Урок окружающего мира «Лекарственные растения» (8-11 класс)
Тема занятия: «Лекарственные растения»
Педагог-библиотекарь:Уксусова Ольга Аркадьевна, МАОУ «Кичменгско – Городецкая средняя школа» Вологодской области
Возраст учащихся: начальные классы (8-11 лет)
Цель:познакомить учащихся с лекарственными растениями Вологодской области и их целебными свойствами.
Задачи:
познакомить учащихся с лекарственными растениями;
развитие творческих способностей и познавательных интересов учащихся;
воспитание бережного отношения к природе.
Методы обучения, используемые на занятии:словесные (объяснение, беседа), наглядные (демонстрация), практические.
Средства обучения: презентация - наглядные материалы с изображением лекарственных растений, дидактические материалы (кроссворд, загадки).
Оформление: мультимедиапроектор, на доске кроссворд, наглядные материалы с изображением лекарственных растений.
Ход занятия:
Организационный момент, актуализация знаний учащихся
Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим о лекарственных растениях нашего края. Они растут у нас, мы много раз видели их,но иногда мы не знаем,что кроме красоты эти растения несут нам здоровье. Многие люди их собирают, сушат и используют как народные средства при лечении разных заболеваний.
А как вы думаете, любыми травами можно лечить болезни?
(ответы учащихся)
Правильно, только лекарственными. А знаете ли вы, как люди узнали о том, что некоторые растения помогают лечить разные болезни? Сейчас я вам расскажу. Раньше люди тоже любили пить чай, только привычной нам заварки у них не было. А заваривали они растения, которые имели приятый запах и были приятные на вкус. А потом люди стали замечать: болит, например, у человек голова. Попьет он отвар из листочков мяты, и через некоторое время – никакой головной боли. Или приложит листик подорожника к ушибленной ноге – и боль, как рукой сняло. Появились люди, которые о каждой травке, о каждом растении все знали. Какую болезнь, какой травой вылечить можно. Таких людей в народе называют травниками. С давних времен народная медицина для лечения почти всех болезней использует лекарственные растения. Не на пустом месте возникли многочисленные сказания о чудодейственных силах, заключенных во многих травах, цветах и корнях, о заживлении незаживающих ран у богатырей, о волшебных настойках и напитках, возвращающих красоту, молодость и здоровье. Сегодня со своими друзьями (лекарственными растениями) расскажу вам, что это за травы такие и как ими можно болезни лечить. Посмотрите, кто к нам пришел.
1 ученик (на голове - шапочка с изображением подорожника)
Путника друг, всем знакомый
Скромный, невзрачный цветок,
Ты на порезанный палец
Влажной заплаткою лег.
Путника друг всем знакомый
Многим из нас невдомек,
Что отыскалось лекарство
Тут на тропинке у ног.
Ребята, узнали, кто я такой?
(ответы учащихся: подорожник)
(слайд с картинкой подорожник)
Подорожник: Я – подорожник, такой привычный, что вы часто даже не обращаете на меня внимание. Где только меня не встретишь: на дорогах и тропинках, в лесу и в поле, где люди ходят, там и я - подорожник расту. Еще меня называют попутчик – везде мне по пути с человеком.
Педагог: Ребята, а знаете, как называли подорожник индейцы? (а называли его «след белого человека»). Интересно, что Америка до прихода европейцев не нала подорожника. И когда пришли белые люди, в след за ними устремился подорожник, где пройдут, там вырастают неведомые для туземцев кружочки из жилистых листьев со стоячим стебельком. Смекнули индейцы: да это же «след белого человека». Так и получил подорожник свое второе название. А как вы думаете, подорожник обыкновенное растение или какое-то особенное? (ответы учащихся). А чем же оно особенное?
Листья подорожника обладают целебными силами. Их соком исстари заживляли раны, избавлялись от ожогов. Путники обращаются к подорожнику каждый раз, когда натрут или побьют ноги. Чистые, размятые листья подсушивают, унимают боль. Консервированный сок подорожника успешно применяется при болезнях желудка. Вот сколько разных болезней лечит подорожник. А вы, ребята, лечились подорожником?
(ответы детей)
Педагог: А сейчас отгадайте загадку.
Желтая скатерка,
Белая оборка
У оборки той зубцы –
Закругленные концы. (ромашка)
Выходит ученица- на голове у нее венок из ромашек.
Ромашка: Я сейчас слышала, что ребята меня звали. Все кричали: «Ромашка! Ромашка!». Вот я и пришла.
Педагог: Сейчас я тебя представлю ребятам: Ромашка – милый, обаятельный цветок. По народному преданию, ромашка вырастает там, где упадет с неба звезда.
Слайд-изображение ромашки
Ромашка: Все вы меня знаете, ребята. Часто меня рвете и веночки из меня сплетаете или гадаете на моих лепестках (любит, не любит). А я сегодня к вам пришла, чтобы рассказать о своих целебных свойствах. Ведь моя целебная сила известна людям с давних времен. Ромашку применяют при заболевании нервной системы, органов дыхания. Наружно ромашка применяется при ангине, ожогах, ушибах.
Педагог: Вот видите, ребята, сколько разных заболеваний можно вылечить с помощью ромашки. А из вас кто-нибудь лечился отваром ромашки?
(ответы учащихся)
Надеюсь теперь, когда, например, у вас заболит горло, вы не будете глотать таблетки, а сделаете отвар из цветков ромашки и будете полоскать им горло. А еще издавна русские красавицы промывали свои волосы ромашковым отваром. Волосы приобретают красивый золотистый оттенок.
А сейчас я вас угощу чаем, а вы попробуйте отгадать, из какого растения я его заварила.
(учащиеся пробуют отвар из листьев крапивы, называют растение)
Входит учащийся на голове шапочка с изображением крапивных листьев
Крапива: А из чего вы это чай заварили? Не из моих ли листочков?
Педагог: из твоих, крапива. Расскажи-ка нам о себе.
Слайд с изображением крапивы.
Крапива:
Знай, милейший,
Я – крапива,
Не таращься,
Я не диво,
Но, а пользы от меня
Рассказать не хватит дня.
Подорожник: Да какая же от тебя польза? Только и делаешь, что людей больно обжигаешь. Нельзя к тебе и руку протянуть.
Крапива: А вот какая! Из крапивных из листочков вкусные салаты.
Подорожник: Только к ним добавить нужно лук, яйцо, томаты.
Крапива: А в салате из крапивы много витамина С.
Подорожник: Те, кого им угощают, изменяется в лице.
Педагог: Подорожник, крапива, не надо спорить. Ребята, давайте поможем крапиве убедить подорожник в том, что она действительно полезна.
(ответы учащихся)
Крапива обладает противовоспалительным, кровоостанавливающим и ранозаживляющим действием. Настой цветков крапивы в виде чая помогает вылечить кашель. Ребята, вы, наверное, устали? Давайте чуть-чуть отдохнем.
(физкультминутка, проводит педагог, учащиеся выполняют упражнения)
Педагог:
Я с растениями дружу, с ними сходство нахожу,
Я расту – они растут.
Я цвету – они цветут.
У меня – голова,
У растений – цветочки.
У меня – руки.
У растений – листочки.
У меня – туловище,
У растений – стебелек.
У меня – ноги,
У растений – корешок.
Дождь польет –
И мы сожмемся.
Ну, а солнцу –
Улыбнемся!
Педагог: А сейчас мне на помощь придет еще один друг, если мы отгадаем загадку.
На зеленой хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал
И развеял этот шар.
Кто же это?
(ответы учащихся: одуванчик)
Выходит учащийся, на голове у него венок из одуванчиков (желтых)
Одуванчик:
У меня названий много.
Любят лошади, коровы
Листики мои жевать
И водичкой запивать.
Но всего ценнее корень,
Что храню я под землею,
Из него моя настойка
Помогает всем больным:
Возбуждает аппетит,
Вмиг излечится гастрит.
Если заболел всерьез,
То не лей напрасно слез,
По рецепту докторов
Принимай мою настойку –
Весел будешь и здоров!
Как я!
Вот, ребята, какой я веселый и настроение у меня хорошее. Предлагаю вам поиграть со мной в игру.
(Одуванчик предлагает ребятам угадать, какое растение изображено на картинках, учащиеся отгадывают задания Одуванчика)
Слайды с изображениями лекарственных растений
Педагог: Древнегреческий врач, ученый Гефест рекомендовал принимать сок одуванчика при веснушках и темных пятнах на коже. Из цветков одуванчика варят медок или варенье, которое помогает при простуде. А кто-нибудь пробовал такое варенье?
(ответы учащихся)
Учащийся в шапочке из листьев лопуха.
Лопух: Здравствуйте, можно к вам?
Педагог: заход, но я-то тебя узнала, а вот ребята смогут узнать?
Лопух: я им сейчас о себе расскажу. Я – всегда рядом с человеком. Расту по сорным местам и углам дворов, а если не вблизи жилья, то у реки, по оврагам, на самых плодородных землях. Там, где я расту, можно смело огород заводить. Еще меня очень дети любят, любят они в мои репьи играть. А взрослые меня не жалуют, даже пословицу про меня недоброжелательную сложили: высок …., да черт ему рад. Ну что? Узнали, кто я?
(ответы учащихся: репейник, лопух)
Педагог: узнали тебя ребята, а я им про твою пользу расскажу. Русские травники собирали лопух для заживления ран. Это хорошее средство от кожных болезней. В отваре лопуха моют голову для улучшения роста волос и от перхоти.
Закрепление изученного
Педагог: Вот сколько нового о лекарственных растениях и их целебных свойствах мы сегодня узнали. Давайте вспомним, о каких растениях мы сегодня говорили. А поможет нам в этом кроссворд.
(педагог озвучивает учащимся вопросы кроссворда,
учащиеся разгадывают загадки)
слайд с заданиями кроссворда
1.Вроде сосен, вроде ёлок, а зимою без иголок. (Лиственница)
2.Длинноногие сестрички вышли стайкой на лужок.
Слово снег у них реснички и, как солнышко, глазок. (Ромашка)
3.Как зовут меня – скажи, часто прячусь я во ржи, Скромный полевой цветок, синеглазый…(Василёк)
4.Золотой и молодой за неделю стал седой, А денёчка через два облысела голова,
Спрячу-ка в карманчик бывший …(Одуванчик )
5.Поранил ты в походе ногу, усталость не даёт идти,
Нагнись, солдатик у дороги готов помочь тебе в пути. ( Подорожник)
6.Бусы красные висят, из кустов на нас глядят, Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи. ( Малина )
7.Спроси телёнка и барашка: вкусней цветка на свете нет, Ведь не случайно красной кашкой его зовут за вкус и цвет. ( Клевер)
8.У забора живёт, никого не признаёт,
Не собака, а кусает и погладить не даёт. ( Крапива)
(по ходу отгадывания заполняются клеточки на слайде)
Вывод: Людей, собирателей лек.трав называли «травниками». (Появл. на доске слово травник)
- Что объединяет все слова- отгадки? ( Это лек.травы)
А сейчас прошу вас отгадать несколько загадок.
Лекарь вырос у дороги,
Он больные лечит ноги. (подорожник)
А какие болезни лечит подорожник (ответы учащихся)
Белая корзинка,
Золотое донце,
В ней лежит росинка,
И сверкает солнце. (ромашка)
При каких недугах помогает ромашка? (ответы учащихся)
Ах, не трогайте меня,
Обожгу и без огня (крапива)
От каких болезней помогает крапива? (ответы учащихся)
Золотой и молодой
За неделю стал седой,
А денечка через два облысела голова.
Спрячу-ка в карманчик
Бывший … (одуванчик)
От каких болезней помогает одуванчик? (ответы детей)
Растение видное, а прозвище обидное. (лопух)
С какими болезнями помогает справиться лопух? (ответы учащихся)
Педагог: Ребята, мы познакомились сегодня с очень полезными растениями!
Но важно, что лекарственные растения используют каждое по-разному. Существуют правила сбора и сушки лекарственных растений. Я вам подготовила памятки по сбору и сушке лекарственных растений.
(Приложение 1.)
Слайд Памятка.
Подведение итогов занятия
Выходят все действующие лица
Подорожник: рассказали вам сегодня
Ромашка: много сведений полезных
Крапива: и должны признать, что каждый
Одуванчик: кто растений жизнь узнал
Лопух: Может стать, как русский травник
Вместе:Равный даже колдунам!
Приложение 1
Правила сбора лекарственных трав
Что собирать – человек должен уметь различать лекарственные растения и нелекарственные и знать, что у этого растения нужно взять (корень, листья, соцветия и т.д.)
Когда собирать – лекарственные растения собирают тогда, когда в нём максимального содержания фармакологических активных веществ. Нельзя собирать во время дождя и когда роса на траве.
Как собирать – при сборе лекарственных растений каждое растение нужно класть отдельно. Использовать нож.
Где собирать – поляна, луг, болото, лес – места, подходящие для сбора. Нельзя использовать растения близ шоссе, дорог т.к. в них накоплены ядовитые вещества из выхлопных труб машин (цинк, сера, свинец)
Собирая, сохранять – при сборе нужно взять столько, сколько вам надо. Нельзя брать растения, занесены в Красную книгу, и из года в год нельзя на одном и том же месте не проводят сбор лекарственных растений.
Правила сбора лекарственных растений.
Растения собирают в сухую погоду, когда уже исчезла роса. Надо следить, чтобы на растениях не было пыли и грязи.
Нельзя собирать лекарственные растения вдоль дорог, на улицах городов, в скверах. В этих растениях накапливаются вредные вещества, которые выбрасывают в воздух автомобили.
Цветки собирают в начале цветения; листья - перед цветением или в начале его; корни и корневища - весной и осенью; кору - весной, в начале движения сока, когда она хорошо отделяете;
Приложение 2.
Список использованной литературы:
1.www.rasteniya-lecarstvennie.ru
9. http://narodnaiamedicina.ru
11 Загадки о лекарственных растениях - http://stihi-zagadki.narod.ru, http://www.ubilya.ru
12 Сказания и легенды о лекарственных растениях - http://www.botsad.ru, http://www.awizena.lact.ru, http://www.dom-klumba.ru, http://www.florets.ru, http://vitalill.sillamae.biz.
13 Применение лекарственных растений в медицине - http://prostabol.narod.ru, http://herbalogya.ru
14. Картинки лекарственных растений - http://images.yandex.ru
15 . Задания «Лабиринт», «Что сначала, что потом?», «Загадочный цветок» - С. Вохринцева «Окружающий мир. Полевые цветы» дидактический материал, издательство «Страна Фантазий», 2003г.