Урок окружающего мира в 2 классе «Лесная аптека (лекарственные растения леса)»
Окружающий мир
УМК «Начальная школа XXI века»
2 класс
ТЕМА « ЛЕСНАЯ АПТЕКА».
ЦЕЛИ :
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:
1. Формирование представлений о понятиях « лекарственное растение», «целебные свойства», « лесная аптека» .
2. Познакомить учащихся с лекарственными растениями леса и их целебными свойствами.
РАЗВИВАЮЩИЕСЯ:
1. Развитие познавательного интереса.
2. Развитие умения выстраивать коммуникации со взрослыми. Взаимодействие с одноклассниками в группе, умение высказывать аргументировано свою точку зрения, учиться высказывать свою точку зрения, учиться выслушивать чужое мнение.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
1. Воспитание бережного отношения к растениям и к окружающей среде;
2. Воспитание культуры общения: учитель-ученик, ученик-ученик.
ЗАДАЧИ УРОКА:
Научить распознавать лекарственные растения леса.
Учить понимать различия между ними, анализировать применять свои знания в практической деятельности, внимательно слушать учителя, товарищей участвовать в беседе.
ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
Предметные: знать и правильно употреблять термины и понятия.
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные: приобретение умения выражать своё позитивное отношение к лекарственным растениям леса.
Коммуникативные : знакомство с позитивными способами взаимодействия с лекарственными растениями леса.
Познавательные: узнавать в процессе наблюдения (по рисункам, загадкам) лекарственные растения леса.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ:
Лесная аптека, лекарственные растения, целебные свойства.
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ:
Литературное чтение, русский язык, изобразительное искусство.
РЕСУРСЫ ОСНОВНЫЕ:
- учебник «окружающий мир 2 класс» 2 ч, Н.Ф. Виноградова,2013 по программе « Школа 21 век»
- рабочая тетрадь «Морянка» 2 класс ( региональный компонент).
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ:
компьютер, экран.
Демонстрационный материал: таблица «Ярусы леса», карточки для демонстрации в лукошко. Презентация «Лесная аптека».
Раздаточный материал: карточки с текстами для самостоятельной работы в группах.
- лукошко.
- иллюстрация земляника для рефлексии.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах.
ПОДГОТОВКА К УРОКУ:
Изучение растений леса: трав, кустарников и деревьев.
ПРИЛОЖЕНИЕ (ДЛЯ РАБОТЫ В ГРУППАХ)
ПОДОРОЖНИК
Я травянистое растение с зелёными широкими листьями с прожилками. Имею тонкий стебель, на конце которого серёжки. Помогаю при кашле, болях в животе , коликах, болезнях печени, отвар применяют для укрепления дёсен. Расту не только возле дороги, но часто так и прошусь всем зверям или людям в попутчики. Мои созревшие семена прилипают, как приклеенные, к шкуре животных, обуви и одежде людей. известно около 250 видов этого растения. Меня можно встретить вдоль дорог, на пустырях или в степях, на лугах и песках, даже на сорных местах.
Сок из подорожника применяют для лечения желудка и так же для улучшения пищеварения. Дети часто прикладывают лист подорожника к разбитым коленкам и локтям.
ПОКАЗ СЛАЙДА.
КРАПИВА
Ой, не трогайте меня
Обожгу и без огня – так говорят про меня. Я трава, листья тёмно – зелёные , покрыты множеством жгучих волосков. Применяют при кожных заболеваниях, для укрепления волос, от перхоти, как кровоостанавливающее средство. Ценное пищевое растение. В России весной из молодых листьев и побегов варят зелёные щи. Крапиву любит есть бабочка крапивница.
ПОКАЗ СЛАЙДА.
БЕРЁЗА
Многие части берёзы используются в хозяйстве: древесина, кора, берёста (поверхностный слой коры), берёзовый сок. Почки и листья применяют в медицине. Некоторые виды используют для создания полезащитных полос, а также в декоративном садоводстве. Продолжительность жизни берёзы, по разным данным, — 100—120 лет 150 (300) лет 100—150 лет, отдельные деревья доживают до 400 лет и более. Стройное белоствольное светлое дерево, дающее сквозистую тень, украшающее в любое время года всякий сельский вид, пользуется особой любовью в России. С давних лет берёза была образом России. Берёзовые веники в России традиционно использовали в лечебных и профилактических целях в русской бане. Берёзовый сок укрепляет организм.
Этапы урока |
Деятельность учеников |
Деятельность учителя |
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов |
Планируемые результаты УУД |
|||||||||||||
Предметные |
Метапредметные |
||||||||||||||||
I. Мотивация к учебной деятельности Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; - организовать постановку цели урока; - организовать составление совместного плана действий; - определить средства. |
Расставляют карточки по порядку, составляя план действий на уроке.
Отвечают на вопросы учителя.
- учащиеся отвечают на вопросы из презентации. |
Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. |
Прозвенел, друзья, звонок! Начинается урок. И, чтобы урок пошёл каждому впрок, Активно в работу включайся, дружок! Кто из вас любит уроки окружающего мира? Почему? Что мы делаем на уроках окружающего мира? Составьте план нашей работы сегодня. - Ребята,сегодня к нам пожаловали гости – педагоги из других школ. «Здравствуйте!» - мы скажем педагогам. «Здравствуйте!» - услышим мы в ответ. - Встречаясь, мы друг с другом здороваемся, т.е. желаем друг другу здоровья, причём крепкого здоровья. - А как, ребята, сохранить и укрепить здоровье? - Что вам даёт мама, если заболели? - А можно обойтись без лекарств? когда мы заболеем, на помощь приходит сама природа. - А какие это будут растения? - Что вы знаете о лекарственных растениях? Почему их называют лекарственные? А где можно найти лекарственные растения? -А как вы думаете. О чём мы сегодня с вами будем беседовать на уроке? Цель нашего урока? - куда мы сегодня совершим прогулку? Отгадайте загадку. Дом со всех сторон открыт. Дом резною крышей крыт. Заходи в зелёный дом, Чудеса увидишь в нём. Дом – богатырь богат, Угощает всех ребят. Это дом не простой, Он дремучий и густой.(Лес) СЛАЙД - Верно, мы в лес за наукой сегодня пойдём. Смекалку, фантазию нашу возьмём. Дорогой с пути никуда не свернём. Здесь в зарослях лесных, Где всё для сердца мило, Где чистым воздухом так радостно дышать. Есть в травах и цветах целительная сила. Для всех умеющих их тайну разгадать. СЛАЙД О каких растениях сказано? О какой тайне говорится в этом стихотворении? А вы хотите какие – то тайны разгадать сегодня? |
Самопроверка готовности к учебной деятельности. (наличие учебников и ученических принадлежностей)
Повторение правил укрепления и сохранения здоровья.
Знакомство с новыми понятиями –лекарственные растения, целительные свойства. |
Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).
Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).
Формирование учебно – познавательного интереса к новому учебному материалу. |
||||||||||||
II. «Открытие» нового знания детьми. Цели: - реализовать план; - зафиксировать новое знание в речи ; - организовать устранение затруднения;
физкультминутка
III. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Цель: - организовать усвоение учениками нового материала с проговариванием во внешней речи.
IV. Самостоятельная работа с самопроверкой Цели: - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; - организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. |
Под руководством учителя и с помощью отвечают на вопросы и отгадывают загадки, получая новые знания.
Кладут в лукошко растения и находят среди других растений леса.
Формулирование вывода.
Участие в физкультминутке.
Выполняют задание в тетрадях. Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину исправляют ошибки.
Подводят итог урока.
|
Показывает растения в презентации, читает загадки
Организует реализацию построенного плана. Организует подводящий диалог.
Беседа по содержанию изучаемого материала.
Анализ существенных характеристик каждого растения.
Подведение к выводу.
Проведение физкультминутки
Организует усвоение учениками материала с проговариванием во внешней речи через игру.
Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание. Организует проверку Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. |
Я продолжаю вам загадывать загадки, а вы отгадывайте и рассказывайте, какая целительная сила есть у этого растения. СЛАЙДЫ
Я красна, я кисла, Положим в лукошко.
Осторожнее с кустом,
Не смотри, что так он дивен,
Он красивой розе брат, (укрепляет организм, очищает кровь, при простуде помогает) Положим в лукошко. Рассыпает солнце стрелы, Сосны зажигая, Что за ягода созрела, Синяя такая? На кусточки под листочки Кто- то бусы бросил,- Все поляны в синих точках У зелёных сосен. Мы её все собирали В кузовок, в лукошко Только рты с чего- то стали Чёрные немножко. .(черника) Положим в лукошко. Меж клюквы и морошки Жилец лесных болот, На кочке он без ножки, Куда ни глянь, растёт. Он снизу седоватый, Повыше- зеленей, Коль нужно будет ваты, Нарви его скорей! (мох) Положим в лукошко.
5. У меня длинней иголки, ( при простуде, укрепление дёсен, от боли в горле, кожные заболевания…) Положим в лукошко.
Если стебель отломить, (от бородавок,веснушек,мозолей) Положим в лукошко.
Цветёт он майскою порой, Положим в лукошко. На болоте уродилась, В мягкой травке притаилась. Желтенькая брошка — Ягодка... (морошка) ( от простуды, диареи, раны заживляет, лечит чесотку). Положим в лукошко. II.А теперь вы сами друг другу будете загадывать загадки. Работаем в паре. Каждой паре дана будет информация - её много. Но ваша задача- составить загадку и найти целебные свойства этого растения. Рассмотрите таблицу в учебнике. - как бы вы назвали таблицу? Почему? - что вы можете добавить к нашему разговору? Брусника и липа – лекарственные растения. Положим в лукошко. ПОКАЗ СЛАЙДОВ. - Молодцы, ребята. Мы сходили с вами в лес за растениями. Вот сколько насобирали разных лекарств. Как можно назвать лес? (аптека) какая? (Лесная)значит мы с вами ходили в лесную аптеку!! Физминутка ДЕРЕВЬЯ, КУСТАРНИКИ, ТРАВЫ. Звучит название растения, если дерево – руки вверх, кустарник – руки вперёд, трава – присед. Людей, которые собирают растения называют ТРАВНИК. . Игра «аптека » роли: 1 группа - фармацевт и 2 группа - больные. Больные называют что у них болит, а фармацевты говорят, чем это можно вылечить. Потом поменяемся ролями. Например: у меня бородавки – чистотел У меня перхоть – крапива и т.д. Работа в тетради «Морянка» стр 21. Задание « Собери лесную аптечку»
|
Знакомство с лекарственными растениями леса и их целительными свойствами.
Уметь анализировать по намеченному плану.
Уметь выделять из текста,таблицы главное и существенное.
Знакомство с правилами сбора трав. |
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
Уметь точно и полно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД).
Создание ситуации успеха. Закрепление нового способа действий. |
||||||||||||
V. Рефлексия учебной деятельности на уроке подведение итогов. Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку . оценки за урок |
С помощью учителя проговаривают название следующего этапа. Отвечают на вопросы учителя, выполняют задания. Проводят самооценку результатов своей деятельности. |
Называет этап. Организует фиксирование нового содержания.
Организует рефлексию. |
- Ребята, давайте вспомним, какая тема была у нас на уроке? СЛАЙД
Лес, как сказочное царство,
Это в жизни пригодится- Нам пора уже прощаться, Каждый должен постараться Подвести сейчас итог- Что я сделал за урок? Вот подсказка со словами, Об итогах скажем сами.Оцените свою работу . Ребята, если вам понравился урок, наклейте на землянику красные спелые ягоды. А кто недоволен уроком – зелёные недозревшие ягоды. |
Уметь рефлексировать. |
Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |
||||||||||||
|
|
1. Составить список лекарственных растений леса.2. Сделать рисунок растения, подписать и написать его целебные свойства. Можно и того растения, про которое не говорили, если оно тоже лекарственное. Урок окончен!!
|
|
|