КВН по русскому языку «Мы любим русский язык» (5-6 класс)
Маслова Наталия Геннадьевна МБОУ КСОШ № 32 им. Героя Советского Союза М. Г. Владимирова с. Красная Поляна Песчанокопского района Ростовской области
КВН по русскому языку среди обучающихся 5 – 6 классов «Мы любим русский язык» (Внеклассное мероприятие)
Данное внеклассное мероприятие реализует следующие цели:
Дидактический аспект: выявить знатоков русского языка, раскрыть творческий потенциал обучающихся; расширить и обобщить знания обучающихся по лексике и фразеологии, грамматике и риторике, орфографии и орфоэпии; обогатить лексический запас обучающихся, расширить кругозор школьников.
Развивающий аспект: развивать надпредметные умения и навыки (анализировать, сравнивать, обобщать, конкретизировать); развивать умения слушать, вести диалог, монолог, делать умозаключения, красиво и точно выражать свои мысли; развивать мотивацию к обучению; развивать интеллектуальные способности.
Воспитательный аспект: воспитывать интерес к предмету, к родному языку; формировать бережное, уважительное отношение к русскому языку.
Мероприятие можно провести как после уроков, так и на уроке.
КВН по русскому языку среди обучающихся 5-6 классов “Мы любим русский язык” (Внеклассное мероприятие) Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся; развивать мыслительную деятельность, орфографическую зоркость, творческие способности учащихся; воспитывать культуру речи, эстетический вкус, интерес к предмету, к родному языку; формировать бережное, уважительное отношение к русскому языку.
Оформление: - эмблемы команд, - девизы - высказывания о русском языке известных поэтов и писателей
Ведущий представляет жюри.
Конкурс « Домашнее задание»
–Каждая команда должна была подобрать название команде, эмблему и высказывание о русском языке, являющееся девизом, а также подготовить выразительное чтение стихотворения о русском языке. Выступление команд оценивается по 5 – ой системе.
Разминка
- Поочерёдно командам называю СС, которые надо заменить одним словом: А) храбрый человек (храбрец) Б) болтливый человек (болтун) В) ленивый человек (лентяй) Г) мудрый человек ( мудрец) Д) грубый человек ( грубиян) Е) сильный человек (силач) Ж) весёлый человек (весельчак)
3.Конкурс «Ответь на пять!» состоит из трёх этапов, проверяющих ваши умения правильно читать, писать, считать.
А) – Каждая команда получает карточку. Прочтите, что в ней написано: сколькими, ветреный (человек), украинский, языковая (колбаса), спокойнее, удобнее, газопровод, путепровод, прибыл, прибыла. Правильно: скОлькими, вЕтреный (человек), украИнский, языкОвая (колбаса), спокОйнее, удОбнее, газопровОд, путепровОд, прИбыл, прибылА.
Б) - Каждая команда получает карточку. Вам нужно вставить пропущенные буквы: б.рдовый, с..лдат, те..аса, р.кета, ми..иард, экз..мпляр, р..форма, оди..адцать, при..ти, иску..тво, пр..вет, с..лфетка, пр..кратить, к..мандир, г..н..рал. Правильно: бардовый, солдат, терраса, ракета, миллиард, экземпляр, реформа, одиннадцать, прийти, искусство, привет, салфетка, прекратить, командир, генерал.
В) - Каждая команда получает карточку со словами. Ваша задача: сосчитать, сколько звуков и сколько букв в каждом слове: деньки, сердце, ель, юбка. Правильно: деньки – 6 букв, 5 звуков; сердце - 6 букв, 5 звуков; ель – 3 буквы, 3 звука; юбка – 4 буквы, 5 звуков.
4. Конкурс « Составь слово и предложение».
А) –Буквы поменялись местами, и теперь слова непонятны. Буквы нужно расставить в таком порядке, чтобы можно было прочитать названия 10 животных: лёзок, кута, дашоль, лёсо, оварко, сугь, хетуп, азок, цурика, воца. Правильно: козёл, утка, лошадь, осёл, корова, гусь, петух, коза, курица, овца.
Б) – Составьте предложение, выполнив следующее: - Из предложения: С тихим шорохом пробежал по саду ветерок – возьмите определение, поставьте его в И.п., ж. р., ед.ч. - Из предложения: За ночь земля покрылась снегом – возьмите обстоятельство, употребите это слово как подлежащее. - Добавьте сказуемое, взяв его из предложения: Мама от усталости опустилась на диван. - Из предложения: Над городом пролетел быстрокрылый самолёт – возьмите обстоятельство. Правильно: Тихая ночь опустилась над городом.
5. Конкурс «Юный корректор»
- Перед вами стихотворение болгарского поэта И. Босева. Это как бы письмо одной не очень грамотной девочки. Найдите ошибки и запишите текст в исправленном виде: Жалоба. Дядя, прашу тебя, помаги твоей плимяннице Оле, А то небудет её наги в этой пративной школе. Мне вчера за дектант на слова учитель паставил «два», А сам сказал, что маю работу даже несмок прочитать. Попраси его, дядя, исправить двойку и паставить мне пять. Правильно: Дядя, прошу тебя, помоги твоей племяннице Оле, А то не будет её ноги в этой противной школе. Мне вчера за диктант на слова учитель поставил «два», А сам сказал, что мою работу даже не смог прочитать. Попроси его, дядя, исправить двойку и поставить мне пять.
6. Конкурс «Знаешь ли ты местоимения»
- Я читаю стихотворение, а вы должны посчитать, сколько в нём местоимений: Сказали мне, что с нею вы При них на берегу Его ловили. Но, увы: Я плавать – не могу! Мы вам её, она нам их, Вы им, обратно, нас. Он с нею, к нам опять для них, А мы с ним – к ней от вас…Хоть мне известно, что оно Их любит больше тех, - Всё это тайной быть должно для нас и вас от всех… Правильно: в стихотворении – 31 местоимение.
7. Конкурс «Капитанов»
- На листочках написано слово. Ваша задача: записать в столбик 5 слов, начинающихся с каждой буквы, входящей в данное слово. Например: У Т Р О утёнок танк роза озеро урок тушь рак окно укор тишь река огурец уж такси ракета овощ улей такса речь одежда
8.Конкурс «Знаете ли вы фразеологизмы?»
А) За 2 минуты вспомнить как можно больше фразеологизмов со словом «голова». Например: человек с головой, вскружить голову, не сносить головы, как снег на голову, сломя голову, морочить голову, потерять голову, отвечать головой, голова идёт кругом; одна голова хорошо, а две лучше…
Б) Рассказать историю происхождения любого фразеологизма.
9. Конкурс «Отгадайте шараду»
- Вы видите шарады. Какие слова в них зашифрованы? Ответы запишите на листочки и сдайте жюри. ( Шарады могут быть любые, например: 100 л (стол); 7 Я (семья); 3 СТА (триста); 100 Г (стог); КА Я У РУ У (наука) Д ( Надя) ШКА (подушка) ГИ (подруги)
- А теперь – подведение итогов.
Использованная литература: 1.Бетенькова Н. М. Конкурс грамотеев.- Москва: Просвещение, 1995
2.Волина В. В. Русский язык. Учимся играя.- Екатеринбург: ТОО Издательство АРГО, 1996