Тема 5. Экономика Воронежской области.
Доклад к уроку: "Образование и культура Воронежской области".
в Воронежской области"
В России Белл - Ланкастерская система образования привлекла внимание правительства как дешевый способ устройства начальных училищ. В чём же заключалась особенность данного обучения?
В этих школах учили чтению, письму и счёту. Основой методики преподавания являлось механическое заучивание материала. Педагог вначале основательно готовил небольшую наиболее способную группу учеников, а затем каждому из них поручал вести обучение небольших групп учащихся, на которые разбивалась вся школа. Методика и организация усвоения знаний, темп и дисциплина на занятиях детально поддерживались системой поощрения и наказания. Итог: ученики быстрее, чем в обычной школе, овладевали навыками чтения, письма, счёта, но знания были схематичными и недостаточными для последующего образования.
Ланкастерская система образования была популярной в военных кругах. Методика взаимного обучения предполагала военную чёткость и дисциплину и, как все военное в России, воспринималась с большим уважением. В «Руководстве к взаимному обучению», автором которого является Н.И. Греча 1819г., описывается просолдатский характер ланкастерской системы: «После молитвы надзиратель порядка командует: садитесь - по местам! По слову «садитесь» дети крепко ударяют ладонью правой руки в стоящий позади их скамьи стол и, опершись об оный, переступают одною ногою через скамью. За словами «по местам» поднимают другую ногу и садятся. Надзиратель порядка командует: руки на колена. Все ученики вдруг кладут руки на колена. Руки на стол! Голову вверх! Все ученики выполняют беспрекословно. Надзиратель заставляет учеников часто повторять сии движения, чтобы возбуждать внимательность и приводить их в движение».
Человек с помощью этой системы образования получал «условный рефлекс» грамоты, мог читать буквы, но рассуждать о прочитанном не был приучен.
Попытки образования ланкастерских школ можно отнести к 1815-1817 годам. Впервые такая система образования была введена графом Воронцовым в русском оккупационном корпусе, оставленном после 1815 года в Мобеже (Франция).
Михаил Семёнович Воронцов имел обширное имение в Воронежской губернии, центром которого являлась слобода Воронцовка. Детство и юность он провёл в Англии, где и был наслышан о новой системе образования. Открытие таких школ в оккупационном корпусе дало ему некоторый опыт, и в 1820 году по его распоряжению в слободе Воронцовка Павловского уезда приступила к занятиям в форме взаимного обучения.
Успех данной системы образования практически сразу был виден. Ученики быстро учились читать, писать и считать. Через несколько лет в Воронцовской школе было уже двое учителей. Один вёл основные предметы, другой, местный священник, являлся законоучителем. Увеличивалось и количество учеников.
Воронцовская школа официально называлась сельским приходским училищем и входила в структуру учебных заведений Министерства народного просвещения. Она была государственной школой и являлась по-своему частью государственной политики в области образования. Хоть и находилась на полном иждивении князя Воронцова М.С.
Воронцов М.С. видел в образованных молодых крестьянах будущих мелких промышленников и торговцев, которые создадут условия для развития местного товарного рынка и в конечном счете обеспечат высокий уровень доходов имения. Воронцовка к середине XIX в. была известна как богатая и процветающая слобода.
Воронежское 1-е приходское училище стало работать по системе взаимного обучения с 7 февраля 1835 года. Оно состояло из одного класса, и было обеспечено всеми необходимыми таблицами. Воронежское 2-е приходское училище перешло на ланкастерский метод в 1839 году.
В Александринском детском приюте, открытом в Воронеже в 1848 году, также занимались по системе взаимного обучения. В 1850 году «Воронежские губернские ведомости» сообщали, что преподавание в приюте производится по ланкастерской методе «без пособия книг», т.е. при помощи таблиц, как это и было принято в ланкастерских классах.
Но не многие школы Воронежской губернии практиковали этот метод обучения. Видя подозрительное отношение властей к ланкастерским школам, ведомства и меценаты неохотно находили средства на их содержание. Правительство 1820 году увидело в системе взаимного обучения определённые признаки общественно-политического движения и установило жёсткий контроль за ланкастерскими школами. Увлечение этим методом было постепенно приостановлено, но отдельные приемы взаимного обучения продолжали существовать в российской начальной школе, в том числе и воронежской, до 1860 годов.
Метод взаимного обучения, бесспорно, действенный и принёс быстрый результат, как требовало то время и эпоха.
Познакомившись с ланкастерскими школами, подумайте, хотели ли вы учиться в одной из них, быть безмолвным роботом системы. Хорошо, что время не стоит на месте и современное образование позволяет нам мыслить и делиться своим мнением с окружающими нас людьми.
Источники инфориации:
1. https://didacts.ru/termin/bell-lankasterskaja-sistema.html - БЕЛЛ-ЛАНКАСТЕРСКАЯ СИСТЕМА
2. http://www.itmathrepetitor.ru/pedagogicheskaya-ehnciklopediya-b/ - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ Б
Потамошнева Наталья Алексеевна
Ковалева Галина Валентиновна
Потамошнева Наталья Алексеевна
Ковалева Галина Валентиновна
Потамошнева Наталья Алексеевна
Ковалева Галина Валентиновна
Горбачёва Марина Юрьевна
Ковалева Галина Валентиновна