Программа внеурочной деятельности на тему «Культурное наследие земли Смоленской» (7 класс)
Внеурочная деятельность.
Культурное наследие земли Смоленской.
Пояснительная записка
Программа рассчитана на 51 часа (1,5 час в неделю).
Рабочая программа ориентирована на использование УМК:
Учебник: Г.А. Ластовский. История и культура Смоленщины с древнейших времён до конца XVIII века. – Смоленск, 1997.
Исторический атлас Смоленской области. - М.: Издательство ДИК, 2003.
Общая характеристика учебного предмета
В современных условиях значительно возросла роль истории краев, областей, районов, городов, сельских населенных пунктов в воспитании чувства патриотизма, национальной гордости, интернационализма у подрастающих поколений. Благодаря изучению так называемой "малой" истории происходит формирование и трансформация этих понятий и на историю всего государства.
История Смоленщины как, наверное, никакая другая способствует формированию чувства уважения к языку, истории, культуре различных народов, в особенности русских, белорусов, латышей, поляков и др. Будучи в самой своей основе бинациональной (сначала балто-славянской, затем русско-белорусской) история Смоленщины с одной стороны имеет определенные своеобразия, отличающие ее от истории других регионов России, с другой стороны позволяет познакомиться с огромным и многообразным наследием в различных формах его проявления как эпохи великого переселения народов, так и периода Киевской государственности. Представленная программа до определенной степени развенчивает шовинистические штампы об исключительной "великорусское" Смоленска и Смоленщины, представляя в реальном свете историю этого интернационального региона, ставшего родиной для потомков различных славянских и балтских народов.
Преподавание курса предусматривает как обращение на уроках по различным темам к истории своего города, поселка, деревни, так и проведение тематических экскурсий, походов по родному краю, сбор историко-этнографического материала, организацию экспозиций в школьных музеях и краеведческих уголках.
Результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты:
• осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
• освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
• осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
• понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
• способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
• овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
• способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
• готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты:
• овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
• способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
• умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
• расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
• готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Основное содержание предмета
Введение
Раздел 1. Древние славяне на территории края
Особенности культуры и быта кривичей. Кривичские "грады". Гнездово и Смоленск. Радимичи.
Раздел 2. Наш край в IX - начале XIV веков
Смоленская земля в составе Киевского государства.
Кривичско-радимичские земли и. Киев в IX веке. Развитие хозяйства. Смоленская земля в X - начале XII веков. Формирование территории Смоленского княжества.
Культура Смоленского княжества X - XIII веков.
Смоленск - один из крупнейших центров культуры Руси. Письменность и образование (древний сосуд из Гнездово, берестяные грамоты, памятники деловой и житийной литературы, первые школы). Расцвет архитектуры, смоленская архитектурная школа. Фресковая живопись.
Раздел 3. Смоленщина в XIV - начале XVI веков.
Культура края в XIV-XV веках
Архитектура. Образование. Письменность. «Летопись Авраамки». Радзивилловская лицевая летопись.
Раздел 4. Смоленщина в XVI – XVII веках. Смоленский край в период народного движения 1603 – 1607 гг. Оборона Смоленска 1609 – 1611 годов. Присоединение к Речи Посполитой. Смоленское воеводство в 1618 – 1654 годах (социально-экономическая и политическая характеристика). Смоленская война 1632 – 1634 годов. «Балашовское» движение. Культурное развитие Смоленщины в первой половине XVII века.
Смоленщина во второй половине XVII века
Русско-польская война 1654 – 1667 годов и присоединение земель Смоленского воеводства к Российскому государству. Движение «шишей». Социально-экономическое развитие края во второй половине XVII века. Смоленская шляхта и ее привилегии. Культура смоленской земли в польский период.
Раздел 5. Смоленский край в первой половине XVIII века. Смоленщина в начале XVIII века. Начало Северной войны. Петр I и подготовка Смоленска к обороне. Война в пределах Смоленского края. Сражение у Мигновичей (1708 г.). В.Кочубей и И.Искра. Образование Смоленской губернии и ее социально-экономическое развитие в первой половине XVIII века.
Культурное развитие Смоленщины во второй половине XVII – первой половине XVIII века
Просвещение. Развитие градостроительства. Культовая архитектура края (храмы и монастыри Смоленска и Вязьмы). Литература и искусство.
Раздел 6. Культура Смоленщины во второй половине XVIII века
Просвещение. Развитие градостроительства. Архитектура и искусство (культовое зодчество и дворцово-парковые комплексы). Деятельность М.Ф.Казакова, В.И.Баженова, Д.И.Желярди, Ф.И.Шубина на Смоленщине. Здравоохранение. Крепостной мыслитель Ф.Подшивалов. Смоленское дворянство и крестьянский вопрос. «Усерднейший сын Отечества» - Г.А.Потемкин.
Раздел 7. Культурная жизнь Смоленского края в XIX века.
Просвещение. Расширение сети библиотек. Театральная жизнь. Открытие историко-археологического музея. С.П.Писарев. М.К.Тенишева и Талашкино. Печать и книгоиздательское дело. Открытие "Смоленского вестника" (1878 г.). Коммунальное хозяйство.
Путешественники Н.М.Пржевальский и П.К.Козлов. Почвовед В.В.Докучаев. Скульпторы М.О.Микешин и С.Т.Коненков. Этнограф В.Н.Добровольский.
Раздел 8. Культура Смоленщины в 1900 -1917 гг.
Состояние грамотности и здравоохранения в губернии в начале XX века. Школа и просвещение. Издательское дело, "Смоленский вестник". Благотворительные культурные организации. Театр. Музыкальное творчество. М.К.Тенишева и Талашкино. Художники Смоленщины. Писатели и поэты. Зарождение кинематографа. Медицинские учреждения. Спасокукоцкий. Роль земства в распространении культуры в деревне.
Раздел 10. Культурное строительство в первые годы советской власти
Национализация культурных ценностей. Гибель части культурного достояния народа в деревне. Усилия новых властей по ликвидации неграмотности. Развитие художественного творчества народа. Театр и кино. Местный Пролеткульт. Печать. Библиотеки. Отношение интеллигенции Смоленщины к новой власти.
Раздел 11. Смоленщина в 1941-1945 гг. Памятники и памятные места Смоленщины, посвященные героическим событиям Великой Отечественной войны. Трудовые подвиги смолян. Литература о Великой Отечественной войне.
Раздел 12. Культура Смоленщины во второй половине XX века. Народное просвещение, школьная реформа. Высшая школа, новые вузы. Средне-специальные учебные заведения; Театр, кино, художественная самодеятельность. Творческие союзы. Печать. Начало телевещания.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (КТП).
Культурное наследие земли Смоленской, 7 классы.
№ п/п |
Тема урока |
Сроки изучения план |
Сроки изучения факт |
Примечания |
|
1 |
Особенности культуры и быта кривичей |
|
|
|
|
2 |
Смоленск - один из крупнейших центров культуры Руси |
|
|
|
|
3 |
Гнездово. |
|
|
|
|
4 |
Письменность и образование |
|
|
|
|
5 |
Расцвет архитектуры, смоленская архитектурная школа. Фресковая живопись.
|
|
|
|
|
6 |
Культура края в XIV-XV веках
|
|
|
|
|
7 |
Культура смоленской земли в польский период. Смоленская шляхта и ее привилегии. |
|
|
|
|
8 |
Культурное развитие Смоленщины во второй половине XVII – первой половине XVIII века |
|
|
|
|
9 |
Просвещение. Развитие градостроительства во второй половине XVII – первой половине XVIII века |
|
|
|
|
10 |
Культовая архитектура края (храмы и монастыри Смоленска и Вязьмы) |
|
|
|
|
11 |
Литература и искусство во второй половине XVII – первой половине XVIII века
|
|
|
|
|
12 |
Просвещение во второй половине XVIII века |
|
|
|
|
13 |
Архитектура и искусство (культовое зодчество и дворцово-парковые комплексы). Деятельность М.Ф.Казакова, В.И.Баженова, Д.И.Желярди, Ф.И.Шубина на Смоленщине. |
|
|
|
|
14 |
Крепостной мыслитель Ф.Подшивалов. |
|
|
|
|
15 |
«Усерднейший сын Отечества» - Г.А.Потемкин.
|
|
|
|
|
16 |
Просвещение. Расширение сети библиотек в XIX веке. |
|
|
|
|
17 |
Театральная жизнь в XIX веке. |
|
|
|
|
18 |
Открытие историко-археологического музея. |
|
|
|
|
19 |
С.П.Писарев. М.К.Тенишева и Талашкино |
|
|
|
|
20 |
Печать и книгоиздательское дело. Открытие "Смоленского вестника" (1878 г.). |
|
|
|
|
21 |
Путешественники Н.М.Пржевальский и П.К.Козлов. |
|
|
|
|
22 |
Почвовед В.В.Докучаев |
|
|
|
|
23 |
Скульпторы М.О.Микешин и С.Т.Коненков |
|
|
|
|
24 |
Этнограф В.Н.Добровольский. |
|
|
|
|
25 |
Состояние грамотности и здравоохранения в губернии в начале XX века. Школа и просвещение. |
|
|
|
|
26 |
Благотворительные культурные организации. Театр. Музыкальное творчество |
|
|
|
|
27 |
Писатели и поэты. Зарождение кинематографа. Медицинские учреждения. Спасокукоцкий. Роль земства в распространении культуры в деревне |
|
|
|
|
28 |
Культурное строительство в первые годы советской власти |
|
|
|
|
29 |
Театр и кино. Местный Пролеткульт. Печать. Библиотеки |
|
|
|
|
30 |
Памятники и памятные места Смоленщины, посвященные героическим событиям Великой Отечественной войны. |
|
|
|
|
31 |
Трудовые подвиги смолян. Литература о Великой Отечественной войне.
|
|
|
|
|
32 |
Образование во второй половине XX века. |
|
|
|
|
33 |
Театр, кино, художественная самодеятельность. Творческие союзы. Печать. |
|
|
|
|
34 |
Итоговое повторение. |
|
|
|
|
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (КТП).
Культурное наследие земли Смоленской, 7 классы.
№ п/п |
Тема урока |
Сроки изучения план |
Сроки изучения факт |
Примечания |
1 |
Особенности культуры и быта кривичей |
|
|
|
2 |
Смоленск - один из крупнейших центров культуры Руси |
|
|
|
3 |
Гнездово. |
|
|
|
4 |
Расцвет архитектуры, смоленская архитектурная школа. Фресковая живопись.
|
|
|
|
5 |
Расцвет архитектуры, смоленская архитектурная школа. Фресковая живопись.
|
|
|
|
6 |
Культура смоленской земли в польский период. Смоленская шляхта и ее привилегии. |
|
|
|
7 |
Культура края в XIV-XV веках
|
|
|
|
8 |
Культура края в XIV-XV веках
|
|
|
|
9 |
Культура смоленской земли в польский период. Смоленская шляхта и ее привилегии. |
|
|
|
10 |
Культурное развитие Смоленщины во второй половине XVII – первой половине XVIII века |
|
|
|
11 |
Просвещение. Развитие градостроительства во второй половине XVII – первой половине XVIII века |
|
|
|
12 |
Просвещение. Развитие градостроительства во второй половине XVII – первой половине XVIII века |
|
|
|
13 |
Культовая архитектура края (храмы и монастыри Смоленска и Вязьмы) |
|
|
|
14 |
Культовая архитектура края (храмы и монастыри Смоленска и Вязьмы) |
|
|
|
15 |
Литература и искусство во второй половине XVII – первой половине XVIII века |
|
|
|
16 |
Литература и искусство во второй половине XVII – первой половине XVIII века |
|
|
|
17 |
Просвещение во второй половине XVIII века |
|
|
|
18 |
Просвещение во второй половине XVIII века |
|
|
|
19 |
Архитектура и искусство (культовое зодчество и дворцово-парковые комплексы). Деятельность М.Ф.Казакова, В.И.Баженова, Д.И.Желярди, Ф.И.Шубина на Смоленщине. |
|
|
|
20 |
Архитектура и искусство (культовое зодчество и дворцово-парковые комплексы). Деятельность М.Ф.Казакова, В.И.Баженова, Д.И.Желярди, Ф.И.Шубина на Смоленщине. |
|
|
|
21 |
Крепостной мыслитель Ф.Подшивалов. |
|
|
|
22 |
«Усерднейший сын Отечества» - Г.А.Потемкин.
|
|
|
|
23 |
«Усерднейший сын Отечества» - Г.А.Потемкин.
|
|
|
|
24 |
Просвещение. Расширение сети библиотек в XIX веке. |
|
|
|
25 |
Просвещение. Расширение сети библиотек в XIX веке. |
|
|
|
26 |
Театральная жизнь в XIX веке. |
|
|
|
27 |
Театральная жизнь в XIX веке. |
|
|
|
28 |
Открытие историко-археологического музея. |
|
|
|
29 |
Открытие историко-археологического музея. |
|
|
|
30 |
С.П.Писарев. М.К.Тенишева и Талашкино |
|
|
|
31 |
С.П.Писарев. М.К.Тенишева и Талашкино |
|
|
|
32 |
Печать и книгоиздательское дело. Открытие "Смоленского вестника" (1878 г.). |
|
|
|
33 |
Путешественники Н.М.Пржевальский и П.К.Козлов. |
|
|
|
34 |
Путешественники Н.М.Пржевальский и П.К.Козлов. |
|
|
|
35 |
Почвовед В.В.Докучаев |
|
|
|
36 |
Скульпторы М.О.Микешин и С.Т.Коненков |
|
|
|
37 |
Скульпторы М.О.Микешин и С.Т.Коненков |
|
|
|
38 |
Этнограф В.Н.Добровольский. |
|
|
|
39 |
Состояние грамотности и здравоохранения в губернии в начале XX века. Школа и просвещение. |
|
|
|
40 |
Благотворительные культурные организации. Театр. Музыкальное творчество |
|
|
|
41 |
Благотворительные культурные организации. Театр. Музыкальное творчество |
|
|
|
42 |
Писатели и поэты. Зарождение кинематографа. Медицинские учреждения. Спасокукоцкий. Роль земства в распространении культуры в деревне |
|
|
|
43 |
Писатели и поэты. Зарождение кинематографа. Медицинские учреждения. Спасокукоцкий. Роль земства в распространении культуры в деревне |
|
|
|
44 |
Культурное строительство в первые годы советской власти |
|
|
|
45 |
Театр и кино. Местный Пролеткульт. Печать. Библиотеки |
|
|
|
46 |
Памятники и памятные места Смоленщины, посвященные героическим событиям Великой Отечественной войны. |
|
|
|
47 |
Памятники и памятные места Смоленщины, посвященные героическим событиям Великой Отечественной войны. |
|
|
|
48 |
Трудовые подвиги смолян. Литература о Великой Отечественной войне.
|
|
|
|
49 |
Образование во второй половине XX века. |
|
|
|
50 |
Театр, кино, художественная самодеятельность. Творческие союзы. Печать. |
|
|
|
51 |
Итоговое повторение. |
|
|