12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Паненкова Ирина Михайловна13745
Россия, Смоленская обл., Вязьма
Материал размещён в группе « Наши интересные уроки»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ

Г. ВЯЗЬМЫ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ


IX РАЙОННЫЙ КОНКУРС АВТОРСКИХ МАТЕРИАЛОВ

                          ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ И ВОСПИТАНИЮ

ДЕТЕЙ


                                     НОМИНАЦИЯ: "МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
                               ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ В УЧРЕЖДЕНИИ
                                        ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ"

КВИЗ "ОЗОН"

                                                           

                                                       АВТОР: ПАНЕНКОВА ИРИНА МИХАЙЛОВНА,

                                                                  ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

                                                                  ОБРАЗОВАНИЯ,  panenkova61@mail.ru ,

                                                                  8 - 915-653-47-81


Г. ВЯЗЬМА

2022



АННОТАЦИЯ

Данная методическая разработка предназначена для учащихся старших классов, возраст - 8 - 11 класс. Суть рассматриваемых вопросов в процессе квиза затрагивает проблемы озонового слоя и климата Земли. Назначение данной работы велико, так как тема актуальна.

XX век поставил жизнь на Земле на грань экологической катастрофы. Это и рост населения, многочисленные выбросы, загрязняющие Землю, да и то, что сам человек больше добывает из природы, чем даёт ей, приводят к коренным изменениям в природе и отражаются на самом существовании человека.

Возможные сферы приложения предлагаемой методической продукции - это живая активная среда учащихся школ и учреждений дополнительного образования.

Квиз "Озон" может быть использован учителями и педагогами школ Смоленской области в качестве распространения опыта.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предложенная командная интеллектуальная игра, рассчитанная на 5 команд, - инновационный опыт педагога. В каждой команде участвуют 3 - 4 учащихся 8 - 11 классов, которые за ограниченный промежуток времени отвечают на вопросы из целенаправленной сферы знаний. Участникам ставится задача - продемонстрировать свои творческие способности, логику, внимательность и эрудицию.

Время проведения - 40 - 45 минут.

Квиз "Озон" актуален, так как проводится с целью распространения экологической информации и повышения грамотности в сфере охраны озонового слоя и климата Земли среди учащихся школ города Вязьмы и Вяземского района.

Желаемый результат использования данного материала в дополнительном образовании - повышение грамотности учащихся и самих педагогов по проблемам озонового слоя и климата Земли.



КВИЗ "ОЗОН"

Форма: Квиз "Озон" (командная игра).

Методы: словесный, наглядно - иллюстративный, игровой.

Цели: мотивировать учащихся к проблеме озонового слоя Земли, учить работе командной игры, развивать творческое мышление и интерес к интеллектуальному виду досуга, воспитывать дружелюбие, коллективизм.

Задачи: организация досуга учащихся, формирование навыка работы в команде, выявление и развитие творческого потенциала каждого учащегося.

Наглядные пособия и оборудование: карточки "Озоновый слой Земли", листы бумаги, простые карандаши, ластик, тесты "Озон и климат Земли", вопросы "XX век и жизнь на Земле", оценочные листы для жюри, фотоаппарат, магниты, одноконцевые булавки, эмблемы: "Эрудит", "Мыслитель", "Знайки", "Умники", "Знатоки".


ВВЕДЕНИЕ

Описание командной игры: Игра делится на 3 раунда, в каждом из которых заявлено определённое количество вопросов. Ответы отвечаются устно в течение 1 минуты или пишутся письменно. Команда - победитель определяется по набранному количеству баллов, которые даются только за правильные ответы. Жюри - 3 педагога.


Команды: "Эрудиты", "Знатоки", "Умники", "Мыслители", "Знайки" садятся вкруговую за определённые столы. В течение каждого раунда команды в игре набирают определённое количество баллов по 5 - бальной системе. За полный ответ - 5 баллов, за неполный, в зависимости от ответа, 4 балла, 3 балла, 2 балла, 1 балл и 0 баллов. Затем баллы по раундам суммируются и определяется команда - победитель.


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ


I РАУНД "XX ВЕК И ЖИЗНЬ НА ЗЕМЛЕ"


Руководитель: Команды, внимание! Начинаем нашу игру.

В первом раунде "XX век и жизнь на Земле" капитаны команд берут по вопросу из 5 путём выбора. Обсуждение командой вопроса - 3 минуты, после которых командно даётся ответ.


1. Как вы думаете, ребята, почему XX век поставил жизнь на Земле на грань экологической катастрофы? (Рост населения, многочисленные выбросы, загрязняющие Землю, да и то, что сам человек больше добывает из природы, чем даёт ей, приводят к коренным изменениям в природе и отражаются на самом существовании человека).

2. Перечислите серьёзные проблемы современного мира природы. (Проблемы загрязнения атмосферы, вод, почв, радиационного поражения отдельных территорий, кислотных дождей, утрата некоторых видов растений и животных, оскудение биоресурсов, обезлесение и опустынивание природных мест).

3. Почему учёные с начала XX века наблюдают за состоянием озонового слоя атмосферы? (Учёные понимают, что стратосферный озон является своего рода естественным фильтром, препятствующим проникновению в нижние слои атмосферы жёсткого космического излучения - ультрафиолета - В); (Учёные стали отмечать неуклонное истощение озонового слоя).

4. Как выглядит слой озона? (Удивительно тонок, тонкая плёнка толщиной в 2 - 4 мм); (Тонкий слой, однако, и эта плёнка надёжно защищает нас, людей, а также окружающий мир живых существ, почти полностью, поглощая опасные ультрафиолетовые лучи).

5. Если бы не было озонового слоя, что могло бы быть на Земле? (Без озоновой плёнки жизнь сохранилась бы лишь в глубинах вод (глубже 10 м) и в тех слоях почвы, куда не проникает солнечная радиация); (Более того, если бы не озоновый слой, то жизнь не смогла бы вообще выбраться из океанов, и высокоразвитые формы жизни, типа млекопитающих, включая человека, не возникли бы).


II РАУНД ТЕСТЫ "ОЗОН И КЛИМАТ ЗЕМЛИ"


Руководитель: Игра продолжается. Второй раунд!

Во втором раунде каждой команде предлагается ответить письменно на тест, состоящий из 20 вопросов. Время обсуждения и заполнения теста - 10 минут. Каждый ответ по вопросу оценивается по 5 - бальной системе.


1. Слой атмосферы, в котором располагается слой озоносферы («озоновый слой»)

Варианты ответа:

а) тропосфера

б) термосфера

в) стратосфера

г) мезосфера

2. Оболочка Земли, образуемая в основном из различных газов и примесей

Варианты ответа:

а) гидросфера

б) атмосфера

в) биосфера

г) литосфера

3. Последовательность расположения слоев атмосферы

Варианты ответа:

а) тропосфера

б) стратосфера

в) термосфера

г) экзосфера

д) мезосфера

4. «Парниковый эффект» и разрушение озонового слоя затрагивают …

Варианты ответа:

а) все страны

б) Россию и СНГ

в) страны Европы и Америки

г) экономически развитые страны

5. Лондонский смог возникает при туманной завесе, безветрии, температурной инверсии и

Варианты ответа:

а) резкого понижения температуры

б) высокой влажности

в) фотооксидантов

г) сернистого ангидрида

6. Основное мероприятие по борьбе с кислотными дождями

Варианты ответа:

а) сокращение кислотообразующих веществ в выбросах

б) применение альтернативных источников энергии

в) установка фильтров для очистки газообразных веществ

г) экологически безопасный транспорт

7. «Озоновые дыры» — это нарушение систем жизнеобеспечения на … уровне.

Варианты ответа:

а) местном

б) локальном

в) глобальном

г) региональном

8. Самая внешняя часть верхней атмосферы Земли, расположенная выше 700 км

Варианты ответа:

а) мезосфера

б) экзосфера

в) термосфера

г) стратосфера

9. Кислотный дождь приводит к…

Варианты ответа:

а) деградации лесов

б) ухудшению здоровья человека

в) разрушению всего в целом

г) закислению водоёмов

10. В нижних слоях атмосферы содержится … % кислорода (по объему).

Варианты ответа:

а) 0,039

б) 15

в) 78

г) 21

11. Потепление климата на Земле связано с…

Варианты ответа:

а) появлением смога

б) «парниковым эффектом»

в) Ла-Нинья

г) озоновым экраном

12. Чистый воздух является … ресурсом.

Варианты ответа:

а) неисчерпаемым невозобновимым

б) исчерпаемым невозобновимым

в) исчерпаемым возобновимым

13. Ядовитая смесь дыма, тумана и пыли

Варианты ответа:

а) сброс

б) загрязнением

в) смогом

г) выбросом

14. Озон в стратосфере образуется из …

Варианты ответа:

а) кислорода

б) водяного пара

в) углекислого газа

г) сернистого газа

15. Основная масса атмосферы (80 %) приходится на…

Варианты ответа:

а) тропосферу

б) стратосферу

в) термосферу

г) мезосферу

16. Лос-анджелесский смог возникает летом в солнечную погоду при безветрии, температурной инверсии и наличии …

Варианты ответа:

а) сернистого ангидрида

б) высокой влажности

в) фотооксидантов

г) резкого понижения температуры

17. Количество углекислого газа (по объёму), содержащееся в нижних слоях атмосферы

Варианты ответа:

а) 21 %

б) 15 %

в) 0,039 %

г) 78 %

18. Количество азота (по объему), содержащееся в нижних слоях атмосферы

Варианты ответа:

а) 15 %

б) 78 %

в) 0,039 %

г) 21 %

19. Основная причина снижения содержания озона в стратосфере под воздействием фреонов

Варианты ответа:

а) фреоны распадаются под действием УФ излучения с образованием продуктов, разрушающих озон

б) молекулы фреона непосредственно воздействуют на озон, вовлекая его в химические реакции

в) фреон препятствует образованию озона из молекулярного кислорода

г) молекулы фреона — химически стабильные соединения

20. Озоновый слой – необходимое условие существования биосферы, потому что слой озона:
а)
препятствует проникновению ультрафиолетовых лучей
б) образуется в результате космических излучений
в) препятствует загрязнению атмосферы


III РАУНД КАРТОЧКИ "ОЗОНОВЫЙ СЛОЙ ЗЕМЛИ"


Руководитель: Время третьего раунда, ребята! Каждая команда получает по карточке "Озоновый слой Земли". Вам необходимо составить краткий содержательный рассказ по данному изображению. Иначе, дать чёткое объяснение по командной карточке. Время обсуждения - 5 минут. Командное выступление с объяснением - до 3 -х минут. Каждое командное объяснение оценивается по 5 - бальной системе.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Руководитель: Вот и закончился квиз "Озон". Сейчас жюри подведёт итоги и мы узнаем команду - победителя. Мне понравилась ваша командная работа, все молодцы! Если и вам всё понравилось, ребята, похлопайте в ладоши!

Жюри: Объявляем команду - победителя...

Награждение: вручаем маньчжурские орехи.


ЛИТЕРАТУРА


1. http://www.referats.net/cgi-bin/referats/rkr/jump.cgi ?ID=20073

2. https://otvettest.ru/ekologiya/test-s-otvetami-ekologicheskij-krizis-ozonovyj-sloj /

3. Небел Б., Наука об окружающей среде, Т.1 (Как устроен мир), М., 1993



                  Эмблемы для команды "Эрудиты"                                 ПРИЛОЖЕНИЕ № 1


t1668453468aa.jpgt1668453468aa.jpg

t1668453468aa.jpgt1668453468aa.jpg

                       Эмблемы для команды "Знатоки"

t1668453468ab.jpgt1668453468ab.jpg

t1668453468ab.jpgt1668453468ab.jpg

                        Эмблемы для команды "Умники"                            ПРИЛОЖЕНИЕ № 2


t1668453468ac.jpgt1668453468ac.jpg


t1668453468ac.jpgt1668453468ac.jpg


                         Эмблемы для команды "Знайки"


t1668453468ad.jpgt1668453468ad.jpg

t1668453468ad.jpgt1668453468ad.jpg



                  Эмблемы для команды "Мыслители"                             ПРИЛОЖЕНИЕ № 3




t1668453468ae.jpgt1668453468ae.jpg

t1668453468ae.jpgt1668453468ae.jpg


                                                                                                         

                                                                                                       ПРИЛОЖЕНИЕ № 4

                      I РАУНД "XX ВЕК И ЖИЗНЬ НА ЗЕМЛЕ"


                                 ВОПРОСЫ КОМАНДАМ




1. Как вы думаете, ребята, почему XX век поставил жизнь на Земле на грань

экологической катастрофы?






2. Перечислите серьёзные проблемы современного мира природы.







3. Почему учёные с начала XX века наблюдают за состоянием озонового слоя
атмосферы?







4. Как выглядит слой озона?








5. Если бы не было озонового слоя, что могло бы быть на Земле?






                                                                                                    ПРИЛОЖЕНИЕ № 5

                  II РАУНД ТЕСТЫ "ОЗОН И КЛИМАТ ЗЕМЛИ"


                                        ТЕСТЫ КОМАНДАМ

КОМАНДЕ "ЭРУДИТЫ"

1. Слой атмосферы, в котором располагается слой озоносферы («озоновый слой»)

Варианты ответа:

а) тропосфера

б) термосфера

в) стратосфера

г) мезосфера

2. Оболочка Земли, образуемая в основном из различных газов и примесей

Варианты ответа:

а) гидросфера

б) атмосфера

в) биосфера

г) литосфера

3. Последовательность расположения слоев атмосферы

Варианты ответа:

а) тропосфера

б) стратосфера

в) термосфера

г) экзосфера

д) мезосфера

4. «Парниковый эффект» и разрушение озонового слоя затрагивают …

Варианты ответа:

а) все страны

б) Россию и СНГ

в) страны Европы и Америки

г) экономически развитые страны

5. Лондонский смог возникает при туманной завесе, безветрии, температурной инверсии и

Варианты ответа:

а) резкого понижения температуры

б) высокой влажности

в) фотооксидантов

г) сернистого ангидрида

6. Основное мероприятие по борьбе с кислотными дождями

Варианты ответа:

а) сокращение кислотообразующих веществ в выбросах

б) применение альтернативных источников энергии

в) установка фильтров для очистки газообразных веществ

г) экологически безопасный транспорт

7. «Озоновые дыры» — это нарушение систем жизнеобеспечения на … уровне.

Варианты ответа:

а) местном

б) локальном

в) глобальном

г) региональном

8. Самая внешняя часть верхней атмосферы Земли, расположенная выше 700 км

Варианты ответа:

а) мезосфера

б) экзосфера

в) термосфера

г) стратосфера

9. Кислотный дождь приводит к…

Варианты ответа:

а) деградации лесов

б) ухудшению здоровья человека

в) разрушению всего в целом

г) закислению водоёмов

10. В нижних слоях атмосферы содержится … % кислорода (по объему).

Варианты ответа:

а) 0,039

б) 15

в) 78

г) 21

11. Потепление климата на Земле связано с…

Варианты ответа:

а) появлением смога

б) «парниковым эффектом»

в) Ла-Нинья

г) озоновым экраном

12. Чистый воздух является … ресурсом.

Варианты ответа:

а) неисчерпаемым невозобновимым

б) исчерпаемым невозобновимым

в) исчерпаемым возобновимым

13. Ядовитая смесь дыма, тумана и пыли

Варианты ответа:

а) сброс

б) загрязнением

в) смогом

г) выбросом

14. Озон в стратосфере образуется из …

Варианты ответа:

а) кислорода

б) водяного пара

в) углекислого газа

г) сернистого газа

15. Основная масса атмосферы (80 %) приходится на…

Варианты ответа:

а) тропосферу

б) стратосферу

в) термосферу

г) мезосферу

16. Лос-анджелесский смог возникает летом в солнечную погоду при безветрии, температурной инверсии и наличии …

Варианты ответа:

а) сернистого ангидрида

б) высокой влажности

в) фотооксидантов

г) резкого понижения температуры

17. Количество углекислого газа (по объёму), содержащееся в нижних слоях атмосферы

Варианты ответа:

а) 21 %

б) 15 %

в) 0,039 %

г) 78 %

18. Количество азота (по объему), содержащееся в нижних слоях атмосферы

Варианты ответа:

а) 15 %

б) 78 %

в) 0,039 %

г) 21 %

19. Основная причина снижения содержания озона в стратосфере под воздействием фреонов

Варианты ответа:

а) фреоны распадаются под действием УФ излучения с образованием продуктов, разрушающих озон

б) молекулы фреона непосредственно воздействуют на озон, вовлекая его в химические реакции

в) фреон препятствует образованию озона из молекулярного кислорода

г) молекулы фреона — химически стабильные соединения

20. Озоновый слой – необходимое условие существования биосферы, потому что слой озона:
а) препятствует проникновению ультрафиолетовых лучей
б) образуется в результате космических излучений
в) препятствует загрязнению атмосферы

КОМАНДЕ "ЗНАТОКИ"

1. Слой атмосферы, в котором располагается слой озоносферы («озоновый слой»)

Варианты ответа:

а) тропосфера

б) термосфера

в) стратосфера

г) мезосфера

2. Оболочка Земли, образуемая в основном из различных газов и примесей

Варианты ответа:

а) гидросфера

б) атмосфера

в) биосфера

г) литосфера

3. Последовательность расположения слоев атмосферы

Варианты ответа:

а) тропосфера

б) стратосфера

в) термосфера

г) экзосфера

д) мезосфера

4. «Парниковый эффект» и разрушение озонового слоя затрагивают …

Варианты ответа:

а) все страны

б) Россию и СНГ

в) страны Европы и Америки

г) экономически развитые страны

5. Лондонский смог возникает при туманной завесе, безветрии, температурной инверсии и

Варианты ответа:

а) резкого понижения температуры

б) высокой влажности

в) фотооксидантов

г) сернистого ангидрида

6. Основное мероприятие по борьбе с кислотными дождями

Варианты ответа:

а) сокращение кислотообразующих веществ в выбросах

б) применение альтернативных источников энергии

в) установка фильтров для очистки газообразных веществ

г) экологически безопасный транспорт

7. «Озоновые дыры» — это нарушение систем жизнеобеспечения на … уровне.

Варианты ответа:

а) местном

б) локальном

в) глобальном

г) региональном

8. Самая внешняя часть верхней атмосферы Земли, расположенная выше 700 км

Варианты ответа:

а) мезосфера

б) экзосфера

в) термосфера

г) стратосфера

9. Кислотный дождь приводит к…

Варианты ответа:

а) деградации лесов

б) ухудшению здоровья человека

в) разрушению всего в целом

г) закислению водоёмов

10. В нижних слоях атмосферы содержится … % кислорода (по объему).

Варианты ответа:

а) 0,039

б) 15

в) 78

г) 21

11. Потепление климата на Земле связано с…

Варианты ответа:

а) появлением смога

б) «парниковым эффектом»

в) Ла-Нинья

г) озоновым экраном

12. Чистый воздух является … ресурсом.

Варианты ответа:

а) неисчерпаемым невозобновимым

б) исчерпаемым невозобновимым

в) исчерпаемым возобновимым

13. Ядовитая смесь дыма, тумана и пыли

Варианты ответа:

а) сброс

б) загрязнением

в) смогом

г) выбросом

14. Озон в стратосфере образуется из …

Варианты ответа:

а) кислорода

б) водяного пара

в) углекислого газа

г) сернистого газа

15. Основная масса атмосферы (80 %) приходится на…

Варианты ответа:

а) тропосферу

б) стратосферу

в) термосферу

г) мезосферу

16. Лос-анджелесский смог возникает летом в солнечную погоду при безветрии, температурной инверсии и наличии …

Варианты ответа:

а) сернистого ангидрида

б) высокой влажности

в) фотооксидантов

г) резкого понижения температуры

17. Количество углекислого газа (по объёму), содержащееся в нижних слоях атмосферы

Варианты ответа:

а) 21 %

б) 15 %

в) 0,039 %

г) 78 %

18. Количество азота (по объему), содержащееся в нижних слоях атмосферы

Варианты ответа:

а) 15 %

б) 78 %

в) 0,039 %

г) 21 %

19. Основная причина снижения содержания озона в стратосфере под воздействием фреонов

Варианты ответа:

а) фреоны распадаются под действием УФ излучения с образованием продуктов, разрушающих озон

б) молекулы фреона непосредственно воздействуют на озон, вовлекая его в химические реакции

в) фреон препятствует образованию озона из молекулярного кислорода

г) молекулы фреона — химически стабильные соединения

20. Озоновый слой – необходимое условие существования биосферы, потому что слой озона:
а) препятствует проникновению ультрафиолетовых лучей
б) образуется в результате космических излучений
в) препятствует загрязнению атмосферы

КОМАНДЕ "УМНИКИ"

1. Слой атмосферы, в котором располагается слой озоносферы («озоновый слой»)

Варианты ответа:

а) тропосфера

б) термосфера

в) стратосфера

г) мезосфера

2. Оболочка Земли, образуемая в основном из различных газов и примесей

Варианты ответа:

а) гидросфера

б) атмосфера

в) биосфера

г) литосфера

3. Последовательность расположения слоев атмосферы

Варианты ответа:

а) тропосфера

б) стратосфера

в) термосфера

г) экзосфера

д) мезосфера

4. «Парниковый эффект» и разрушение озонового слоя затрагивают …

Варианты ответа:

а) все страны

б) Россию и СНГ

в) страны Европы и Америки

г) экономически развитые страны

5. Лондонский смог возникает при туманной завесе, безветрии, температурной инверсии и

Варианты ответа:

а) резкого понижения температуры

б) высокой влажности

в) фотооксидантов

г) сернистого ангидрида

6. Основное мероприятие по борьбе с кислотными дождями

Варианты ответа:

а) сокращение кислотообразующих веществ в выбросах

б) применение альтернативных источников энергии

в) установка фильтров для очистки газообразных веществ

г) экологически безопасный транспорт

7. «Озоновые дыры» — это нарушение систем жизнеобеспечения на … уровне.

Варианты ответа:

а) местном

б) локальном

в) глобальном

г) региональном

8. Самая внешняя часть верхней атмосферы Земли, расположенная выше 700 км

Варианты ответа:

а) мезосфера

б) экзосфера

в) термосфера

г) стратосфера

9. Кислотный дождь приводит к…

Варианты ответа:

а) деградации лесов

б) ухудшению здоровья человека

в) разрушению всего в целом

г) закислению водоёмов

10. В нижних слоях атмосферы содержится … % кислорода (по объему).

Варианты ответа:

а) 0,039

б) 15

в) 78

г) 21

11. Потепление климата на Земле связано с…

Варианты ответа:

а) появлением смога

б) «парниковым эффектом»

в) Ла-Нинья

г) озоновым экраном

12. Чистый воздух является … ресурсом.

Варианты ответа:

а) неисчерпаемым невозобновимым

б) исчерпаемым невозобновимым

в) исчерпаемым возобновимым

13. Ядовитая смесь дыма, тумана и пыли

Варианты ответа:

а) сброс

б) загрязнением

в) смогом

г) выбросом

14. Озон в стратосфере образуется из …

Варианты ответа:

а) кислорода

б) водяного пара

в) углекислого газа

г) сернистого газа

15. Основная масса атмосферы (80 %) приходится на…

Варианты ответа:

а) тропосферу

б) стратосферу

в) термосферу

г) мезосферу

16. Лос-анджелесский смог возникает летом в солнечную погоду при безветрии, температурной инверсии и наличии …

Варианты ответа:

а) сернистого ангидрида

б) высокой влажности

в) фотооксидантов

г) резкого понижения температуры

17. Количество углекислого газа (по объёму), содержащееся в нижних слоях атмосферы

Варианты ответа:

а) 21 %

б) 15 %

в) 0,039 %

г) 78 %

18. Количество азота (по объему), содержащееся в нижних слоях атмосферы

Варианты ответа:

а) 15 %

б) 78 %

в) 0,039 %

г) 21 %

19. Основная причина снижения содержания озона в стратосфере под воздействием фреонов

Варианты ответа:

а) фреоны распадаются под действием УФ излучения с образованием продуктов, разрушающих озон

б) молекулы фреона непосредственно воздействуют на озон, вовлекая его в химические реакции

в) фреон препятствует образованию озона из молекулярного кислорода

г) молекулы фреона — химически стабильные соединения

20. Озоновый слой – необходимое условие существования биосферы, потому что слой озона:
а) препятствует проникновению ультрафиолетовых лучей
б) образуется в результате космических излучений
в) препятствует загрязнению атмосферы

КОМАНДЕ "ЗНАЙКИ"

1. Слой атмосферы, в котором располагается слой озоносферы («озоновый слой»)

Варианты ответа:

а) тропосфера

б) термосфера

в) стратосфера

г) мезосфера

2. Оболочка Земли, образуемая в основном из различных газов и примесей

Варианты ответа:

а) гидросфера

б) атмосфера

в) биосфера

г) литосфера

3. Последовательность расположения слоев атмосферы

Варианты ответа:

а) тропосфера

б) стратосфера

в) термосфера

г) экзосфера

д) мезосфера

4. «Парниковый эффект» и разрушение озонового слоя затрагивают …

Варианты ответа:

а) все страны

б) Россию и СНГ

в) страны Европы и Америки

г) экономически развитые страны

5. Лондонский смог возникает при туманной завесе, безветрии, температурной инверсии и

Варианты ответа:

а) резкого понижения температуры

б) высокой влажности

в) фотооксидантов

г) сернистого ангидрида

6. Основное мероприятие по борьбе с кислотными дождями

Варианты ответа:

а) сокращение кислотообразующих веществ в выбросах

б) применение альтернативных источников энергии

в) установка фильтров для очистки газообразных веществ

г) экологически безопасный транспорт

7. «Озоновые дыры» — это нарушение систем жизнеобеспечения на … уровне.

Варианты ответа:

а) местном

б) локальном

в) глобальном

г) региональном

8. Самая внешняя часть верхней атмосферы Земли, расположенная выше 700 км

Варианты ответа:

а) мезосфера

б) экзосфера

в) термосфера

г) стратосфера

9. Кислотный дождь приводит к…

Варианты ответа:

а) деградации лесов

б) ухудшению здоровья человека

в) разрушению всего в целом

г) закислению водоёмов

10. В нижних слоях атмосферы содержится … % кислорода (по объему).

Варианты ответа:

а) 0,039

б) 15

в) 78

г) 21

11. Потепление климата на Земле связано с…

Варианты ответа:

а) появлением смога

б) «парниковым эффектом»

в) Ла-Нинья

г) озоновым экраном

12. Чистый воздух является … ресурсом.

Варианты ответа:

а) неисчерпаемым невозобновимым

б) исчерпаемым невозобновимым

в) исчерпаемым возобновимым

13. Ядовитая смесь дыма, тумана и пыли

Варианты ответа:

а) сброс

б) загрязнением

в) смогом

г) выбросом

14. Озон в стратосфере образуется из …

Варианты ответа:

а) кислорода

б) водяного пара

в) углекислого газа

г) сернистого газа

15. Основная масса атмосферы (80 %) приходится на…

Варианты ответа:

а) тропосферу

б) стратосферу

в) термосферу

г) мезосферу

16. Лос-анджелесский смог возникает летом в солнечную погоду при безветрии, температурной инверсии и наличии …

Варианты ответа:

а) сернистого ангидрида

б) высокой влажности

в) фотооксидантов

г) резкого понижения температуры

17. Количество углекислого газа (по объёму), содержащееся в нижних слоях атмосферы

Варианты ответа:

а) 21 %

б) 15 %

в) 0,039 %

г) 78 %

18. Количество азота (по объему), содержащееся в нижних слоях атмосферы

Варианты ответа:

а) 15 %

б) 78 %

в) 0,039 %

г) 21 %

19. Основная причина снижения содержания озона в стратосфере под воздействием фреонов

Варианты ответа:

а) фреоны распадаются под действием УФ излучения с образованием продуктов, разрушающих озон

б) молекулы фреона непосредственно воздействуют на озон, вовлекая его в химические реакции

в) фреон препятствует образованию озона из молекулярного кислорода

г) молекулы фреона — химически стабильные соединения

20. Озоновый слой – необходимое условие существования биосферы, потому что слой озона:
а) препятствует проникновению ультрафиолетовых лучей
б) образуется в результате космических излучений
в) препятствует загрязнению атмосферы

КОМАНДЕ "МЫСЛИТЕЛИ"

1. Слой атмосферы, в котором располагается слой озоносферы («озоновый слой»)

Варианты ответа:

а) тропосфера

б) термосфера

в) стратосфера

г) мезосфера

2. Оболочка Земли, образуемая в основном из различных газов и примесей

Варианты ответа:

а) гидросфера

б) атмосфера

в) биосфера

г) литосфера

3. Последовательность расположения слоев атмосферы

Варианты ответа:

а) тропосфера

б) стратосфера

в) термосфера

г) экзосфера

д) мезосфера

4. «Парниковый эффект» и разрушение озонового слоя затрагивают …

Варианты ответа:

а) все страны

б) Россию и СНГ

в) страны Европы и Америки

г) экономически развитые страны

5. Лондонский смог возникает при туманной завесе, безветрии, температурной инверсии и

Варианты ответа:

а) резкого понижения температуры

б) высокой влажности

в) фотооксидантов

г) сернистого ангидрида

6. Основное мероприятие по борьбе с кислотными дождями

Варианты ответа:

а) сокращение кислотообразующих веществ в выбросах

б) применение альтернативных источников энергии

в) установка фильтров для очистки газообразных веществ

г) экологически безопасный транспорт

7. «Озоновые дыры» — это нарушение систем жизнеобеспечения на … уровне.

Варианты ответа:

а) местном

б) локальном

в) глобальном

г) региональном

8. Самая внешняя часть верхней атмосферы Земли, расположенная выше 700 км

Варианты ответа:

а) мезосфера

б) экзосфера

в) термосфера

г) стратосфера

9. Кислотный дождь приводит к…

Варианты ответа:

а) деградации лесов

б) ухудшению здоровья человека

в) разрушению всего в целом

г) закислению водоёмов

10. В нижних слоях атмосферы содержится … % кислорода (по объему).

Варианты ответа:

а) 0,039

б) 15

в) 78

г) 21

11. Потепление климата на Земле связано с…

Варианты ответа:

а) появлением смога

б) «парниковым эффектом»

в) Ла-Нинья

г) озоновым экраном

12. Чистый воздух является … ресурсом.

Варианты ответа:

а) неисчерпаемым невозобновимым

б) исчерпаемым невозобновимым

в) исчерпаемым возобновимым

13. Ядовитая смесь дыма, тумана и пыли

Варианты ответа:

а) сброс

б) загрязнением

в) смогом

г) выбросом

14. Озон в стратосфере образуется из …

Варианты ответа:

а) кислорода

б) водяного пара

в) углекислого газа

г) сернистого газа

15. Основная масса атмосферы (80 %) приходится на…

Варианты ответа:

а) тропосферу

б) стратосферу

в) термосферу

г) мезосферу

16. Лос-анджелесский смог возникает летом в солнечную погоду при безветрии, температурной инверсии и наличии …

Варианты ответа:

а) сернистого ангидрида

б) высокой влажности

в) фотооксидантов

г) резкого понижения температуры

17. Количество углекислого газа (по объёму), содержащееся в нижних слоях атмосферы

Варианты ответа:

а) 21 %

б) 15 %

в) 0,039 %

г) 78 %

18. Количество азота (по объему), содержащееся в нижних слоях атмосферы

Варианты ответа:

а) 15 %

б) 78 %

в) 0,039 %

г) 21 %

19. Основная причина снижения содержания озона в стратосфере под воздействием фреонов

Варианты ответа:

а) фреоны распадаются под действием УФ излучения с образованием продуктов, разрушающих озон

б) молекулы фреона непосредственно воздействуют на озон, вовлекая его в химические реакции

в) фреон препятствует образованию озона из молекулярного кислорода

г) молекулы фреона — химически стабильные соединения

20. Озоновый слой – необходимое условие существования биосферы, потому что слой озона:
а) препятствует проникновению ультрафиолетовых лучей
б) образуется в результате космических излучений
в) препятствует загрязнению атмосферы


                                                                                                       ПРИЛОЖЕНИЕ № 6

                    III РАУНД КАРТОЧКИ "ОЗОНОВЫЙ СЛОЙ ЗЕМЛИ"


t1668453468af.jpg

t1668453468ag.jpg

t1668453468ah.jpg

t1668453468ai.png

t1668453468aj.jpg

ПРИМЕРНЫЕ ОБЪЯСНЕНИЯ ИЗОБРАЖЕНИЙ КАРТОЧЕК


"ОЗОНОВЫЙ СЛОЙ ЗЕМЛИ"


Разрушение озонового слоя – это разделение молекул озона, которое вызывают встречаемые в стратосфере вещества, разрушающие озоновый слой (OSNV), возникающие в результате природных процессов (например, извержения вулканов) или эмитированные (высвобожденные) в результате деятельности человека, и содержащие хлор (Cl) или бром (Br); а также метан или оксид азота (I) – (N2O). Разрушение озона происходит из-за воздействия ультрафиолетовой радиации, космических лучей, некоторых газов: соединений азота, хлора и брома, фторхлоруглеродов (фреонов).


Озон поглощает некоторую часть инфракрасного излучения Земли. Благодаря этому он задерживает около 20% излучения Земли, повышая отепляющее действие атмосферы. Озон, также, регулирует жёсткость космического излучения. Если этот газ хотя бы частично уничтожается, то, естественно, жёсткость излучения резко возрастает, а, следовательно, происходят реальные изменения растительного и животного мира. По мнению врачей, каждый потерянный процент озона, в масштабах планеты, вызывает до 150 тысяч дополнительных случаев слепоты из-за катаракты, на 2,6 процента увеличивается количество раковых заболеваний кожи, значительно возрастает число болезней, вызванных ослаблением иммунной системы человека.


Предполагается множество причин ослабления озонового щита. Во-первых, – это запуски космических ракет. Сгорающее топливо «выжигает» в озоновом слое большие дыры. Когда-то предполагалось, что эти «дыры» затягиваются. Оказалось, нет. Они существуют довольно долго. Озоновый слой защищает жизнь на Земле от вредного ультрафиолетового излучения Солнца.


Озон и климат в стратосфере Озон и климат воздействуют друг на друга. Воздействие озона на климат проявляется прежде всего в изменении температуры. Чем больше озона в данном объёме воздуха, тем больше тепла он удерживает. Озон является источником тепла в стратосфере, поглощая ультрафиолетовое излучение солнца и восходящее инфракрасное излучение от тропосферы. Следовательно, уменьшение количества озона в стратосфере приводит к понижению температуры. А это в свою очередь приводит к истощению озона.

Озон - это газ, не имеющий цвета, при высокой концентрации может быть сизоватым. Озоновый слой - это часть стратосферы на высоте от 12 до 50 км, в которой под воздействием ультрафиолетового излучения Солнца молекулярный кислород диссоциирует на атомы, которые затем соединяются с другими молекулами, образуя озон.


                                                                                                       ПРИЛОЖЕНИЕ № 7

ОЦЕНКА ЖЮРИ


п/п

Раунд

Эрудиты

Умники

Знатоки

Мыслители

Знайки

Баллы за раунд

Итоговая сумма баллов

1

2

3

4

5

I раунд













Э-

У-

З-

М-

З-

Э-

У-

З-

М-

З-





1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

1920


II раунд





























Э-

У-

З-

М-

З-

Э-

У-

З-

М-

З-





















1

2

3

4

5

III

раунд






Э-

У-

З-

М-

З-

Э-

У-

З-

М-

З-







ОЦЕНКА ЖЮРИ


п/п

Раунд

Эрудиты

Умники

Знатоки

Мыслители

Знайки

Баллы за раунд

Итоговая сумма баллов

1

2

3

4

5

I раунд













Э-

У-

З-

М-

З-

Э-

У-

З-

М-

З-





1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

1920


II раунд





























Э-

У-

З-

М-

З-

Э-

У-

З-

М-

З-





















1

2

3

4

5

III

раунд






Э-

У-

З-

М-

З-

Э-

У-

З-

М-

З-








ОЦЕНКА ЖЮРИ


п/п

Раунд

Эрудиты

Умники

Знатоки

Мыслители

Знайки

Баллы за раунд

Итоговая сумма баллов

1

2

3

4

5

I раунд













Э-

У-

З-

М-

З-

Э-

У-

З-

М-

З-





1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

1920


II раунд





























Э-

У-

З-

М-

З-

Э-

У-

З-

М-

З-





















1

2

3

4

5

III

раунд






Э-

У-

З-

М-

З-

Э-

У-

З-

М-

З-








                                                                                                          ПРИЛОЖЕНИЕ № 8

t1668453468ak.jpg

КВИЗ "ОЗОН" В ПРОЦЕССЕ КОМАНДНОЙ ИГРЫ

t1668453468al.jpg

                                                                                                         ПРИЛОЖЕНИЕ № 9

t1668453468am.jpg


II РАУНД КОМАНДНОЙ ИГРЫ


t1668453468an.jpg


III РАУНД КОМАНДНОЙ ИГРЫ

Опубликовано в группе « Наши интересные уроки»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.