Классный час «И помнит мир спасенный»
«И помнит мир спасенный !»
Цели мероприятия:
1. Воспитание гражданской позиции студентов
2. Развитие чувства патриотизма подрастающего поколения на примере героических страниц Великой Отечественной войны.
Задачи:
1. Развитие у студентов навыков познавательной, творческой деятельности,
развитие умения анализа исторических источников
2.Расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне.
3. Воспитание уважения к подвигам героев.
Оформление и оборудование:
1.Тематические газеты
2.Презентации
3.Кадры кинохроники из цикла «Алтарь Победы»
4.Выступления чтецов и ведущих
5.Фотогазеты, отражающие основные этапы Великой Отечественной войны
6.Музыкальное сопровождение
Ход мероприятия
Вступительное слово: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы с вами собрались в этом зале, чтобы провести интеллектуальное соревнование , посвященное 9 Мая – Дню Победы. Всем вам известно, что долгих пять лет наша страна противостояла фашистам. Победа была тяжелой, то такой долгожданной и радостной.
Ведущий 1
Страна росла,
Трудилась неустанно,
Сил набиралась мирная страна,
И вдруг –
Тревожный голос Левитана:
- Внимание, товарищи, война!
(запись о начале войны)
Ведущий 2
Война!.. Война!..
В ушах гремели взрывы.
Полнеба дым пожарищ закрывал,
И в полный рост, строги и молчаливы,
Все встали на борьбу - и стар, и мал.
Ведущий 1
На землю нашу грозно враг ломился
Под орудийный грозовой раскат.
И пионер солдатом становился
И воевал бесстрашно, как солдат.
Ведущий 2
Тем, кто шел в бой за Родину, выстоял и победил…
Тем, кто согревался дыханием в стужу блокадных ночей…
Тем, кто улетал вместе с дымом из бухенвальдских печей…
Тем, кто на речных переправах шел, словно камень ко дну…
Тем, кто навеки безымянный канул в фашистском плену…
Тем, кто ради правого дела сердце отдать был готов…
Тем, кто ушел в бессмертие и победил, посвящается наша интеллектуальная игра
«И помнит мир спасенный!»
9 мая отмечается день Победы народа нашей страны в Великой Отечественной войне. Все дальше в историю уходят события Великой Отечественной войны. После нее выросли новые поколения людей, которых не коснулось военное лихолетье. Однако всеобщий интерес к минувшему не иссякает. Люди старшего поколения совершили подвиг. В тяжелых, кровопролитных боях отстояли свободу и независимость своей Родины, внесли решающий вклад в дело освобождения и спасения народов многих стран от фашистского порабощения, обеспечили мир на многие годы. Всестороннее и глубокое освещение событий Великой Отечественной войны, массового героизма бойцов на фронте, тружеников тыла имеет большое значение для воспитания молодежи на боевых традициях нашего народа. Именно для этого мы и проводим сегодняшнее мероприятие.
Наше интеллектуальное соревнование состоит из пяти конкурсов:
1.Конкурс песни
2.Разминка
3.Логические пары
4.Историческая справка
5. Письмо ветерану
Переходим к первому заданию
Игра
Конкурс песни
(студенты дома готовят инсценированное выступление по песням военных лет)
«Разминка»
1.С 1943 года в СССР ввели звание маршала авиации, артиллерии т.д. Но главней вех их были маршалы Советского Союза. Только у них на погонах был этот знак отличия. Что было на погонах у маршала Советского Союза?
(Герб Советского Союза)
2. Что во время Великой Отечественной войны фронтовики называли «карманной артиллерией»?
(Ручная граната)
3. В блокадном Ленинграде фуражное зерно, предназначенное для корма животных, было предложено перевезти на мельницы, перемолоть и использовать в качестве добавки к ржаной муке в хлебопечении. В «блокадный» хлеб также добавляли целлюлозу и… Что еще добавляли в хлеб?
(В блокадный хлеб добавляли целлюлозу и опилки)
4. В книге про бойца «Василий Теркин» автор описывает различные предметы, принадлежавшие бойцам, которые помогают в повседневной военной жизни. О каком предмете говорится в этих строках:
«Тот, в котором жизнь проводишь, Не снимая, – так хорош! И когда ко сну отходишь, И когда на смерть идешь…»?
(Речь идет о головном уборе бойца – шапке-ушанке)
5. Сейчас этот город называется Волгоград. А как он назывался в годы войны?
(Сталинград)
6. В годы Великой Отечественной войны немцы называли их«чёрной смертью»
(Советских морских пехотинцев)
7.Кому из женщин первой было присвоено звание Героя Советского Союза в годы Великой Отечественной войны?
( З. Космодемьянской)
8.Какие ордена названы в честь русских адмиралов?
(Орден и медаль Ушакова, орден и медаль Нахимова)
9.Кем был Рихард Зорге, получивший посмертно звание Героя Советского Союза?
( Российским разведчиком)
10.Какому полководцу народ присвоил почётное звание «Маршала Победы»?
(Жукову Г.К)
11.Как называлось здание, на крыше которого советские солдаты водрузили знамя Победы?
(Рейхстаг)
12. Самое знаменитое письмо с фронтов Великой Отечественной войны
(«Жди меня, и я вернусь…», стихотворение К. Симонова)
13.Сколько дней продолжалась героическая оборона Ленинграда?
(Около 900 дней (8 сентября 1941-27 января 1944г)
14.Чей голос звучал по Всесоюзному радио, оповещая о начале Великой Отечественной войны?
(Левитана Ю.Б.)
15.Этими словами стала заканчиваться любая сводка с фронта. Назовите эти слова.
(Наше дело правое! Враг будет разбит! Победа будет за нами!)
16.Уже 24 июня 1941 года в газетах «Красная звезда» и «Известия» было опубликовано стихотворение В. Лебедева-Кумача, которое сразу стало главной песней Великой Отечественной. Кто написал музыку и как называется эта песня? (А.В.Александров, «Священная война»)
«Логические пары»
Вашему вниманию будет предложен список персон и исторических фактов. Вам необходимо составить логические пары.
Персоны |
Исторические факты |
1. М. А. Егоров и М. В. Кантария |
1.Командующий «Русской освободительной армией» |
2. Н. Гастелло |
2. Наземный таран скопления вражеских войск |
3. А. Матросов |
3. Руководил парадом Победы |
4. С. А. Ковпак |
4. Получил звание «Генералиссимус» |
5. А.А. Власов |
5. Водружение Знамени Победы над Рейхстагом |
6. Г. К. Жуков |
6. Закрыл телом амбразуру пулеметного дзота |
7.И.В. Сталин |
7. Принимал парад Победы |
8. Панфиловцы |
8. Руководитель партизанских отрядов |
9. А. П. Маресьев |
9. Командующий 6-й немецкой армии |
10. М.К. Кузьмин |
10. Герои- защитники Москвы |
11. З. Портнова |
11. Восемнадцать суток, тяжело раненный в обе ноги, он выбирался из окружения |
12. К. К. Рокоссовский |
12. Повторил подвиг Ивана Сусанина |
13.Ф. Паулюс |
13.Герой Советского Союза (1958, посмертно). Разведчик партизанского отряда «Юные мстители» (Витебская область |
«Историческая справка»
Вашему вниманию будут предложены описания битв и сражений. Нужно определить о чем идет речь.
1. В этом сражении на отдельных участках фронта немецко-фашистское командование создавало многократное превосходство в живой силе и технике. Однако продвижение немецких войск часто разбивалось о стойкость и беспримерное мужество советских солдат. Один их таких примеров – бессмертный подвиг 28 панфиловцев, преградивших путь десяткам вражеских танков. О каком сражении идет речь?
Битва за Москву.
2.Эта битва отличалась большим размахом и направленностью. В ней с обеих сторон участвовало более 4 млн. человек, свыше 69 тысяч орудий и минометов, 13,2 тысячи танков и самоходных установок, до 12 тысяч боевых самолетов. Благодаря этой битве укрепилась антифашистская коалиция, усилилась борьба народов Европы против фашистских оккупантов. О какой битве идет речь?
Курская битва.
3. 12 декабря 1942 г. по приказу фельдмаршала Эриха фон Манштейна тринадцать германских дивизий (в т. ч. три танковых и одна моторизованная) ринулись из района Котельникова на город, чтобы вызволить из окружения 6-ю армию Фридриха Паулюса. На берегу реки Мышкова советские солдаты остановили наступление фашистов, а затем заставили их отступить. Операция по деблокированию окружённой 6-й армии гитлеровцев провалилась. Какая это битва?
Сталинградская битва
Кстати, Манштейн настаивал, чтобы Паулюс, собрав все свои силы, нанёс удар навстречу рвущимся к Сталинграду танкам генерала Гота, но Паулюс так и не решился начать эту операцию...
4. О тяжелых боях в этих местах говорит такой факт: после Сталинградской битвы на одном квадратном метре земли можно было насчитать от 500 до 1250 осколков. Весной 1943 года там даже не поднялась трава. О каком историческом месте идет речь?
О Мамаевом кургане.
5. Оборонительные действия советского гарнизона крепости в июне-июле 1941 года в самом начале Великой Отечественной войны. Немецкое командование планировало захватить крепость, расположенную на направлении главного удара группы армий «Центр», в первые часы войны
Оборона Брестской крепости
6. Окружение и блокирование немецкими войсками города в Великой Отечественной войне в 1941-1944 годах. Блокада длилась 872 дня — с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года (блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года).
Блокада Ленинграда
7.Стратегическая наступательная операция «Багратион»— наступательная операция советских войск с 23 июня по 29 августа 1944 года; одна из крупнейших стратегических операций Второй мировой войны; проводилась с целью разгрома немецкой группы армий «Центр»
Белорусская операция
8. Ряд взаимосвязанных наступательных операций советских войск в ходе Великой Отечественной войны, проведенных во второй половине 1943 года и связанных с освобождением Украины от немецкой оккупации. С захватом стратегических плацдармов на правобережье реки были созданы условия для последующего наступления в Белоруссии, освобождения Правобережной Украины, Крыма. В Великой Отечественной войне эта битва занимает особое место. В ходе битвы сражения развернулись на фронте до 1400 км, что превышает пространственный размах других битв
Битва за Днепр
9. Стратегическая наступательная операция советских войск в ходе Великой Отечественной войны, проведенная 29 октября 1944 — 13 февраля 1945 года войсками Второго Украинского фронта и частью сил Третьего Украинского фронта с целью вывода Венгрии из войны. Военно-политическими итогами операции стало поражение немецкой группы армий «Юг», вывод Венгрии из войны; были созданы благоприятные условия для наступления в Чехословакии.
Будапештская операция
10. Стратегическая наступательная операция советских войск на заключительном этапе Великой Отечественной войны, проведенная 13 января — 25 апреля 1945 года, силами 2-го Белорусского фронта, 3-го Белорусского фронта, частью сил 1-го Прибалтийского фронта при содействии Балтийского флота с целью разгрома группировки противника в Восточной Пруссии и северной части Польши. В результате советские войска овладели Восточной Пруссией. Овладение Восточной Пруссией улучшило условия базирования кораблей Балтийского флота, который перенес боевые усилия в юго-западную часть Балтийского моря. Были полностью нарушены морские коммуникации и затруднено снабжение курляндской группировки противника.
Восточно-Прусская операция
11. Стратегическая наступательная операция советских войск, проведенная с 16 апреля по 8 мая 1945 года, на завершающем этапе Великой Отечественной войны. В операции приняли участие войска Второго Белорусского фронта (К.К. Рокоссовский), Первого Белорусского фронта (Г.К. Жуков), Первого Украинского фронта (И.С. Конев).. Ликвидация группировки, окруженной юго-восточнее Берлина, была завершена 1 мая войсками Первого Белорусского фронта и Первого Украинского фронта. Завершив операцию, советские войска совместно с союзниками сокрушили немецко-фашистскую военную машину. 8 мая 1945 года представители германского командования во главе с Кейтелем подписали акт о безоговорочной капитуляции Германии
Берлинская операция
12. Международный акт о прекращении вооруженной борьбы и сдача в плен союзникам вооруженных сил Германии, ознаменовавший окончание Великой Отечественной войны. Церемония подписания акта проходила 8 мая в Карлхорсте (восточном предместье Берлина) в здании военно-инженерного училища, где был подготовлен специальный зал. Представители германских вооруженных сил по знаку маршала Жукова подписали акт, составленный в 9 экземплярах. Затем свои подписи поставили главный маршал авиации Великобритании Теддер и маршал Жуков. Процедура подписания закончилась 8 мая в 22:43 по центральноевропейскому времени (9 мая в 0:43 по московскому времени)
Капитуляция гитлеровской Германии
«Письмо ветерану»
Совсем скоро, 9 мая, мы будем отмечать наш главный общий праздник. Страна в неоплатном долгу мы перед теми, кто принес эту долгожданную Победу!
Мы уверены, что каждый из вас разделяет наши чувства любви и благодарности к ветеранам, многие из которых и после войны, к сожалению, прожили нелегкую жизнь. И так хочется найти слова, чтобы сказать этому поколению наших победителей, что мы – помним, любим, ценим! Поэтому сейчас команды должны написать письмо ветерану, высказать свои благодарность и пожелания, чувства и эмоции, а потом представить свои письма.
Как написать благодарственное письмо ветерану
- Начинаться текст должен с обращения. Если письмо не адресное, достаточно будет указать «Дорогие/уважаемые ветераны Великой Отечественной войны».
- Далее следуют слова благодарности за заслуги перед Родиной и Отечеством, перед молодым поколением и внуками-правнуками. Указывать имя отправителя можно в начале письма или же в конце. Указывается также дата. Обязательно, составляя благодарственное письмо ветеранам Великой Отечественной войны, к человеку нужно обращаться на «Вы», уважительно. Продумывая благодарственное письмо ветеранам ВОВ, обязательно нужно использовать следующие слова и фразы: Слово «герои». Ведь ветераны, по сути, ими и являются. Слова «мужество», «отвага», «благородство». Ветераны в полной мере владеют всеми этими качествами. Можно употреблять эти слова в словосочетании, например, «образцы мужественности». Фраза «мирное небо над головой». Ведь именно ветераны обеспечили следующим поколениям покой и тишину. Фраза «Ваш подвиг бесценный». В данном случае комментарии излишни.
Каждое обращение должно отвечать следующим требованиям:
- художественный вкус и выразительность;
- соответствие тематике;
- орфографическая, пунктуационная грамотность;
- эстетичность оформления.
Ведущий 1
Пришла в 41 беда,
И лишь в 45 победа.
Майский полдень лучист,
Над Берлином затихла гроза,
И пришла тишина
Настороженно-чуткая следом…
Тот, кто видел ее,
Кто тогда заглянул ей в глаза,
Тот навеки запомнил
Черты долгожданной Победы…
Ведущий 2
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям!
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
Пускай во всем, чем жизнь полна,
Во всем, что сердцу мило,
Нам будет памятка дана
О том, что в мире было.
Затем, чтоб этого забыть
Не смели поколенья,
Затем, чтоб нам счастливей быть,
А счастье - не в забвенье!
Подведение итогов. Награждение победителей.