«эмоционального сгорания» это, хорошо знакомое явление

в школах.

    Как показывают исследования специалистов, самой уязвимой в этом

отношении является профессия педагога, так как она по своей природе

эмоциогенна.По общему признанию отечественных специалистов

педагогическая деятельность - один из наиболее деформирующий

личность человека видов профессиональной деятельности.

Большинство педагогов чувствительно реагируют на неуспехи своих

учеников как на свои неуспехи, на неумение построить взаимоотношения

со своими подопечными. К этому добавляется чувство неудовлетворенности

своей профессией из-за низкой оплаты труда, отсутствия перспективы

профессионального роста, семейно-бытовых проблем, что усугубляется

большим количеством внеурочной работы; постоянной активной работой

сознания,"высоким участием волевого стимула.

Все это делает труд учителя в нашей стране чрезвычайно психоэмоционально напряженным.











2.Фазы и симптомы стресса.

Рассматривая поведенческие проявления, то есть симптомы "выгорания", можно подчеркнуть очевидную связь этого феномена со стрессом. При "эмоциональном сгорании" налицо все три фазы стресса:
Человек получил стресс в наследство от животных предков.

Лев подкрадывается к безмятежно пасущейся зебре. И вдруг зебра настораживается. Она чувствует опасность, хотя почему и отчего –пока не догадывается. И наступает первая стадия стресса:
Нервное напряжение, которое создают: отрицательная психоэмоциональная атмосфера, ощущение повышенной ответственности, трудные классы. Все это сопровождается следующими симптомами: "переживания психотравмирующих обстоятельств"; "неудовлетворённости собой"; "загнанности в клетку"; "тревоги и депрессии".
Но вот зебра увидела хищника и бросается на утек. Вторая фаза стресса:
Сопротивление, во время которого человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений. В данный период проявляются следующие симптомы: "неадекватного избирательного эмоционального реагирования", "эмоционально-нравственной дезориентации", "расширения сферы экономии эмоций", "редукции профессиональных обязанностей", то есть выборочного выполнения профессиональных функций.
И вот третья фаза, в случае с зеброй, будет иметь место только в случае, если удалось ей убежать или победить в борьбе. Это фаза:
Истощение, характеризующееся оскуднением психических ресурсов, снижением эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным. В этой фазе формируются следующие симптомы: "эмоционального дефицита", "эмоциональной и личностной отстранённости", "психосоматических нарушений".

Таким образом, есть вероятность, что подверженный данному синдрому специалист, окажется истощенным не только психически, но и физически. Работа для него станет бременем, которое он не в состоянии нести. Прогнозируются разного рода психосоматические отклонения.











Симптомы «эмоционального сгорания»:

Во-первых, такому человеку присуще негативное самовосприятие в профессиональном плане, ему кажется, что определенную работу необходимо делать лучше, быстрее, а может даже другим способом, другими словами, это неудовлетворенность собой.

Поэтому возникает второй симптом -высокая степень самоотдачи, работа до самоотречения.

Все это, не давая должного положительного заряда для работы, в итоге изматывает, приводит человека к изнеможению , как эмоциональному, так и к физическому, к истощению с ощущением собственной беспомощности, у педагога появляется ощущения загнанности в клетку.

Это все в свою очередь выливается в негативное отношение к ученикам, к коллегам и всему белому свету, в итоге сужает репертуар рабочих действий, приводит к редукции профессиональных обязанностей

В итоге учащаются случаи упаднического настроения, депрессии, эмоциональная опустошенность.

Человек, чтобы, как - то нормализовать свое состояние начинает прибегать, а в итоге и злоупотреблять лекарствами, табаком и алкоголем.

От сюда не долог путь к психосоматическим заболеваниям. Вот почему очень важно выявить данный синдром на стадии его становления, а не уже сложившийся. И хотя «синдром эмоционального сгорания» -это защитная реакция организма на нарушение адаптированности в данной социальной среде, нельзя позволять этому процессу развиваться.

Изучая "выгорание" у педагогов, психологи выяснили, что данное явление "инфекционно": те, кто подвержен синдрому эмоционального сгорания, становятся циниками, негативистами и пессимистами; взаимодействуя на работе с другими людьми, которые находятся под воздействием такого же стресса, они могут быстро превратить целую группу в собрание "выгорающих". Американские психологи обнаружили такую закономерность: те, кто отличается высокой степенью подозрительности, цинизма и недружелюбия, умирают раньше остальных. Уровень смертности среди них в 6 раз выше, чем у других людей.













Ядовитые чувства


Наглядный материал №2 (цветок)

Существует четыре ядовитых чувства, которые составляют эмоциональную сторону синдрома сгорания, а также вызывают стресс:

ВИНА перед собой и другими за то, что не сделал, не успел,

СТЫД (не так получилось, не имел права на ошибку),

ОБИДА (С детства человеку внушают: жертвуйте собой ради людей! "Я жертвую собой, чтобы спасти вас всех и рассеять тьму!" - носитель этой установки сгорает особенно быстро. Он буквально сжигает себя на работе. Закрывает перед собой другие области бытия. А ведь для того чтобы полноценно жить и развиваться, человеку очень важно, чтобы у него существовала частная жизнь. Чтобы была сфера, где можно расслабиться и отдохнуть. Чтобы он разрешал себе радоваться."Жертвующий" нередко подсознательно в глубине души ожидает награды за свою жертву. Но окружающие уже привыкли к его поведению. Вместо неполученной благодарности человека начинает изнутри подтачивать обида на тех, кто не оценил его усилий, не сказал спасибо" за сделанное.),

СТРАХ (у меня не получится, и меня не поймут).

Многие институты у нас в стране и за рубежом занимаются проблемой сохранения психического здоровья в профессиональной деятельности и Было выявлено, что проявление синдрома эмоционального сгорания , чаще диагностируется у представителей «помогающих» профессий, таких, как социальные работники, учителя, в основном это специалисты, занимающих опекунскую позицию по отношению к людям.

Но есть другая позиция, или категория, это, назовем их менеджеры, которые организуют деятельность энергичных, самостоятельных и инициативных людей, пусть имеющие свои возрастные особенности как школьники, так, вот, эта позиция -не вызывает появление этого синдрома.























Учитель

Позиция вызывающая появления синдрома эмоционального сгорания

Позиция

при которой синдром эмоционального сгорания

не проявляется


Опекун

Менеджер

Ориентирован

На использование личного влияния

На использование власти закона

Позиция по отношению к детям

«Главное любить

ребенка и делать его

таким, каким я его хочу

видеть».

«Главное- уважать

ребенка и

ориентироваться на его

потребности развития».

Стратегический подход при воздействии


«Делай, как я сказал».





«Ты знаешь о правилах

И последствиях, делай свой выбор».



Выбор меры воздействия на детей


Руководствуется собственным здравым смыслом

Руководствуется уставом школы, выработанным на основе определенных правил и процедур

Выбор способа подачи учебного материала


Ориентирован преимущественно на учебную программу и учебники

Ориентирован на интересы учеников и приспособление к ним способа подачи материала

Подход к поурочному оцениванию

Сравнивает детей друг с другом или с установленным стандартом

Сравнивает успехи детей с их же прошлыми успехами

Способ итогового оценивания

Оценка, основанная на личном впечатлении, использование оценки для контроля и поведения

Тест, согласованный с четким учебным планом, мнение учителя не влияет на результат




Практическая часть.


Способы и методы снятия психоэмоционального напряжения.

Соблюдая перечисленные ниже рекомендации, педагог не только сможет предотвратить возникновение синдрома эмоционального сгорания, но и достичь снижения степени его выраженности.

1.Сделайте глубокий вдох и медленный выдох. Этим вы приглушите чувства нервозности и беспокойства, возникающие первыми в практически любой стрессовой ситуации.


2.Потянитесь. Большинство из нас отвечают на стрессовое воздействие мышечным напряжением, а растягивание мышц в определенной степени уменьшает ощущения стрессового «нажима».


3.Выпятите грудь колесом. Плечи отведите назад и расслабьте, глубоко вдохните, и медленно выдохните

Это делается не только для того, чтобы почувствовать свою значимость в стрессовой ситуации. Вы расправляете грудь, чтобы вам легче было дышать. В состоянии стресса напряжение мускулатуры может вызывать затруднения дыхания, что обычно усиливает беспокойство, которое человек и так чувствует в подобной ситуации.


4. Еще один способ помешать развитию синдрома эмоционального сгорания или наоборот предотвратить его наступление, это релаксация – этот метод, с помощью которого можно частично или полностью избавиться от физического или психического напряжения. Релаксация является, очень полезным методом, поскольку овладеть им довольно легко –для этого не требуется ни специального образования и даже природного дара. Большинство из нас уже настолько привыкло к душевному и мышечному напряжению, что воспринимают его как естественное состояние, даже не осознавая, насколько это вредно. Следует четко уяснить, что освоив релаксацию, можно научиться это напряжение регулировать, снижать и расслабляться по собственной воле, по своему желанию.









5.Упр. « воздушный шар»

Удобно расположитесь на стуле. Послушайте инструкцию.

Закройте глаза, сделайте глубокий вдох и медленно про себя сосчитайте от 10 до 1. Считая, старайтесь полностью расслабится.

Вообразите себе гигантский воздушный шар на утопающем в зелени лугу. Рассмотрите эту картинку как можно подробнее………. Вы подходите к воздушному шару….. и начинаете складывать все свои проблемы и тревоги в корзину шара. ….Когда корзина будет полной, представьте, как веревка воздушного шара сама отвязывается и он медленно набирает высоту. …Шар постепенно удаляется, превращаясь в маленькую точку и унося весь груз ваших проблем…… Вы делаете глубокий вдох и открываете глаза. Это упражнение поможет Вам расслабиться и снять напряжение.


6.Целительные возможности смеха люди узнали давно. Еще в средние века появилась знаменитая фраза о том, что для здоровья горожан гораздо важнее прибытие в город бродячего цирка, нежели каравана с лекарствами. Существует определенная взаимосвязь между активностью лицевых мышц и кровоснобжением головного мозга. Когда человек смеется или хотя бы улыбается, поток крови к мозгу из-за работы лицевых мышц усиливается, поэтому мозг получает больше кислорода, что положительно сказывается и на эмоциональном состоянии. Происходящие во время смеха вибрации и тряски ликвидируют усталость, очищают верхние дыхательные пути и улучшают циркуляцию крови. Большое значение для смехотерапии имеет и массаж лицевых мышц, так называемых бугорков радости. Они хорошо заметны у маленьких детей, которые постоянно улыбаются и смеются, но у взрослых эти мышцы постепенно атрофируются, сглаживаются и постепенно опускаются из-за недостатка смеховой активности. Эти мышцы –бугорки радости –находятся на лице, над скулами верхней челюсти, и их надо ежедневно массировать поглаживанием и похлопываниями после утреннего умывания. Сегодня методы смехотерапии вводятся во многие медицинские центры Америки и западной Европы. Улыбка и веселое настроение делают свое благородное дело – вытаскивая человека из состояния эмоционального напряжения.











7.Упр. «Благодарение»

Расположитесь поудобнее, расслабьтесь и прикройте глаза. Понаблюдайте за дыханием, оно должно стать совершенно спокойным. Выполняйте это упражнение с установкой, что все-таки лучше жить, чем умереть. Скажите сами себе:

Благодарю судьбу за то, что я живу. Благодарю за то, что могу дышать и ощущать жизнь всеми моими чувствами.

Какое счастье, что у меня есть глаза, которые могут видеть, уши которые могут слышать, язык и нос, которые могут ощущать вкус и аромат еды, которую я вкушаю.

Какое счастье, что у меня есть руки, которыми я могу делать любимые дела, какое счастье, что у меня есть ноги, которые передвигают меня туда, куда я захочу.

Благодарю моих родителей, что они дали мне возможность появиться на свет и владеть всем этим.

Благодарю моих учителей, которые научили меня писать и считать, чувствовать и размышлять, делать любимое дело, рассказали о многом из того, есть в этой жизни.

Благодарю судьбу за то, что она дала мне моих друзей.

Благодарю судьбу за то, что она дала мне возможность любить, даже если эта любовь не была взаимной.

Благодарю жизнь за то, что в ней есть красота природы, в единении с которой можно испытывать блаженство.

Благодарю жизнь за то, что в ней есть дары искусства, которые сравнимы с дарами богов.

Запомните ощущения, которые возникли в момент выполнения этого упражнения и старайтесь прожить с этими ощущениями сначала один день, потом два, потом неделю. Вы делаете глубокий вдох и медленный выдох и открываете глаза.


8. Еще один способ снять сильное эмоциональное напряжение.

Примите (если есть такая возможность) горячую ванну или сходите в баню. Когда человек наряжен в стрессовой ситуации, когда он беспокоен и даже тревожен, приток крови к его конечностям уменьшается. Горячая вода восстанавливает циркуляцию крови, как бы давая понять организму, что он находится в безопасности и что уже можно расслабиться. Если рядом нет ванны, душа или бани, и вы выходите с урока то можно просто подержать руки под струей горячей воды из крана до тех пор, пока вы не почувствуете, что напряжение уходит. К тому же проточная вода, по мнению биоэнерготерапевтов, «смывает» накапливающуюся в человеке «отрицательную», вредную для его здоровья энергию.





9. Цветотерапия

«Самый сильный тот, у кого есть сила управлять самим собой» (Сенека).


Профилактика нервного напряжения требует учета характера воздействия цвета на человека. Экспериментальные исследования позволили установить диапазон оптимальных цветов, наиболее благотворно влияющих на человека. Это зеленые, зелено-желтые и зелено-голубые цвета. В целом воздействие отдельных цветов на психологическое состояние человека следующее:


Влияние цвета на психологическое состояние человека

Цвет

Действие

Белый

Располагает к чистоте, создает ощущение легкости, прохлады

Серый

Создает скуку, апатию, ощущение холода

Синий

Вызывает ощущение холода, тесноты, навевает грусть, успокаивает

Голубой

Вызывает ощущение прохлады, отдаленности, успокаивает

Фиолетовый

Вызывает ощущение усталости, тяжести, тесноты, подавляет эмоции

Пурпурный

Возбуждает, вызывает возвышенные чувства, ощущение тепла

Красный

Создает ощущение теплоты, возбуждает при длительном действии приводит к чрезмерной усталости

Оранжевый

Создает ощущение теплоты, бодрит

Желтый

Возбуждает радость, создает ощущение тепла, простора, легкости

Коричневый

Создает ощущение теплоты, устойчивости, спокойное настроение

Зеленый

Вызывает ощущение холода, успокаивает

Черный

Вызывает ощущение тяжести, тесноты, громоздкости, снижает настроение, угнетает











9. Ароматерапия


Во время выполнения упражнения включается аромалампа, например, с маслом мяты или сосны.


Ароматерапия – уникальная древняя культура лечения запахом, вобравшая секреты столетий и достижения современной науки. Сегодня данная наука в основном базируется на действии натуральных эфирных масел растений, которые и являются источником природного аромата, средством, дарующим человеку внутренний комфорт и равновесие.

Эфирное масло – основа аромата растений. Это сложный, легко летучий компонент, насчитывающий до 800 основных компонентов, каждый из которых выполняет в природе важную функцию. И как доказывает тысячелетний опыт, эфирные масла – это не только душа растений, но и красота, долголетие человека. За благотворное комплексное воздействие летучих веществ растений на человека их назвали «аэровитаминами». Мощное и глубинное действие ароматов связано с тем обстоятельством, что многие компоненты эфирных масел родственны важнейшим составляющим тела человека – стероидам, гормонам, витаминам.


Рекомендации по применению и дозировке эфирных масел

Первый контакт с неизвестным эфирным маслом следует проводить постепенно, начиная с небольших количеств. Особенно важно соблюдать это правило в отношении детей, пожилых людей или лиц с частыми аллергическими проявлениями.

Главный принцип ароматерапии – запах эфирного масла должен Вам нравиться!

Желательно раз в 2-3 недели менять состав используемых Вами эфирных масел. Это позволит оптимизировать воздействие природных компонентов на Ваш организм, а заодно предотвратить развитие устойчивых микроорганизмов.

Основной способ применения эфирных масел – ингаляционный, с применением аромамедальонов, аромаламп, специальных ингаляторов. Можно применять эфирные масла во время массажа, принятия ванн (на объем воды 150-200л. Обычно используется 5 – 15 капель эфирного масла. Температура воды должна соответствовать основной цели: для расслабляющих, успокаивающих масел – приятно теплая, для тонизирующих – от слегка прохладной до холодной. Процедура должна вызывать приятные ощущения, следует избегать перегрева или переохлаждения).





Терапевтический эффект эфирных масел


Лаванда

Смягчает стресс, расслабляет, успокаивает. Устраняет перевозбуждение, нервное истощение, бессонницу, истерические реакции, плаксивость, депрессию.


Мелисса

Устраняет бессонницу, депрессивное состояние, меланхолию.


Мята

Освежает, повышает концентрацию внимания, устраняет нервное возбуждение. Применяется при умственном перенапряжении.


Фенхель

Хорошо успокаивает, особенно детей, улучшает сон, снижает нервную возбудимость.


Чайное дерево

Успокаивает, стимулирует нервную систему. Не рекомендуется детям до 10 лет.


Анис

Расслабляет, смягчает детскую гипервозбудимость.


Мандарин

Успокаивает, тонизирует


Иланг-иланг

Снимает психическое напряжение, устраняет чувство тревожности, беспокойства, ночные страхи у детей.


Эвкалипт

Успокаивает, снимает повышенную нервную утомляемость, умственное перенапряжение, нервное истощение.


Сосна

Используется при переутомлении, нервном истощении, расстройствах, стрессах, депрессивном состоянии, плаксивости, бессоннице.


Ель

Используется при стрессах, устраняет нервозность, снимает напряжение.


Бергамот

Повышает концентрацию внимания, бодрит.


И в заключении давайте сделаем выводы - как же все –таки избежать стресса не сгореть на работе:


1.Эмоциональное общение
Когда учитель анализирует свои чувства и ощущения и делится ими с другими, вероятность "выгорания" значительно снижается, или этот процесс не так явно выражен. Поэтому рекомендуется, чтобы педагоги в сложных рабочих ситуациях обменивались мнениями с коллегами и искали у них профессиональной поддержки. Если работник делится своими отрицательными эмоциями с коллегами, те могут найти для него разумное решение возникшей у него проблемы

3 Овладение умениями и навыками саморегуляции
положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к "выгоранию".
4 Профессиональное развитие и самосовершенствование Одним из способов предохранения от синдрома эмоционального сгорания является обмен профессиональной информацией Для этого существуют различные курсы повышения квалификации, всевозможные профессиональные, неформальные объединения, конференции, где встречаются люди с различным опытом работы, где можно поговорить, в том числе и на отвлеченные темы.
5 Избегание ненужной конкуренции
В жизни очень много ситуаций, когда мы не можем избежать конкуренции. Но слишком уж большое стремление к победе на работе создает напряжение и тревогу, делает человека излишне агрессивным, что способствует, в свою очередь, возникновению синдрома эмоционального сгорания.
6. Определение краткосрочных и долгосрочных целей
Это не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что человек находится на правильном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию. Достижение краткосрочных целей - успех, который повышает степень самовоспитания.

7.Поддержание хорошей спортивной формы
Между телом и разумом существует тесная взаимосвязь. Неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком, уменьшение или чрезмерное повышение массы тела усугубляют проявление синдрома эмоционального сгорания.

8.Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно
заметить первые симптомы усталости.


9.Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она - не
убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.


Конечно, эти немудреные советы - всего лишь правила первой помощи. Но вспомним, сколько трагедий случается из-за незнания элементарных приемов оказания этой самой первой помощи себе, любимому, и окружающим!..


Но есть еще одно противоядие против синдрома эмоционального сгорания (женщины примут его скорее, чем мужчины):
хорошо каждый день говорить себе, стоя перед зеркалом:


"Я,конечно,

Несовершенство,но

Достаточно

хороша!"
Осознайте, что вы - так же, как и другие люди, - не можете быть СОВЕРШЕНСТВОМ, но достаточно хороши, чтобы жить, радоваться и быть успешным.





Подведение итогов



Задумайтесь:

За деньги можно купить кровать – но не сон, книги – но не ум, пищу – но не аппетит, украшения – но не красоту, дом – но не домашний очаг, роскошь – но не культуру, развлечения – но не счастье, лекарство – но не здоровье, религию – но не спасение

Берегите свое здоровье! Живите в мире с собой и окружающими вас людьми!



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.