12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Ушивая Маргарита Алексеевна53
Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург

Культурное наследие Санкт-Петербурга как мотивация к изучению математики.

Ивков Д. В., Хамидов Д.М.,

Ушивая М.А.,

Санкт-Петербург,

ГБОУ школа № 483

Содержание.

1. Введение.

2. Основная часть.

2.1. «Петровская Акватория».

2.2. Создание макета «Петровская Акватория».

3. Интересные факты.

4. Выводы.

5. Интернет ресурсы.


 

1. Введение.

Много ли современных школьников сегодня точно знают, что свяжут свою профессиональную деятельность с математикой? Скорей всего – это считанные единицы. Многие из выпускников при сдаче ОГЭ и ЕГЭ рассчитывают хотя бы на минимум баллов, чтобы не остаться без аттестата об окончании основной или средней школы.

Проблема в том, что современный школьник не мотивирован на изучение математики (и не только её).

Вы можете задать вопрос: «А причём тут культурное наследие?». На первый взгляд ни при чём. Но не будем забывать, что ма­тематика элемент общей культуры человечества, который является теоретической основой искусства (на примере архитектурного искусства), а также как элемент общей культуры отдельного человека, который хотел бы, напри­мер, понять внутренние законы гармонии и кра­соты.

Среди мировых мегаполисов,  Санкт - Петербург — уникальный по масштабу памятник, сохранивший в основных чертах грандиозный исторический центр и ожерелье пригородных ансамблей. Образ города создают не только шедевры архитектуры, но и целостная архитектурно-пространственная среда.  Преданность культурному наследию — отличительная черта культуры петербуржцев. Она формируется в процессе взаимопроникновения нового и старого, введения вечных ценностей в современный культурный обиход. Каждое поколение ищет свою интерпретацию прошлого и извлекает из него новые идеи.

За свою историю Санкт-Петербург поменял несколько названий-эпитетов, вольно или невольно отражавших попытки сформировать имидж города. Музейный мир Санкт-Петербурга невероятно разнообразен. Это не только всемирно известные Эрмитаж, Государственный Русский музей с богатейшей коллекцией русского искусства, дворцы Санкт-Петербурга и пригородов, но и так называемые малые городские музеи. Например, музей знаменитого русского писателя Ф.М. Достоевского, музей музыкальных инструментов, музеи декоративно-прикладного искусства, музеи профессиональной направленности. 

Мы же хотим рассказать о новом историческом театре-макете «Петровская Акватория».

Целью данного проекта является формирование представления о практической значимости математических знаний.

Задачи:

1. Привитие интереса к музеям как основным хранилищам памятников материальной и духовной культуры.

2. Исследовать связь математических знаний с профессиональной деятельностью.

3. Расширить общекультурный кругозор уча­щихся посредством знакомства их с лучшими об­разцами произведений архитектуры.

2. Основная часть.

2. 1. «Петровская Акватория».

«Петровская Акватория» - это новый городской музей, посвященный истории возникновения Северной столицы и зарождения российского флота. Проект создан для того, чтобы показать каким был город в ХVIII веке. Это наиболее интересный и динамичный период истории России. В этот период происходили наиболее важные для страны исторические события, были одержаны значительные военные победы, сменился сам уклад жизни общества. Россия стала могучей державой, было прорублено «окно в Европу», создан грозный военный флот. Была заложена и в целом построена новая столица российской империи – Санкт-Петербург. Здесь представлены ключевые точки Северной столицы: Адмиралтейство с окрестностями, Васильевский остров, Петропавловская крепость, Петергоф, ныне утраченная крепость Петерштадт, Ораниенбаум, Кронштадт и примкнувший к ним остров-форт Кроншлот, – но в таком виде, в котором ее никто не видел, уменьшенную в 87 раз. Центральную часть экспозиции занимает заполненная водой чаша, изображающая акваторию Невы, а по периметру расположены макеты архитектурных ансамблей Петербурга, обращенных к водному пространству. Все объекты, в том числе утраченные, воссозданы так, как они выглядели в середине восемнадцатого века. Стрелка Васильевского острова без ростральных колонн, усадьба Александра Меншикова вместо Университета, первый петербургский порт, бал-маскарад в Петергофе, старая крепость в Ораниенбауме. Особый интерес экспозиции придают движущиеся объекты (фигуры людей, кареты, корабли), световые, звуковые, и визуальные эффекты, которые позволяют достоверно воспроизводить смену дня и ночи, изменение погодных условий. Различные сценарии театрализованного действа запускаются как по расписанию, так и по нажатию специальных кнопок, что придает экспозиции дополнительную интерактивность. Интерактивный макет состоит из нескольких частей, на них представлены реальные объекты, достоверно воссозданные по чертежам, схемам, картинам, гравюрам и воспоминаниям выбранного исторического периода. На макете присутствуют реальные исторические фигуры, воспроизводятся реальные исторические события. Корабли в водной чаше не просто палят почем зря, они разыгрывают реальные баталии.

Особый интерес вызывают те архитектурные комплексы, которые не дошли до наших дней. Например, ныне утраченная крепость Петерштадт. В 1757 году, на берегу реки Карость, неподалеку от дворца, Пётр Федорович приказал построить данную крепость. С юга и востока ее окружают земляные валы и рвы наполненные водой, с севера и запада устроены каменные казематы с амбразурами для пушек. Архитектурной доминантой крепости становится дворец Петра Федоровича, выстроенный по проекту Антонио Ринальди (сохранился до наших дней). Если нажать на кнопочку, на балкон дворца выйдет Пётр III, украшенный лентой Андрея Первозданного.

Или наоборот, хорошо известные Питерские места, но в первозданном виде. Васильевский остров без его знаменитых ростральных колонн. В 18 веке на ВО располагался порт Санкт-Петербурга и его обслуживанию было подчинено все на острове. Перед Васильевским островом вы видите искусственный остров «Тучков буян». На «Тучковом буяне» находились основные склады порта по хранению пеньки и леса. В 1761 году «Тучков буян» охватил пожар и все склады сгорели.

Кунсткамера одиноко стоит на незастроенном пустыре. Ещё нет казарм и учреждений. Там велась вырубка и заготовка леса. Артели лесозаготовщиков вместе с семьями жили в землянках прямо на месте вырубки. Здесь же находилось и несколько ветряных мельниц для распиловки бревен.

От окрестностей Ораниенбаума и дворца Петергофа невозможно оторвать взгляд. Здесь происходят торжества по случаю окончания строительства Большого Петергофского дворца. Этот праздник устроила Елизавета Петровна в 1755 году. Начали строить дворец Петергофа по указанию Петра I архитекторы И.Ф. Браунштейн, Ж.-Б.Леблон, Н. Микетти, М. Земцов, а заканчивал строительство при Елизавете Петровне Ф.Б. Растрелли. Празднования включали в себя парадный обед с музыкальными увеселениями, а вечером в нижнем парке был устроен маскарад и танцы. И, конечно же, действующие фонтаны!!!


 

Это лишь часть экспозиции. На словах трудно описать те ощущения и эмоции, которые испытываешь, глядя на «ювелирные» творения мастеров. Хочется ещё и ещё раз посмотреть особо понравившиеся фрагменты. Съездить и на Васильевский остров, и к Адмиралтейству, и в наши замечательные пригороды!! Но кроме этого при осмотре макета возникает вопрос: «А как всё это было сделано?». Люди, каких профессий трудились при создании этого замечательного макета? А сможем ли мы, нынешнее поколение, оставить такой яркий след после себя?

2. 2. Создание макета «Петровская Акватория».

После осмотра макета нас провели в центр управления, создания и планировки. Нам не терпелось задать множество вопросов. Увидеть воочию, как осуществляется управление макетом и как создаются модели. Мы брали интервью, узнавали принцип работы электроники и как это все связанно с математикой.

Нам рассказали, как создавался музей:

Музей был открыт в 2014 году на верхнем этаже торгового центра «Адмирал». Для того чтобы воплотить грандиозную идею в жизнь, потребовалось участие более 200 специалистов в области архитектуры и инженерного дела.

Все фигуры и объекты выполнены с исторической достоверностью и настолько скрупулезно, что рассматривая их в бинокль, вы можете разглядеть мельчайшие детали. Большая часть фигур изготавливалась и расписывалась вручную, некоторые одинаковые (к примеру, рота солдат) печатались на 3D принтере. Для создания элементов была использована техника 3D фрезеровки, лазерной резки и гравировки. Каждая получившаяся деталь была оформлена вручную.

Рабочее место модельера.