12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Уксусова Ольга Аркадьевна870
Россия, Вологодская обл.

Тема занятия: «Лекарственные растения»


Педагог-библиотекарь:Уксусова Ольга Аркадьевна, МАОУ «Кичменгско – Городецкая средняя школа» Вологодской области

Возраст учащихся: начальные классы (8-11 лет)

Тип занятия: открытый урок


Цель:познакомить учащихся с лекарственными растениями Вологодской области и их целебными свойствами.


Задачи:

познакомить учащихся с лекарственными растениями;

развитие творческих способностей и познавательных интересов учащихся;

воспитание бережного отношения к природе.


Методы обучения, используемые на занятии:словесные (объяснение, беседа), наглядные (демонстрация), практические.

Средства обучения: презентация - наглядные материалы с изображением лекарственных растений, дидактические материалы (кроссворд, загадки).

Оформление: мультимедиапроектор, на доске кроссворд, наглядные материалы с изображением лекарственных растений.



Ход занятия:

Организационный момент, актуализация знаний учащихся


Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим о лекарственных растениях нашего края. Они растут у нас, мы много раз видели их,но иногда мы не знаем,что кроме красоты эти растения несут нам здоровье. Многие люди их собирают, сушат и используют как народные средства при лечении разных заболеваний.

А как вы думаете, любыми травами можно лечить болезни?

(ответы учащихся)

Правильно, только лекарственными. А знаете ли вы, как люди узнали о том, что некоторые растения помогают лечить разные болезни? Сейчас я вам расскажу. Раньше люди тоже любили пить чай, только привычной нам заварки у них не было. А заваривали они растения, которые имели приятый запах и были приятные на вкус. А потом люди стали замечать: болит, например, у человек голова. Попьет он отвар из листочков мяты, и через некоторое время – никакой головной боли. Или приложит листик подорожника к ушибленной ноге – и боль, как рукой сняло. Появились люди, которые о каждой травке, о каждом растении все знали. Какую болезнь, какой травой вылечить можно. Таких людей в народе называют травниками. С давних времен народная медицина для лечения почти всех болезней использует лекарственные растения. Не на пустом месте возникли многочисленные сказания о чудодейственных силах, заключенных во многих травах, цветах и корнях, о заживлении незаживающих ран у богатырей, о волшебных настойках и напитках, возвращающих красоту, молодость и здоровье. Сегодня со своими друзьями (лекарственными растениями) расскажу вам, что это за травы такие и как ими можно болезни лечить. Посмотрите, кто к нам пришел.

1 ученик (на голове - шапочка с изображением подорожника)


Путника друг, всем знакомый

Скромный, невзрачный цветок,

Ты на порезанный палец

Влажной заплаткою лег.

Путника друг всем знакомый

Многим из нас невдомек,

Что отыскалось лекарство

Тут на тропинке у ног.


Ребята, узнали, кто я такой?

(ответы учащихся: подорожник)

(слайд с картинкой подорожник)

Подорожник: Я – подорожник, такой привычный, что вы часто даже не обращаете на меня внимание. Где только меня не встретишь: на дорогах и тропинках, в лесу и в поле, где люди ходят, там и я - подорожник расту. Еще меня называют попутчик – везде мне по пути с человеком.


Педагог: Ребята, а знаете, как называли подорожник индейцы? (а называли его «след белого человека»). Интересно, что Америка до прихода европейцев не нала подорожника. И когда пришли белые люди, в след за ними устремился подорожник, где пройдут, там вырастают неведомые для туземцев кружочки из жилистых листьев со стоячим стебельком. Смекнули индейцы: да это же «след белого человека». Так и получил подорожник свое второе название. А как вы думаете, подорожник обыкновенное растение или какое-то особенное? (ответы учащихся). А чем же оно особенное?

Листья подорожника обладают целебными силами. Их соком исстари заживляли раны, избавлялись от ожогов. Путники обращаются к подорожнику каждый раз, когда натрут или побьют ноги. Чистые, размятые листья подсушивают, унимают боль. Консервированный сок подорожника успешно применяется при болезнях желудка. Вот сколько разных болезней лечит подорожник. А вы, ребята, лечились подорожником?

(ответы детей)

Педагог: А сейчас отгадайте загадку.

Желтая скатерка,

Белая оборка

У оборки той зубцы –

Закругленные концы. (ромашка)


Выходит ученица- на голове у нее венок из ромашек.

Ромашка: Я сейчас слышала, что ребята меня звали. Все кричали: «Ромашка! Ромашка!». Вот я и пришла.


Педагог: Сейчас я тебя представлю ребятам: Ромашка – милый, обаятельный цветок. По народному преданию, ромашка вырастает там, где упадет с неба звезда.

Слайд-изображение ромашки


Ромашка: Все вы меня знаете, ребята. Часто меня рвете и веночки из меня сплетаете или гадаете на моих лепестках (любит, не любит). А я сегодня к вам пришла, чтобы рассказать о своих целебных свойствах. Ведь моя целебная сила известна людям с давних времен. Ромашку применяют при заболевании нервной системы, органов дыхания. Наружно ромашка применяется при ангине, ожогах, ушибах.


Педагог: Вот видите, ребята, сколько разных заболеваний можно вылечить с помощью ромашки. А из вас кто-нибудь лечился отваром ромашки?

(ответы учащихся)

Надеюсь теперь, когда, например, у вас заболит горло, вы не будете глотать таблетки, а сделаете отвар из цветков ромашки и будете полоскать им горло. А еще издавна русские красавицы промывали свои волосы ромашковым отваром. Волосы приобретают красивый золотистый оттенок.

А сейчас я вас угощу чаем, а вы попробуйте отгадать, из какого растения я его заварила.

(учащиеся пробуют отвар из листьев крапивы, называют растение)

Входит учащийся на голове шапочка с изображением крапивных листьев

Крапива: А из чего вы это чай заварили? Не из моих ли листочков?

Педагог: из твоих, крапива. Расскажи-ка нам о себе.


Слайд с изображением крапивы.

Крапива:

Знай, милейший,

Я – крапива,

Не таращься,

Я не диво,

Но, а пользы от меня

Рассказать не хватит дня.

Подорожник: Да какая же от тебя польза? Только и делаешь, что людей больно обжигаешь. Нельзя к тебе и руку протянуть.


Крапива: А вот какая! Из крапивных из листочков вкусные салаты.

Подорожник: Только к ним добавить нужно лук, яйцо, томаты.


Крапива: А в салате из крапивы много витамина С.

Подорожник: Те, кого им угощают, изменяется в лице.


Педагог: Подорожник, крапива, не надо спорить. Ребята, давайте поможем крапиве убедить подорожник в том, что она действительно полезна.

(ответы учащихся)

Крапива обладает противовоспалительным, кровоостанавливающим и ранозаживляющим действием. Настой цветков крапивы в виде чая помогает вылечить кашель. Ребята, вы, наверное, устали? Давайте чуть-чуть отдохнем.


(физкультминутка, проводит педагог, учащиеся выполняют упражнения)

Педагог:

Я с растениями дружу, с ними сходство нахожу,

Я расту – они растут.

Я цвету – они цветут.

У меня – голова,

У растений – цветочки.

У меня – руки.

У растений – листочки.

У меня – туловище,

У растений – стебелек.

У меня – ноги,

У растений – корешок.

Дождь польет –

И мы сожмемся.

Ну, а солнцу –

Улыбнемся!



Педагог: А сейчас мне на помощь придет еще один друг, если мы отгадаем загадку.

На зеленой хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

Ветерочек прошуршал

И развеял этот шар.

Кто же это?

(ответы учащихся: одуванчик)

Выходит учащийся, на голове у него венок из одуванчиков (желтых)


Одуванчик:

У меня названий много.

Любят лошади, коровы

Листики мои жевать

И водичкой запивать.

Но всего ценнее корень,

Что храню я под землею,

Из него моя настойка

Помогает всем больным:

Возбуждает аппетит,

Вмиг излечится гастрит.

Если заболел всерьез,

То не лей напрасно слез,

По рецепту докторов

Принимай мою настойку –

Весел будешь и здоров!

Как я!

Вот, ребята, какой я веселый и настроение у меня хорошее. Предлагаю вам поиграть со мной в игру.

(Одуванчик предлагает ребятам угадать, какое растение изображено на картинках, учащиеся отгадывают задания Одуванчика)

Слайды с изображениями лекарственных растений

Педагог: Древнегреческий врач, ученый Гефест рекомендовал принимать сок одуванчика при веснушках и темных пятнах на коже. Из цветков одуванчика варят медок или варенье, которое помогает при простуде. А кто-нибудь пробовал такое варенье?

(ответы учащихся)

Учащийся в шапочке из листьев лопуха.

Лопух: Здравствуйте, можно к вам?

Педагог: заход, но я-то тебя узнала, а вот ребята смогут узнать?

Лопух: я им сейчас о себе расскажу. Я – всегда рядом с человеком. Расту по сорным местам и углам дворов, а если не вблизи жилья, то у реки, по оврагам, на самых плодородных землях. Там, где я расту, можно смело огород заводить. Еще меня очень дети любят, любят они в мои репьи играть. А взрослые меня не жалуют, даже пословицу про меня недоброжелательную сложили: высок …., да черт ему рад. Ну что? Узнали, кто я?

(ответы учащихся: репейник, лопух)

Педагог: узнали тебя ребята, а я им про твою пользу расскажу. Русские травники собирали лопух для заживления ран. Это хорошее средство от кожных болезней. В отваре лопуха моют голову для улучшения роста волос и от перхоти.


Закрепление изученного

Педагог: Вот сколько нового о лекарственных растениях и их целебных свойствах мы сегодня узнали. Давайте вспомним, о каких растениях мы сегодня говорили. А поможет нам в этом кроссворд.

(педагог озвучивает учащимся вопросы кроссворда,

учащиеся разгадывают загадки)

слайд с заданиями кроссворда

1.Вроде сосен, вроде ёлок, а зимою без иголок. (Лиственница)


2.Длинноногие сестрички вышли стайкой на лужок.

Слово снег у них реснички и, как солнышко, глазок. (Ромашка)


3.Как зовут меня – скажи, часто прячусь я во ржи, Скромный полевой цветок, синеглазый…(Василёк)


4.Золотой и молодой за неделю стал седой, А денёчка через два облысела голова,

Спрячу-ка в карманчик бывший …(Одуванчик )


5.Поранил ты в походе ногу, усталость не даёт идти,

Нагнись, солдатик у дороги готов помочь тебе в пути. ( Подорожник)


6.Бусы красные висят, из кустов на нас глядят, Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи. ( Малина )


7.Спроси телёнка и барашка: вкусней цветка на свете нет, Ведь не случайно красной кашкой его зовут за вкус и цвет. ( Клевер)


8.У забора живёт, никого не признаёт,

Не собака, а кусает и погладить не даёт. ( Крапива)


(по ходу отгадывания заполняются клеточки на слайде)

Вывод: Людей, собирателей лек.трав называли «травниками». (Появл. на доске слово травник)

- Что объединяет все слова- отгадки? ( Это лек.травы)


А сейчас прошу вас отгадать несколько загадок.


Лекарь вырос у дороги,

Он больные лечит ноги. (подорожник)

А какие болезни лечит подорожник (ответы учащихся)

Белая корзинка,

Золотое донце,

В ней лежит росинка,

И сверкает солнце. (ромашка)

При каких недугах помогает ромашка? (ответы учащихся)

Ах, не трогайте меня,

Обожгу и без огня (крапива)

От каких болезней помогает крапива? (ответы учащихся)

Золотой и молодой

За неделю стал седой,

А денечка через два облысела голова.

Спрячу-ка в карманчик

Бывший … (одуванчик)

От каких болезней помогает одуванчик? (ответы детей)

Растение видное, а прозвище обидное. (лопух)

С какими болезнями помогает справиться лопух? (ответы учащихся)


Педагог: Ребята, мы познакомились сегодня с очень полезными растениями!

Но важно, что лекарственные растения используют каждое по-разному. Существуют правила сбора и сушки лекарственных растений. Я вам подготовила памятки по сбору и сушке лекарственных растений.

(Приложение 1.)


Слайд Памятка.

Подведение итогов занятия

Выходят все действующие лица

Подорожник: рассказали вам сегодня

Ромашка: много сведений полезных

Крапива: и должны признать, что каждый

Одуванчик: кто растений жизнь узнал

Лопух: Может стать, как русский травник

Вместе:Равный даже колдунам!


Приложение 1

Правила сбора лекарственных трав

Что собирать – человек должен уметь различать лекарственные растения и нелекарственные и знать, что у этого растения нужно взять (корень, листья, соцветия и т.д.)

Когда собирать – лекарственные растения собирают тогда, когда в нём максимального содержания фармакологических активных веществ. Нельзя собирать во время дождя и когда роса на траве.

Как собирать – при сборе лекарственных растений каждое растение нужно класть отдельно. Использовать нож.

Где собирать – поляна, луг, болото, лес – места, подходящие для сбора. Нельзя использовать растения близ шоссе, дорог т.к. в них накоплены ядовитые вещества из выхлопных труб машин (цинк, сера, свинец)

Собирая, сохранять – при сборе нужно взять столько, сколько вам надо. Нельзя брать растения, занесены в Красную книгу, и из года в год нельзя на одном и том же месте не проводят сбор лекарственных растений.

 

Правила сбора лекарственных растений.

Растения собирают в сухую погоду, когда уже исчезла роса. Надо следить, чтобы на растениях не было пыли и грязи.

Нельзя собирать лекарственные растения вдоль дорог, на улицах городов, в скверах. В этих растениях накапливаются вредные вещества, которые выбрасывают в воздух автомобили.

Цветки собирают в начале цветения; листья - перед цветением или в начале его; корни и корневища - весной и осенью; кору - весной, в начале  движения  сока, когда она хорошо отделяете;


Приложение 2.

Список использованной литературы:


1.www.rasteniya-lecarstvennie.ru

2. www.florets.ru

3. www.myjane.ru

4. http://biofile.ru

5. http://mirpozitiv.ru

6. www.liveinternet.ru

7. http://nmedic.info

8. http://medic.ymka.ru

9. http://narodnaiamedicina.ru

10. www.spravlektrav.ru

11 Загадки о лекарственных растениях - http://stihi-zagadki.narod.ru, http://www.ubilya.ru

12 Сказания и легенды о лекарственных растениях - http://www.botsad.ru, http://www.awizena.lact.ru, http://www.dom-klumba.ru, http://www.florets.ru, http://vitalill.sillamae.biz.

13 Применение лекарственных растений в медицине - http://prostabol.narod.ru, http://herbalogya.ru

14. Картинки лекарственных растений - http://images.yandex.ru

15 . Задания «Лабиринт», «Что сначала, что потом?», «Загадочный цветок» - С. Вохринцева «Окружающий мир. Полевые цветы» дидактический материал, издательство «Страна Фантазий», 2003г.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.