Семинарское занятие «Биосинтез белка» (биология для старших классов)

9
1
Материал опубликован 4 November 2016 в группе

Пояснительная записка к презентации

Тема урока – семинара: «Биосинтез белка как пример пластического обмена»

Цель методическая: создание условий для формирования знаний о сущности пластического обмена, генетической информации, генетическом коде, его свойствах, матричных реакциях, особенностях транскрипции и трансляции; развивать умения поиска, анализа информации, соответствующих уровню ключевых компетентностей; актуализация самостоятельной деятельности учащихся.

Методическое обеспечение:

таблицы по общей биологии «Строение клетки», «Биосинтез белка»;

презентация Microsoft PowerPoint «Семинар: Биосинтез белка» – презентационное сопровождение урока 39 слайдов (среда POWER POINT).

Межпредметные и внутрипредметные связи.

Внутрипредметные связи. Ферменты. (Пищеварение, 9 класс, Химический состав клетки, 9-10 классы)

Межпредметные связи. Химия: Белки. Нуклеиновые кислоты. Скорость химических реакций. Катализаторы. Реакция матричного синтеза – специфическая особенность живых систем.

Физика: Понятие энергии. Преобразование энергии.

Формирование универсальных учебных действий:

поиск и выделение необходимой информации;

умение структурировать знания;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

определение основной и второстепенной информации.

Метапредметные результаты: 

приобретение и закрепление навыков эффективного освоения учебного материала с использованием учебной литературы (учебников и пособий), на семинарских занятиях;

овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организация учебной деятельности, постановки целей, планирование, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умение предвидеть возможные результаты своих действий;

развитие монологической и диалогической речи, умение выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное аргументированное мнение;

освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

Формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Личностными результатами обучения являются:

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

убежденность в возможности познания природы;

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода;

формирование ценностных отношений друг к другу, к учителю, к результатам обучения.

Ход урока

I. Организационный момент (постановка цели урока и ознакомление с содержанием)

(Приложение Слайд 2)

II. Активизация опорных знаний

Работа в парах по теоретическим вопросам темы:

(Приложение Слайд 3-7)

Работа в группах: перевод рисунчатой информации в словесную и схематическую.

(Приложение Слайд 8-9)

III. Практическая часть «Онлайн - режим»: Решение биологических задач по теме “Биосинтез белка”

Инструкция для учителя: работа происходит индивидуально, каждый обучающийся отвечает, поднимая табличку с номером или номерами ответов, результаты фиксируются учителем после каждого ответа и сразу же комментируются, чтобы корректировать знания и умения обучающихся.

(Приложение Слайд 10-37)

IV. Рефлексия и оценивание

 

(Приложение Слайд 38-39)

/data/files/n1478208229.pptx (Презентация Биосинтез белка)

 

3

Предварительный просмотр презентации

Семинар «БИОСИНТЕЗ БЕЛКА»

Цель: чему мы должны научиться в ходе урока?

Этап 1: Теоретическая часть РАССКАЖИТЕ ДРУГ ДРУГУ…

термины Ген – это… Триплет (кодон) – это… Генетический код – это… Транскрипция – это… Трансляция – это…

Свойства генетического кода Избыточен - … Результат: … Специфичность – … Универсальность – …

«Знаки препинания» Промотор - … Терминатор –… Триплет АУГ – знак … Стоп–кодоны (УАА, УАГ, УГА) – знаки …

«Знаки препинания» Промотор - триплет, кодон, который указывает на начало гена, с которого должен начаться синтез и-РНК, взаимодействует с РНК-полимеразой. Терминатор – триплет, кодон, который указывает на конец последовательности генов, указывает на окончание синтеза и-РНК. Триплет АУГ – знак начала трансляции, значит все белки начинаются с метионина-аминокислоты, которая кодируется этим триплетом. (есть исключения) Стоп–кодоны (УАА, УАГ, УГА) – знаки окончания синтеза белка.

РАБОТА С РИСУНКОМ (В ПАРАХ): 1. ОПИШИТЕ ПРОЦЕССЫ ТРАНСКРИПЦИИ И ТРАНСЛЯЦИИ. 2.ИСПОЛЬЗУЙТЕ КРАТКУЮ СХЕМУ РАССКАЗА: ГДЕ ПРОИСХОДИТ ПРОЦЕСС? УЧАСТНИКИ ПРОЦЕССА? РЕЗУЛЬТАТ?

Биосинтез белка 1 этап: Транскрипция 2 этап: Трансляция

Этап № 2: решение тестовых заданий

1. В рибосоме при биосинтезе белка располагаются два триплета иРНК, к которым в соответствии с принципом комплиментарности присоединяются триплеты: 1) тРНК; 2) рРНК; 3) белка; 4) ДНК

2. Белок состоит из 300 аминокислот. Сколько нуклеотидов в гене, который служит матрицей для синтеза белка? 1) 100; 2) 300; 3) 900; 4) 1500

3. Пластический обмен в клетке характеризуется: 1. перевариванием пищи; 2. всасыванием питательных веществ в кровь; 3. распадом органических веществ с освобождением энергии; 4. образованием органических веществ с накоплением в них энергии.

4. Последовательность нуклеотидов ДНК, определяющая последовательность аминокислот в полипептидной цепи, - это: 1) генотип; 3) хромосома; 2) геном; 4) генетический код.

5. Специфичность генетического кода означает, что: 1) генетический код у всех организмов одинаков; 2) каждый триплет кодирует только одну аминокислоту; 3) каждая аминокислота кодируется только одним триплетом; 4) разные триплеты не могут кодировать одну и ту же аминокислоту.

6. Универсальность генетического кода заключается в том, что: 1) один триплет может кодировать разные аминокислоты; 2) одна аминокислота может кодироваться разными триплетами; 3) один триплет кодирует одну и ту же кислоту у разных организмов; 4) между генами есть «знаки препинания».

7. Сколько нуклеотидов содержит участок ДНК, кодирую­щий белок, состоящий из 90 аминокислот? 1) 30; 3)180; 2) 90; 4) 270.

8. Процесс синтеза молекулы И - РНК на матрице ДНК назы­вается: 1) трансляцией; 2)репликацией; 3) транскрипцией; 4) конъюгацией.

9. Триплету ГАЦ на ДНК соответствует триплет на иРНК: 1) ЦТГ; 3) ЦУГ; 2) ГАЦ; 4) ЦАГ.

10. Информация о первичной структуре белка переписы­вается с молекулы ДНК на молекулу: 1) рРНК; 3) тРНК; 2) иРНК; 4) АТФ.

11. В результате транскрипции образуются молекулы: 1) ДНК; 3) белка; 2) иРНК; 4) АТФ.

12. Для процесса трансляции необходимо наличие: 1) ДНК и рибосом; 2) иРНК и лизосом; 3) иРНК и рибосом; 4) лизосом и ДНК.

13. Матрицей для синтеза транспортной РНК является: 1) ДНК; 3) белок; 2) иРНК; 4) АТФ.

14. Для процесса трансляции необходимо наличие: 1) матрицы ДНК; 4) хлорофилла; 2) матрицы иРНК; 5) тРНК; 3} аминокислот; 6) кислорода.

15. В ходе пластического обмена происходит: 1) переваривание пищи; 2) синтез полипептидной цепи; 3) образование углеводов из углекислого газа и воды; 4) гликолиз; 5) кислородное расщепление пировиноградной кислоты; 6) синтез нуклеиновых кислот из нуклеотидов.

16. Установите последовательность процессов при реализа­ции наследственной информации: А) присоединение рибосомы к иРНК; Б) образование пептидной связи между аминокислотами; В) поступление иРНК в цитоплазму; Г)транскрипция; Д) перемещение тРНК с аминокислотами к рибосомам.  

17. Установите последовательность процессов при реализа­ции наследственной информации: а)двойная спираль ДНК раскручивается; Б) фермент РНК-полимераза один за другим присоединяет ну­клеотиды; в)молекула иРНК поступает в цитоплазму; Г) РНК-полимераза «садится» на кодирующую цепь ДНК; Д) иРНК связывается с рибосомой.

18. Установите последовательность процессов синтеза бел­ка на рибосомах: а) отрыв аминокислоты от тРНК; Б) перемещение тРНК с аминокислотой к активному центру рибо­сомы; в) образование водородных связей между антикодонами тРНК и кодонами иРНК; Г) присоединение аминокислоты к тРНК с помощью фермента; Д) поступление аминокислот в клетку.

19.ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ в6 -14,15

20. Задача 1.В трансляции участвовало 75 молекул тРНК. Опреде­лите число аминокислот, входящих в состав синтезируемого белка, а также число триплетов и нуклеотидов в гене, который кодирует данный белок.

Решение. Одна молекула тРНК доставляет к рибосоме одну аминокисло­ту. В трансляции участвовало 75 молекул тРНК, следовательно, в состав синтезированного белка входит 75 аминокислот. Каждая аминокислота кодируется одним триплетом ДНК, поэто­му участок ДНК, кодирующий данный белок, содержит 75 триплетов. Каждый триплет - это три нуклеотида, следовательно, указан­ный участок ДНК содержит 75 х 3 = 225 нуклеотидов. Ответ: 75 аминокислот, 75 триплетов ДНК, 225 нуклеотидов ДНК.

21. Задача 2.Белок состоит из 200 аминокислот. Установите, во сколько раз молекулярная масса участка гена, кодирующего данный белок, превышает молекулярную массу белка, если средняя молекулярная масса аминокислоты - 110, а нуклеоти­да - 300.Ответ поясните.  

Решение. Средняя масса аминокислоты - 110, количество аминокислот в белке - 200, следовательно, молекулярная масса белка 110x200 = 22000. Каждая аминокислота кодируется тремя нуклеотидами, сле­довательно, количество нуклеотидов в указанном участке гена 200 х 3 = 600. Молекулярная масса участка гена составляет 600 х 300 = 180000. 180000 / 22000 = 8,2, т. е. молекулярная масса участка гена в 8,2 раза больше молекулярной массы кодируемого белка. Ответ: в 8,2 раза.

22. Задача 3. Фрагмент цепи ДНК имеет последовательность АЦГТТГЦЦЦААТ. Определите последовательность нуклеотидов иРНК, антикодоны тРНК и последовательность аминокислот в синтезируемом белке.

23. Задача 4. С какой последовательности аминокислот начинается белок, если он закодирован такой последовательностью нукле­отидов: ГАЦЦГАТГТАТГАГА. Каким станет начало цепочки, если под влиянием облучения четвертый нуклеотид окажется выби­тым из молекулы ДНК? Как это отразится на свойствах синтези­руемого белка?

 

Продолжи фразу: я понял…

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии