Рабочая программа по дополнительному образованию детей раннего дошкольного возраста «Легоконструирование»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2 п.Приамурский»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дополнительному образованию
детей раннего дошкольного возраста младшей группы №2.
«ЛЕГОКОНСТРУИРОВАНИЕ»
Срок реализации: 20__- 20__ учебный год.
составила: старший воспитатель
Халецкая И.С.
п.Приамурский, 20__
Пояснительная записка
1. Актуальность программы
Одним из важнейших свойств природы человека является стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, стремление находиться в активном поиске новых задач. Расширению когнитивного развития ребёнка в наибольшей мере способствует предоставление ему возможности исследовать окружающую среду и воздействовать на неё.
Развитие познавательных интересов детей во многом зависит от того, насколько ребёнок вовлёкся в собственный творческий поиск, открытие новых знаний, в исследовательскую деятельность.
Лего педагогика — одна из известных и распространённых сегодня педагогических систем, использующих трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка.
Обучающий конструктор Лего (LEGO) — легендарный бренд и по-прежнему интерес детей к нему не затухает с момента его появления в Дании в 1949году.
В педагогике Лего-технология интересна тем, что, строясь на интегрированных принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Игры Лего выступают способом исследования и ориентации ребёнка в реальном мире, пространстве, времени. В силу своей педагогической универсальности Лего-технология служит важнейшим средством развивающего обучения в образовательных учреждениях.
Образовательные области В ДОО не существуют в «чистом виде». Всегда происходит их интеграция, а с помощью Лего-конструирования легко можно интегрировать познавательное развитие, куда и входит техническое конструирование с художественно-эстетическим развитием, когда мы говорим о творческом конструировании, с социально-коммуникативным развитием (общение, обсуждение деталей, способ, приёмов конструирования) и с другими образовательными областями
2. Теоретические основы Программы, специфика её содержания.
Интеграция образовательных областей через ЛЕГО-конструирование:
Образовательная область | Область применения Лего-конструирования, в соответствии с целевыми оринетирами ФОП ДО |
Социально-коммуникативное развитие | создание совместных построек, объединённых одной идеей, одним проектом. развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками формирование позитивных установок к различным вилам труда и творчества. |
Познавательное развитие | техническое конструирование — воплощение замысла из деталей Лего конструктора формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.) |
Речевое развитие | развитие звуковой и интонационной культуры речи развитие фонетического и фонематического слуха формирование звуковой активности, как предпосылки обучения грамоте |
Художественно-эстетическое развитие | творческое конструирование — создание замысла из деталей Лего конструктора реализация самостоятельной конструктивно-модельной творческой деятельности |
Физическое развитие | Развитие мелкой моторики обеих рук развитие координации движений |
Цели и задачи Программы
Цель: создание механизма умственного и творческого развития дошкольников через использование технологии лего-конструирования в образовательном процесс ДОО в интеграции образовательных областей.
Задачи:
создать психолого-педагогические условия, способствующие интеграции образовательных областей и обеспечивающие непрерывность образовательного процесс, направленного на развитие способностей, компетенций и творчества воспитанников средствами технологии лего-конструирования.
Создать единое социально-образовательное пространство, включающее ДОО и семью, направленного на поддержку и развитие познавательной инициативности, социальной и творческой активности детей дошкольного возраста.
Выявить возможности в развитии детей раннего возраста; определить наиболее эффективные целесообразные методы, приёмы, средства, способствующие интеграции образовательных областей через технологию лего-конструирования.
Формировать активную родительскую позицию на основе продуктивного сотрудничества ДОО и семьи.
Методы, формы и приёмы обучения
В группах раннего возраста рекомендуется применять следующие виды занятий:
конструирование по образцу
конструирование с опорой на схему
конструирование по собственному замыслу
В своей работе педагоги могут использовать наиболее распространенные формы организации работы с детьми: сказки, создание построек, моделей героев известных сказок, а затем использование их в играх, играх-драматизациях, беседах.
Вышеперечисленные формы организации работы с детьми реализуются через следующие методы обучения конструированию:
анализ образцов, выполненных одним способом
анализ несовершенной поделки
педагогический анализ результатов деятельности
игровые приёмы: игры на развитие высших психических функций (упражнения на развитие логического мышления, воображения, классификации, логической закономерности, развитие внимания и памяти, пространственное ориентирование, симметрии)
Важно чаще предлагать детям такие конструктивные задачи, которые заставляли бы их думать, искать решение, пробовать, изобретать. А если деятельность ребёнка носит творческий характер, она заставляет его думать, а значит — мыслить и становится привлекательной, позволяет открывать в самом себе новые возможности, а это сильный и действенный стимул к занятиям по лего-конструированию.
В процессе деятельности с лего конструктором используются различные формы заданий:
задания по образцу
задания по карточкам-схемам
собственный замысел
задание даёт педагог, выполняют дети
задание формулируется ребёнком, выполняют совместно дети и педагог
задание дают дети друг другу
задание даёт педагог, выполняют родители с ребёнком
При взаимодействии с родителями педагог может использовать следующие формы работы:
консультации (по конструктивной, творческой деятельности детей, что должен знать и уметь ребёнок в определённом возрасте, как развивать детское творчество в домашних условиях, какой наглядный материал и конструкторы способствуют наилучшему развитию).
папки-передвижки
выставки детских работ с участием родителей, участие в конкурсах.
проведение совместных мероприятий, развлечений.
Родительские собрания, мастер-классы (см Приложение 1)
взаимодействие с педагогами (см. Приложение 2)
Основные приёмы, используемые в работе с детьми — работа по картинкам, фотографиям с изображениям объекта, работа по замыслу, конструирование по схемам, моделям, по заданным условиям. Педагог учит детей планировать этапы создания собственной постройки, самостоятельно находить конструктивные решения, использовать при этом подвижные, крутящиеся детали, конструировать во фронтальной плоскости, формирует навык работы с партнёром и в коллективе.
Методические приёмы, используемые в совместной деятельности:
обследование лего деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определение пространственных отношений между ними (на, под, слева, справа), восприятие целостности постройки.
показ необходимых действий и комментирование действий с конструктором. Для того, чтобы задать направление деятельности, необходимо показать один вариант действий, чтобы дети в дальнейшем, активизируя мыслительную деятельность, нашли другие. Например, показать как скрепляются две детали и попросить найти другие способы скрепления
предъявление речевого образца. Образцы высказываний.
выполнение словесных инструкций. Сначала формулируется педагогом, а потом детьми.
использование словесного объяснения, просьбы, поручения
показ картинок, слайдов, фотографий с изображением лего деталей, моделей лего и предметов окружающего мира.
Проведение бесед
Условия, необходимые для реализации Программы
Для реализации данной программы в детском саду необходимо создать следующие условия:
помещение со свободным пространством для обучения воспитанников (4-8 человек)
ковровое покрытие и подушки
дидактический материал
наглядный, демонстрационный материал, стандартные наборы Лего (лего edukation, duplo)
Используемые образовательные технологии
здоровьесберегающие
элементы ТРИЗ
метод проектов
обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)
элементы проблемного обучения
игровые технологии (ролевые, деловые и пр. обучающие игры)
развивающее обучение
ИКТ
Особенности реализации педагогического процесса
Программа реализуется на государственном языке РФ
Целевая аудитория: программа предназначена для детей младшего возраста 2-3 лет.
Срок реализации программы: 8 месяцев
Форма обучения: очная, групповая
Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю в период с октября по май. Всего 4 занятия в месяц, 30 академических часов.
Длительность занятий: согласно образовательной нагрузке возрастной группы детей раннего возраста (10 минут).
Этапы реализации Программы
Этапы | Содержание деятельности |
Ценностно-ориентированный | анализ РППС, введение педагогов, детей и родителей в лего-технологию через диагностику исходной ситуации (выявление компетенций) подготовка проекта разработка КТП |
Конструктивный | проведение обучающих семинаров для педагогов проведение мастер-классов для родителей по применению лего-технологии анализ и обработка научно-методических пособий по легоконструированию |
Практический | разработка методических рекомендаций по организации работы с детьми и родителями перспективное планирование по легоконструированию создание РППС разработка технологических карт для лего-конструирования совместная деятельность педагога с детьми самостоятельное конструирование по замыслу, схемам конструирование по сказкам, испльзование в театрализованной деятельности и т.д. использование лего построек в сюжетно-ролевых играх вовлечение педагогов и родителей в единую творческую деятельность |
Презентационный | Проведение итоговых открытых занятий проведение мастер-классов |
Оценочно-рефлексивный | анализ результатов деятельности анкетирование родителей внесение корректировок в образовательную программу, корректировка инструментария, связанного с формированием «прединженерного мышления» |
Стабилизационный | регулярность реализации программы выпуск методических рекомендаций трансляция опыта через средства Интернет (на официальном сайте, соц.портале ВК), образовательных порталах, МО и т.п. |
Предполагаемые результаты
Инструментарий определения эффективности освоения детьми содержания Программы:
увеличится число детей, имеющих высокий уровень в социально-личностном, интеллектуальном, творческом развитии
социально-личностная сфера: готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность мотивации к познавательной деятельности, способность ставить цели, приспособленность к новым ситуациям, инициатива, способность доводить дело до конца, стремление отстаивать свои идеи, лидерство, широта интересов
интегрированные характеристики: развитое любопытство, способность к прогнозированию, активный словарный запас, способность к оценке
интеллектуальная сфера: острота, оригинальность, гибкость мышления, наблюдательность, любознательность, способность к практическим умениям, концентрация внимания, память
творческая сфера: пытливость, изобретательность в играх, в выполнении творческих задач, в использовании материалов и идей, гибкость ума, способность находить оригинальные идеи и получать оригинальный результат, склонность к завершению деятельности
взаимодействие с социальными партнёрами: активная родительская позиция на основе продуктивного сотрудничества ДОО и семьи
Проведение наблюдения за конструктивной деятельностью детей, в которой выделены уровни освоения и критерии обследования развития детей проводиться 2 раза в год ( 3-4 неделя сентября/ 3-4 неделя мая)
Учебно-тематическое планирование
Врем. период | Занятия | Название темы | Содержание работы | |
№ п/п | кол-во | |||
Октябрь | 1 | 1 | «Лего — волшебная страна» | Лего. Кирпичики. Как правильно соединять. Как правильно играть |
2 | 1 | Знакомство с лего человечком | Жители «лего страны». Тело человека, всё двигается, поворачивается. Мимика. | |
3 | 1 | Конструирование по образцу | Первая постройка. Стул и стол для друга. Мелкая моторика, концентрация внимания | |
4 | 1 | «Моя семья» | Моделирование различных бытовых ситуаций (приготовление еды, умывание, обязанности, праздники) | |
Ноябрь | 5 | 1 | «Мама» | Проигрывание различных бытовых ситуаций между мамой и ребёнком |
6 | 1 | «Папа» | Проигрывание различных бытовых ситуаций между папой и ребёнком | |
7 | 1 | «День рождение» | Эпизоды праздника. Украшаем дом, праздничный стол, торт, свечи. Оформление подарка. | |
8 | 1 | Свободное конструирование | Развитие воображения, креативного и творческого мышления | |
Декабрь | 9 | 1 | «Большая ферма» | Построй настоящую ферму с помощью больших кубиков |
10 | 1 | «Домашние животные» | Постройка загонов для животных. Кормление, уход. Звукоподражание | |
11 | 1 | «Что растёт на грядках» | Загадки на тему «овощи». Поговорки. Конструирование по образцу | |
12 | 1 | Конструирование по образцу | Жизнь на ферме. Обыгрывание построек | |
Январь | 13 | 1 | Свободное конструирование | Конструирование по собственному замыслу |
14 | 1 | «Клумба с цветами» | Конструирование по образцу, карточкам-схемам | |
15 | 1 | «Лото с животными» | Форма предметов, цвет. Расширение словарного запаса | |
16 | 1 | «Лото с животными» | Строим по карточкам схемам зверька. Обыгрывание постройки | |
Февраль | 17 | 1 | «Лото с животными» | Фигуры людей, животных. Обыгрывание элементов в постройках |
18 | 1 | «Лего-софт» | Большие кирпичики и кубики. Форма, цвет | |
19 | 1 | «Лего-софт» | Учимся строить стены. Башня, здания. Правильно скрепляем детали | |
20 | 1 | «Папин праздник» | Проигрывание различных бытовых ситуаций между папой и ребёнком. Праздник 23 февраля | |
Март | 21 | 1 | «Праздник мамы» | Проигрывание различных бытовых ситуаций между мамой и ребёнком. Праздник 8 марта |
22 | 1 | «Лего-софт» | Свободное конструирование | |
23 | 1 | «Лего-софт» | Закрепляем навыки строительства стен. Башни, здания. Правильно соединяем детали | |
24 | 1 | «Транспорт» | Машины. Как работают дорожные службы | |
Апрель | 25 | 1 | «Транспорт» | Безопасность дорожного движения. ПДД |
26 | 1 | «Транспорт» | Если сломалась машина. Правильно соединяем детали. | |
27 | 1 | «Транспорт» | Конструирование по образцу, карточкам-схемам. «Гараж» | |
28 | 1 | «Транспорт» | Светофор. Закрепление темы «цвет, форма» | |
Май | 29 | 1 | Творческое занятие | Свободное конструирование. Развитие воображения, креативного и творческого мышления |
30 | 1 | Творческое занятие | Свободное конструирование. Развитие воображения, креативного и творческого мышления |
3. Используемая литература
Комарова Л.Г. Строим из Лего (моделирование логический отношений объектов реального мира средствами конструктора Лего):методическое пособие / Л.Г.Комарова — М.: Линка-Пресс, 2001
Лусс Т.В. Формирование навыков конструктовно-игровой деятельности у детей с помощью Лего: пособие для педагогов — дефектологов / Т.В. Лусс, Т.В.Волосовец, Е.Н.Кутепова — М.: ВЛАДОС, 2003
Тарловская Н.Ф. Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду: пособие для воспитателей детского сада и родителей / Н.Ф.Тарловская, Л.А.Торопкова — М.: Просвещение, 1994
Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей: книга для родителей и преподавателей кружков робототехники / С.А.Филиппов — Спб.: Наука, 2010
Злаказов А.С. Уроки лего-конструирования в школе: методическое пособие / А.С.Злаказов, Г.А.Горшков, С.Г.Шевалдина — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011
Шайдурова В.Н. развитие ребёнка в конструктивной деятельности: справочное пособие / В.Н.Шайдурова — М.: ТЦ Сфера, 2008
Халамов В.Н. Образовательная робототехника во внеурочной деятельности6 учебно-методическое пособие / Под ред. В.Н.Халамова и др. - Челябинск: Взгляд, 201
Лего-схемы. Игра для развития наблюдательности ok.ru/zaykinaskazka
Схемы конструирования с детьми 2-3 лет http://um-v.detsadlicey-yugorsk.edusite.ru
Приложение 1
Перспективный план сотрудничества с педагогами
20__ - 20__учебном году.
№ | Мероприятие | Месяц |
1 | Семинар «Лего конструирование Мир Лего» | снтябрь |
2 | Семинар Лего конструирование и моделирование | ноябрь |
3 | Семинар «Построй свою историю | январь |
4 | Семинар «Создание и пересказ историй | апрель |
5 | Отчёт о работе | май |
6 | Организация консультаций для педагогов | В течении года |
7 | Посещение педагогами занятий по лего конструированию | В течении года |
8 | Разработка рекомендаций «Создание условий для детского конструирования с лего материалами», «Леготека в ДОУ» | В течении года |
Приложение 2
Перспективный план сотрудничества с родителями в 20__- 20__ учебном году
№ | Мероприятие | Месяц |
1 | Родительское собрание | Сентябрь, май |
2 | Консультации | В течении года |
3 | Выставка детских работ | В течении года |
4 | Совместная работа родителей и детей «Новый год к нам спешит» | декабрь |
5 | Оформление стендового материала, помощь в пополнении игротек | В течении года |
6 | Участие в конкурсах | В течении года |