Урок на тему «Культурное пространство Европы и культура Руси» (6 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ
Визитная карточка
Тема учебного занятия, класс |
Культурное пространство Европы и культура Руси, 6 класс |
||||
Тип, вид, форма учебного занятия |
Тип: Урок получения нового знания. Вид: проблемный урок. Форма: фронтальная, групповая, индивидуальная |
||||
Цели занятия (Дидактическая цель) |
личностные |
метапредметные |
предметные |
||
Ценностное отношение к осмыслению исторической традиции и примеров гражданского служения Отечеству. Уважительное отношение к формированию и сохранению интереса к истории как важной составляющей современного общественного сознания. Интерес к представлению о традиционных духовно-нравственных ценностях народов России.
|
Находить причинно-следственные связи события; формулировать и обосновывать выводы культурного пространства Европы и культуры Руси; осуществлять анализ учебной исторической информации, извлекать информацию из источника; намечать путь ее решения и осуществлять подбор исторического материала, объекта. Участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого; выражать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном тексте. |
Владеть полученными знаниями, умениями и навыками в повседневной жизни; Приобретение опыта - привлекать внимание к проблемам сохранения и бережного отношения к истории родного края. |
|||
Учебная задача (цель) (Совместное целеполагание учителя и учащихся) |
личностные |
метапредметные |
предметные |
||
Создать условия для формирования осмысления исторической традиции и примеров гражданского служения Отечеству на основе знаний культурном пространстве Европы и культуре Руси |
|||||
Планируемые результаты |
личностные |
Метапредметные/ УУД |
предметные |
||
В сфере гражданского воспитания: осмысление исторической традиции и примеров гражданского служения Отечеству. В духовно-нравственной сфере: представление о традиционных духовно-нравственных ценностях народов России; В понимании ценности научного познания: формирование и сохранение интереса к истории как важной составляющей современного общественного сознания. |
П УУД: раскрывать причинно-следственные связи события; формулировать и обосновывать выводы; осуществлять анализ учебной исторической информации, извлекать информацию из источника; определять познавательную задачу; намечать путь ее решения и осуществлять подбор исторического материала, объекта. К УУД: участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого; выражать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном тексте. Р УУД: владения приемами самоконтроля, рефлексии и самооценки полученных результатов. |
- умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни; - кратко и точно отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии, использовать справочную литературу и другие источники информации.
|
|||
Основные понятия |
Граффити – надписи и рисунки , нацарапанные на стенах зданий¸ сосудах. Житие – повествование жизни святого. Миниатюра – художественное произведение, обычно живописное, малых размеров. Мозаика – изображение, составленное из скрепленных между собой цветных камушков или стекла. Патриотизм – любовь к родине, преданность своему Отечеству, своему народу. Самобытный - своеобразный, идущий своими путями, самостоятельный в своем развитии. Фреска – изображение, сделанное водяными красками по мокрой штукатурке. |
||||
Организация пространства
|
|||||
Методы и приемы обучения |
План урока (содержание) |
Ресурсы/средства обучения |
|||
Проблемный вопрос. Ответы на вопросы по тексту, схема. Беседа, устный опрос, тест, метод незаконченных предложений. |
1.Важнейшие черты культуры стран Европы ӀX-XӀӀв. 2.Особенности культуры Руси: письменность и грамотность; литература; устное народное творчество; зодчество и изобразительное искусство; Художественное ремесло. |
Учебник «История России» 6 класс, издательство «Просвещение» 2016 год. § 10 «Культурное пространство Европы и культура Руси». Презентация. Раздаточный материал. |
Этап урока (занятия) |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Скриншот презентации урока |
||
Познавательная |
Регулятивная |
Коммуникативная |
|||
Формируемые умения \УУД |
Формируемые умения \УУД |
Формируемые умения \УУД |
|||
Организационно-мотивационный этап |
1.Мотивация. Здравствуйте, ребята! Прозвенел и смолк звонок, Начинается урок. К уроку все готовы? Если трудно – мы поможем, Всё узнать на свете сможем!
А ещё, я надеюсь, никто не забыл взять на урок внимательность, активность, и хорошее настроение.
2.Актуализация
Ребята, взгляните на слайд и расшифруйте ребус. Какое слово получилось? (культура).
Ребята, а вы знаете, что такое культура? Что входит в понятие культура? (литература, живопись и т.д). Давайте попробуем составить определение понятия«Культура»
- Как вы считаете, о чём мы будем сегодня говорить?
На уроках истории вы успели узнать о том, кто были наши далекие предки, как они жили, как сформировалось наше государство, кто были его первые правители, какой вклад они внесли в становление Руси. А вот сегодня мы будем говорить о культуре Древнерусского государства.
Тема: Культурное пространство Европы и культура Руси. 3.Целеполагание Какие вопросы мы должны с вами рассмотреть:
1.Важнейшие черты культуры стран Европы ӀX-XӀӀ вв. 2. Особенности культуры Руси 3. Письменность и грамотность; 4. Литература 5. Устное народное творчество; 6. Зодчество и изобразительное искусство 7. Художественное ремесло.
Цель урока – выяснить особенности культурного пространства Европы и культуры Руси.
Проблемный вопрос: В чём же состояли главные особенности культуры Руси? |
Раскрывать причинно-следственные связи события. Систематизировать и анализировать исторические факты |
Осознавать на основе исторических примеров значение совместной работы как эффективного средства достижения поставленных целей. |
Владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы
|
|
Содержательно-операционный |
1.Усвоение новых знаний:
Благодаря Византии Русь познакомилась с христианской культурой. Со временем многие мастера стали отходить от слепого копирования изделий византийских учителей. Создавая свои произведения, они стремились отразить в них собственные думы и настроения жителей Руси.
Ребята, предлагаю вам сыграть в игру «Правда/ложь»:
1. В XӀ – XӀӀ вв. византийская культура достигла своего наивысшего расцвета в живописи, архитектуре, скульптуре, литературе. - да 2.Византия оказала огромное влияние на становление культуры многих стран в том числе и Руси. - да;
3. Наивысший расцвет Пермского звериного стиля (искусства) совпадает с периодом формирования особенностей культуры Руси?
А теперь нам необходимо поделиться на группы: взгляните под парты – у тех, у кого одинаковые картинки будут работать в одной группе.
Ребята, предлагаю вам провести исследовательскую работу с текстом параграфа 10: дописать пропущенные слова и собрать пазлы.
Каждая группа получает задания.
1 гр. Работает с пунктом 3 стр. 86 «Письменность и грамотность» и заполняет пропуск в тексте оформляя пазл (Приложение 1).
2 гр. Работает с пунктом 4 стр. 87 «Литература» и заполняет пропуск в тексте оформляя пазл (Приложение 2).
3 гр. Работает с пунктом 5 стр. 88 «Устное народное творчество» и заполняет пропуск в тексте оформляя пазл (Приложение 3).
4 гр. Работает с пунктом 6 стр. 89 «Зодчество и изобразительное искусство» и заполняет пропуск в тексте оформляя пазл (Приложение 4). 5 гр. Работает с пунктом 5 стр. 88 «Художественное ремесло» и заполняет пропуск в тексте оформляя пазл. Учитель организует работу учащихся. В случае необходимости помогает.
Перед тем как приступить к работе над проектом «Пазл», вы распределились в группы по картинкам, но что изображено на каждой из картин, догадаться трудно предлагаю поработать ? На какой вопрос мы не ответили? - Что такое Пермский звериный стиль? |
Определять познавательную задачу, намечать путь ее решения и осуществлять подбор исторического материала |
Участвовать в обсуждении событий прошлого, раскрывать различия и сходства высказываемых оценок |
Выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между людьми |
|
2. первичное осмысление и закрепление нового материала. Беседа, устный опрос. Выступления учащихся перед одноклассниками. |
Систематизировать и обобщать исторические факты, соотносить полученный результат с имеющимися знанием. |
Выражать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном тексте |
Регулировать способов выражения своих эмоций с учётом позиций и мнений других участников общения |
|
|
|
|
|
|
|
|
Рефлексивно-оценочный |
1 этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий: Игра «да-нетка»
2 рефлексия: Поднимите желтую карточку – мне всё понятно, я могу поделиться этой информацией Поднимите красную карточку – у меня остались вопросы. |
Формулировать и обосновывать выводы |
Оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу |
Владение приёмами самоконтроля, рефлексии и самооценки полученных результатов |
|
Домашнее задание |
Прочитать § 10, 84—91 учебника. Задание на выбор: 2.1. Подготовить сообщение на тему «Софийский собор — символ Древней Руси»; 2.2. Составить экскурсию в один из древнерусских городов. |
|
|
|
|