Методическая разработка урока литературного чтения во 2 классе: Л. Толстой. Нравственный смысл рассказа «Старый дед и внучек»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 7»
Рассмотрено на заседании НМС МОУ «СОШ №7» протокол №3 от 20.11.2023 г. | Утверждено Приказом МОУ «СОШ № 7» |
Методическая разработка
урока литературного чтения во 2 классе
«Л. Толстой. Нравственный смысл рассказа «Старый дед и внучек»
Автор:
Смолина Марина Николаевна,
учитель начальных классов
МОУ «СОШ №7»
г. Саянск, 2023
Данная методическая разработка может быть использована учителями начальных классов образовательных организаций при проведении урока литературного чтения во 2 классе.
Пояснительная записка
Актуальность выбранного направления методической разработки
Современным детям необходимо создавать условия для осознания, что семья – это самое дорогое и близкое, что есть у человека, а сплоченность всех поколений семьи – это фундамент благополучия.
Практическая часть.
Сценарий урока
Тема: Л. Толстой. Нравственный смысл рассказа «Старый дед и внучек».
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Приёмы и формы: постановка проблемы и поиск её решения, обращение к личному опыту учащихся, составление кластера, работа в парах, в группах.
Планируемые результаты:
Предметные: Выразительно читать произведение, воспринимать на слух чтение и рассказ товарищей по классу; высказывать своё мнение о прочитанном, определять главную мысль текста, соотносить содержание произведения с пословицами, осознавать сущность поведения героев, с помощью учителя делать выводы, уметь работать с текстом, прогнозировать содержание по выставке книг и иллюстрациям, отвечать на вопросы по содержанию
Метопредметные:
Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; принимать и сохранять учебную задачу; оценивать результат своей деятельности.
Коммуникативные УУД:
уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме, работать в паре, в группе; следить за действиями участников пары и группы в процессе коллективной творческой деятельности; проявлять интерес к общению, договариваться о совместном выполнении заданий.
Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ содержания; соотносить иллюстрации с отрывками в тексте; составлять ответы на вопросы, составлять пословицы, понимать и объяснять их смысл; устанавливать причинно-следственные связи, уметь читать произведение выразительно, плавно, по слогам и целыми словами вслух (в соответствии с индивидуальным темпом); читать произведение, отражая его настроение, читать (про себя) со скоростью, позволяющей осознавать смысл.
Личностные: Уметь проводить самоанализ, самонаблюдение, самооценку, выражать свои эмоции посредством выразительного чтения, ориентироваться в нравственном содержании; выделять этапы в жизни человека, осознавать сложности, которые приходят к человеку в старости; проявлять сочувствие и понимание, находить способы оказания помощи пожилым людям, эмоционально воспринимать художественное произведение и поступки литературных героев; оценивать их с точки зрения морали и ценностей, уважать мнение других.
Межпредметные связи: русский язык, тема «Текст (признаки текста, тема, главная мысль текста, построение текста, воспроизведение текста)»
Оборудование: выставка детских книг Л. Н. Толстого, портрет писателя, мультимедийный проектор, экран, презентация по теме урока, учебник «Литературное чтение. ч. 1, с 108-111, 2 класс.» (автор. Л.Ф.Климанова и др.), раздаточные материалы: кластеры «Семья», наборы «Собери пословицу».
Продолжительность: 40 минут
Ход урока | ||||||||||||||||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | |||||||||||||||
I. Самоопределение | ||||||||||||||||
Организационный момент: Разрешите начать мне урок… | Дети демонстрируют готовность к уроку | |||||||||||||||
II. Актуализация знаний | ||||||||||||||||
Учитель предлагает рассмотреть выставку книг Л.Толстого («Детям», «Булька», «Котёнок», «Филипок», «Книга для детей», «Три медведя», «Маленькие рассказы», «Всё самое лучшее для детей», «Рассказы и сказки для детей», «Сказки. Басни», «Акула», «Прыжок») -Кто автор этих книг? - Для кого он написал эти рассказы, сказки, басни? -Про кого писал Л. Толстой? - Что вас удивило? - Л.Н. Толстой удивительный писатель. Оставил огромное литературное наследие потомкам, нам современникам. | Рассматривают выставку книг, называют их, отвечают на вопросы учителя Делятся впечатлениями. (Удивило, что знают не все произведения Л. Н. Толстого для детей, писатель сочинял не только рассказы, но и сказки, басни, но и писал романы для взрослых) | |||||||||||||||
III. Постановка учебной задачи | ||||||||||||||||
- Все ли факты из жизни Л. Толстого вы знаете? Есть ли произведения писателя, которые вы ещё не читали? - Какую учебную задачу определим на урок? -Сегодня мы будем работать в парах, группах, согласно правилам, которые представлены в памятках. | Дети ставят учебную задачу: узнать больше о писателе, продолжить знакомиться с его произведениями. Повторяют правила групповой работы. Читает ученик вслух. | |||||||||||||||
IV. Организация познавательной деятельности (совместная деятельность по достижению цели) | ||||||||||||||||
Знакомство с автором произведения | ||||||||||||||||
Учитель предлагает прочитать статью учебника на с. 108, назвать опорные слова, составить рассказ о Л. Толстом. | Дети читают статью, называют опорные слова, пересказывают с дополнениями | |||||||||||||||
Первичное знакомство с содержанием | ||||||||||||||||
Л. Н. Толстой в своем творчестве очень часто обращался к мудрости русского народа, к пословицам и поговоркам. Работа с пословицами.
Работа над смыслом пословиц. Выслушивает ответы и обобщает по слайду Организует прогнозирование настроения произведения по иллюстрации. Читает рассказ Л. Толстого «Старый дед и внучек» Задаёт вопросы: - Какое настроение было перед слушанием? - Какое настроение после слушания? - Почему изменилось настроение? - Почему в старости люди становятся немощными, им нужен особый уход? | Работают в паре по восстановлению пословиц. Проверка по образцу на слайде. Объясняют смысл пословиц. Работа в группах. Составляют кластер «Семья». Представляют результаты работы по группам Семья – это забота, уважение, доброта, взаимопомощь, любовь, поддержка. Рассматривают иллюстрацию в учебнике с.110 Грустное. Прогнозируют о чём речь в рассказе. Слушают чтение рассказа учителем и отвечают на вопросы, слушают мнения одноклассников. Характеризуют поступок Миши, высказывают мнение. Описывают поступок матери и отца. Высказывают предположения. | |||||||||||||||
V. Физминутка | ||||||||||||||||
Вторичное знакомство с произведением | ||||||||||||||||
Предлагает перечитать текст, отметить непонятные слова (словарная работа). | Читают текст, отмечают непонятные слова | |||||||||||||||
Словарная работа | ||||||||||||||||
Словарная работа (слайд) лохань – деревянная чашка невестка – жена сына слаживает – складывает бранить – ругать | Стараются объяснить смысл непонятных слов (обращаются к толковому словарю) | |||||||||||||||
Работа с текстом | ||||||||||||||||
Выборочное чтение по иллюстрациям (слайды) -Правильно ли расставлены иллюстрации по содержанию рассказа? Деление текста на части и составление плана. - Когда мы отделяем одну часть от другой Работа с таблицей. «Взаимоотношения в семье»
- Когда в семье все счастливы? | Находят отрывки к иллюстрациям на слайдах. Восстанавливают последовательность рассказа. С помощью учителя составляют план, записывают в таблицу. Принимают участие в заполнении таблицы (у каждого ученика распечатана таблица) Высказывают мнения, слушают ответы детей. | |||||||||||||||
VI. Подведение итога урока | ||||||||||||||||
Предлагает ответить на вопросы: - Понравилось вам произведение? – Хотели бы вы быть членом такой семьи? - Только ли для детей написан этот рассказ? - О чем должны задуматься родители, воспитывая детей? - Тогда зачем, дети, вы должны знать этот рассказ? - Определите главную мысль рассказа? | Высказывают своё мнение. | |||||||||||||||
VII. Рефлексия | ||||||||||||||||
- Подумайте, что надо делать, чтобы дедушкам и бабушкам, которым и так тяжело, жилось легче и радостнее? – Оцените свою работу на уроке. Помог ли рассказ решить проблему отношений в семье старшего и младшего поколений? – Поняли ли вы как нужно строить отношения в семье между старшим и младшим поколениями? | • говорить добрые слова, Оценивают свою работу с помощью сигнальных карт (красный – не понял, зеленый – понял, желтый – трудно ответить) | |||||||||||||||
VIII. Домашнее задание | ||||||||||||||||
Даёт рекомендации к выполнению домашнего задания (дифференцированное) 1. Пересказ текста по коллективно составленному плану. 2. *Творческое задание: написать рассказ о своей семье, о том, как вы заботитесь о своих родных и близких. Рассказ проиллюстрируйте рисунком или приложить фотографию. | Записывают задание в дневнике |
Список используемых источников
Литературное чтение. 2 класс. В 2 ч. ч 1. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В.
Литературное чтение. 2 класс. Методические рекомендации. Стефаненко Н. А.
Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. Изд. 2-е. — СПб: «Альянс «Дельта» совм. с издательством «Речь», 2003. — 192 с.
Критическое мышление: технология развития. Пособие для учителя / И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек. - СПб: Альянс «Дельта», 2003.