Урок МХК в 11 классе «Импрессионизм в русской живописи конца 19 начала 20 века»

2
0
Материал опубликован 31 January 2019

Урок МХК в 11 классе.


Тема урока: Импрессионизм в русской живописи конца 19 – начала 20 века.

Цель:
- развитие образно-ассоциативного мышления;
-воспитание потребности в освоении ценностей мировой культуры;


Задачи:

- ознакомить с особенностями импрессионизма как стиля живописи; научить видеть эти особенности в произведениях живописи;
-воспитывать художественно- творческий вкус;
-развивать умение анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;


Оборудование и наглядность на уроках:

1.Мультимедиа и презентация, проектор, компьютер.
План урока :
1. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.

2. История появления импрессионизма.

2.Характеристика импрессионизма. Особенности русского импрессионизма.

3. Импрессионизм в творчестве К.Коровина.

4. Импрессионизм И.Э. Грабаря

5. Закрепление

1 -2 слайд. Знакомство с темой и планом урока,

3- слайд. Импрессионизм - это направление не только в живописи, но в искусстве, зародившееся во Франции, во второй половине XIX века. Поводом послужило название пейзажа К.Моне "Впечатление. Восход солнца" (просмотр иллюстрации)

4-слайд. В восприятии человеком мира есть два основных подхода: от ума, и от сердца. Импрессионизм сделал ставку на первичности восприятия через чувства, что повлекло за собой разработку новых инструментов, техник, дало толчок к развитию новых направлений в живописи.

5 слайд. Импрессионизм сыграл огромную роль в истории мировой живописи, и невозможно обойти стороной проявление этого феномена в русской живописи конца 19 – начала 20 века.

6 слайд. Свою задачу импрессионисты видели в предельно точном воссоздании на холсте каких-либо преходящих, мгновенных состояний природы и человека, той окружающей нас световоздушной среды — невидимой и бесцветной,— которая определяет в природе все: контуры и цвет предметов, насыщенность и рефлексы цвета, его гармонию и дисгармонию, изменчивую атмосферу пейзажа, настроение, эмоциональную тональность.

7 слайд. Какие же особенности присущи импрессионизму:

Растворение объемных форм

Жизнерадостность

Передача фактуры предметов

Новое использование цвета

Работа на пленере

Яркие и чистые краски

8 слайд. Какие же характерные черты у русского импрессионизма:

1) Содержательная доминанта, тяготение к смыслу и значению художественного образа.

2) Меньшая динамизация и большая материальность и предметность живописи.

3) Основной формой в нем стал этюд, но при этом была жива тенденция к картинной монументализации пленэра.

4) Он сохранял генетическую связь с реализмом, из которого вырастал и который оживлял.

Можно также отметить, что французские импрессионисты делали упор на впечатлении от увиденного, а русские добавили к этому и отображение внутреннего состояния художника.

9 слайд.

Импрессионизм в творчестве Константина Коровина.

Оба родителя хорошо его рисовали, друзьями дома были популярные в 1860-1870-х годах живописцы Л. Л. Каменев и И. М. Прянишников. Тринадцати лет вслед за старшим братом, Константин поступил в лучшее художественное учебное заведение тех лет - в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где в 1870-х годах преподавали В. Г. Перов и А. К. Саврасов. (фото)

10 слайд. «Портрет хористки», созданный в 1883 г. стал «первой ласточкой русского импрессионизма» (просмотр картины)

Сообщение о картине «Портрет хористки» (ученик 11 класса Таранов Алексей).

Легко и свободно написанный в один сеанс портретный этюд изображает молодую девушку на веранде, выходящей в цветущий сад. Эта ранняя работа покоряет своей свежестью, непосредственностью, светоносностью. Модель схвачена в неожиданном повороте в данный, неповторимый момент. В ее неуверенной позе, в грустном выражении лица и тоскливом взгляде еще сохраняется словно бы намек на психологическое состояние образа. Непосредственное чувственное восприятие натуры заставляет живописца трактовать человека в неразрывном единстве с окружающей его средой, уделять основное внимание передаче света и воздуха. Этому способствуют использование чистого открытого цвета и сама обнаженность живописного приема.

Фактура письма вскрыта, широкие, сочные мазки выразительно моделируют форму. Господствующим в изображении сочетанием является контраст дополнительных тонов – голубого и желтого: сложно разработанному голубому цвету платья хористки противопоставлены золотисто-желтый веер, светло-коричневый шарфик, кремовый капор и смуглое лицо в теплой полутени. Голубой лиф хористки тронут сверху свободными мазками белил, которые придают ему серебристость и вносят в изображение ощущение воздушности. Так Коровин самостоятельно пришел к практическому решению импрессионистических задач. Коровин постепенно осваивал большие эмоциональные возможности цвета.

11 слайд. Под влиянием Поленова Коровин рано нашел свою тему – человек в пленэре – и стал уверенно совершенствовать мастерство. Первые его шаги в искусстве отмечены поисками нового живописного языка. В его произведениях повествовательный рассказ начинает сменяться динамичным показом, жизнь человека и природы трактуется как единый поток, как взаимосвязь всего живого в процессе развития и роста. Немало способствовала тому импульсивная натура Коровина. Увлекающийся, влюбленный в красоту мира, он передавал чувственную его сторону, прославляя радость жизни со всей силой своего эмоционального восприятия.

12 слайд. Дора Коган отмечала:

«…живопись импрессионистов воздействовала на искусство Коровина как своего рода катализатор, повышая интенсивность процессов, происходивших в нем ранее».

А по словам Бориса Астафьева, «восприимчивость Коровина объяснялась еще, помимо личного темперамента художника, замедленностью тогдашнего темпа русской государственности и быта в сравнении с Западом: возникавший динамический контраст представлялся глазу русского художника, естественно, острее и интенсивнее, чем уже привыкшему к сильным раздражениями глазу западного европейца».

13 слайд. Следует отдельно разобрать очень важную поездку по Северу Коровина и Серова в августе-сентябре 1894г. Художники почти полностью повторили маршрут Мамонтова, побывав в Архангельске, на Мурмане и в Северной Норвегии. С видами крупных гаваней - "Архангельский порт на Двине" (1894), "Гаммерфест. Северное сияние" (1894-1895) - соседствуют изображения малолюдных становищ ("Мурманский берег", 1894), моря и необитаемых островов. Рядом с широкими панорамами - "Ручей св. Трифона в Печенге" (1894) - интимные, "уголковые" пейзажи - "Зима в Лапландии" (1894); редкий для тех лет натюрморт с рыбой.

(Сообщение о работах Коровина написанных на севере, ученик 11 класса Чернов Александр). 14-16 слайды. Знакомство с картинами.

Пораженный величественной и могучей красотой Заполярья, укладом жизни людей, которым изо дня в день приходилось бороться за свое существование, мастер старался запечатлеть самые существенные стороны Севера: «Каждый его северный этюд — это переживание, часто не лишенное драматичности и внутренней напряженности, каждое полотно имеет четко выраженный сюжет». Своими работами, привезенными из этого путешествия, Коровин блестяще ответил на постоянные утверждения о его легкомыслии, которые часто высказывались не только художниками старшего поколения, но и его сверстниками. Это «Пристань на севере», которую художник завершил уже по возвращении из поездки (1895 г.). Работа хранится в Тюменском областном музее изобразительных искусств, что и послужило дополнительным аргументом в пользу выбора именно этого произведения для подробного рассмотрения.

Несмотря на суровость, Север не безлюден. Во всех северных работах Коровин изображает или людей, или следы человеческой деятельности. И все это – и рыбы, и рыбаки – вписано в лаконичный и вместе с тем величественный северный пейзаж, так знакомый нам по другим северным работам Коровина. Преобладающие в картине горизонтали объединяют произведение, которое, по сути, является синтезом трех жанров, в одно целое. Все подчиняется горизонталям, подчеркивающим покой и вместе тем живой трепет жизни в данный конкретный момент: и лежащие рыбы, и направление досок пристани, и отдыхающие рыбаки, и невысокие ряды бочек, и плавные линии холмов на горизонте, и даже низкое северное небо. Вместе с тем практически свободная диагональ, идущая от левого нижнего угла картины к правому верхнему совершенно отчетливо выделяет два плана. Лишь однажды эта диагональ пересекается удочками, и именно эта небольшая деталь не дает композиции распасться на натюрморт и бытовую сценку.

Цветовая гамма «Пристани на севере» серебристо-приглушенная, преобладают охристые, серовато-лиловые, бурые, сизые тона. Совершенно отсутствуют какие бы то ни было яркие пятна. Самыми яркими на картине мы видим полосы на одежде лежащего рыбака, они-то во многом и привлекают внимание к этой группке людей, которые практически сливаются с окружающей средой. Итак, «овладев разнообразием красочной палитры в предшествующие годы, живописец обратился к сдержанной серебристо-серой, почти монохромной цветовой гамме, которой только и можно было передать ощущение северной природы». Широкие, уверенные мазки, отсутствие детализации, богатство тоновых переходов, несмотря на сдержанность палитры – все это характерно для северных работ Коровина.

17 слайд. Коровин много и увлеченно работал. В работах, привезенных из Франции, Коровин выдвигал на первое место чисто импрессионистические проблемы - передачу воздушной среды в какой-то определенный момент, то в северных произведениях образы более устойчивы и (не побоимся применить это слово к порой очень небольшим этюдам) монументальны.

18-19-20 слайды. Знакомство с картинами написанными во Франции.

21 слайд. Импрессионизм И.Э. Грабаря.

Принадлежность Игоря Грабаря к русскому импрессионизму никогда не оспаривалась. Наряду с Коровиным он наиболее ярко дал свой вариант импрессионизма. Однако стилистическую его основу трактовали по-разному. С одной стороны, его неоднократно пытались причислить к представителям реализма: «Импрессионистические тенденции в тех формах, в которых они были присущи Коровину, Грабарю и в известной мере Серову и позднему Левитану, открыли новую главу в русской реалистическим пейзаже». Живопись Грабаря – это поздний русский импрессионизм, который органично усвоил и переварил приемы и дивизионизма, и декоративного модерна, который, как и у Коровина, были приспособлены для решения своих задач.

22 слайд. Игорь Грабарь художественное образование начинал в Академии художеств у И.Е. Репина, а завершал в Мюнхене в знаменитой школе А.Ашбе. Во время первой поездки за рубеж в 1895 году грабарь попал под обаяние живописи импрессионистов и постимпрессионистов, красочные открытия которых стали для него подлинным откровением. Картина «Солнце поднимается»

23 слайд. Переход к новой манере с интенсивными цветовыми решениями наметился уже в работе 1903 года «Зимний вечер». Ее широкие смелые мазки и контраст теплых и холодных красок не оставляет сомнений в принадлежности к импрессионизму. (работа с иллюстрацией)

24 слайд. Мартовский снег" (1904) - "ярко импрессионистическую вещь по замыслу и фактуре" - художник тоже писал на пленэре "с таким увлечением и азартом, что швырял краски на холст, как в исступлении, не слишком раздумывая и взвешивая, стараясь только передать ослепительное впечатление этой жизнерадостной мажорной фанфары". Снег играл важную роль в поэтике русского импрессионизма. И здесь он – главный герой, занимающий большую часть полотна. Крестьянская девушка в розово-синих одеждах с коромыслом и ведрами вносит не столько жанровый, сколько знаковый акцент, выражающий то, к чему стремились наши художники, и что называли словом «русскость».

25 слайд. Знакомство с картинами. Майский вечер, Золотые листья.

26 слайд. Русский импрессионизм наслоился на другие движения конца XIX - начала ХХ века. Так, в тяготении позднего русского импрессионизма к декоративности, большим цветовым зонам, ритмическим построениям нельзя не видеть близости к стилю модерн. При этом чисто импрессионистическое мировосприятие делало модерну прививку несвойственной ему жизнерадостности, праздничности, мажорных настроений. А для молодых мастеров русского авангарда импрессионизм явился экспериментальной стартовой площадкой, с которой они начинали свое творчество.

27 слайд. Закрепление. Вопросы.

1.Импрессионизм это…. (продолжите фразу)

2.Что отличало творческую манеру импрессионистов?

3.Какие особенности присущи импрессионизму?

4.Какие характерные черты у русского имрессионизма?

5. Что Вас больше всего привлекло в творчестве русских импрессионистов?

28 слайд. Импрессионизм, зародившись во Франции, проявился и в других национальных художественных школах, волнами распространился в искусстве многих стран мира. При этом имело место не влияние извне в форме прямого заимствования чужого языка, а взаимодействие, диалог художественных культур, продиктованный собственными тенденциями развития каждой культуры.

29 слайд. Суть импрессионизма двояка. С одной стороны, это стилистическое направление, особое мировидение, мироощущение, мировосприятие, мирочувствование. С другой - особый творческий метод со своей техникой, манерой, приемами. При этом типологическое сходство вариантов импрессионизма в разных художественных школах не исключает наличия национальной специфики, внешнего несходства форм.

Домашнее задание. (по желанию)

Написать сообщение о творчестве К. Коровина или И. Грабаря.

Нарисовать закат или восход солнца в городе или на море, или в горах, или в лесу. Работа выполняется мазками, сложные тона необходимо разложить на чистые цвета.

Литература:

Филиппов В. Импрессионизм в русской живописи. - М.: Белый Город, 2004

Киселев М. Константин Коровин. - М.: Белый город, 2001

Ненарокомова И. С. Константин Коровин. - М.: Слово, 1987

http://kkorovin.ru/

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации