Урок русского языка «Лексикография. В мире лексических словарей» (10 класс)
Касаткина Яна Юрьевна
Методическая разработка учебного занятия.
Урок русского языка. 10 класс. (2 академических часа)
Лексикография. В мире лексических словарей
Цель: расширить знания учащихся о лексических словарях русского языка
Задачи:
-
Совершенствование умения учащихся работать с разными видами лексических словарей
-
Закрепление и систематизация знаний учащихся по теме «Лексикология и фразеология»
-
Совершенствование умения работать над проектом
-
Развитие умения работать в группах
Предварительные задания: каждой из 5 групп учащихся придумать название своей проектной группы, подготовить проект – презентацию об одном из лексических словарей (словаря антонимов, словаря синонимов, словаря омонимов, толкового словаря, фразеологического словаря).
Проведена консультация учащихся на тему «Создание проекта».
Оборудование:
-
Словари
-
Мультимедиа-установка
-
Листы с заданиями для команд
Ход урока
Словарь - это вся вселенная в алфавитном порядке.
А. Франс
1. Вступительное слово учителя. Интеллектуальная разминка.
Французский писатель А. Франс утверждал: «Словарь - это вся вселенная в алфавитном порядке». Как вы понимаете это высказывание? ( Ответы учащихся: «вся система мироздания, представленная в определенном порядке», «вся систематизированная информация из разных областей науки, искусства», «словарь - книга, которая приобщает к культуре разных народов, разных исторических эпох».)
Действительно, словари – это сокровищница национального языка. Обращение к ним расширяет наш кругозор, делает глубже наши знания. Сегодня наш урок будет посвящен лексическим словарям. Мы узнаем, как с ними правильно работать и какую огромную помощь они могут нам оказать при изучении русского языка. Работать будем в командах, каждая творческая группа сначала представляет свой проект, учит одноклассников обращаться со словарем, а затем выполняет задания, связанные со словарем. За презентацию, за ее представление, за выполненные задания - за все вам будут начисляться баллы нашим компетентным жюри.
Начнем с интеллектуальной разминки по теме «Лексикография».
1. КТО БЫЛ АВТОРОМ ПЕРВОГО ПЕЧАТНОГО СЛОВАРЯ В РОССИИ? (Автором первого печатного словаря в России был Лаврентий Зизаний, ученый-филолог, автор первой собственно славянской грамматики, к которой и был приложен словарь, называвшийся «Лексис, сиречь речения вкратце собранны и из словенского языка на просты русский диалект истолкованны» (1596 г.)
-
КТО ИЗ ИЗВЕСТНЫХ РОССИЙСКИХ УЧЕНЫХ СТОЯЛ У ИСТОКОВ «СЛОВАРЯ АКАДЕМИИ РОССИЙСКОЙ, ПРОИЗВОДНЫМ ПОРЯДКОМ РАСПОЛОЖЕННОГО» () СПб, 1789-1794 ГГ. – ПЕРВОГО БОЛЬШОГО (АКАДЕМИЧЕСКОГО) ТОЛКОВОГО СЛОВАРЯ? (У истоков «Словаря Академии Российской, производным порядком расположенного» стояли М.В. Ломоносов, В.К. Тредиаковский )
-
КТО ИЗ АВТОРОВ СЛОВАРЕЙ ПЕРВЫМ ИСПОЛЬЗОВАЛ В НАЗВАНИИ СЛОВАРЯ СЛОВО «ТОЛКОВЫЙ»? ((Первым использовал в названии словаря слово «толковый» В.И. Даль, назвав свой словарь «Толковый словарь живого великорусского языка»).
-
ПОД КАКИМ ПСЕВДОНИМОМ ИЗДАВАЛ СВОИ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ В.И. Даль? (В.И. Даль издавал свои литературные произведения под псевдонимом Казак Луганский)
-
В КАКОМ ГОДУ БЫЛ ВПЕРВЫЕ ИЗДАН ОДНОТОМНЫЙ НОРМАТИВНЫЙ «СЛОВАРЬ РУССКОГО ЯЗЫКА» С.И. ОЖЕГОВА? (Однотомный нормативный «Словарь русского языка» С.И. Ожегова был впервые издан в 1949 году).
2. Представление проектов-презентаций.
1. Проект–презентация «Толковый словарь» творческой группы «Толковые ребята».
2. Проект–презентация «Фразеологический словарь» творческой группы «Идиомчики».
3. Проект–презентация «Словарь антонимов» творческой группы «Антагонисты».
4. Проект–презентация «Словарь омонимов» творческой группы «Ким и К°».
5. Проект–презентация «Словарь синонимов» творческой группы «Стройные синонимические рядки»
Оценивание проектов-презентаций жюри по критериям: оформление работы, полнота подобранного материала, способ подачи, грамотность. Объявление результатов.
3. Работа со словарями в группах.
Продолжаем работу в творческих группах. Всего 5 этапов. При выполнении заданий пользуйтесь словарями. Каждая команда должна поработать со всеми словарями по очереди. Задания выполняются на выданных листах. Время выполнения на каждом этапе – 5 минут.
Задания по толковому словарю
1. Определите стиль синонимов, расположив их в три столбика.
Книжный стиль |
Нейтральный стиль |
Разговорный стиль |
зодчий боец лик грядущий |
архитектор воин лицо будущий бить |
вояка мордочка лупить |
2. Ответьте на вопросы, свои ответы поясните:
-
Всякие ли ноты предназначены для певцов и музыкантов? (Нота – дипломатическое обращение одного правительства к другому)
б) Может ли коромысло летать? (Коромысло – название рычагов некоторых механизмов)
в) У каких башмаков не бывает каблуков? (Башмаки на ж/д – приспособление, служащее для торможения колес).
г) Какой бор не имеет листвы и хвои? (Бор – стальное сверло, употребляемое в зубоврачебном деле)
д) Какую строчку не может прочесть ни один ученый? (Строчка – сплошной шов на поверхности сшиваемой ткани, кожи)
е) Всякий ли пар способен подниматься кверху? (Пар – поле, оставляемое на одно лето незасеянным)
Задания по словарю синонимов
1. Запишите по горизонтали слова, различные по звучанию, но близкие по значению к исходным. Выполнив задание правильно, из начальных букв в первом столбике прочитаете ключевое слово:
1. Торопиться (спешить).
2. Учить (изучать).
3. Догнать (нагнать).
4. Суметь (осилить).
5. Известие (новость).
6. Удивить (изумить).
7. Думать (мыслить).
2. Пользуясь словарем, подберите синонимы к слову верный в словосочетаниях:
- Верный друг - (преданный)
- Верный расчёт – (правильный)
- Верное сходство – (абсолютное)
- Верная гибель – (неминуемая)
- Верный глаз – (меткий)
3. Замените в сказке слово сказал синонимом, значение которого помогает раскрыть характер дочерей.
Было у матери семь дочек. Однажды поехала мать к сыну, который жил далеко. Вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по матери.
- Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лугу, - (сказала) первая дочь.
- Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды, - (сказала) вторая.
- Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке, - (сказала) третья.
- Мне тяжело было без тебя, как пчеле без цветка, - (сказала) четвертая.
- Ты снилась мне, как розе снится капля росы, - (сказала) пятая.
- Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья, - (сказала) шестая.
А седьмая дочка ничего не (сказала). Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу – помыть ноги.
Задания по словарю антонимов
1. Подберите к данным прилагательным слова с противоположным лексическим значением так, чтобы их начальные буквы сложились в слово антоним.
Бескорыстный – а (алчный)
Обычный – н (необычный)
Комичный – т (трагичный)
Трусливый – о (отважный)
Спокойный – н (неспокойный)
Пассивный – и (интенсивный)
Постылый - м ( милый )
2. Вычеркните неправильно подобранные антонимические пары.
Правда-ложь
Цветок-дерево
День-ночь
Стол-стул
Утро-вечер
3. Подберите антонимы к разным значениям слов черный, светлый, худой, толстый.
Задания по словарю омонимов
1. О каких ключах говорится в следующих строчках?
Там, где нужен ключ обычный,
Не поможет ключ скрипичный.
И лесным ключом, поверь,
Не откроешь эту дверь.
2. Ответьте на эти вопросы. Какое языковое явление лежит в основе шуточных вопросов?
- На каких полях не сеют и не пашут? (Поля тетради и поля земли)
- Какой рукав нельзя пришить? (Рукав платья и рукав реки)
- Из какого крана нельзя напиться? (Кран строительный и кран водопроводный)
(шуточные вопросы построены на явлении омонимии)
Задания по словарю фразеологизмов
1. Пользуясь словарем, подберите синонимические фразеологизмы к словосочетаниям и к фразеологизмам:
-
Усердно трудиться (засучив рукава, не покладая рук, от зари до зари)
-
Совсем близко (в двух шагах, не за горами, рукой подать, под боком, под самым носом)
-
Очень плохо (тяп да ляп, спустя рукава)
-
Кот наплакал (с гулькин нос, по пальцам можно пересчитать, капля в море, раз – два и обчелся)
-
Во всю прыть (во весь дух, во все лопатки, со всех ног, высунув язык)
-
Мелкая сошка (шишка на ровном месте, последняя спица в колесе)
2. Сколько фразеологизмов в данном стихотворении? Подчеркните их, укажите значение.
Бывает частенько, что слово – одно,
Но очень по-разному служит оно.
Примеры тут можно найти без труда.
Возьмем хоть короткое слово вода.
Вот был я мальчишкой, да детство прошло,
С тех пор уж немало воды утекло.
О смелом мы вправе сказать наперед:
Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдет.
А гуси и утки – сухие всегда.
Заметили люди: как с гуся вода.
Случилось с тобою: ты правил не знал,
Молчал при опросе? Воды в рот набрал.
Лентяй отдыхает, а время идет –
Под камень лежачий вода не течет.
Сказать болтуну мы порою не прочь:
«Довольно, мол, воду-то в ступе толочь».
Не прочь и другому сказать невзначай:
«Довольно лить воду! Ты дело давай!»
Работать впустую. Что скажут потом?
Не дело, мол, воду носить решетом.
4. Подведение итогов. Объявление результатов. Награждение победителей.
Пока компетентное жюри подводит окончательные итоги творческих состязаний, школьный библиотекарь расскажет о новых словарях, появившихся в лицейской библиотеке.