Семинарское занятие «Биосинтез белка» (биология для старших классов)
![](/data/groups/471.jpg)
![](/data/ppt_to_html/u117759/p23197/img0.jpg)
Семинар «БИОСИНТЕЗ БЕЛКА»
![](/data/ppt_to_html/u117759/p23197/img1.jpg)
Цель: чему мы должны научиться в ходе урока?
![](/data/ppt_to_html/u117759/p23197/img2.jpg)
Этап 1: Теоретическая часть РАССКАЖИТЕ ДРУГ ДРУГУ…
![](/data/ppt_to_html/u117759/p23197/img3.jpg)
термины Ген – это… Триплет (кодон) – это… Генетический код – это… Транскрипция – это… Трансляция – это…
![](/data/ppt_to_html/u117759/p23197/img4.jpg)
Свойства генетического кода Избыточен - … Результат: … Специфичность – … Универсальность – …
![](/data/ppt_to_html/u117759/p23197/img5.jpg)
«Знаки препинания» Промотор - … Терминатор –… Триплет АУГ – знак … Стоп–кодоны (УАА, УАГ, УГА) – знаки …
![](/data/ppt_to_html/u117759/p23197/img6.jpg)
«Знаки препинания» Промотор - триплет, кодон, который указывает на начало гена, с которого должен начаться синтез и-РНК, взаимодействует с РНК-полимеразой. Терминатор – триплет, кодон, который указывает на конец последовательности генов, указывает на окончание синтеза и-РНК. Триплет АУГ – знак начала трансляции, значит все белки начинаются с метионина-аминокислоты, которая кодируется этим триплетом. (есть исключения) Стоп–кодоны (УАА, УАГ, УГА) – знаки окончания синтеза белка.
![](/data/ppt_to_html/u117759/p23197/img7.jpg)
РАБОТА С РИСУНКОМ (В ПАРАХ): 1. ОПИШИТЕ ПРОЦЕССЫ ТРАНСКРИПЦИИ И ТРАНСЛЯЦИИ. 2.ИСПОЛЬЗУЙТЕ КРАТКУЮ СХЕМУ РАССКАЗА: ГДЕ ПРОИСХОДИТ ПРОЦЕСС? УЧАСТНИКИ ПРОЦЕССА? РЕЗУЛЬТАТ?
![](/data/ppt_to_html/u117759/p23197/img8.jpg)
Биосинтез белка 1 этап: Транскрипция 2 этап: Трансляция
![](/data/ppt_to_html/u117759/p23197/img9.jpg)
Этап № 2: решение тестовых заданий
![](/data/ppt_to_html/u117759/p23197/img10.jpg)
1. В рибосоме при биосинтезе белка располагаются два триплета иРНК, к которым в соответствии с принципом комплиментарности присоединяются триплеты: 1) тРНК; 2) рРНК; 3) белка; 4) ДНК
![](/data/ppt_to_html/u117759/p23197/img11.jpg)
2. Белок состоит из 300 аминокислот. Сколько нуклеотидов в гене, который служит матрицей для синтеза белка? 1) 100; 2) 300; 3) 900; 4) 1500
![](/data/ppt_to_html/u117759/p23197/img12.jpg)
3. Пластический обмен в клетке характеризуется: 1. перевариванием пищи; 2. всасыванием питательных веществ в кровь; 3. распадом органических веществ с освобождением энергии; 4. образованием органических веществ с накоплением в них энергии.
![](/data/ppt_to_html/u117759/p23197/img13.jpg)
4. Последовательность нуклеотидов ДНК, определяющая последовательность аминокислот в полипептидной цепи, - это: 1) генотип; 3) хромосома; 2) геном; 4) генетический код.
![](/data/ppt_to_html/u117759/p23197/img14.jpg)
5. Специфичность генетического кода означает, что: 1) генетический код у всех организмов одинаков; 2) каждый триплет кодирует только одну аминокислоту; 3) каждая аминокислота кодируется только одним триплетом; 4) разные триплеты не могут кодировать одну и ту же аминокислоту.
![](/data/ppt_to_html/u117759/p23197/img15.jpg)
6. Универсальность генетического кода заключается в том, что: 1) один триплет может кодировать разные аминокислоты; 2) одна аминокислота может кодироваться разными триплетами; 3) один триплет кодирует одну и ту же кислоту у разных организмов; 4) между генами есть «знаки препинания».
![](/data/ppt_to_html/u117759/p23197/img16.jpg)
7. Сколько нуклеотидов содержит участок ДНК, кодирующий белок, состоящий из 90 аминокислот? 1) 30; 3)180; 2) 90; 4) 270.
![](/data/ppt_to_html/u117759/p23197/img17.jpg)
8. Процесс синтеза молекулы И - РНК на матрице ДНК называется: 1) трансляцией; 2)репликацией; 3) транскрипцией; 4) конъюгацией.
![](/data/ppt_to_html/u117759/p23197/img18.jpg)
9. Триплету ГАЦ на ДНК соответствует триплет на иРНК: 1) ЦТГ; 3) ЦУГ; 2) ГАЦ; 4) ЦАГ.
![](/data/ppt_to_html/u117759/p23197/img19.jpg)
10. Информация о первичной структуре белка переписывается с молекулы ДНК на молекулу: 1) рРНК; 3) тРНК; 2) иРНК; 4) АТФ.
![](/data/ppt_to_html/u117759/p23197/img20.jpg)
11. В результате транскрипции образуются молекулы: 1) ДНК; 3) белка; 2) иРНК; 4) АТФ.
![](/data/ppt_to_html/u117759/p23197/img21.jpg)
12. Для процесса трансляции необходимо наличие: 1) ДНК и рибосом; 2) иРНК и лизосом; 3) иРНК и рибосом; 4) лизосом и ДНК.
![](/data/ppt_to_html/u117759/p23197/img22.jpg)
13. Матрицей для синтеза транспортной РНК является: 1) ДНК; 3) белок; 2) иРНК; 4) АТФ.
![](/data/ppt_to_html/u117759/p23197/img23.jpg)
14. Для процесса трансляции необходимо наличие: 1) матрицы ДНК; 4) хлорофилла; 2) матрицы иРНК; 5) тРНК; 3} аминокислот; 6) кислорода.
![](/data/ppt_to_html/u117759/p23197/img24.jpg)
15. В ходе пластического обмена происходит: 1) переваривание пищи; 2) синтез полипептидной цепи; 3) образование углеводов из углекислого газа и воды; 4) гликолиз; 5) кислородное расщепление пировиноградной кислоты; 6) синтез нуклеиновых кислот из нуклеотидов.
![](/data/ppt_to_html/u117759/p23197/img25.jpg)
16. Установите последовательность процессов при реализации наследственной информации: А) присоединение рибосомы к иРНК; Б) образование пептидной связи между аминокислотами; В) поступление иРНК в цитоплазму; Г)транскрипция; Д) перемещение тРНК с аминокислотами к рибосомам.
![](/data/ppt_to_html/u117759/p23197/img26.jpg)
17. Установите последовательность процессов при реализации наследственной информации: а)двойная спираль ДНК раскручивается; Б) фермент РНК-полимераза один за другим присоединяет нуклеотиды; в)молекула иРНК поступает в цитоплазму; Г) РНК-полимераза «садится» на кодирующую цепь ДНК; Д) иРНК связывается с рибосомой.
![](/data/ppt_to_html/u117759/p23197/img27.jpg)
18. Установите последовательность процессов синтеза белка на рибосомах: а) отрыв аминокислоты от тРНК; Б) перемещение тРНК с аминокислотой к активному центру рибосомы; в) образование водородных связей между антикодонами тРНК и кодонами иРНК; Г) присоединение аминокислоты к тРНК с помощью фермента; Д) поступление аминокислот в клетку.
![](/data/ppt_to_html/u117759/p23197/img28.jpg)
19.ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ в6 -14,15
![](/data/ppt_to_html/u117759/p23197/img29.jpg)
20. Задача 1.В трансляции участвовало 75 молекул тРНК. Определите число аминокислот, входящих в состав синтезируемого белка, а также число триплетов и нуклеотидов в гене, который кодирует данный белок.
![](/data/ppt_to_html/u117759/p23197/img30.jpg)
Решение. Одна молекула тРНК доставляет к рибосоме одну аминокислоту. В трансляции участвовало 75 молекул тРНК, следовательно, в состав синтезированного белка входит 75 аминокислот. Каждая аминокислота кодируется одним триплетом ДНК, поэтому участок ДНК, кодирующий данный белок, содержит 75 триплетов. Каждый триплет - это три нуклеотида, следовательно, указанный участок ДНК содержит 75 х 3 = 225 нуклеотидов. Ответ: 75 аминокислот, 75 триплетов ДНК, 225 нуклеотидов ДНК.
![](/data/ppt_to_html/u117759/p23197/img31.jpg)
21. Задача 2.Белок состоит из 200 аминокислот. Установите, во сколько раз молекулярная масса участка гена, кодирующего данный белок, превышает молекулярную массу белка, если средняя молекулярная масса аминокислоты - 110, а нуклеотида - 300.Ответ поясните.
![](/data/ppt_to_html/u117759/p23197/img32.jpg)
Решение. Средняя масса аминокислоты - 110, количество аминокислот в белке - 200, следовательно, молекулярная масса белка 110x200 = 22000. Каждая аминокислота кодируется тремя нуклеотидами, следовательно, количество нуклеотидов в указанном участке гена 200 х 3 = 600. Молекулярная масса участка гена составляет 600 х 300 = 180000. 180000 / 22000 = 8,2, т. е. молекулярная масса участка гена в 8,2 раза больше молекулярной массы кодируемого белка. Ответ: в 8,2 раза.
![](/data/ppt_to_html/u117759/p23197/img33.jpg)
22. Задача 3. Фрагмент цепи ДНК имеет последовательность АЦГТТГЦЦЦААТ. Определите последовательность нуклеотидов иРНК, антикодоны тРНК и последовательность аминокислот в синтезируемом белке.
![](/data/ppt_to_html/u117759/p23197/img34.jpg)
![](/data/ppt_to_html/u117759/p23197/img35.jpg)
23. Задача 4. С какой последовательности аминокислот начинается белок, если он закодирован такой последовательностью нуклеотидов: ГАЦЦГАТГТАТГАГА. Каким станет начало цепочки, если под влиянием облучения четвертый нуклеотид окажется выбитым из молекулы ДНК? Как это отразится на свойствах синтезируемого белка?
![](/data/ppt_to_html/u117759/p23197/img36.jpg)
![](/data/ppt_to_html/u117759/p23197/img37.jpg)
Продолжи фразу: я понял…
Токсанова Асемгуль Сериковна