Урок русского языка в 10 классе «Нарушение лексических норм русского литературного языка»

6
1
Материал опубликован 27 March 2016

Пояснительная записка к презентации

Тема урока: «Нарушение лексических норм РЛЯ»

Класс: 10 класс

Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: урок-презентация электронной книги

Цели и задачи:

  • Знакомимся с лексическими нормами РЛЯ и типичными случаями их нарушения
  • Учимся «видеть» и исправлять речевые ошибки
  • Расширяем свой словарный запас
  • Готовимся к сдаче ЕГЭ

Формы и методы работы:

Терминологический диктант

Эвристическая беседа

Комментированное списывание

Решение лингвистических задач

Тестирование

Работа со справочными материалами

Исследовательская деятельность

Работа с презентацией 

Оборудование:

презентация, компьютерный тест, рабочие листы, карточки со справочными материалами

План урока:

Орг. момент (приветствие, объяснение правил работы с раздаточным материалом)

Терминологический диктант, взаимопроверка, выставление оценок

Вступительное слово учителя (начало работы с презентацией)

Знакомство с темой, целями и задачами урока (слайды № 4,5)

Введение понятий «норма» и «нарушение нормы» (слайды № 6,7)

Работа с главой 1: чтение эпиграфа, эвристическая беседа, работа с терминами и примерами (слайды № 8-11, они же продублированы в справочных материалах)

Комментированное письмо в рабочих листах

Работа с главой 2: чтение эпиграфа, эвристическая беседа, работа с терминами и примерами (слайды №, они же продублированы в справочных материалах)

Рефлексия (контрольное тестирование)

Подведение итогов, домашнее задание

Ход урока:

1 Приветствие, орг.момент (рабочие листы, справочные материалы):

2 Терминологический диктант, взаимопроверка, выставление оценок:

-Традиционно начнём урок с терминологического диктанта, ответы записываем в рабочие листы (см. приложение № 1). (Взаимопроверка, выставление баллов и оценок по критериям) (слайд №1-2)

3 Вступительное слово учителя:

- Вы знаете, что самое большое удовольствие я получаю, когда читаю Ваши сочинения. И вот сегодня я решила поделиться этой радостью с Вами. Представляю на Ваш суд свою новую книгу «Жалобная книга, или повесть о том, как в Индии живут индейки, а в Корее – корейки» (слайд №3). Обратите внимание, что я являюсь не единственным автором данного произведения. Над книгой трудился целый коллектив – это вы! Каждый пример, отмеченный *, взят из Ваших работ.

4 Знакомство с темой, целями и задачами урока (слайды № 4,5)

- Итак, предисловие (о чём это мы тут и для чего это нам?) Как и в любой книге, здесь тоже есть тема, а также цели и задачи, которые преследует автор (озвучивание их).

5 Введение понятий «норма» и «нарушение нормы» (слайды № 6,7)

- Введение называется «предупреждён – значит вооружён»

Обозначим, что такое норма и нарушение нормы?

6 Работа с главой 1: чтение эпиграфа, эвристическая беседа, работа с терминами и примерами (слайды № 8-11, они же продублированы в справочных материалах)

- Глава 1 Незнание значения слова не освобождает от ответственности.

Как вы думаете, о каком виде ошибок пойдёт речь?

- Неправильное употребление слова

Мы встречаемся с этой ошибкой, если…

А) не знаем значения слова

Б) смешиваем паронимы

В) употребляем слова без учёта его отнесённости к определённой эпохе (анахронизм)

7 Комментированное письмо в рабочих листах

- Давайте обратимся к рабочим листам и выполним задание, отмеченное №2 (письменно)

- А можно мне?

Этот слайд будет появляться всегда, так как автор не может молчать!

8 Работа с главой 2-4: чтение эпиграфа, эвристическая беседа, работа с терминами и примерами (слайды № 14 -25, они же продублированы в справочных материалах (см. приложение № 2)

Глава 2 Позвольте Вас зафрендить?

- Каково значение этого слова? Как называются такого рода слова? Уместно ли его употребление?

- Речь идёт о такой ошибке, как смешение стилей. Посмотрим на примеры…..

И вновь обращаемся к рабочим листам (задание №3)

Глава 3 О вкусах не спорят: одним нравится урюк в рассоле, другие любят с горчицей варенье. Но впрочем, всё это не имеет роли и, кроме того, не играет значения.

- Что смущает в этом стихотворении?

- Мы говорим о нарушении лексической сочетаемости. Попробуем разобраться с примерами (задание №4)

- Свяжите слова, выбрав нужное (дети выбирают ответы и объясняют свой выбор)

Глава 4 А масло-то масляное!

- Разговор пойдёт о речевой избыточности, которая представлена плеоназмом и тавтологией.

-Устно объясните, в чём ошибка и как можно её исправить (задание № 5, дублируется на слайде 25-26)?

9 Рефлексия (контрольное тестирование)

-Эпилог (слайд 27). Успехами мы не блистаем… мы ими блещем!

-Докажем это?

Сейчас вам будет предложен тест. 10 человек работают за компьютерами (см. приложение № 3), у остальных – тест-задание на рабочих листах (задание № 6). Время выполнения -5 минут.

Проверка результатов (слайд 28).

10 Подведение итогов, домашнее задание

- Я рада была доставить вам приятные впечатления и продемонстрировать, что учиться можно не только на чужих, но и на своих ошибках. Домашнее задание на экране (слайд 29).

 

Приложение 1

Рабочий лист

Тема урока: Нарушение лексических норм РЛЯ

Терминологический диктант (запишите рядом с определением термин):

Словарный состав языка

Раздел языкознания, изучающий значение (семантику) и употребление слов

Слова, сходные по звучанию, но различные по ЛЗ

Функциональные разновидности речи

Слова, становящиеся синонимами или антонимами только в данном окружении

Слова, не имеющие стилевой окраски

Средство выразительности, состоящее в переносе названия на основе сходства предметов (туча стрел)

Слова, ограниченные в употреблении территорией распространения

Слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением реалии, которую они называли

Слова, употребляемые определенной социальной или возрастной группой (н-р, молодежью)

 

ВЫСТАВЬТЕ БАЛЛ –

Найдите ошибку, связанную с неправильным употреблением слова, классифицируйте разновидность, устраните недочет:

Достоинством этого произведения является выразительный, калорийный язык.

Наконец-то обнаружены остатки царской семьи.

В Древнем Вавилоне было много гастарбайтеров, они говорили на разных языках и зачастую не понимали друг друга.

В течение пяти дней все имели возможность посещать вернисаж.

За такие деньги бижутерию с бриллиантами не купишь.

3.Какое из слов нарушает единство стиля? Подчеркните его и замените синонимом:

Бабушка инкриминировала внуку исчезновение банки варенья. На что внук ответил, что на подобные инсинуации он не собирается обращать внимание. Просим отгрузить тысячу кубометров древесины, пахнущей вековым сосновым бором. В субботу бутик “Ягуар” учинит показ мод. Началась избирательная фиеста. Для Есенина никакая пальма не могла идти в сравнение даже с самой маленькой вшивой берёзкой.

4.Составьте словосочетания, выбрав правильный вариант соединения слов:

Дружба ( сильная, крепкая)

Приходить в (ярость, радость)

Зияющий (пропасть, вершина)

Высказать (мнение, вопрос)

Достичь (успех, положение)

5.(Устно) Объясните, в чем состоит ошибка, устраните ее:

На строительные объекты бесперебойно доставляются строительные материалы. Нельзя касаться оголенных проводов незащищенными ладонями рук. Рабочий был уволен за прогул без уважительной причины. Участники творческой экспедиции рассказали о перспективах на будущее. Позвольте вам вручить этот сувенир на память! Ностальгия по родине не давала им покоя. Это можно объяснить лишь особенностями национального менталитета. Он записал песни коренных аборигенов Севера. Актёр Гришковец впервые дебютировал в спектакле “Соло”. Главная суть изложена в начале моего сочинения. Я хочу остановить ваше внимание на очень важной актуальной проблеме.

6. Отметьте номера словосочетаний с лексическими ошибками:

1)Починка автомобиля Свой автопортрет

2)Заклятый друг Будущая перспектива

3)Свободная вакансия Страшно обрадовались

6)Полчища тружеников Возобновить вновь

7)Не состоялась благодаря запрету Кипучее безделье

8)Два года тому назад Кипучая деятельность

4)Оценивает положительно, позитивно Мелочная рыба

5)Прогул без уважительной причины Танцевальная песня

9)Праздничный ужин Праздная жизнь

10)Совместное сотрудничество Народный фольклор

 

Приложение 2

Справочные материалы

Виды нарушения лексических норм:

Неправильное употребление слова:

Без учета его значения (чаще всего – иноязычное)

Он познакомился с плеядой новейших компьютеров. (Плеяда – это группа выдающихся деятелей одной эпохи).

*После женитьбы на Тихоне ее жизнь стала другой.

Смешение паронимов:

Наш класс считается экономичным, то есть мы будущие менеджменты.

Лексические анахронизмы (нарушение при употреблении слов определенной исторической эпохи)

Печорин получил путевку на Кавказ.

Употребление слова без учета его стилистической и экспрессивной окраски.

*Над ней постоянно издевалась свекровь, а мужу было все равно на нее.

Нарушение лексической сочетаемости слов:

Она сделала самоубийство просто от безысходности.

Речевая избыточность:

Плеоназм – употребление в речи близких по смыслу и потому излишних слов (главная суть, повседневная обыденность)

Эта проблема заключается во взаимоотношениях людей друг с другом.

Тавтология – повторение однокоренных слов (рассказать рассказ, умножить во много раз).

Она решительная, потому что решилась на смерть.

 

Приложение 3

Тест

1.Укажите предложение без нарушения лексической нормы:

Он изо всех сил старается произвести на Софью внимание.

Мы выражаем к бурлакам чувство сострадания.

Трудно прощать чужие недостатки, но еще труднее прощать чужие достоинства.

Родительское собрание отменяется.

2. Укажите предложение без нарушения лексической нормы:

Каждый из нас был, безусловно, рад предстоящей встрече.

Постоянные еженедельные рубрики в журнале “Знамя” имеют постоянных читателей

Была очень хорошая погода, и поэтому оба писателя были в хорошем настроении.

В твоём отзыве даже не чувствуется сочувствие.

3. Укажите предложение без нарушения лексической нормы:

В подвалах замка были найдены старинные рукописи.

Посетив краеведческий музей, мы обогатили свой кругозор.

Налоги взимаются с учетом суммы растаможки.

На Дворцовой площади много страшно красивых зданий.

4.Укажите предложение без нарушения лексической нормы:

Рейд выявил плеяду жуликов.

Их связывала сильная, закаленная в жизненных испытаниях дружба.

Нам песня строить и жить помогает.

В селе Новоселки возвели новый коровник и воздвигли баню.

5. Укажите предложение без нарушения лексической нормы:

Можно начать собрание: форум уже есть.

Наши сверхзвуковые аэропланы были представлены на международной выставке.

Мы все учились на чужих ошибках.

Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным

 

Здесь будет файл: /data/edu/files/g1459104692.ppt (Презентация)

Предварительный просмотр презентации

Словарный состав языка Словарный состав языка Раздел языкознания, изучающий значение и употребление слов Слова, сходные по звучанию, но различные по ЛЗ Функциональные разновидности речи Слова, становящиеся синонимами или антонимами только в данном окружении Слова, не имеющие стилевой окраски Средство выразительности, состоящее в переносе названия на основе сходства предметов Слова, ограниченные в употреблении территорией распространения Слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением реалии, которую они называли Слова, употребляемые определенной социальной или возрастной группой Терминологический диктант

Ответы для взаимопроверки: ЛЕКСИКА ЛЕКСИКОЛОГИЯ ПАРОНИМЫ СТИЛИ КОНТЕКСТУАЛЬНЫЕ НЕЙТРАЛЬНЫЕ МЕТАФОРА ДИАЛЕКТИЗМЫ ИСТОРИЗМЫ ЖАРГОНИЗМЫ !

Н.В.Шадрина и коллектив соавторов* или повесть о том, как «в Индии живут индейки, а в Корее – корейки». Жалобная книга,

(о чем это мы тут и для чего это нам?) Цели и задачи: Знакомимся с лексическими нормами РЛЯ и типичными случаями их нарушения Учимся «видеть» и исправлять речевые ошибки Расширяем свой словарный запас Готовимся к сдаче ЕГЭ Предисловие ... "Нарушение лексических норм русского литературного языка" Тема урока:

Введение. Предупреждён – значит вооружён!

НОРМА общепринятое, обязательное для выполнения ПРАВИЛО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ

НАРУШЕНИЕ НОРМЫ НЕОБХОДИМО ВИДЕТЬ и ИСПРАВЛЯТЬ ОШИБКА

Глава 1. Незнание значения слова не освобождает от ответственности!

Неправильное употребление слова: 1) Без УЧЁТА ЕГО ЗНАЧЕНИЯ (чаще всего - иноязычного) 1) Он познакомился с плеядой* компьютеров. (Плеяда*- группа выдающихся деятелей одной эпохи) 2) После женитьбы с Тихоном её жизнь стала невыносимой.*

Неправильное употребление слова: 2) СМЕШЕНИЕ ПАРОНИМОВ 1) Однако богатые купцы создали в городе мир хауса.* 2)Наш класс считается экономичным, то есть мы будущие менеджменты.

Неправильное употребление слова: 3) Лексические АНАХРОНИЗМЫ (нарушение при употреблении слов определённой исторической эпохи) 1) Печорин получил путёвку на Кавказ. 2)В Древнем Риме недовольные законами плебеи устраивали митинги.

Достоинством этого произведения является выразительный, калорийный язык. Наконец-то обнаружены остатки царской семьи. В Древнем Вавилоне было много гастарбайтеров, они говорили на разных языках и зачастую не понимали друг друга. В течение пяти дней все имели возможность посещать вернисаж. За такие деньги бижутерию с бриллиантами не купишь. Устраните ошибку, связанную с неправильным употреблением слова, классифицируйте разновидность:

Достоинством этого произведения является выразительный, колоритный язык. (смешение паронимов) Наконец-то обнаружены останки царской семьи. (смешение паронимов) В Древнем Вавилоне было много иноземных рабочих, они говорили на разных языках и зачастую не понимали друг друга.(анахронизм) В течение пяти дней все имели возможность посещать выставку.(употребление слова без учета семантики) За такие деньги украшения с бриллиантами не купишь. (употребление слова без учета семантики) А можно мне?!.

Глава 2. Позвольте вас зафрендить!

1) Когда был сдан последний экзамен, сброшен коричневый скафандр, называемый школьной формой, отрезаны косы, Ирина - русская, образование среднее - оказалась удивительно интересной девушкой. 1) Когда был сдан последний экзамен, сброшен коричневый скафандр, называемый школьной формой, отрезаны косы, Ирина - русская, образование среднее - оказалась удивительно интересной девушкой. 2) Над ней постоянно издевалась свекровь, а мужу было все равно на нее*. Употребление слова без учёта его стилистической окраски (смешение стилей)

Бабушка инкриминировала внуку исчезновение банки варенья. На что внук ответил, что на подобные инсинуации он не собирается обращать внимание. Просим отгрузить тысячу кубометров древесины, пахнущей вековым сосновым бором. В субботу бутик “Ягуар” учинит показ мод. Началась избирательная фиеста. Для Есенина никакая пальма не могла идти в сравнение даже с самой маленькой вшивой берёзкой. Подчеркните слово, нарушающее единство стиля, и замените его синонимом:

Бабушка инкриминировала(обвинила) внуку исчезновение банки варенья. Бабушка инкриминировала(обвинила) внуку исчезновение банки варенья. На что внук ответил, что на подобные инсинуации (клевета, несправедливые обвинения)он не собирается обращать внимание. Просим отгрузить тысячу кубометров древесины, пахнущей вековым сосновым бором (сосновой,сосны). В субботу бутик “Ягуар” учинит (устроит)показ мод. Началась избирательная фиеста. (кампания) Для Есенина никакая ( ни одна) пальма не могла идти в сравнение даже с самой маленькой вшивой (чахлой) берёзкой. А можно мне?!.

Глава 3. О вкусах не спорят: одни уважают урюк в рассоле, другие любят с горчицей варенье. но все это не имеет роли и, кроме того, не играет значенья.

1) Мы потерпели победу и больше не вправе медлить. 2) В глубоком детстве он был похож на мать. 3) Этим поступком она показала протест*. 4) Она сделала самоубийство просто от безысходности*. 5) Жажда правды и свободы делает героиню предметом для подражания*. 6) Благодаря болезни он не успел вовремя сдать экзамены. 7) Александр Корейко был в последнем приступе молодости – ему было 38 лет. Нарушение лексической сочетаемости слов:

Дружба (сильная, крепкая); Приходить в (ярость, радость); Зияющий (пропасть, вершина); Высказать (мнение, вопрос); Достичь (успех, положение) Составьте словосочетания, выбрав правильный вариант соединения слов:

Дружба крепкая – сильное чувство; Приходить в ярость - испытывать радость; Зияющая пропасть (зиять* – обнаруживать глубину); Высказать мнение – задавать вопрос; Достичь положения – добиться успеха; (успех – достижение) А можно мне?!.

Глава 4. А масло-то масляное!

Речевая избыточность: 1) Плеоназм* - (от греч.pleonasmos - излишество) Употребление в речи близких по смыслу и потому ИЗЛИШНИХ СЛОВ (главная суть, повседневная обыденность) 1)На всю жизнь она сохранила наиболее прекрасные черты*. 2)Эта проблема заключается во взаимоотношениях людей друг с другом.*

Речевая избыточность: 2) Тавтология* - (от греч.tavto - то же самое; logos - слово) ПОВТОРЕНИЕ ОДНОКОРЕННЫХ СЛОВ (рассказать рассказ), а также СОЕДИНЕНИЕ иноязычных и русских слов, дублирующих значение (первый дебют) 1) Я вручаю вам сувенир на память. 2) Она решительна, потому что решилась на смерть.*

На строительные объекты бесперебойно доставляются строительные материалы. Нельзя касаться оголенных проводов незащищенными ладонями рук. Рабочий был уволен за прогул без уважительной причины. Участники творческой экспедиции рассказали о перспективах на будущее. Позвольте вам вручить этот сувенир на память! Ностальгия по родине не давала им покоя. Это можно объяснить лишь особенностями национального менталитета. Он записал песни коренных аборигенов Севера. Актёр Гришковец впервые дебютировал в спектакле “Соло”. Главная суть изложена в начале моего сочинения. (Устно) объясните ошибку и устраните её:

На строительные объекты бесперебойно доставляются материалы. На строительные объекты бесперебойно доставляются материалы. Нельзя касаться оголенных проводов незащищенными ладонями. Рабочий был уволен за прогул. Участники творческой экспедиции рассказали о планах на будущее. Позвольте вам вручить этот сувенир. Ностальгия не давала им покоя. Это можно объяснить лишь особенностями менталитета. Он записал песни аборигенов Севера. Актёр Гришковец дебютировал в спектакле. Суть изложена в начале моего сочинения. А можно мне?!.

Эпилог. Успехами мы не блистаем…, мы ими блещем!

1,2,3,4,5,6,7,10. Правильные ответы:

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии