Занятие на тему «Лекарственные травы»
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное учреждение Детский сад №180 «Почемучка» общеразвивающего вида.
Конспект
ОД по экологии «Лекарственные растения»
Старшая группа.
Подготовила Буханова Е.Н.
Барнаул -2023
Цель: Познакомить детей с различными лекарственными растениями (подорожник, тысячелистник, ромашка, одуванчик) Задачи: Воспитательные: - Воспитывать бережное отношение к природе. - Воспитывать социальные навыки; умение договариваться, умение работать в группе . - Развивать умение высказываться .Развивающие: Расширять знания и представления о лекарственных растениях. Показать важность растений для здоровья. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования. Развивать любознательность, наблюдательность. Развивать творческую активность детей. Используемая литература: 1. «Инновационная программа дошкольного образования» под ред. Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой – М.. МОЗАЙКА – СИНТЕЗ 2020- 368 с . 2.»Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром» М.. МОЗАЙКА СИНТЕЗ 2014 – 80с. 3.»Ознакомление с природой в детском саду» Старшая группа - М.. МОЗАЙКА – СИНТЕЗ 2016г. 4.»Сказы матушки земли» А. Лопатина М. Скребцова. . .Дидактическое обеспечение: Выставка иллюстраций лекарственных растений, глобус, коллекция сушеных трав, костюмы и атрибуты для сказки, макет болота, СД «Звуки природы» Песня «Зайцы на зарядке» Музыка для сказки, видео презентация о лекарственных растениях. Лаборатория: Термос с кипятком, сушеная ромашка, ёмкость для заваривания чая, салфетки. Предварительная работа: Чтение экологической сказки В. Лопатиной «Могучая травинка» , наблюдения в природе., проведение опытов ., дидактические игры, разгадывание загадок о лекарственных растениях.
Содержание: ( в кругу) 1. Доброе утро лесам и полям! Доброе утро скажу всем друзьям! Доброе утро, родной детский сад! Видеть друзей своих очень мы рады!
Воспитатель: - Ребята давайте поздороваемся и улыбнёмся друг другу. Как приятно и радостно иметь много друзей!
2.Загадка: - Круглый шарик в небе кружится, Посреди других планет. Есть на нём дома и улицы, Есть на нём моря и лужицы, Тундра и дремучий лес. Этот шарик голубой домом стал для нас с тобой. –
Рассматривание глобуса
Воспитатель: - Какую форму имеет глобус? Что обозначено на глобусе жёлтым цветом? (Суша) А вот голубым цветом обозначена вода – океаны, моря, реки .А зелёным цветом обозначены зелёные растения.(лес, поля, холмы)
– В каком крае мы с вами живём? (Алтайском)
(показ презентации) «Лекарственные растения»
– Посмотрите, какая богатая и просто замечательная природа нашего Алтайского края. Какие пышные леса, цветущие поля и могучие горы. Сколько много цветов!
- Сказочный край Есть на карте России, Величавый Алтай! - Снежные вершины, словно до небес ! Горные вершины и могучий лес! Водопады, реки Песнь свою поют, А цветы и травы За собой зовут!
Воспитатель: Наш край очень богатый ! – А чем богат наш край?
Дети: - Красивые озёра, бурные реки, богатые поля и леса.
( появляются слайды с лекарственными растениями)
Воспитатель: - Ребята, а что это за растения? ( ответы) А для чего нам нужны лекарственные растения?
(рассуждения детей) (появляется слайд - поле с лекарственными травами)
Воспитатель: - Сколько здесь цветов:… Здесь как сказочное царство, Где кругом растут лекарства! В каждой травке! В каждой ветке! И микстуры и таблетки.
(стук в дверь) Воспитатель: - Ребята, нам посылка !
В посылке письмо и пожелание: - «Прежде чем читать письмо дальше, сделай зарядку с нашими зайчиками»
(Физ. минутка Зайцы на зарядке)
( в красивой шкатулке засушенные лекарственные травы) – Давайте посмотрим что в ней!
( рассматриваем растения, обращаем внимание на цвет, запах. В шкатулке письмо )
Письмо:- Дорогие ребята, мы – обитатели леса узнали, что очень много людей и даже детей в вашем городе болеют гриппом! Мы спешим вам на помощь! Собрали для вас эти замечательные лечебные травы, чтобы вы готовили из них чай и не болели. Желаем вам здоровья! Ваши друзья – жители леса.
( Дети вместе с воспитателем рассматривают травы подорожника , ромашки, тысячелистника, одуванчика)
Воспитатель: - Ребята, а как же заваривать чай?
( дети рассказывают) – Заливаю цветки ромашки кипятком и оставляем настояться.
Воспитатель: - Ребята, обратите внимание , каким цветом стала горячая вода в стане? .Предлагаю вашему вниманию посмотреть сказку, которая называется «Лесная дружба» Усаживайтесь поудобнее.
Сказка «Лесная дружба» 1.ребёнок. – Мы спектакль свой начинаем, зритель проходи скорей! В сказку нашу приглашаем всех, и взрослых и детей, 2 ребёнок.: Сочиняли эту сказку все ребята вечерком, Мы её для вас покажем и станцуем, и споём! 3 роебёнок– Там, где речка – баловница по камням течёт, струится, Там, где лес густой шумит, дом бревенчатый стоит. В том домишке, не скучая, жила-была семья так Мама-Света- светлячок, с ней и дочка и сынок!
(На полянке семья светлячков. Мама в кресле вяжет, а дети светлячки играют на полянке. Мама засыпает.)
. 1 светлячок: - Мама спит, она устала, давай попрыгаем сначала… Вон овражек, посмотрите, разбежимся, раз-два-три! Что случилося с тобой? 2 светлячок: - Подвернул я ножку! Ой! 1 светлячок: - Успокойся, не реви, вон болотце впереди. Там водички мы попьём и скорей домой пойдём! / пьют воду/ Вместе: _ Мама, мама помоги! Нас скорее полечи! 2 светлячок: -Болит ножка, я хромаю! 1 светлячок: - И животик, я хромаю!
Мама – Детки непослушные, зачем напились с лужицы? Вот напасть-то, вот беда, Звери, все скорей сюда! Моим деткам помогите, трав лечебных принесите!
( Звучит музыка, идёт медведь)
Медведь: – Тонкий стебель у дорожки, На конце его серёжки , На земле лежат листки – тоненькие лопушки. Подорожник – лучший друг, лечит раны ног и рук
. ( отдаёт маме подорожник)
( выходит лиса) Лиса: . – На стебле тысяча листочков и названье у цветка: тысячелистник! Если заболел животик, - тысячелистника попьёте! (отдаёт) Волк: -Волчья ягода в лес поманит, Яркой спелостью удивит, Волчья ягода одурманит – Ничего потом не болит! ( показывает ) Мама .- Разболится голова от подарка твоего, Ядовитая трава, Забирай назад её! Звери: медведь, лиса, волк. - Лечебные растения знаем, Бережём и охраняем! Не для себя, не для потехи, А для лесной своей аптеки! Зайчата: . – Для компресса – вот ромашка, Ты на ножку положи, А потом бинтом покрепче да потуже завяжи! Зайчонок.- Наступай ты осторожно, Очень быстро боль пройдёт .
Зайчонок – Будешь бегать по дорожке, твоя ножка заживёт!
Зайчонок. – Есть много трав полезных, Чтоб справиться с болезнью, с болезнью любой. Из трав лесного царства отличные лекарства, помогут нам с тобой!
( отдают ромашку)
Танец бабочек: Бабочка.- Одуванчик золотой за неделю стал седой, А денёчка через два поседеет голова. Бабочка.- Он может справиться с болезнью – одуванчик ведь полезный!
( бабочки отдают светлячкам одуванчик)
Выходят все звери.
Мама светлячок: -Вот спасибо вам, зверята, Поправились мои ребята! Лесные травы помогают, От всех болезней нас спасают! Рады дочка и сынок – мой любимый светлячок, Радо солнышко в реке! Рада речка на песке! Рады рощи и поля! Рада с нами вся земля . Ребёнок.:- Мы любим лес в любое время года, Мы слышим речек радостную речь, Всё это называется – приро Давайте же всегда её беречь!
Подведение итогов о пользе лекарственных растений, закрепление названий лекарственных растений . Воспитатель:- Молодцы, ребята! Давайте посмотрим, как же изменилась наша заваренная ромашка.
(дети рассматривают, делятся впечатлениями)
А лесные жители дарят вам раскраски.
Одуванчик- Не только красивое растение, но и полезное. На вкус он горький, но эта горечь полезная. В соке одуванчика очень много витаминов. Настой из корня одуванчика применяют при ангине.
Подорожник - Растёт вдоль дороги, на полянках. Лечит раны, его листья можно прикладывать к ранке, когда упадёшь или поранишься. Также отвар подорожника помогает при кашле.
Ромашка –Цветёт всё лето Растёт на открытых полянках, лугах. Её цветки сильно пахнут потому, что в цветах очень много эфирных масел. Ромашка является противовоспалительным средством. Настой из цветков пьют при расстройствах желудка.
Тысячелистник – Листьев конечно не тысяча, но очень много. Каждый лист рассечён на много долек. Вот и кажется, что их тысяча. На высоком стебле цветущая шапка из цветков разного цвета. Настой из тысячелистника заживляет раны, лечит расстройства желудка и даже помогает при зубной боли.