Урок химии в 8 классе на тему «Кислород. Озон»
1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА
ФИО разработчика | Маскевич Анна Витальевна |
Место работы | МБОУ «СОШ№10» г. Лиски Воронежская область |
Класс | 8 класс |
Место урока (по тематическому планированию ПРП) | Тема 3. Воздух. Кислород. Понятие об окислении. |
Тема урока | Кислород. Озон. |
Уровень изучения | базовый |
Тип урока | урок освоения новых знаний и умений |
Планируемые результаты (по ПРП): | |
Предметные: провести составление и сопоставление характеристик кислорода как химического элемента и простого вещества, познакомить учащихся с получением кислорода в промышленности и лаборатории, с его физическими свойствами и с историей открытия. Личностные. Проявление: интереса обучающихся к самостоятельной учебной деятельности, навыкам сотрудничества в совместной работе; творческого отношения к процессу обучения; осознания здорового и безопасного образа жизни; понимания необходимости соблюдения экологической культуры. Метапредметные: Познавательные. Умение: находить способы решения проблем поискового характера; развивать исследовательское мышление, способность оригинально мыслить и самостоятельно решать поставленные задачи, обобщать полученную информацию, вести наблюдение прогнозировать ситуацию. Регулятивные. Умение: выполнять учебное задание в соответствие с целью, выполнять учебное действие в соответствии с заданием, контролировать, оценивать свои действия. Коммуникативные. Умение: развивать коммуникативное мышление в условиях метапредметного обучения. Формулировать высказывания, сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида деятельности на другой, накапливать знания, слушать собеседника и вести диалог. | |
Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): кислород, озон, оксид, аллотропия, получение кислорода , собирание и распознавание кислорода, химические свойства, применение кислорода, круговорот кислорода. | |
Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы) компьютер, интерактивная доска, Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, презентации, видеофильм «Прометей », портреты ученых - Д. Пристли, К. Шееле и А. Лавуазье. |
3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала | ||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Видеофильм «Прометей» https://yandex.ru/video/preview/4450568338653774359 Без кислорода невозможно протекание двух важнейших процессов. Значение одного из них для человеческой цивилизации подтверждает легенда о Прометее, другой – основа жизни на Земле. О каких же процессах идёт речь. Заполните таблицу ЗХУ. Запишите в столбец «Знаю» все, что знаете о кислороде.
Ученики заполняют таблицу в тетради. Затем учитель на доске заполняет общую таблицу, заслушивая учеников. Затем заполняют столбец «Хочу узнать», ребята определяют вопросы , которые нужно узнать про кислород. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний | ||||||||||||||||||||||||||||||||
???? ???? ???? В связанном виде кислород входит в состав литосферы и гидросферы, а в свободном – в состав атмосферы. Используя текст п.13 стр.63 заполните схему. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 1.3. Целеполагание | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель: расширить знания обучающихся о кислороде как о химическом элементе и как о простом веществе. Ты узнаешь: о кислороде как о химическом элементе и как о простом веществе; рассмотришь распространение кислорода в природе; физические и химические свойства кислорода; способы получения и распознавания кислорода в лаборатории, круговорот кислорода в природе, применение кислорода на основании свойств. Ты научишься: описывать кислород и озон , составлять уравнения химических реакций, характеризующие химические свойства кислорода; решать качественные задачи; анализировать результаты лабораторных исследований, делать выводы, работать в сотрудничестве; работать в группе, отстаивать и аргументировать свою точку зрения; умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике; использовать различные источники для получения химической информации. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
БЛОК 2. Освоение нового материала | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала | ||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Докажем, что кислород и озон – это разные простые вещества, с разными свойствами. Для этого поработаем с информацией о кислороде и озоне. Результаты работы вносим в таблицу для сравнения. (Приложение 1). Объясните понятие аллотропия.
Описать электронное строение молекулы O3, сравнить химическую активность озона и молекулярного кислорода O2. Как получить озон из молекулярного кислорода? Используйте дополнительные источники информации. Сформулируйте ответ на вопрос, работая в парах. Выберите прибор, при помощи которого можно собрать кислород. Объясните ваш выбор Лабораторный опыт: Разложение пероксида водорода. Назовите метод собирания газа. Объясните ваш выбор. Химические свойства кислорода. Ме + О2 = оксид Ме неМе + О2 = оксид неМе сложное вещество + О2 = оксид + оксид Рассмотрите рис. 48. Объясните области применения кислорода, на основании свойств вещества. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения | ||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Дополните уравнения химических реакций. Индивидуальная работа. 1) FeS2 + ______ = 2___ + SO2. 4, 11O2 , Fe2O3 , 8, 2H2S, 2, SO2 , O2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
БЛОК 3. Применение изученного материала | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях | ||||||||||||||||||||||||||||||||
1 группа Человек в сутки поглощает 720 л. Кислорода. В каком объеме воздуха содержит потребляемое количество кислорода? Перечислите состав воздуха: А) постоянные Б) непостоянный 2 группа: В четырех колбах находятся : а) воздух б) азот в) кислород г) углекислый газ . Как их можно распознать? | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Работа в группах. Впишите пропущенные слова. Условия возникновения и прекращения пожаров Для того, чтобы началось горение, необходимы условия: первое – нагревание | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Индивидуальная работа. Только при нагревании кислород реагирует с: Xe Ca CO2 C При определённых условиях кислород реагирует с веществами ряда: Cl2,Fe,CuO H2,Kr,Si Ba,H2,H3PO4 S,FeS,Mg В лаборатории кислород можно получить из вещества, формула которого: KMnO4 C2H4 P SO3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Подберите соответствующие учебные задания | ||||||||||||||||||||||||||||||||
З адание 4 Изучая свойства кислорода, Д. Пристли ставит опыты. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Игра « Верю/ неверю» зайти по ссылке https://learningapps.org/watch?v=p6hdte5cj23 Заполняется таблица «Самооценка» в течении урока.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание | ||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 5.1. Рефлексия | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Возвращаются к таблице ЗХУ и каждый ученик записывает, что он узнал во время урока. Анализируют таблицу. Определяют вопросы из 2 столбца «Хочу узнать» на которые не было дано ответа во время урока. На основании вывода по таблице определяются задания для домашней работы. Индивидуальная работа. Составить Синквейн «Кислород» «Озон» . Зачитываются Синквейны. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 5.2. Домашнее задание | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Введите рекомендации по домашнему заданию. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Подготовить сообщение о круговороте кислорода в природе. (индивидуальное задание) Стр. 67 зад. 6.7 письменно. |
8
Легоцкая Вера Сергеевна
Маскевич Анна Витальевна