Материал на проверке

«Их не забудет мир спасенный»

Ведущий 1: С каждым днем становятся все дальше от нас героические и трагические годы Великой Отечественной войны. И память о ней из живого человеческого опыта перемещается в искусство, в книги и художественные фильмы.

Ведущий 2: Прошло уже более полувека как мы одержали Победу над фашистской Германией. Значит, это о нашем времени написал поэт Сергей Орлов:

Когда это будет, не знаю.

В тени белоствольных берез

Победу Девятого мая

Отпразднуют люди без слез…

Подымут победные марши,

Армейские трубы страны,

И выедет к армии маршал,

Не видевший этой войны.

Ведущий 1: Да, время неумолимо идет вперед, но вместе с тем оно не властно над памятью. Мы хотим рассказать о том поколении, которое могло бы любить, иметь детей, летать в космос и которое погибло ради того, чтобы другие имели эту возможность.

Видео № .1 «До свидания мальчики...»

Ведущий 2: Поколение мальчишек и девчонок 30—40-х годов XX века, те, чья юность пришлась на годы Вели­кой Отечественной. О них написал свою повесть «Завтра была война» Борис Васильев. Эта повесть о прощании с детством, о вступлении во взрослую жизнь. О войне в ней говорится немного, но все повествование пронизано ощущением близящейся трагедии.

Ведущий 1: Она была завтрашним днем героев Бориса Васильева. Повесть экранизирована, ее последний эпизод – встреча выпускников. Много было радости во время этой встречи, но много было и горя. Кажется, лучших из лучших забрала война. И директор школы вспоминал о своих учениках, о тех, кто погиб на войне.

Видео № 2. «Завтра была война»

Ведущий 2: А сколько в стране было таких девятых «Б», ушедших добровольцами защищать страну в 1941 году.

Ведущий 1: Есть страшная статистика войны. Среди фронто­виков 1922, 23-го и 24-го года рождения вернулись с войны только три процента. Среди этих трех процентов были поэты Юлия Друнина, Булат Окуджава, Нико­лай Старшинов, писатели Василь Быков, Борис Васильев, Виктор Астафьев, Юрий Бондарев, Владимир Богомолов, Григорий Бакланов.

В 1941 году им было по 17 лет, их не при­зывали, по возрасту не имели пра­ва, поэтому все ушли на фронт добровольцами. Они были очень разными, но в их биографиях — судьба целого поколения страны.

Ведущий 2: Им повезло, они вернулись, искалеченные, но вернулись, и в память о тех, кто погиб, рассказали нам правду о той страшной войне. Их произведения не вписывались в рамки официальной советской литературы, слишком непохожа была их война на ту, о которой рассказывали профессиональные писатели, слишком откровенно в них описывалась трагедия народа.

Ведущий 1: Их творчество называли «окопной правдой», «лейтенантской прозой», многие произведения запрещали, а те, что допускались к печати, подвергались строгой цензуре. Но они продолжали писать… И мы, не видевшие этой войны, знаем о ней по их книгам…

Ведущий 2: Солдаты мы. И это наша слава,

Погибших и вернувшихся назад.

Мы сами рассказать имеем право

О нашем поколении солдат.

О том, что было, — откровенно, честно...

Ведущий 1: Борис Василь­ев родился в Смоленске в семье кадровых военных. Все предки по мужской линии были офицерами русской армии. Но быть военным Борис не собирал­ся, мечтал стать историком — вой­на перечеркнула все мечты. 8 июля 1941 года девятиклассник-доброволец Боря Васильев в составе истребительного батальона прибыл на фронт.

Ведущий 2: Потом были бои за родной Смоленск, три окружения, про­рыв с боями к своим, сражение под Вязьмой, тя­желое ранение. После войны Борис Ва­сильев стал профессионально за­ниматься литературой. Написал пьесу «Танкисты», сце­нарии художественных фильмов, самые известные из которых — «Офицеры», «Аты-баты, шли солдаты...».

Ведущий 1: Пер­вая же повесть «А зори здесь ти­хие...», опубликованная в 1969 году, покорила читателей. Пять девушек – пять совершенно различных девичьих характеров: строгая Рита Осянина, фантазерка Галка Четвертак, молчаливая Лиза Бричкина, поклонница Блока Соня Гурвич, озорная и дерзкая Женька Комелькова. У каждой была своя жизнь, своя любовь. Война свела их вместе в зенитной батарее на тихом разъезде №171 в мае 1942 года.

Ведущий 2: Юные зенитчицы и их командир старшина Васков получили задание найти и захватить в плен замеченных в лесу двух фашистских разведчиков. И никто не мог предположить, что их маленькая «поисковая группа», вместо двоих, неожиданно обнаружит 16 с головы до ног вооруженных фашистов. Васков и его девчата выиграли свою войну: гитлеровцы не прошли.

Но не сберег старшина девчонок, не смог предотвратить их гибели. Все пять девушек навеки остались лежать в краю, где зори тихие – тихие.

Видео № 3. «А зори здесь тихие»

Ведущий 1: А потом в творчестве Б. Васильева были «В списках не значился», «Встречный бой», «Завтра была война» и многие другие произведения, где героями стали его сверстники, для которых главным событием в жизни была Война.

Ведущий 2: Булат Окуджа­ва — поэт, бард, кумир многих поколений россиян. Символично, что он родился 9 мая. И День По­беды отмечал как двойной празд­ник. В 1942г. прямо из 9-го класса ушел добровольцем на фронт. Воевал в минометной ба­тарее, под Моздоком, был ранен. Демобилизовался в 1945-м.

Ведущий 1: В автобиографичес­кой повести «Будь здоров, шко­ляр!», написанной в 1961 году, он рассказал о войне от лица маль­чишки, вчерашнего школьника, мечтавшего о героических подви­гах, а попавшего в самое пекло войны, в окопные будни. Наивное, простодушное поведение героя было показано Окуджавой как продолжение игры в войну, которой так увлекались мальчишки.

Ведущий 2: В 1967 году по этой по­вести был снят фильм «Женя, Же­нечка и "Катюша"», который, как и книга, подвергся критике и был запрещен. Критику поразила неуместная, как казалось тогда ирония человека на войне. Запрет на фильм и кни­гу отменили только в 1990-е годы.

Видео № 4. «Женя, Же­нечка и "Катюша"»

Ведущий 1: Тема войны — одна из главных в творчестве Булата Окуджавы. «Война все время со мной: попал на нее в молодое, са­мое восприимчивое время, и она вошла в меня очень глубоко», — говорил поэт. Поэтому большинство его стихов и песен о войне. Многие песни звучат 9 мая, и будут звучать в этот день, пока будет жить память о тех, кто запла­тил за Победу своими жизнями.

Видео № 5. «Бери шинель, пошли домой»

Ведущий 2: Юлия Друни­на — девочка из московской ин­теллигентной учительской семьи. Пришла в военкомат 22 июня 1941 года, ее отправили домой, сказали — подрасти.

Ведущий 1: С восторгом нас, девчонок, не встречали:

Нас гнал домой охрипший военком.

Так было в сорок первом. А медали

И прочие регалии — потом...



Ведущий 2: Юлия Друнина стала работать санитаркой в госпита­ле, осенью с отрядом ополченцев под непрерывными бомбежками рыла окопы, строила оборонительные ук­репления под Москвой. Фронт приб­лижался стремительно, наши части вели тяжелые бои, несли огромные потери и отступали, и ополченцы оказались в окружении. Рядом про­рывались к своим остатки пехотного полка. Друнина стала санинструкто­ром пехотного батальона.

Ведущий 1: Я ушла из детства в грязную теплушку,

В эшелон пехоты, в санитарный взвод.

Дальние разрывы слушал и не слушал

Ко всему привыкший сорок первый год.

Я пришла из школы в блиндажи сырые,

От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемать»,

Потому что имя ближе, чем «Россия»,

Не могла сыскать.

Ведущий 2: Сколько ране­ных вытащили девчонки - медсест­рички с полей сражения Великой Отечественной, сколько благода­ря им вернулись домой!

Ведущий 1: Юлия Друнина воевала в пехоте, в артиллерии, была ранена, награждена медалью «За от­вагу», орденом Красного Знамени, войну закончила в Прибалтике в 1944 году. Стихи писала с детства, но почувствовала себя поэтом в 1944-м. Пер­вая подборка стихов была опублико­вана в 1945 году в журнале «Знамя», конечно, стихи были о войне.

Ведущий 2: Я столько раз видала рукопашный,

Раз наяву. И тысячу — во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

Ведущий 1: Юрий Бонда­рев родился на Урале в кресть­янской семье, голодные 1920-е го­ды семья пережила в Средней Азии, в 1931 году приехали в Моск­ву. В июне 1941 года Юре Бондаре­ву было чуть больше 17 лет. Как все сверстники, рвался на фронт, поэ­тому, окончив ускоренный курс ар­тиллерийского училища, командир артиллерийского орудия лейтенант Бондарев уже в 1942 году воевал под Сталинградом. Был ранен.

Ведущий 2: Роман «Горячий снег», напи­санный в 1969 году, — как раз об этих событиях: одни сутки боев на подступах к Сталинграду. Лучшие страницы романа, пожалуй не имеющие равных в современной военной прозе, - батальные сцены танкового боя, картины столкновения сотен машин и орудий, столпотворение огня и стали, - и все это должен выдержать человек. И выстоять. И победить.

Видео № 6. «Горячий снег»

Ведущий 1: В 1945 году после очередного ранения Бондарев демобилизо­вался. Писатель вспоминает: «Всю войну стрелял по танкам. До сих пор чувствую запах горячих гильз и горелой брони».

Ведущий 2: Отдавая долг памяти тем, кто навсегда остался в засыпанных окопах, на полях сражений, писа­тель создал повести «Батальоны просят огня», «Юность ко­мандиров», «Последние залпы», роман «Берег».

Ведущий 1: Владимир Осипович Богомолов родился в июле 1926 года в Подмосковье, в деревне Кирилловке, воспитывался добрейшей бабушкой и феноменально суровым дедом. К началу войны ему было почти 15 лет, но он прибавил себе два года, записываясь добровольцем на фронт. Начал войну рядовым, позже стал командиром стрелкового взвода, служил в пешей разведке. В конце войны исполнял должность командира роты; был ранен, имел награды. Украина, Белоруссия, Польша, Германия, Маньчжурия – вот его фронтовой путь.

Ведущий 2: Его приход в литературу был не вполне обычен. Осенью 1957 года никому не известный 30-летний ветеран войны, не имеющий никакого отношения ни к редакциям, ни к профессиональному литераторству, садиться за стол и пишет повесть. Он посылает ее сразу в два журнала: по неопытности. Оба журнала, выловив рукопись, можно сказать, из самотека, решают печатать ее немедленно.

Ведущий 1: Это была повесть «Иван». Появление «Ивана» вызвало поистине шквальный резонанс. Критика мгновенно и безоговорочно признала событие первостепенной важности. Со страниц журнала «Знамя» повесть шагнула в десятки сборников, антологий и хрестоматий и послужила основой для создания режиссером Андреем Тарковским кинофильма «Иваново детство».

Видео № 7. Отрывок из фильма «Иваново детство»

Ведущий 2: Андрей Тарковский через образ Ивана показал ужасную несовместимость войны и детства. Детская душа непоправимо искорежена войной, так что не сообразишь сразу, кто перед нами: маленький ли боец, которым надо восхищаться, или выжженный ненавистью ребенок над которым впору изойти слезами.

Ведущий 1: «Ему ненависть душу жжет!..; Ему столько довелось пережить, что нам и не снилось… Он и в партизанах был, и в лагере смерти… У него на уме одно: мстить до последнего! Как рассказывает про лагерь или вспомнит отца, сестренку, - трясется весь. Ненависть в нем не перекипела. И нет ему покоя…» Иван в военное время теряет то, что присуще ребенку, и это остается только в снах. Сны – возвращение в прекрасное довоенное время, это просто детство и счастье. Это просто мир, где все понятно, прекрасно и светло.

Ведущий 2: Эммануил Казакевич. Он был на десятилетие старше своих собратьев по перу. Война застала его в возрасте 28 лет членом Союза Советских писателей, отцом двоих детей. Будучи не годным к воинской службе из-за сильной близорукости, он ушел на фронт добровольцем.

Ведущий 1: Воевал на подступах к Москве, испытал трагедию отступления, вырвался из окружения, после чего оказался в тылу. Не сумев добиться направления снова на фронт, пошел на крайность – на побег из тыловой бригады во фронтовую. Войну закончил офицером разведотдела армии, в звании капитана.

Ведущий 2: Казакевич написал свою книгу войны. Началась она маленькой повестью «Звезда». И сегодня, через много лет, после того, как эта повесть увидела свет, она не померкла, не устарела. И возвращение к ней обещает читателю настоящую художественную радость.

Ведущий 1: Повесть дважды была экранизирована. Первый раз в начале 50-х годов, второй фильм «Звезда» вышел в прокат в 2002 году. В первом фильме разведчиков играют актеры среднего возраста, а то и 50-летние. Но ведь в разведку зачастую шли совсем молодые ребята. Мальчишки совершали подвиги и становились героями. Поэтому режиссер фильма Николай Лебедев выбрал совсем молодых артистов. Новое поколение воплотило тему подвига наравне с блистательными актерами прошлого.

Видео № 8. Отрывок из фильма «Звезда» 1

Ведущий 2: Семь молодых разведчиков, во главе с лейтенантом Травкиным уходят в разведку и словно бы исчезают, растворяются в тылу врага… Эммануил Казакевич не показывает обстоятельство их гибели, не утверждает прямо, что они и в самом деде погибли. Просто рация день за днем не приносит от них вестей, и уже командование устало ждать, и дивизия двинулась вперед, и новая группа разведчиков уходит во вражеский тыл… Лишь одна радистка Катя, со своей неразделенной и неугасающей любовью к Травкину все передает и передает в эфир позывные на которые нет отклика.

Видео № 9. Отрывок из фильма «Звезда» 2

Ведущий 1: Они – эти солдаты Великой Отечественной, которые и не солдаты были вовсе, не военные, а просто мальчишки и молодые мужчины, которые жить хотели, а не воевать и умирать. Они не забыты. Вся страна, быть может, даже не вполне осознавая это, тоскует по поколению романтиков и идеалистов, которое война выкосила.





Ведущий 2: Думая о военных книгах и картинах разного времени, мы понимаем, что все они – об этом. Сделанные с разной степенью мастерства, искренности, таланта, все они про мальчишек и девчонок, для которых война стала главным испытанием, а порой – главным и единственным событием в жизни.

Ведущий 1: Ни один вменяемый человек не говорит «спасибо» войне, но нельзя не поклониться тем, кого она сделала героем. Девчонкам из фильма «А зори здесь тихие», героям «Горячего снега», Ивану из «Иванова детства», мальчишкам из «Звезды» - всем им.

Ведущий 2: Это литературные и кинематографические персонажи. Они выдуманы. Но за каждым из них – судьба миллионов безымянных героев. Они были такими живыми. Они так любили жизнь. Они отдали её, чтобы жили мы с вами. Мы должны помнить их.

Видео № 10. Финальная песня из кинофильма «Офицеры»

Ведущий 1: С каждым го­дом ветеранов той страшной и великой войны остается все меньше и меньше. Давайте будем помнить о том, что они пережи­ли, о том, что сделали для стра­ны, для нас, и относиться к ним уважительно, бережно и с пони­манием.

Ведущий 1: И давайте будем достойно сохра­нять память о тех, кто лежит под гранитными плитами мемориалов и скромными обелисками по всей на­шей необъятной России.



7


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.