12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Седых Ольга Викторовна644
Работаю в МБОУ "СОШ с.Горнозаводска Невельского района Сахалинской области". Стаж педагогической работы - 23 года. Квалификация: учитель русского языка и литературы I категории. Также являюсь классным руководителем.
Россия, Сахалинская обл., Горнозаводск
1

Урок русского языка «Повторение по теме: «Фонетика, графика, орфография», 5 класс

Урок русского языка

Тема: «Повторение по теме: «Фонетика, графика, орфография».

Цели:

- повторение и систематизация знаний учащихся по теме «Фонетика»;

- закрепление правописания безударных гласных, сомнительных согласных, ь и ъ разделительных знаков;

 - развитие познавательной активности учащихся, творческого мышления,  внимания;

 - развитие умения использовать полученные знания на практике;

 - расширение словарного запаса учащихся;

- воспитание любви к русскому языку, к слову, культуры речи.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Добрый день, мои друзья,

Встрече с вами рада я.

Сели ровно, все достали,

Вспоминаем все, что знали,

Оставляем все заботы

И включаемся в работу.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

Руки – на месте?

Ноги – на месте?

Локти – у края.

Спина – прямая.

II.     Постановка темы урока:

2.Фронтальный опрос

- Из чего состоит наша речь? (Из предложений)

- А предложения ? (из слов)

-А слова? (из слогов)

- А, слоги? (Из звуков)

- И все, это какая была речь? (устная)

-А если я захочу все это записать, что мне потребуется? (буквы)

-Значит для чего придумали буквы (для обозначения звуков на письме)

-Так чем отличается звук от буквы? (буквы мы видим и пишем, а звуки мы слышим и произносим)

Так как называется раздел науки о языке, изучающий звуки речи? (фонетика)

Я приготовила для вас интересное задание 

- У вас на партах лежат листки, на которых записаны слова из области языкознания. Ваша задача: вам нужно выбрать из них только жителей страны Фонетика и записать их в тетрадь.

(Самопроверка).

- Как вы думаете, зачем мы выполняли это задание? Может быть, кто-то уже догадался, о чем сегодня пойдет речь на нашем уроке, какая у нас будет тема?

- Сегодня мы отправляемся в заключительное путешествие по стране Фонетика и должны вспомнить все, что мы изучили по этой теме.

Называем тему, записываем. Определяем цели.

Итак, в стране Фонетика у нас живут звуки.

- А какие науки очень тесно связаны с фонетикой? (орфоэпия, графика, орфография)

- Что они изучают? Кто живет в каждой из этих стран?

(В Фонетике – звуки, в Графике – буквы, в Орфографии – правила, орфограммы, в Орфоэпии – правила произношения).

- Давайте же начнем наше путешествие.

III . Работа по теме урока:

1. - Итак, мы на станции Фонетика: работаем по вариантам ( у доски 2 человека)

Задание: придумать и записать по два слова, в которых зв<б (1вар), зв>б (2вар)

- Задайте ребятам у доски по 2 вопроса.

2. - Ребята, а сейчас я вам предлагаю восстановить схему «Классификация звуков»: звуки речи – гласные и согласные, гласные – ударные и безударные, согласные – мягкие и твердые, глухие, звонкие и сонорные.

3. А теперь мы на станции «Графика» и конечно же не можем не вспомнить

-Что такое алфавит? (Установленный порядок букв)

- Можно ли обойтись без знания алфавита?

Задание: Встаньте друг за дружкой по алфавиту.

Физкультминутка:

Раз - подняться, потянуться,

Два - нагнуться, разогнуться,

Три - в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на место тихо сесть.

4. – А теперь наша остановка на станции Орфоэпия. О чем мы должны здесь вспомнить?

- Что такое ударение? (выделение голосом одного из слогов)

- Как называется гласный, на который падает ударение?

- Какие бывают слоги?

- Перечислите отличительные особенности русского ударения. Как вы их понимаете?


 

2. Отгадайте загадки

1) Я травянистое растение                            2) Я сборник карт: от ударения

С цветком сиреневого цвета,                       Зависят два моих значения:

Но переставьте ударение,                             Захочешь – превращусь в название

И превращаюсь я в конфету.                         Блестящей, шелковистой ткани я.

(Ирис – ирис)                                                   (Атлас – атлас)

-Какую еще роль выполняет ударение?

Задание: по рядам

Сейчас мы проведём соревнование между рядами. Выявим лучшего диктора. Необходимо правильно произнести данные на карточках слова.

- Начинает первый ряд, остальные соглашаются или нет. Подсчитывают баллы.

Банты

звонит

щавель

шарфы

торты

свёкла

сливовый сок

позвонит

туфля

понял

красивее

баловать

договор

досуг

столяр

- Так что изучает орфоэпия? (правила произношения слов)

Стих

1.Кто с правилами дружен,

Тот твёрдо убеждён:

Фарфор нам очень нужен,

А фарфор не нужон.

2.Купить мы можем творог

И превратить в творог,

Но превращать в каталог

Не стоит каталог.

3.И если в магазин вдруг

Портфели завезли,

То не ходи в магазин,

Не купишь портфели.

4.Когда мы на машине,

Летим во весь опор,

То нас везёт не шофер,

А нас везёт шофёр.

5.И пусть нигде не будет

Секретом для ребят,

Что в парке не статуи,

А статуи стоят.

6.А если вы в театр

Явились, например,

То не ходите в партер,

Пожалуйте в партер.

7.Про наши наставленья

Ты, школьник, не забудь

И в школе к удареньям

Внимательнее будь.

8.К ним относись серьёзно,

Не ставь их кое-как,

Иначе будет поздно,

Ты попадёшь впросак.

5. - А сейчас я расскажу вам сказку и вы мне скажете, какая станция будет следующей. (Орфография)

В стране Грамматике произошел скандал: гласные буквы А, О, Е, И, Я поссорились со звуками (А), (И). Принцесса Буковка заявила, что эти звуки суют нос куда не надо. «Вы только посмотрите: звуки а и стараются вставить себя, когда надо и когда не надо: вада, рика, плисать. А несчастные школьники из-за этого делают кучу ошибок и получают по русскому языку двойки».

Неизвестно, что было бы в стране Грамматике. Скорей всего все жители в ней поссорились бы. Но на помощь гласным буквам и всем школьникам пришло всемогущее Ударение. Оно плавно прошлось между буквами и заявило: «Стоило ли из-за таких пустяков ссориться? Я, Ударение, конечно помогу всем школьникам, и они никогда не будут делать ошибки в словах». Достало свой волшебный молоточек, ударило по безударной гласной… и о чудо: гласная стала слышаться четко и ясно и никаких сомнений в её написании уже не было. Так и помирило ударение гласные а, о, е, и, я. Об этом узнали дети, которые шли мимо, они подружились с волшебником Ударение и всегда звали его на помощь, когда в словах встречались безударные гласные!

- Расскажите о правописании слов с б/г в корне.

- Как вы думаете, кто опять приходил к нам в класс на перемене? (Петя Ошибкин)

- И как вы думаете, о чем он опять нас попросил?

- На этот раз он не справился с диктантом и наделал в словах очень много ошибок.

- Как вы думаете, в какую страну мы должны отправить его за помощью?

(Орфография)

Очень просил вас о помощи. Давайте на этот раз сжалимся над ним и поможем ему.

Задание: запишите текст в тетрадь в исправленном виде

Наступила осинь. Потинуло холадом. Птицы улитают в теплые края. По лисной трапинке спишит, торопится мидведь в сваю берлогу.

- С какими трудностями вы столкнулись, выполняя это задание? Давайте выполним проверку. Текст за доской, открываю, исправляем, проверяем. Оцениваем. - Обмен тетрадями. Взаимопроверка. Либо самопроверка.

- Посмотрите на эти слова. Что вы можете сказать? Можно их все объединить по какому-либо признаку? Безударная гласная в корне

- Как проверить написание б/г в корне слова?

(Нужно изменить слово так, чтобы б/г стал ударным. А для этого нужно подобрать однокоренное слово или изменить форму слова).

- А какое слово среди них лишнее? Почему? ( Медведь – непроверяемая б/г)

- Что мы будем делать с такими словами? (Проверять по словарю, запоминать).

Безударных гласных много,
Значит, нам нужна подмога.
Что же делать? Где решенье?
Букву ставь под ударенье.
Слово смело изменяй,

Родственное подбирай.
Снова выручает нас
Славная традиция:
Букву ставим слабую
В сильную позицию.
Ну а если очень сложно,
Посмотреть в словарик можно..

2. Буквенный диктант

стрела, сосна, зерно, звезда, гроза, листок, трава, спина, рядок.

Е, О, Е, Е, О, И, А, И, Я.

- С какими б/г в корне мы должны быть очень внимательны и обязательно проверять слова?

Рефлексия


 

- Итак, ребята, наше путешествие по стране Фонетика подошло к концу.

- О чем мы сегодня говорили на уроке, что вспоминали?

- Мы достигли поставленной цели урока?


 

- Поднимите зеленый светофор, если вам все было понятно и никаких трудностей у вас не возникло.

- Поднимите желтый светофор, если у вас остались какие-то вопросы, затруднения

- Поднимите красный светофор, если вам было очень трудно и вы не справлялись с заданиями.


 

Д/З подготовиться к проверочному тесту.

Опубликовано в группе «Русский язык и литература в средних классах»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.