Урок окружающего мира во 2 классе «Разнообразие растений»
Урок окружающего мира во 2 классе
«Разнообразие растений»
по программе «Начальная школа 21 века»
Купцова Елена Николаевна
учитель начальных классов
МБОУ «Средняя общеобразовательная
школа с.Озёрки Калининского района
Саратовской области»
2018 год
Тема урока: Разнообразие растений
Цель урока: создать условия для формирования представлений о растениях , как особом царстве живой природы, о разнообразии растительного мира , об отличительных особенностях и характерных признаков каждой группы.
Задачи:
сформировать умение различать группы растений
воспитать ответственность за результаты учебного труда, формируем умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих
развивать любознательность, наблюдательность и чувства гармонии человека с природой.
. Метапредметные:
а) Коммуникативные УУД:
- формировать умение оформлять свои мысли в устной речи;
- формировать умение слушать, понимать речь других, участвовать в диалоге;
- формирование умение работать в парах
б) Познавательные:
- формировать умение находить необходимую информацию (в учебнике, словаре);
- формировать умение перерабатывать информацию и делать простые выводы;
- формировать умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной речи;
- формировать общеучебные умения (анализ, синтез, сравнение)
в) Регулятивные:
- формировать умение определять цель учебной деятельности;
- формировать умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- формировать умение контролировать свою деятельность, делать самопроверку;
3. Личностные:
- развитие любознательности, наблюдательности.
- формирование чувства гармонии человека с природой
- создать условия для формирование основ экологической культуры.
Методы
словесный, наглядный, практический.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся:
групповая, фронтальная.
Оборудование:
мультимедийный проектор, экран, учебник Виноградова Н.Ф. « Окружающий мир», рабочая тетрадь, карточки-кроссворды, таблицы, карточки с названием групп растений.
Ход урока
Организационный момент.
Начинаем ровно в срок
Наш любимейший урок
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся
Пусть сегодня для нас всех
На урок придет успех
Поприветствуем гостей
С ними нам вдвойне теплей!
Пожелайте нам удачи
И успешности в придачу.
Самоопредение к деятельности
Прочитайте пословицу, записанную на доске:
Дружба заботой да подмогой крепка.
-Как вы понимаете, что такое дружба?
-Почему в дружном коллективе дело быстрее спорится?
-А как мы можем проверить дружные ли мы?
-Мы разделились с вами на группы, сможет ли наша работа быть еще более плодотворной и увлекательной? Проверим!!!
3. Актуализация знаний и фиксация затруднения
-Сегодня на уроке мы продолжим разговор о царствах живой природы.
-Давайте вспомним, на какие царства можно разделить всю живую природу?
- Какие царства мы изучили?
- О чем вы узнали на прошлом уроке? К сегодняшнему уроку каждая группа приготовила рассказ о животных по плану:
1. Название животного
2. Где живет это животное?
3. Каков его внешний вид?
4. Как оно передвигается?
5.Чем оно питается?
6. Как это животное защищается от врагов?
-А какое царство мы будем сегодня изучать, вы узнаете, когда отгадаете загадку:
Дышит, растет, а ходить не может. (Растение)
-Подумайте, какой будет тема нашего урока?
4. Постановка учебной задачи.
– Итак, тема нашего урока - разнообразие растений.
- Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке по данной теме?
Выслушав вас, я выделила главные вопросы, на которые мы должны ответить:
1.Какая наука изучает растения?
2.Из каких частей состоит растение?
3.На какие группы делятся растений?
4. Какую пользу растения приносят человеку?
Чтобы ответить на эти вопросы приступим к работе
5.Построение проекта выхода из затруднения.
-Может быть кто-то уже знает, какая наука изучает растения? предположения).
- А вот чтобы узнать, как называется наука, которая изучает растения, вам необходимо убрать буквы, которые зашифрованы в цифрах.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
д |
у |
б |
р |
о |
м |
т |
р |
в |
а |
м |
а |
н |
ж |
и |
в |
к |
л |
р |
а |
шифр:
1 |
2 |
4 |
6 |
8 |
9 |
11 |
12 |
14 |
16 |
18 |
19 |
Ответ : Ботаника
Ботаника – наука о растениях.
Значение слова из словаря.
- Давайте вспомним, какие части есть у растений? слайд.
Каждая группа получает конверт с заданием – 1. название группы, из каких частей состоит тело растения.
Работа в группах.
Водоросли
Водоросли – растения, живущие в водной среде. Они не имеют корня, стебля, листьев, цветов. Некоторые водоросли выживают и в очень горячей воде /+80/, а есть и такие, которые вмерзают в лед, а при оттаивании начинают двигаться. Водоросль хлорелла даже побывала в космосе на космическом корабле. Она выделяет кислород больше, чем другие растения. Водоросли активно используются человеком. Например, в магазинах продаются консервы морской капусты. Морская капуста – это водоросль, ламинария. Она богата содержанием йодистого вещества, который укрепляет организм человека. Самая длинная водоросль, бурая, обитает в Тихом океане, ее длина 60 метров, а за сутки она вырастает на 45 см. Встречаются водоросли зеленого, реже желтого цвета.
Дополнение : Это самые древние представители растительного мира. Появились около 2 млрд. лет назад. Родоначальники растительных организмов. Людям известны различные морские водоросли: бурые, красные, зелёные. Зелёная пена на воде стоячих прудов – это водоросли. В отличие от других растений у водорослей нет корня, стебля, листьев. Самые крохотные водоросли настолько малы, что в литре морской воды их насчитывается миллионы. Самые крупные – бурые водоросли, достигают в длину около 60 метров.
-Почему водоросли выделены в отдельную группу? Заполняют таблицу.
Мхи
Мхи – низкорослые растения, стелющиеся по земле, чаще всего распространённые во влажных затенённых местах под покровом деревьев. Мох как губка впитывает много влаги, в 5 раз больше чем вата. Мох продолжает расти и под глубоким снегом при температуре – 14о. Перегнивая во влажной почве, мох образует торфяные болота. А торф – это и удобрение, и горючее вещество. Устроены мхи несложно. У них нет корней, не бывает цветков, плодов. Есть стебли и листья. Мхи очень выносливы. Бывали случаи, когда они оживали, пролежав несколько лет в гербарной папке (один пролежал 19 лет, но потом, смоченный водой, начал расти) Выживают в суровых условиях, растут даже в ледяной зоне. Мхов на Земле очень много, около 27 тыс. видов.
Дополнение: Мхи играют важную роль в формировании почв, на которых потом могут укореняться и другие растения. Отмирая, они обогащают почву перегноем. Сфагнум или торфяной мох, отмирая, образует слои торфа в воде. Нарезанные и высушенные брикеты торфа служат хорошим топливным материалом. Причудливо ветвящиеся мхи используются для создания художественных композиций. Многие знают, что пучки сухого сфагнового мха кладут меж брёвен при постройке деревянных домов для того, чтобы в доме лучше сохранялось тепло.Сфагновый мох имеет ещё одно замечательное свойство. Он содержит вещества, губительно действующие на растения. Пучки сухого мха прикладывают к ранам в качестве перевязочного материала. Мох может с успехом заменить вату или марлю, так как хорошо впитывает выделения из раны, и, кроме того, оказывает обеззараживающее действие
- Так почем же мхи выделили в особую группу? заполняют таблицу.
Физминутка
Мы заходим в зимний лес.(шагаем)
Сколько здесь вокруг чудес! (кружится)
Справа елочки стоят,
Слева сосенки шумят.
Вот и зайка проскакал.(прыгаем)
От лисы он убежал.(бегаем)
Вот серый волчище рыщет.
Он себе добычу ищет.
Все мы спрячемся сейчас.(присели)
Не найдет тогда он нас.
В лесу такая красота!
Но за работу нам пора…
Папоротники, хвощи, плауны.
Папоротники, знакомые многим, как декоративные комнатные или садовые растения растут и в дикой природе, в лесах, даже в тундре. У этих растений нет цветков. Молодые листья скручены как пружина, находятся у поверхности земли и постепенно разворачиваются.
Гигантские древовидные папоротники росли на Земле более 300 млн. лет назад. Они широко распространились на планете, достигали в высоту 30 метров с толщиной ствола в диаметре до одного метра. Папоротники легко узнать по красивым листьям, похожим на большие перья. Кроме листьев, у них есть корни и стебли. Цветков, плодов и семян у них не бывает. Самые большие папоротники достигают в высоту 24 метра, а длина листьев у них 5 метров. Самый маленький папоротник обнаружен в Америке. Длина его листьев всего 12 мм.
Дополнение : В эту группу входит около 10000 видов растений. Эти растения можно встретить на севере, в тундре, в тропиках. Они могут жить как во влажных, так и в сухих местах. У папоротников нет цветков, но есть листья, стебли и корни. Стебли их обычно не видны, так как растут под землёй. Видимая часть растений – это листья. По народному поверью в ночь на Ивана Купалу папоротник цветёт и кто сорвёт цветок папоротника будет обладать способностью находить клады, будет богат….Почему же мы можем точно сказать, что это легенда?
- Как можно узнать папоротники? Чем отличаются они от других растений?
Хвойные растения
Хвойные растения – деревья и кустарники с листьями – иголками – хвоинками. У этих растений есть корень, стебель, видоизмененные листья – хвоинки. Плодов и цветков у них нет, семена образуются в шишках. Большинство хвойных – вечнозелёные.
Хвойных насчитывают около 600 видов. Представители хвойных растений: сосна, можжевельник, ель, кедр.
Сосна растёт на сухих местах. Воздух в сосновом бору всегда чистый, т. к.запах сосны убивает всех микробов.
Можжевельник часто имеет форму куста. Ягоды первый год зелёные. Второй год серые и только на третий год сине-чёрные. Слово можжевельник происходит от слов между и ельник т. е. растущий между елями. Можжевельник очищает воздух от микробов.
У ели каждая иголка хвоинка живёт 5-7 лет.
Ребята, а как вы думаете шишка – это плод?
Долгое время ботаники не могли определить, как образовались шишки. Оказалось, что шишки — это бывшие ветки, а кроющие чешуи — бывшие листья, а семенные чешуи — видоизмененные веточки. Так что шишки никак нельзя считать ни цветами, ни плодами. В один из сухих дней чешуйки шишек раскрываются, освобождая созревшие семена.
- Итак, какие части есть у хвойных растений? ( корень, стебель, листья, семена, но нет цветов и плодов). Заполняют таблицу.
5. Цветковые растения:
Цветковые растения – деревья, кустарники, травы, у которых в результате развития появляются цветки. Имеют корни, стебель, листья, плоды и семена. Цветковые растения – самая большая группа растительного мира. Их насчитывают 250 тысяч видов. Они населяют сушу от берегов Арктики до Антарктиды
Заполняют таблицу
Группы растений |
Стебли |
Листья |
Цветы |
Корни |
Плоды и семена |
Цветковые растения |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Хвойные растения |
+ |
+ хвоинки |
_ |
+ |
_ шишки |
Папоротники |
+ |
+ |
_ |
+ |
_ |
Мхи |
+ |
+ |
_ |
_ |
_ |
Водоросли |
_ |
_ |
_ |
_ |
_ |
Давайте вернемся к тем вопросам, которые мы ставили в начале урока .
- Смогли мы на них ответить?
- А на какой вопрос мы еще не ответили?
-Какую пользу растения приносят человеку.
Растения – единственный источник кислорода. Человек использует растения в пищу. Кроме того, древесина идёт на строительство домов, для изготовления мебели, бумаги, спичек, используется для отопления; из волокна растений вырабатывают ткани, мешковину, канаты, а также многие лекарства (настойка женьшеня, облепиховое масло и другие).
Растения щедро рассыпаны на земле, подобно звездам на небе, но звезды далеко, а растения у моих ног .. Ж.Ж.Руссо.
- Как вы понимаете эти слова?
6.Первичное закрепление (проговаривание во внешней речи)
- Какая группа отличается от всех остальных особенно? Почему? Водоросли
- Водоросли относятся к низшим растениям. А как можно назвать остальные группы растений?(высшие)
– К какой группе относятся растения, имеющие все органы? ЦВ РАСТЕНИЯ
– У какой группы имеются только стебли и листья? МХИ
– Какая группа растений имеет хвоинки? ХВ РАСТЕНИЯ
– У какой группы растений есть корень, стебель, листья, но никогда не бывает цветов, плодов и семян? ПАПОРОТНИКИ
7.Самостоятельная работа с самопроверкой
- Ну что же, давайте проверим наши знания и проведем
1.Графический диктант
Да – квадрат
Нет – треугольник
Вопросы:
1. Верно ли, что наука, изучающая растения называется ботаникой? (да)
2. У мхов есть корень, стебель, лист, цветок? (нет)
3. У цветковых растений есть корень, стебель, лист, цветок, плоды с семенами? (да)
4. У папоротников есть цветы? (нет)
5. Растение – живой организм? (да)
6. Водоросли имеют корень, стебель, листья и цветок. (нет)
Проверка по слайду. Оцените себя.
8.Итого урока : -Итак, какие открытия вы сделали сегодня на уроке?
- Скажите, пожалуйста, вам понравилось быть учеными, исследователями и работать в группах?
- А почему вам понравилось ? Какими вы были в работе? Правильно ли мы подобрали пословицу к нашему уроку?
9. Рефлексия: -Если вам было интересно на уроке, и вы активно работали, вам есть за что похвалить себя – то покажите весёлого оранжевого смайлика.
Если вам было интересно на уроке, и вы не очень были активны – то покажите желтого смайлика
-Если вам не понравилось на уроке или было скучно – то покажите грустного смайлика.
10.Дом.задание: Сделать рисунок растения, которое тебе особенно нравиться. Напиши его название.