Доклад на тему «Ланкастерские школы в Воронежской области»

13
8
Материал опубликован 10 May 2021 в группе

Тема 5. Экономика Воронежской области.

Доклад к уроку: "Образование и культура Воронежской области".



"Ланкастерские школы

в Воронежской области"


В России Белл - Ланкастерская система образования привлекла внимание правительства как дешевый способ устройства начальных училищ. В чём же заключалась особенность данного обучения?

В этих школах учили чтению, письму и счёту. Основой методики преподавания являлось механическое заучивание материала. Педагог вначале основательно готовил небольшую наиболее способную группу учеников, а затем каждому из них поручал вести обучение небольших групп учащихся, на которые разбивалась вся школа. Методика и организация усвоения знаний, темп и дисциплина на занятиях детально поддерживались системой поощрения и наказания. Итог: ученики быстрее, чем в обычной школе, овладевали навыками чтения, письма, счёта, но знания были схематичными и недостаточными для последующего образования.

Ланкастерская система образования была популярной в военных кругах. Методика взаимного обучения предполагала военную чёткость и дисциплину и, как все военное в России, воспринималась с большим уважением. В «Руководстве к взаимному обучению», автором которого является Н.И. Греча 1819г., описывается просолдатский характер ланкастерской системы: «После молитвы надзиратель порядка командует: садитесь - по местам! По слову «садитесь» дети крепко ударяют ладонью правой руки в стоящий позади их скамьи стол и, опершись об оный, переступают одною ногою через скамью. За словами «по местам» поднимают другую ногу и садятся. Надзиратель порядка командует: руки на колена. Все ученики вдруг кладут руки на колена. Руки на стол! Голову вверх! Все ученики выполняют беспрекословно. Надзиратель заставляет учеников часто повторять сии движения, чтобы возбуждать внимательность и приводить их в движение».

Человек с помощью этой системы образования получал «условный рефлекс» грамоты, мог читать буквы, но рассуждать о прочитанном не был приучен.

Попытки образования ланкастерских школ можно отнести к 1815-1817 годам. Впервые такая система образования была введена графом Воронцовым в русском оккупационном корпусе, оставленном после 1815 года в Мобеже (Франция).

Михаил Семёнович Воронцов имел обширное имение в Воронежской губернии, центром которого являлась слобода Воронцовка. Детство и юность он провёл в Англии, где и был наслышан о новой системе образования. Открытие таких школ в оккупационном корпусе дало ему некоторый опыт, и в 1820 году по его распоряжению в слободе Воронцовка Павловского уезда приступила к занятиям в форме взаимного обучения.

Успех данной системы образования практически сразу был виден. Ученики быстро учились читать, писать и считать. Через несколько лет в Воронцовской школе было уже двое учителей. Один вёл основные предметы, другой, местный священник, являлся законоучителем. Увеличивалось и количество учеников.

Воронцовская школа официально называлась сельским приходским училищем и входила в структуру учебных заведений Министерства народного просвещения. Она была государственной школой и являлась по-своему частью государственной политики в области образования. Хоть и находилась на полном иждивении князя Воронцова М.С.

Воронцов М.С. видел в образованных молодых крестьянах будущих мелких промышленников и торговцев, которые создадут условия для развития местного товарного рынка и в конечном счете обеспечат высокий уровень доходов имения. Воронцовка к середине XIX в. была известна как богатая и процветающая слобода.

Воронежское 1-е приходское училище стало работать по системе взаимного обучения с 7 февраля 1835 года. Оно состояло из одного класса, и было обеспечено всеми необходимыми таблицами. Воронежское 2-е приходское училище перешло на ланкастерский метод в 1839 году.

В Александринском детском приюте, открытом в Воронеже в 1848 году, также занимались по системе взаимного обучения. В 1850 году «Воронежские губернские ведомости» сообщали, что преподавание в приюте производится по ланкастерской методе «без пособия книг», т.е. при помощи таблиц, как это и было принято в ланкастерских классах.

Но не многие школы Воронежской губернии практиковали этот метод обучения. Видя подозрительное отношение властей к ланкастерским школам, ведомства и меценаты неохотно находили средства на их содержание. Правительство 1820 году увидело в системе взаимного обучения определённые признаки общественно-политического движения и установило жёсткий контроль за ланкастерскими школами. Увлечение этим методом было постепенно приостановлено, но отдельные приемы взаимного обучения продолжали существовать в российской начальной школе, в том числе и воронежской, до 1860 годов.

Метод взаимного обучения, бесспорно, действенный и принёс быстрый результат, как требовало то время и эпоха.

Познакомившись с ланкастерскими школами, подумайте, хотели ли вы учиться в одной из них, быть безмолвным роботом системы. Хорошо, что время не стоит на месте и современное образование позволяет нам мыслить и делиться своим мнением с окружающими нас людьми.

Источники инфориации:

1. https://didacts.ru/termin/bell-lankasterskaja-sistema.html -  БЕЛЛ-ЛАНКАСТЕРСКАЯ СИСТЕМА

2. http://www.itmathrepetitor.ru/pedagogicheskaya-ehnciklopediya-b/ - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ Б


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Думаю, что для таких школ и в наше время нашлись бы ученики!

10 May 2021

Как знать.......как знать....! На учеников, сейчас голос не повысишь!

10 May 2021

Зато срок обучения очень приемлем для некоторых ... А голос пусть родители повышают))) им со своими чадами жить - так я говорю родителям, общаясь по второй должности(зам. директора) . Причем, не было ни разу, чтобы не согласились.

10 May 2021
Ответ для

Спасибо!

10 May 2021
Ответ для

Взаимно!

10 May 2021

Спасибо за интересный материал!

10 May 2021

Благодарю Вас, Марина Юрьевна!

10 May 2021