Лабораторная работа «Рулевые приводы»

2
0
Материал опубликован 9 November 2018 в группе

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области

«Седельниковский агропромышленный техникум»

 

Лабораторная работа

«Рулевые приводы»

МДК 01.02 Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей

по профессии СПО 23.01.03 Автомеханик

 

Составил: Баранов Владимир Ильич мастер производственного обучения
 

Седельниково, Омской области, 2017


 

Министерство образования Омской области БПОУ «Седельниковский агропромышленный техникум»

Рекомендации разработаны в соответствии с Письмом Минобразования РФ от 05 апреля 1999 N 16-52-58 ин/16-13 "О рекомендациях по планированию, организации и проведению лабораторных работ и практических занятий в образовательных учреждениях среднего профессионального образования", требованиями ФГОС СПО, порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденным Министерством образования и науки Российской Федерации приказ № 464 от 14 июня 2013 года.

МДК 01.02 Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей

Тема: Рулевое управление.

Тема занятия: лабораторная работа «Рулевые приводы».

Время: 2 часа.

Цели работы: изучить устройство и действие рулевого привода легковых и грузовых автомобилей; приобрести навыки по разборке и сборке рулевого привода.

Задачи занятия:

Обучающие:

Формирование и усвоение приемов проведения разборочно-сборочных работ с изучением устройства и действия рулевого привода легковых и грузовых автомобилей; приобрести навыки по разборке и сборке рулевого привода.

Формирование у студентов профессиональных навыков при выполнении разборочно-сборочных работ рулевого привода легковых и грузовых автомобилей.


 

Развивающие:

Формирование у студентов умения оценивать свой уровень знаний и стремление его повышать, осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;

Развитие навыков самостоятельной работы, внимания, координации движений, умения осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

Воспитательные:

Воспитание у студентов аккуратности, трудолюбия, бережного отношения к оборудованию и инструментам, работать в коллективе и команде.

Понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, пробуждение эмоционального интереса к выполнению работ.

Дидактические задачи:

Закрепить полученные знания, приемы, умения и навыки по выполнению разборочно-сборочных работ с изучением устройства и действия рулевого привода легковых и грузовых автомобилей.

 

Требования к результатам усвоения учебного материала.

Студент в ходе освоения темы занятия и выполнения лабораторной работы должен:

иметь практический опыт:

- снятия и установки агрегатов и узлов автомобиля.

уметь:

- снимать и устанавливать агрегаты и узлы автомобиля.

знать:

- устройство и конструктивные особенности обслуживаемых автомобилей;

- назначение и взаимодействие основных узлов ремонтируемых автомобилей.

В ходе занятия у студентов формируются 

Профессиональные компетенции:

ПК 1.3. Разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять неисправности.

Общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Литература:

Ламака Ф.И. Лабораторно-практические работы по устройству грузовых автомобилей : учеб. пособие для нач. проф. образования / Ф.И. Ламака. — 8-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2013. — 224 с.

Кузнецов А.С. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: в 2 ч. – учебник для нач. проф. образования / А.С. Кузнецов. - М.: Издательский центр «Академия», 2012.

Кузнецов А.С. Слесарь по ремонту автомобилей (моторист): учеб. пособие для нач. проф. образования / А.С. Кузнецов. – 8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013.

Автомеханик / сост. А.А. Ханников. – 2-е изд. – Минск: Современная школа, 2010.

Виноградов В.М. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: Основные и вспомогательные технологические процессы: Лабораторный практикум: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / В.М. Виноградов, О.В. Храмцова. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.

Петросов В.В. Ремонт автомобилей и двигателей: Учебник для студ. Учреждений сред. Проф. Образования / В.В. Петросов. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.

Карагодин В.И. Ремонт автомобилей и двигателей: Учебник для студ. Учреждений сред. Проф. Образования / В.И. Карагодин, Н.Н. Митрохин. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.

Коробейчик А.В. к-68 Ремонт автомобилей / Серия «Библиотека автомобилиста». Ростов н/Д: «Феникс», 2004.

Коробейчик А.В. К-66 Ремонт автомобилей. Практический курс / Серия «Библиотека автомобилиста». – Ростов н/Д: «Феникс», 2004.

Чумаченко Ю.Т., Рассанов Б.Б. Автомобильный практикум: Учебное пособие к выполнению лабораторно-практических работ. Изд. 2-е, доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.

Слон Ю.М. С-48 Автомеханик / Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д: «Феникс», 2003.

Жолобов Л.А., Конаков А.М. Ж-79 Устройство и техническое обслуживание автомобилей категорий «В» и «С» на примере ВАЗ-2110, ЗИЛ-5301 «Бычок». Серия «Библиотека автомобилиста». – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.

Оборудование: легковые и грузовые автомобили; продольные п поперечные тяги в сборе; съемники шаровых пальцев; плоско­губцы; отвертки; специальные Г-образные отвертки; наборы инст­рументов; медные выколотки.

Содержание работы: на легковых и грузовых автомобилях изучить расположение и крепление деталей рулевых приводов.

Поворачивая рулевое колесо, проследить, как и через какие детали вращение рулевого колеса передается правому и левому направляющим колесам автомобиля.

Описание устройства. Рулевой привод легковых автомобилей состоит из боковых рычагов 1 поворотных кулаков (рис. 1) и ре­гулировочных трубок 3 с наконечником 2 тяги. Регулирование схождения колес производится изменением длины боковых тяг регулировочными трубками, которые имеют с одной стороны пра­вую резьбу, а с другой левую. От самопроизвольного вращения трубки удерживаются стяжными хомутами 4 и болтами 5. Попе­речная тяга 7 соединяется с сошкой 6 и маятниковым рычагом 8.

Все шарниры рулевых тяг — самоподтягивающиеся с полусфе­рическими пальцами.

Шарнир наконечника и средней тяги рулевой трапеции состо­ит из шарикового пальца, находящегося в корпусе. Верхней сферической частью палец опирается на внутреннюю сферу корпуса. Пальцы запрессовываются в проушины тяг и наконечни­ков и крепятся в них разрезными гайками. После затяжки гайки шплинтуются.

 

Рис. 1. Рулевой привод легкового автомобиля:

1 — рычаг поворотного кулака; 2 — наконечник тяги; 3 — регулировочная труб­ка; 4 — стяжной хомут; 5 — болт; 6 — сошка; 7 — тяга сошки; 8 — маятниковый рычаг



 

 

Корпус шарнира запрессовывается в проушины тяги. От попадания пыли и грязи шарнир защищен гофрирован­ным резиновым чехлом. Шаровой палец кроме верхней имеет еще и нижнюю сферу, на которую опирается опорная пята, под­жимаемая пружиной. Усилия со стороны пружины устраняют зазор в шарнире.

Крепится палец в корпусе шарнира заглушкой и шплинтом. Шарнир тяги сошки отличается от шарнира наконечника устрой­ством уплотнителя тяги и маятникового рычага — не гофрирован­ный и имеет распорную втулку.

Поперечная тяга с одной стороны подвешена на сошке рулево­го колеса, с другой на маятниковом рычаге.

Маятниковый рычаг в корпусе-кронштейне вращается в двух металлокерамических втулках, которые запрессованы в защитные резиновые втулки. Одна втулка прижата своим торцом к плоскости бобышки маятникового рычага, другая к шайбе, вращающейся вместе с пальцем. Втулки входят в кронштейн с зазором, что позво­ляет переднему концу маятникового рычага упруго перемещаться до 2...4 мм вследствие деформации резиновых втулок. Это переме­щение не влияет на устойчивость и безопасность движения авто­мобиля и не оказывает влияние на изнашивание шин.

На переднем конце маятникового рычага установлен шаровой шарнир, одинаковый с шарниром сошки. Отличается он тем, что в нем установлен полиэтиленовый сухарь, удерживающий палец внутри корпуса в определенном положении.

Рулевой привод грузовых автомобилей конструктивно отлича­ется от рулевого привода легковых автомобилей, в котором отсут­ствует продольная рулевая тяга.

В грузовых автомобилях усилие с вала сошки передается на сошку, далее на продольную рулевую тягу, рычаг продольной рулевой тяги, поворотный кулак, левый рычаг поперечной руле­ной тяги, правый рычаг поперечной рулевой тяги и на правый поворотный кулак.

Рулевые рычаги соединяются с тягами шарнирно. Шаровые со­членения могут иметь различную конструкцию. Они тщательно защищены от попадания грязи. Смазочный материал подается в них через масленки. В некоторых моделях автомобилей в сочле­нениях тяг применяются пластмассовые вкладыши, не требующие смазывания.

Шарнирное соединение продольной рулевой тяги (рис. 2, а) имеет вкладыши 1 и 3, охватывающие шаровой палец 2. Пружина 4 смягчает удары от колес и устраняет зазоры при изнашивании сочленения. Для ограничения сжатия пружины (во избежание ее поломки) устанавливают упор 5. Зазор в сочленениях устраняют резьбовой пробкой 6. В поперечных тягах (рис. 2, б, в) применяются эксцентриковые вкладыши, прижимаемые к шаровому паль­цу пружиной, установленной снизу. При таком устройстве пружи­ны не нагружаются усилиями, действующими на поперечную рулевую тягу, а устранение зазора при изнашивании сочленений происходит автоматически. Концы поперечной тяги и наконечни­ки 7, 9 имеют правую и левую резьбу для регулировки длины тяги.

После регулировки наконечники затягивают стяжными болтами 8.

Порядок разборки продольной рулевой тяги:

расшплинтовать и отвернуть гайку шарового пальца, соеди­няющего продольную рулевую тягу с рычагом поворотной цапфы;

выпрессовать шаровой палец из конического отверстия и снять продольную рулевую тягу;

расшплинтовать пробку в головке рулевой тяги и частично отвернуть пробку, не довернув ее на 2—3 витка резьбы;

вынуть шаровой палец;

окончательно отвернуть и снять пробку, вынуть из торцевого отверстия тяги два сухаря, пружину и ограничитель хода пружины;

повторить операции для другого конца тяги.

 

Рис. 2. Шарнирные соединения рулевых тяг:



 

 

а — продольной тяги; б, в — поперечной тяги; 1 и 3 вкладыши; 2 —шаровой палец; 4 — пружина; 5 — упор; 6 резьбовая пробка; 7 и 9 — наконечники; 8 — стяжной болт

Порядок разборки поперечной тяги:

расшплинтовать и отвернуть гайку пальца, соединяющего наконечник поперечной рулевой тяги с левым рычагом поворот­ной цапфы;

выбить палец из конического отверстия;

отсоединить правый конец поперечной тяги в той же по­следовательности;

зажать поперечную тягу в тиски наконечником левой сторо­ны вверх, снять защитную шайбу накладки и защитную накладку вместе с обоймой;

сжать стопорное кольцо и вынуть его из канавки наконеч­ника поперечной рулевой тяги;

ударяя по шаровому пальцу, вынуть из гнезда наконечника заглушку, пружину, пяту опорного пальца, палец и сухарь;

отвернуть пресс-масленку;

расшплинтовать и отвернуть две гайки стяжных болтов на­конечника и выбить болты;

отвернуть и снять наконечник;

повторить операции для правого наконечника.

Порядок сборки поперечной рулевой тяги:

завернуть пресс-масленку в резьбовое отверстие наконечни­ка;

вставить два стяжных болта в отверстия проушин наконеч­ника и навернуть на них гайки;

надеть на палец поперечной тяги сухарь и вставить его в центральное отверстие наконечника;

надеть на головку пальца опорную пяту, пружину, заглушку и закрепить стопорное кольцо;

надеть на наружный конец пальца обойму, накладки и шайбу;

в том же порядке собрать второй наконечник поперечной рулевой тяги;

навернуть левый и правый наконечники на поперечную тягу и затянуть гайки стяжных болтов;

вставить пальцы поперечной тяги в конические отверстия рычагов, завернуть гайки и зашплинтовать.

Порядок сборки продольной рулевой тяги:

вставить в отверстие продольной тяги ограничитель хода пружины, пружину, сухарь, в боковое отверстие тяги вставить го­ловку шарового пальца и надеть на нее через центральное отвер­стие тяги сухарь;

завернуть пробку до упора и отвернуть обратно до совпаде­ния прорези в пробке с отверстием под шплинт в тяге и зашплин­товать;

надеть на наружный конец шарового пальца защитную на­кладку и обойму;

завернуть пресс-масленку;

5) перевернуть тягу и вставить сухарь в отверстие заднего кон­ца тяги, расположив его сферической частью к отверстию;

6) вставить головку шарового пальца в боковое отверстие и на­деть на нее через центральное отверстие сухарь, расположив его сферической частью внутрь;

установить на сухарь пружину и вставить в нее ограничи­тель;

завернуть пробку до отказа и отвернуть обратно до совпа­дения прорези в пробке с отверстием под шплинт в тяге и зашп­линтовать;

завернуть пресс-масленку;

вставить палец в конусное отверстие рычага левой пово­ротной цапфы, завернуть гайку и зашплинтовать.

 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Каково назначение рулевого привода? Из каких деталей состо­ит рулевой привод при зависимой подвеске передних колес? Опишите их устройство и взаимодействие.

Что такое зазор рулевого колеса? Каковы причины его воз­никновения?

Опишите устройство и принцип действия рулевого управления автомобилей.

Опишите устройство и принцип действия гидравлического уси­лителя рулевого привода автомобиля ЗИЛ-431410.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.