12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Веселов Максим Викторович26
Россия, Смоленская обл., Смоленск
0

Программа внеурочной деятельности на тему «Культурное наследие земли Смоленской» (7 класс)

Внеурочная деятельность.

Культурное наследие земли Смоленской.

Пояснительная записка

 

 

Программа рассчитана на 51 часа (1,5 час в неделю).

 

Рабочая программа ориентирована на использование УМК:

 

Учебник: Г.А. Ластовский. История и культура Смоленщины с древнейших времён до конца XVIII века. – Смоленск, 1997.

 

Исторический атлас Смоленской области. - М.:  Издательство ДИК, 2003.

 

 

Общая характеристика учебного предмета

 

В современных условиях значительно возросла роль истории краев, областей, районов, городов, сельских населенных пунктов в воспитании чувства патриотизма, национальной гордости, интернационализма у подрастающих поколений. Благодаря изучению так называемой "малой" истории происходит формирование и трансформация этих понятий и на историю всего государства.

История Смоленщины как, наверное, никакая другая способствует формированию чувства уважения к языку, истории, культуре различных народов, в особенности русских, белорусов, латышей, поляков и др. Будучи в самой своей основе бинациональной (сначала балто-славянской, затем русско-белорусской) история Смоленщины с одной стороны имеет определенные своеобразия, отличающие ее от истории других регионов России, с другой стороны позволяет познакомиться с огромным и многообразным наследием в различных формах его проявления как эпохи великого переселения народов, так и периода Киевской государственности. Представленная программа до определенной степени развенчивает шовинистические штампы об исключительной "великорусское" Смоленска и Смоленщины, представляя в реальном свете историю этого интернационального региона, ставшего родиной для потомков различных славянских и балтских народов.

Преподавание курса предусматривает как обращение на уроках по различным темам к истории своего города, поселка, деревни, так и проведение тематических экскурсий, походов по родному краю, сбор историко-этнографического материала, организацию экспозиций в школьных музеях и краеведческих уголках.

  

 

 

Результаты изучения учебного предмета

 

Личностные результаты

•           осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

•           освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

•           осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

•           понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

 

Метапредметные результаты:

•           способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;

•           овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

•           способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

•           готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

 

 

Предметные результаты:

•           овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

•           способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

•           умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных  источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

•           расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления  жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

•           готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

 

 

 

 

Основное содержание предмета

Введение

Раздел 1. Древние славяне на территории края

Особенности культуры и быта кривичей. Кривичские "грады". Гнездово и Смоленск. Радимичи.

Раздел 2. Наш край в IX - начале XIV веков

Смоленская земля в составе Киевского государства.

Кривичско-радимичские земли и. Киев в IX веке. Разви­тие хозяйства. Смоленская земля в X - начале XII веков. Фор­мирование территории Смоленского княжества.

Культура Смоленского княжества X - XIII веков.

Смоленск - один из крупнейших центров культуры Руси. Письменность и образование (древний сосуд из Гнездово, бе­рестяные грамоты, памятники деловой и житийной литера­туры, первые школы). Расцвет архитектуры, смоленская архи­тектурная школа. Фресковая живопись.

Раздел 3. Смоленщина в XIV - начале XVI веков.

Культура края в XIV-XV веках

Архитектура. Образование. Письменность. «Летопись  Авраамки». Радзивилловская лицевая летопись.

Раздел 4. Смоленщина в XVI – XVII веках. Смоленский край в период народного движения 1603 – 1607 гг. Оборона Смоленска 1609 – 1611 годов. Присоединение к Речи Посполитой. Смоленское воеводство в 1618 – 1654 годах (социально-экономическая и политическая характеристика). Смоленская война 1632 – 1634 годов. «Балашовское» движение. Культурное развитие Смоленщины в первой половине XVII века.

Смоленщина во второй половине XVII века

           Русско-польская война 1654 – 1667 годов и присоединение земель Смоленского воеводства к Российскому государству. Движение «шишей». Социально-экономическое развитие края во второй половине XVII века. Смоленская шляхта и ее привилегии. Культура смоленской земли в польский период.

Раздел 5. Смоленский край в первой половине XVIII века.  Смоленщина в начале XVIII века. Начало Северной войны. Петр I и подготовка Смоленска к обороне. Война в пределах Смоленского края. Сражение у Мигновичей (1708 г.). В.Кочубей и И.Искра. Образование Смоленской губернии и ее социально-экономическое развитие в первой половине XVIII века.

Культурное развитие Смоленщины во второй половине XVII – первой половине XVIII века

          Просвещение. Развитие градостроительства. Культовая архитектура края (храмы и монастыри Смоленска и Вязьмы). Литература и искусство.

Раздел 6. Культура Смоленщины во второй половине XVIII века

          Просвещение. Развитие градостроительства. Архитектура и искусство (культовое зодчество и дворцово-парковые комплексы). Деятельность М.Ф.Казакова, В.И.Баженова, Д.И.Желярди, Ф.И.Шубина на Смоленщине. Здравоохранение. Крепостной мыслитель Ф.Подшивалов. Смоленское дворянство и крестьянский вопрос. «Усерднейший сын Отечества» - Г.А.Потемкин.

Раздел 7. Культурная жизнь Смоленского края в XIX века.

Просвещение. Расширение сети библиотек. Театральная жизнь. Открытие историко-археологического музея. С.П.Пи­сарев. М.К.Тенишева и Талашкино. Печать и книгоиздательс­кое дело. Открытие "Смоленского вестника" (1878 г.). Комму­нальное хозяйство.

Путешественники Н.М.Пржевальский и П.К.Козлов. Почвовед В.В.Докучаев. Скульпторы М.О.Микешин и С.Т.Коненков. Этнограф В.Н.Добровольский.

Раздел 8. Культура Смоленщины в 1900 -1917 гг.

Состояние грамотности и здравоохранения в губернии в начале XX века. Школа и просвещение. Издательское дело, "Смоленский вестник". Благотворительные культурные организации. Театр. Музыкальное творчество. М.К.Тенишева и Талашкино. Художники Смоленщины. Писатели и поэты. Зарождение кинематографа. Медицинские учреждения. Спасокукоцкий. Роль земства в распространении культуры в деревне.

Раздел 10. Культурное строительство в первые годы советской власти

Национализация культурных ценностей. Гибель части культурного достояния народа в деревне. Усилия новых властей по ликвидации неграмотности. Развитие художественного творчества народа. Театр и кино. Местный Пролеткульт. Печать. Библиотеки. Отношение интеллигенции Смоленщины к новой власти.

Раздел 11. Смоленщина в 1941-1945 гг. Памятники и памятные места Смоленщины, посвященные героическим событиям Великой Отечественной войны. Трудовые подвиги смолян. Литература о Великой Отечественной войне.

Раздел 12. Культура Смоленщины во второй половине XX века. Народное просвещение, школьная реформа. Высшая школа, новые вузы. Средне-специальные учебные заведения; Театр, кино, художественная самодеятельность. Творческие союзы. Печать. Начало телевещания.

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (КТП).

Культурное наследие земли Смоленской, 7 классы.

 

п/п

Тема урока

Сроки изучения план

Сроки изучения факт

Примечания

 

1

Особенности культуры и быта кривичей

 

 

 

 

2

Смоленск - один из крупнейших центров культуры Руси

 

 

 

 

3

Гнездово.

 

 

 

 

4

Письменность и образование

 

 

 

 

5

Расцвет архитектуры, смоленская архи­тектурная школа. Фресковая живопись.

 

 

 

 

 

6

Культура края в XIV-XV веках

 

 

 

 

 

7

Культура смоленской земли в польский период.

Смоленская шляхта и ее привилегии.

 

 

 

 

8

Культурное развитие Смоленщины во второй половине XVII – первой половине XVIII века

 

 

 

 

9

Просвещение. Развитие градостроительства во второй половине XVII – первой половине XVIII века

 

 

 

 

 

10

Культовая архитектура края (храмы и монастыри Смоленска и Вязьмы)

 

 

 

 

11

Литература и искусство во второй половине XVII – первой половине XVIII века

 

 

 

 

 

12

Просвещение во второй половине XVIII века

 

 

 

 

13

Архитектура и искусство (культовое зодчество и дворцово-парковые комплексы). Деятельность М.Ф.Казакова, В.И.Баженова, Д.И.Желярди, Ф.И.Шубина на Смоленщине.

 

 

 

 

14

Крепостной мыслитель Ф.Подшивалов.

 

 

 

 

15

«Усерднейший сын Отечества» - Г.А.Потемкин.

 

 

 

 

 

16

Просвещение. Расширение сети библиотек в XIX веке.

 

 

 

 

17

Театральная жизнь в XIX веке.

 

 

 

 

18

Открытие историко-археологического музея.

 

 

 

 

19

С.П.Пи­сарев. М.К.Тенишева и Талашкино

 

 

 

 

20

Печать и книгоиздательс­кое дело. Открытие "Смоленского вестника" (1878 г.).

 

 

 

 

21

Путешественники Н.М.Пржевальский и П.К.Козлов.

 

 

 

 

22

Почвовед В.В.Докучаев

 

 

 

 

23

Скульпторы М.О.Микешин и С.Т.Коненков

 

 

 

 

24

Этнограф В.Н.Добровольский.

 

 

 

 

25

Состояние грамотности и здравоохранения в губернии в начале XX века. Школа и просвещение.

 

 

 

 

26

Благотворительные культурные организации. Театр. Музыкальное творчество

 

 

 

 

27

Писатели и поэты. Зарождение кинематографа. Медицинские учреждения. Спасокукоцкий. Роль земства в распространении культуры в деревне

 

 

 

 

28

Культурное строительство в первые годы советской власти

 

 

 

 

29

Театр и кино. Местный Пролеткульт. Печать. Библиотеки

 

 

 

 

30

Памятники и памятные места Смоленщины, посвященные героическим событиям Великой Отечественной войны.

 

 

 

 

31

Трудовые подвиги смолян. Литература о Великой Отечественной войне.

 

 

 

 

 

32

Образование во второй половине XX века.

 

 

 

 

33

Театр, кино, художественная самодеятельность. Творческие союзы. Печать.

 

 

 

 

34

Итоговое повторение.

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (КТП).

Культурное наследие земли Смоленской, 7 классы.


 

п/п

Тема урока

Сроки изучения план

Сроки изучения факт

Примечания

1

Особенности культуры и быта кривичей

 

 

 

2

Смоленск - один из крупнейших центров культуры Руси

 

 

 

3

Гнездово.

 

 

 

4

Расцвет архитектуры, смоленская архи­тектурная школа. Фресковая живопись.

 

 

 

 

5

Расцвет архитектуры, смоленская архи­тектурная школа. Фресковая живопись.

 

 

 

 

6

Культура смоленской земли в польский период.

Смоленская шляхта и ее привилегии.

 

 

 

7

Культура края в XIV-XV веках

 

 

 

 

8

Культура края в XIV-XV веках

 

 

 

 

9

Культура смоленской земли в польский период.

Смоленская шляхта и ее привилегии.

 

 

 

10

Культурное развитие Смоленщины во второй половине XVII – первой половине XVIII века

 

 

 

11

Просвещение. Развитие градостроительства во второй половине XVII – первой половине XVIII века

 

 

 

12

Просвещение. Развитие градостроительства во второй половине XVII – первой половине XVIII века

 

 

 

13

Культовая архитектура края (храмы и монастыри Смоленска и Вязьмы)

 

 

 

14

Культовая архитектура края (храмы и монастыри Смоленска и Вязьмы)

 

 

 

15

Литература и искусство во второй половине XVII – первой половине XVIII века

 

 

 

16

Литература и искусство во второй половине XVII – первой половине XVIII века

 

 

 

17

Просвещение во второй половине XVIII века

 

 

 

18

Просвещение во второй половине XVIII века

 

 

 

19

Архитектура и искусство (культовое зодчество и дворцово-парковые комплексы). Деятельность М.Ф.Казакова, В.И.Баженова, Д.И.Желярди, Ф.И.Шубина на Смоленщине.

 

 

 

20

Архитектура и искусство (культовое зодчество и дворцово-парковые комплексы). Деятельность М.Ф.Казакова, В.И.Баженова, Д.И.Желярди, Ф.И.Шубина на Смоленщине.

 

 

 

21

Крепостной мыслитель Ф.Подшивалов.

 

 

 

22

«Усерднейший сын Отечества» - Г.А.Потемкин.

 

 

 

 

23

«Усерднейший сын Отечества» - Г.А.Потемкин.

 

 

 

 

24

Просвещение. Расширение сети библиотек в XIX веке.

 

 

 

25

Просвещение. Расширение сети библиотек в XIX веке.

 

 

 

26

Театральная жизнь в XIX веке.

 

 

 

27

Театральная жизнь в XIX веке.

 

 

 

28

Открытие историко-археологического музея.

 

 

 

29

Открытие историко-археологического музея.

 

 

 

30

С.П.Пи­сарев. М.К.Тенишева и Талашкино

 

 

 

31

С.П.Пи­сарев. М.К.Тенишева и Талашкино

 

 

 

32

Печать и книгоиздательс­кое дело. Открытие "Смоленского вестника" (1878 г.).

 

 

 

33

Путешественники Н.М.Пржевальский и П.К.Козлов.

 

 

 

34

Путешественники Н.М.Пржевальский и П.К.Козлов.

 

 

 

35

Почвовед В.В.Докучаев

 

 

 

36

Скульпторы М.О.Микешин и С.Т.Коненков

 

 

 

37

Скульпторы М.О.Микешин и С.Т.Коненков

 

 

 

38

Этнограф В.Н.Добровольский.

 

 

 

39

Состояние грамотности и здравоохранения в губернии в начале XX века. Школа и просвещение.

 

 

 

40

Благотворительные культурные организации. Театр. Музыкальное творчество

 

 

 

41

Благотворительные культурные организации. Театр. Музыкальное творчество

 

 

 

42

Писатели и поэты. Зарождение кинематографа. Медицинские учреждения. Спасокукоцкий. Роль земства в распространении культуры в деревне

 

 

 

43

Писатели и поэты. Зарождение кинематографа. Медицинские учреждения. Спасокукоцкий. Роль земства в распространении культуры в деревне

 

 

 

44

Культурное строительство в первые годы советской власти

 

 

 

45

Театр и кино. Местный Пролеткульт. Печать. Библиотеки

 

 

 

46

Памятники и памятные места Смоленщины, посвященные героическим событиям Великой Отечественной войны.

 

 

 

47

Памятники и памятные места Смоленщины, посвященные героическим событиям Великой Отечественной войны.

 

 

 

48

Трудовые подвиги смолян. Литература о Великой Отечественной войне.

 

 

 

 

49

Образование во второй половине XX века.

 

 

 

50

Театр, кино, художественная самодеятельность. Творческие союзы. Печать.

 

 

 

51

Итоговое повторение.

 

 


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.