Урок русского языка в 10 классе «Лексический марафон»
Пояснительная записка к презентации
Лексический марафон
Урок русского языка в 10 классе по теме «Лексика. Фразеология»
Учитель: Акмаева Татьяна Владимировна
Слайд 2
Побеседуем!
¨ Каково значение слов в жизни человека?
¨ Приведите примеры из истории, из истории развития человечества того, что без слова человек не может существовать.
¨ Что называется словарным запасом человека?
¨ Что может сказать о человеке его лексикон?
¨ Вспомните хрестоматийный пример из художественной литературы, героиня которого имела лексикон меньше, чем у племени мумба-юмба .
Слайд 3 (кроссворд)
1. По горизонтали – раздел науки о языке, который изучает слово и его лексическое значение (лексика)
1. По вертикали – словарный запас человека (лексикон)
2. Слова, сходные по лексическому значению, но отличающиеся оттенками лексического значения или стилистической окраской (синонимы)
3. Слова противоположного значения (антонимы)
4. Синоним слову «благоухание» (аромат)
5. Синонимы, расположенные по возрастанию признака (градация)
6. Слова, одинаковые по звучанию, но разные по лексическому значению (омонимы)
7. Синоним слову дипломат (атташе)
8. Контраст (антитеза)
9. Слова, сходные по звучанию или морфологической структуре (паронимы)
Слайд 4
«Переводчик»
В миниатюре Л. Петрушевской замените придуманные слова словами с понятным лексическим значением
Сяпала калуша по напушке и увязила бутявку. И волит: «Калушата! Калушаточки! Бутявка!»
Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились.
А Калуша волит: «Ое-е, ое-е! Бутявка-то некузявая!»
Калушата бутявку вычучили. Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки. А Калуша волит: «Бутявок не трямкают. Бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудунятся».
А бутявка волит за напушкой: «Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!»
Слайд 5
Антитеза
Игра «Бумеранг»
Вам надо продолжить название
«Война и …»
«Отцы и …»
«Волки и …»
«Красное и …»
«Живые и …»
«Толстый и …»
Слайд 6
Градация
¨ Из предложений, записанных на доске, выпишите синонимы, расположив их по принципу градации.
¨ Казак на гетмана стремился сквозь битву с саблею в руках, с безумной яростью в очах. В его глазах читались разочарование и негодование. «Ты лжёшь, мерзавец!» – вскричал я в бешенстве. В эту минуту презрение заглушило во мне чувство гнева.
Слайд 7, 8, 9
¨ Анекдоты
На каких лексических явлениях они основаны?
¨ К женщинам нужно подходить с лаской. А ещё лучше с соболем! (омонимия)
В парикмахерской:
- Вы можете меня побрить?
- Да, но только «Невой».
- Да я и не вою. (омофония)
- Как сделать заливное из осетрины?
- Очень просто: покупаешь селёдку и заливаешь всем, что это осётр (жаргонные слова, каламбур).
Слайд 10
Паронимы (Слова, сходные по своему значению или морфологической структуре)
Спишите с доски предложения, исправив ошибки в употреблении паронимов.
Это был умный, красивый, горделивый человек. Ты совершил поступок и должен ответить за это. Почва в этом районе тяжёлая, глиняная. Находиться здесь опасно: встречаются скопления болотистого газа.
Слайд 11
Прочитайте стихотворение Маурина «Утор». Какие слова создают юмористический эффект?
Едва отверзнешь ты свои опухлы вежды,
Оно уж тут как тут – проклятое похмелье!
Ужасен лик его. Вчерашним дышит зельем.
И цвета серого измятые одежды.
Где пировал вчера – припомнить нет надежды.
Мрак поглотил вчерашнее веселье.
И жажда страшная справляет новоселье
Во рту алкавшего дурной портвейн невежды.
И вновь помчишься ты по замкнутому кругу:
Рассол, пирамидон, и, как заведено,
Своим «бросаю пить» порадуешь супругу…
Ах, милый мой алкаш, скажу тебе как другу:
Не пей дешёвое креплёное вино,
Лишь водку чистую возьми себе в подругу! (устаревшие слова)
Слайд 12
Фразеологизмы
¨ Найдите пары фразеологизмов-антонимов.
¨ Голубая кровь; сердце кровью обливается; черная кость; сердце обросло мохом; вставлять палки в колеса; хоть пруд пруди; кот наплакал; дать зеленый свет.
¨ Укажите значения фразеологизмов, определите их стилистическую окраску и сферу употребления.
Слайд 13
¨ Составьте фразеологизмы из рассыпанных слов. Запишите их. Определите значение. Укажите их стилистическую принадлежность, сферу употребления.
¨ Рубикон, на, перейти, узел, последнему, сжигать, становиться, слову, на, по, щит, разрубать, поднимать, гордиев, мосты, пьедестал, ложе, прометеев, прокрустово, огонь.
¨ Запишите предложения с любыми двумя фразеологизмами. Определите их синтаксическую роль.
/data/files/n1477854785.ppt (Лексический марафон)
Горбачёва Марина Юрьевна