Квиз, посвященный юбилею Республики Коми
Внеклассное мероприятие
«Квиз, посвященный юбилею Республики Коми»
Разработчик: Репина Лариса Геннадьевна,
учитель истории и обществознания
Методическая разработка внеурочного занятия – квиза, посвященного юбилею Республики Коми, которую можно использовать на внеклассных мероприятиях, на классных часах
Актуальность: Распространенно мнение, что интерес к игре возникает только в связи с возможностью обыграть кого-то или что-то изобразить. На мой взгляд, это не так. Игра – это не только и не обязательно соревнование. Это не только получение баллов и выступление в какой-нибудь роли. Интерес диктуется также заданием и возможностью получить результат. Игра позволяет расширить свои знания, каждый может осуществить самостоятельный поиск знаний.
Цель: воспитание у учащихся чувства патриотизма, любви к своему краю, чувства гордости за его прошлое и настоящее.
Задачи:
повышение интереса детей к коми национальным традициям, культуре и истории родного края через новый формат интеллектуальной игры;
воспитание стремления к самостоятельному изучению истории родного края через возможность проявить свои знания и сравнить их со знаниями других учащихся;
формирование навыков работы в команде и объединение учащихся разных учебных заведений.
Планируемые результаты: рост мотивации участников мероприятия по сохранению коми языка, культуры и традиций коми народа
Форма занятия: групповая
Состав участников: учащиеся 8-11 классов
Методы и приемы: Эвристический и проблемный методы, приемы «исторического снежного кома», мозговой штурм, прием «Удивляй», «интеллектуальная разминка», домысливания…
Оборудование: проектор, экран, ноутбук, презентация, репродукции портретов выдающихся людей Коми края, карточки.
Ход занятия :
Вступительная часть
Добрый день, ребята! Сегодня проведем игру - квиз, посвященный юбилею Республики Коми,
Мы с вами поиграем, развлекаясь, будем обучаться: расширим знания об истории и культуре Коми края через мифологию, традиционную пищу, географию, природу, биографии, деятельность выдающихся людей Коми края.
Теоретическая, демонстрационная часть.
Подготовка игры (правила игры):
Первое, что мы делаем, делимся на группы, выбираем капитана и придумываем название команде. Капитан команды в ходе игры должен определять участника, отвечающего на вопрос. Всем участникам занятия предлагается делать записи на карточках
В ходе нашей игры каждый участник группы может получить свои баллы (каждый правильный ответ- 1 балл). Игра проводится в 6 туров по 3 вопроса. За любой правильный ответ на дополнительный вопрос+1 балл, после каждого тура открываются ответы, ребята оценивают сами себя.
Жюри- представители школ проверяют ответы на карточках, которые сдаются командами после каждого тура,
Ход игры:
1.Разминка на «открытие» (прием «интеллектуальной разминки»)
1 тур – «Мифология»
2 тур – «Традиционная пища коми»
3 тур – «Природа»
4 тур – «География»
5 тур - «Известные люди Земли Коми»
6 тур – «Культура»
III. Практическая часть.
Коми край в начале XX в.
1.Разминка на «открытия» Первый конкурс является разминочным, оценивается в 1 балл. Вопрос зачитывается командам, отвечает та команда, которая первой поднимет руку.
Что символизируют полосы на флаге Республики Коми? (Синий цвет - небесное начало, величие бескрайних северных просторов. Зелёная полоса – символ надежды и изобилия, основного богатства и среды жизнедеятельности коми народа. Белая полоса - белизна и чистота снега, девственность, простоту и суровую красоту северной природы, означает принадлежность территории РК к Северу, её северное положение.)
Что символизирует герб Республики Коми? (хищная птица является образом власти, лик женщины соответствует образу Зарни-Ань, жизнерадующей солнечной богини, «матери мира». Образ лося воплощает силу, благородство, красоту)
На чью музыку положен гимн республики Коми? (Виктор Савин «Варыш поз»)
2. Игра
Туры | № вопроса | Вопросы | Ответы | Баллы |
1 тур – «Мифология» | О каком духе идет речь «Отношения с ним были строго регламентированы. Впрочем, регламент этот был достаточно прост: входя в __ следовало попросить у него разрешения помыться: после «третьего пара» (в некоторых местах – после второго) мыться в ___ было нельзя. Нарушивших первое правило он просто изгонял из ____, не давая им мыться. За нарушение второго могла последовать смерть. Перед помывкой ему ставили угощение – воду и печеный лук. Опасным для жизни считалось и посещение ___ ночью». | пывсян айка (Банник) | 1 | |
Какое божество по верованию является прародительницей коми народа | Зарни ань (Золотая женщина) | 1 | ||
Какой инструмент был придуман Еном в коми-зырянской мифологии? | Сигудőк (смычковый и щипковый музыкальный инструмент коми-зырян и коми-пермяков) (Семен Налимов+1) | 1+1 | ||
2 тур – «Традиционная пища коми» | Выпечка эта очень популярна в Коми крае, без нее не обходится ни одно застолье. На Печоре в д.Бызовая с 2012 года проходит одноименный праздник. | Шаньга | 1 | |
Выпечка эта очень популярна в Коми крае, без нее не обходится ни одно застолье. На Печоре в д.Бызовая с 2012 года проходит одноименный праздник. | Черинянь (рыбник) | 1 | ||
Коми название обрядовой каши, приготовлявшейся после уборки хлебов (урожая)? | Чомöр (традиционное блюдо из толокна или ячменной муки на масле, подаваемое на празднике по поводу окончания большой работы) | 1 | ||
3 тур – «Природа» | Какой птице установлен памятник в Сосногорске? | Дозмőр (глухарь) | 1 | |
Геннадий Юшков написал песню о красоте этого цветка. Также этот цветок занесен в «Красную книгу Республики Коми». О каком растении идет речь… | Марьямоль (пион) | 1 | ||
На берегу какого озера найдена самая древняя лыжа. По сказаниям коми народа она принадлежит коми охотнику Йиркапу. Специалисты Эрмитажа датировали находку VI веком до нашей эры. | Синдорское озеро + (сосна+ 1 балл) | 1+1 | ||
4 тур – «География» | Название деревни, в которой построен Северо-Екатерининский канал. Эта деревня находится в 12 км от границы с Пермским краем. | Канава– 1 балл + (Усть Куломский район) | 1+1 | |
Название самого молодого города. Образован в 1966 году. Основной отраслью города является добыча нефти. Город расположен в Предуралье на правом берегу реки Усы, от которой и получил свое название. | Усинск | 1 | ||
В каком районе РК организован болотный заказник ««Кыктор - нюр»»? Образован 26.09.1989 г. Площадь 267.000 га В этом районе протекает приток реки Печора | Ижемский район | 1 | ||
5 тур - «Известные люди Земли Коми» | Советский партийный деятель, первый секретарь Коми обкома КПСС (1965—87 гг.) Именно он добился строительства в Сыктывкаре университета и музыкального театра — нынешнего театра оперы и балета.Он руководил Коми АССР на протяжении 22 лет. В честь него названа улица около железнодорожного вокзала г Сыктывкар | Иван Павлович Морозов | 1 | |
Этот известный певец СССР и России, родом из Коми. Но на коми языке он поет только одну песню «Труба». Она очень грустная, о птице. Как зовут этого российского певца. Родился в с. Усть-Уса Республики Коми https://youtu.be/KUbmn6ZHpTo (включаем музыку) | Валерий Леонтьев | 1 | ||
Исследователь, организовавший Печорскую естественно-историческую станцию Академии наук, ставшую первым научно-исследовательским учреждением в Коми крае? | Андрей Владимирович Журавский | 1 | ||
6 тур – «Культура» | Фильм Юрия Чулюкина «____» вышел на экраны в 1962 году и стал кинохитом в СССР. Сменяются поколения, а советская картина по-прежнему любима миллионами. Фильм снят по одноименной повести Бориса Бедного, часть жизни которого прошла в Коми. Таежный край и вдохновил писателя на создание бессмертных образов поварихи Тоси Кислицыной и бригадира лесорубов Ильи Ковригина Как называется фильм? (включаем эпизод фильма) | «Девчата» В ролях: Надежда Румянцева, Николай Рыбников и др. | 1 | |
2 октября 2009 года в Сыктывкаре на сцене Театра оперы и балета состоялась премьера национальной оперы, которая была посвящена жизни и творчеству коми поэта. | «Иван Куратов» | 1 | ||
О каком музыкальном инструменте идет речь. https://youtu.be/Gs5bIQEL05I (слушаем музыку) | Шур - шар | 1 |
Рефлексия участников (прием «Исторический снежный ком»)
Пока жюри определяет победителя.
В игре принимают все учащиеся. Первый участник игры из группы, которая набрала больше баллов в ходе игры, называет понятие, имя исторического деятеля, встречающееся в игре, например, «Иван Павлович Морозов». Следующий участник должен сначала повторить сказанное первым, а затем назвать другое имя, слово или словосочетание, например, «Иван Павлович Морозов. Советский партийный деятель». Следующий повторяет слова 1 и 2 участников, добавляя слово. В конце концов получается длинный ряд, относящийся к теме «Иван Павлович Морозов». Победителем оказывается тот, кто останется последним и скажет правильно всю получившуюся цепочку. Если участники другой команды смогут продолжить цепочку, то ход переходит к ним.
Подведение итогов.
Спасибо всем за прекрасную игру, за ваш азарт и стремление к победе!
До новых встреч!
Приложение № 2
№ тура____ Название команды___________________________
1 |
|
2 |
|
3 |
|