Урок русского языка в 5 классе на тему «Фонетика. Гласные звуки»
Конспект урока по русскому языку в 5 классе с использованием технологии индивидуализации.
Сенчукова Юлия Сергеевна учитель русского языка и литературы Одоевской средней школы Шарьинского муниципального района Костромской области
Тема урока: Фонетика. Гласные звуки.
Цель деятельности учителя |
Формировать представление об отличии буквы от звука, принципе деления звуков на гласные и согласны; познакомить с понятием «фонема», принципом расположения слов в словарях по второй и третьей букве; развивать умение извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов, навыки самоконтроля, взаимоконтроля. |
Тип урока |
Урок систематизации ЗУН |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями ): знать предмет изучения фонетики, группы и подгруппы, на которые делятся звуки речи в русском языке, различия в образовании гласных и согласных звуков; иметь представление об элементах транскрипции, смыслоразличительной роли звуков; уметь различать гласные и согласные звуки по способу образования, подбирать односложные слова с разными ударными гласными, записывать их с элементами транскрипции. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/ приобретенная компетентность): способность чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание вопроса. Личностные: осознание эстетической ценности русского языка на основе культуры своего народа, базовых российских гражданских ценностей. |
Методы и формы обучения |
Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная. |
Оборудование |
Компьютер. |
Наглядно-демонстрационный материал |
Презентация по теме урока. |
Основные понятия |
Звуки речи и буквы, фонема, транскрипция, алфавит. |
Сценарий урока.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД. |
||||||||||||||||||||||||||
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности |
Приветствие. Вступительное слово. - Послушайте стихотворение « Весенняя гроза» Ф. Тютчева. Какие звуки передают грохот, раскаты грома? Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. Гремят раскаты молодые… (г, р) - Сегодня у нас необычное занятие- урок погружения в разнообразный мир звуков, окружающий нас со всех сторон. Звуки «живут» и внутри нас самих. Давайте же погрузимся в этот мир и попробуем в нем разобраться. Это поможет нам с вами лучше понять такой раздел науки о языке, как фонетика. |
Слушают выразительное чтение стихотворения, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. |
Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
||||||||||||||||||||||||||
2.Актуализация знаний и пробное учебное действие |
- Назовите скороговорки, в которых звуки создают образ мчащейся конницы. (Звуки т, п, к. от топота копыт пыль по полю летит.) - Каким звуком можно изобразить полёт жука? ( Звуками ж-ж-ж.Жутко жуку сидеть на суку.) - Как называется этот приём в литературе? (Звукопись.) |
Вспоминают поговорки, анализируют тексты поговорок. Одну из поговорок записывают в тетрадь. |
Познавательные: осуществляют решение учебных задач, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
||||||||||||||||||||||||||
3. Выявление места и причины затруднения |
- Как называется наука, изучающая звуки речи? ( фонетика ) - Что изучает орфоэпия? (правильное произношение) - Графика?( Обозначение звуков буквами.) - Отгадайте загадку: Его не видно, в руки не взять, но зато слышно. ( Звук.) - А сколько же звуков в природе? (Не сосчитать) Ответ-стихотворение ( слайд) Сколько на свете звуков? Сколько звуков у речи? Сколько в лесу – снежинок, Сколько струек у речки. Сколько в дождике – дождинок. Сколько в песке – песчинок. - Звуки, которые мы будем изучать, помогают различать слова по смыслу. Если бы они не были смыслоразличителями, мы бы запутались и получилось бы вот что( слайд): Закричал охотник: «Ой!» Двери гонятся за мной! Посмотрите-ка, ребятки, Раки выросли на грядке! Тает снег. Течет ручей. На ветвях полно врачей. Старый дедушка Пахом На козе скакал верхом. На пожелтевшую траву Роняет лев свою листву. Мама с бочками пошла По дороге вдоль села. Синеет море перед нами, Летают майки над волнами. - Теперь вы знаете, что звуки различают слова. А вот какая забавная история произошла однажды, когда две фонемы попали не в свои слова. (Слайд) В этой сказке |
Обдумывают ответы на вопросы, смотрят презентацию; воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины. Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для ответов |
Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. |
||||||||||||||||||||||||||
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. |
Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими её на себя. - Что у нас получилось? Меняем один звук, получаем совсем другое слово. И каждый из звуков помогает различать слова по смыслу. Эти звуки-смыслоразличители. Замечательный ученый Бодуэн де Куртенэ дал им красивое имя – фонема. Вы уже знаете, что для фонем придумали алфавит – перечень букв, обозначающих звуки. (слайд с алфавитом). Упражнение 262. На магнитной доске схема: Звуки речи ∕ \ Гласные Согласные / \ / \ ударные безударные твердые мягкие / \ глухие звонкие - Послушайте стихотворение Б. Заходера( слайд). Вспомните, каких букв нет, и запишите алфавит, все 33 буквы. Тридцать три родных сестрицы, |
Формулируют учебную деятельность в диалоге с учителем; высказывают собственные мысли; обосновывают свою точку зрения. Выполняют упр.262. в сотрудничестве с учителем делают выводы о необходимости знать фонемы-смыслоразличители. |
Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений). ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания. УУД: регулятивные (работа с предложениями). |
||||||||||||||||||||||||||
5. Практическая деятельность и первичное закрепление с комментированием во внешней речи. ФИЗ.МИНУТКА 6. Самостоятельная работа с самопроверкой |
- Наша работа будет продолжена в группах. 1. Внимательно прочитайте §50-51, стр. 122-123. 2. Составьте таблицу « Гласные звуки». К каждому звуку подберите и запишите по два односложных слова. 3. Заполните таблицы: № 1 .
№ 2.
№ 3.
№4
Провожу правильность приемов работы с книгой, подвожу к обобщению. (Слайд) Практика под руководством учителя: Устное выполнение упр. 263, 266. Упр. 265, 267. |
Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями. Формулируют собственные мысли,высказывают и обосновывают свою точку зрения. Заполняют таблицы, используя материал учебника. Обмениваются таблицами, проверяют их. Оценивают работу. От каждой группы выступает докладчик по теме. Принимаются дополнения, и задаются вопросы. Выполняют упражнения, отвечают на вопросы. Физ.минутка |
Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества. УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества). |
||||||||||||||||||||||||||
7.Рефлексия деятельности. |
- Вспомним цели нашего урока. Достигли ли мы их? -Что понравилось на уроке? - Кто был самым активным? - А самым грамотным? |
УУД: познавательные, регулятивные ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка |
|||||||||||||||||||||||||||
8. Домашнее задание. |
§50-51. Записать 6 односложных слов с разными ударными гласными. Записать транскрипцию этих звуков Выучить наизусть и подготовиться к письму по памяти. С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком. (К. Паустовский) |
Мелькова Наталья Владимировна
Сенчукова Юлия Сергеевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Сенчукова Юлия Сергеевна