Урок химии в 8 классе на тему «Кислород. Озон»

6
2
Материал опубликован 26 June 2023



1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА

ФИО разработчика

Маскевич Анна Витальевна

Место работы

МБОУ «СОШ№10» г. Лиски Воронежская область

2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс

8 класс

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

Тема 3. Воздух. Кислород. Понятие об окислении.

Тема урока

Кислород. Озон.

Уровень изучения

базовый

Тип урока

урок освоения новых знаний и умений


Планируемые результаты (по ПРП):


Предметные: провести составление и сопоставление характеристик кислорода как химического элемента и простого вещества, познакомить учащихся с получением кислорода в промышленности и лаборатории, с его физическими свойствами и с историей открытия.

Личностные. Проявление: интереса обучающихся к самостоятельной учебной деятельности, навыкам сотрудничества в совместной работе; творческого отношения к процессу обучения; осознания здорового и безопасного образа жизни; понимания необходимости соблюдения экологической культуры.

Метапредметные:

Познавательные. Умение: находить способы решения проблем поискового характера; развивать исследовательское мышление, способность оригинально мыслить и самостоятельно решать поставленные задачи, обобщать полученную информацию, вести наблюдение прогнозировать ситуацию.

Регулятивные. Умение: выполнять учебное задание в соответствие с целью, выполнять учебное действие в соответствии с заданием, контролировать, оценивать свои действия.

Коммуникативные. Умение: развивать коммуникативное мышление в условиях метапредметного обучения. Формулировать высказывания, сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида деятельности на другой, накапливать знания, слушать собеседника и вести диалог.

Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок):

кислород, озон, оксид, аллотропия, получение кислорода , собирание и распознавание кислорода, химические свойства, применение кислорода, круговорот кислорода.

Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы)

компьютер, интерактивная доска, Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, презентации, видеофильм «Прометей », портреты ученых - Д. Пристли, К. Шееле и А. Лавуазье.





3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА


БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала


Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Видеофильм «Прометей» https://yandex.ru/video/preview/4450568338653774359

Без кислорода невозможно протекание двух важнейших процессов. Значение одного из них для человеческой цивилизации подтверждает легенда о Прометее, другой – основа жизни на Земле. О каких же процессах идёт речь.


Заполните таблицу ЗХУ. Запишите в столбец «Знаю» все, что знаете о кислороде.

Знаю

Хочу узнать

Узнал




Ученики заполняют таблицу в тетради. Затем учитель на доске заполняет общую таблицу, заслушивая учеников.

Затем заполняют столбец «Хочу узнать», ребята определяют вопросы , которые нужно узнать про кислород.


Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

t1687800964aa.gif




???? ????


????


В связанном виде кислород входит в состав литосферы и гидросферы, а в свободном – в состав атмосферы. Используя текст п.13 стр.63 заполните схему.


Этап 1.3. Целеполагание

Цель: расширить знания обучающихся о  кислороде  как о  химическом   элементе   и  как о  простом   веществе.

Ты узнаешь: о  кислороде  как о  химическом   элементе   и  как о  простом   веществе; рассмотришь распространение кислорода в природе; физические и химические свойства  кислорода; способы получения и распознавания кислорода в лаборатории, круговорот кислорода в природе, применение кислорода на основании свойств.

Ты научишься: описывать кислород и озон , составлять уравнения химических реакций, характеризующие химические свойства кислорода; решать качественные задачи; анализировать результаты лабораторных исследований, делать выводы, работать в сотрудничестве; работать в группе, отстаивать и аргументировать свою точку зрения; умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике; использовать различные источники для получения химической информации.

БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала


 1.    Докажем, что кислород и озон – это разные простые вещества, с разными свойствами. Для этого поработаем с информацией о кислороде и озоне. Результаты работы вносим в таблицу для сравнения. (Приложение 1). Объясните понятие аллотропия.

 

Свойства вещества

Кислород

Озон

1

Химическая формула

 


2

Молекулярная масса

 


3

Плотность

 


4

Агрегатное состояние

 


5

Цвет

 


6

Запах

 


7

Значение в природе

 




Описать электронное строение молекулы O3, сравнить химическую активность озона и молекулярного кислорода O2. Как получить озон из молекулярного кислорода? Используйте дополнительные источники информации. Сформулируйте ответ на вопрос, работая в парах.

Выберите прибор, при помощи которого можно собрать кислород. Объясните ваш выбор

t1687800964ab.png







Лабораторный опыт: Разложение пероксида водорода. Назовите метод собирания газа. Объясните ваш выбор.


Химические свойства кислорода. Ме + О2 = оксид Ме

неМе + О2 = оксид неМе

сложное вещество + О2 = оксид + оксид

Рассмотрите рис. 48. Объясните области применения кислорода, на основании свойств вещества.


Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

1. Дополните уравнения химических реакций. Индивидуальная работа.

1)  FeS2 + ______  = 2___ +  SO2.
2) _____ + 3O
2 =  H2O + 2 _____.
3)  CuFeS
2 + 13_____  = 4CuO + 2_____  +  SO2.


4, 11O2 , Fe2O3 , 8, 2H2S, 2, SO2 , O2


БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

1 группа

Человек в сутки поглощает 720 л. Кислорода. В каком объеме воздуха содержит потребляемое количество кислорода? Перечислите состав воздуха: А) постоянные Б) непостоянный

2 группа: В четырех колбах находятся : а) воздух б) азот в) кислород г) углекислый газ . Как их можно распознать?


Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Работа в группах. Впишите пропущенные слова.

Условия возникновения и прекращения пожаров

Для того, чтобы началось горение, необходимы t1687800964ac.gif условия: первое – нагревание
горючего вещетва до температуры воспламенения, а второе – доступ 
t1687800964ac.gif .
Температура 
t1687800964ac.gif различных веществ различна – сера воспламеняется
при температуре около 2700 ºC, а белый фосфор – около 400 ºC. Для прекращения горения
следует либо охладить вещество 
t1687800964ac.gif температуры воспламенения, либо прекратить
к нему 
t1687800964ac.gif кислорода. При тушении пожара водой создаются оба условия:
вода 
t1687800964ac.gif горящие предметы, а её пары затрудняют к ним t1687800964ac.gif кислорода.


Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Индивидуальная работа.

Только при нагревании кислород реагирует с:

t1687800964ad.gifXe

t1687800964ad.gifCa

t1687800964ad.gifCO2

t1687800964ad.gifC

При определённых условиях кислород реагирует с веществами ряда:

t1687800964ad.gifCl2,Fe,CuO

t1687800964ad.gifH2,Kr,Si

t1687800964ad.gifBa,H2,H3PO4

t1687800964ad.gifS,FeS,Mg

В лаборатории кислород можно получить из вещества, формула которого:

t1687800964ad.gifKMnO4

t1687800964ad.gifC2H4

t1687800964ad.gifP

t1687800964ad.gifSO3



Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Подберите соответствующие учебные задания


Зt1687800964ae.jpg адание 4 Изучая свойства кислорода, Д. Пристли ставит опыты.





t1687800964af.gif
 Вот как он описывает один из них: «Я взял некоторое количество воздуха испорченного дыханием мыши, которая в нем погибла; разделив его на две части, я ввел одну в сосуд, погруженный в воду, в другую же часть его, также заключенную в сосуд с водой, я ввел ветку мяты. Это было сделано в начале августа 1771 года. Через 8-9 дней я нашел, что мышь прекрасно могла жить в той части воздуха, в которой росла ветка мяты, но моментально погибла в другой его части. В течение 7-ми дней пребывания в сосуде с испорченным воздухом побег вырос почти на 3 дюйма на старых ветвях».

Почему осталась живой мышь в сосуде, где была ветка мяты? Почему погибла во втором сосуде?



БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Игра « Верю/ неверю» зайти по ссылке

https://learningapps.org/watch?v=p6hdte5cj23

Заполняется таблица «Самооценка» в течении урока.

Задания

У меня все получается

Я имею трудности

У меня не получается

1 …..




2….






БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание


Этап 5.1. Рефлексия

Возвращаются к таблице ЗХУ и каждый ученик записывает, что он узнал во время урока. Анализируют таблицу. Определяют вопросы из 2 столбца «Хочу узнать» на которые не было дано ответа во время урока. На основании вывода по таблице определяются задания для домашней работы.

Индивидуальная работа. Составить Синквейн «Кислород» «Озон» . Зачитываются Синквейны.


Этап 5.2. Домашнее задание

Введите рекомендации по домашнему заданию.

Подготовить сообщение о круговороте кислорода в природе. (индивидуальное задание)

Стр. 67 зад. 6.7 письменно.






8


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, грамотный конспект!

26 June 2023