12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лариса Александровна Алексеева6830
Россия, Саратовская обл., Балаково
Материал размещён в группе «Учителя химии»
19

"Личностно-деятельностный подход во внеурочной деятельности по химии"

На протяжении длительного времени в традиционном учебно-воспитательном процессе деятельность учителя жестко регламентировалась учебным планом и программой, а роль ученика сводилась к усвоению информации. При таком подходе выпускники обладают достаточным уровнем фактических знаний, однако сталкиваются с трудностями при классификации, сравнении и интерпретации полученной информации, формулировании выводов. В настоящее время, когда объем знаний, получаемый учащимся, огромен, задача учителя в обучении добывать, интерпретировать и создавать информацию. Таким образом, характер учебного процесса переориентирован на личностно-деятельный подход.

При данном подходе к обучению в центр процесса ставится учащийся и его личностные особенности, а основным элементом работы становится решение задач и освоение деятельности (поисково-конструкторской, творческой и др.). Личностно-деятельный подход подразумевает, что личность – главная ценность, а образование – преобразование личности. Главный результат такого образования не знания, умения, навыки, а способность к личностному росту.

Хочу отметить, что основные принципы данного подхода, а именно:

 в учебно-воспитательном процессе учитываются индивидуально-психологические особенности обучающегося;

 организация и управление целенаправленной учебной деятельностью ученика в общем контексте его жизнедеятельности;

 создание условий для личностного роста;

 свобода выбора обучающимся методов своего учения

соответствуют определениям Федерального закона от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации»: «Обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни».

Психологические основы подхода заложены работами Л.С. Выготского, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна. Под деятельностным подходом понимают такой способ организации учебно-познавательной деятельности обучаемых, при котором они являются не «приемниками» информации, а сами активно участвуют в учебном процессе. Кроме мотивации, необходимо, чтобы учащийся сам активно учился. Задача учителя – подобрать необходимую технологию обучения, руководствуясь поставленными целями.

Рассмотреть эффективность учебно-воспитательного процесса за счет личностно-деятельного подхода предлагаю на примере организации внеклассной работы по химии. Занятия внеурочной деятельности способствуют удовлетворению индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей школьника, ориентируют на приобретение образовательных результатов.

Формы внеклассной работы по химии могут быть различны:

• - проектная деятельность с использованием Интернет;

• - работа с обучающими сайтами;

• - виртуальные экскурсии;

• - участие в Интернет-конкурсах, фестивалях;

• - создание учащимися цифровых образовательных ресурсов и размещение их в Интернет.

Хотелось бы привести пример работы с одаренными детьми во внеурочной деятельности.

Цель: Создание условий для развития интеллектуального потенциала, творческих способностей и личностных качеств одаренных детей.

Задачи:

• Развивать учебно-познавательную компетентность детей средствами дополнительного химического образования;

• Развивать творческие способности учащихся через научно-исследовательскую деятельность;

• Формировать информационную компетентность с помощью самостоятельного приобретения знаний при работе с учебной, справочной литературой, Интернет;

• Развивать коммуникативную компетентность учащихся через совместную деятельность, участие в научных конференциях и конкурсах;

• Формировать аналитическое и критическое мышление учащихся в процессе выполнения практических исследований;

• Способствовать профессиональному самоопределению учащихся.

Специфика внеурочной деятельности заключается в том, что в условиях общеобразовательного учреждения учащийся получает возможность подключиться к занятиям по интересам, познать новый способ обучения – безоценочный, при этом обеспечивающий достижение успеха благодаря его способностям независимо от успеваемости по другим учебным дисциплинам.

Гармоничное сочетание внеурочной деятельности и основного образования позволяет решить одну из наиболее сложных проблем современной педагогики. В процессе совместной творческой деятельности учителя и обучающегося происходит становление личности ребенка.

Внеклассная работа обеспечивает каждому ученику собственную траекторию обучения. На дополнительных занятиях по химии каждый ученик получает образовательный маршрут.

Использование компьютерных технологий становится актуальным по всем учебным дисциплинам, в том числе и в обучении химии. В настоящее время стало очень популярным и доступным использование средств сети Интернет во внеклассной работе. Широкое распространение учебных материалов позволяет обучающемуся самому выбрать интересующую его тему, проконтролировать свой результат и сэкономить время. Приведу пример мероприятий, в которых приняла участие Лариса Козина:

Победитель II Интернет-фестиваля "Учение с увлечением"

1 место в сетевом проекте "Химия в нашем доме"

2 место в Декаде химии 2014

 В сетевом конкурсе «Лучший тест по подготовке к ГИА по химии» заняла 3 место с работой Тренировочный тест по вопросу В2, где приведены 15 вопросов с выбором двух правильных ответов и

1 место с работой Тренировочная работа для подготовки к ГИА по химии, которая состоит из трех частей.

 В сетевом конкурсе «Лучший тест по подготовке к ЕГЭ по химии» заняла 1 место с работой Тренировочный тест для подготовки к ЕГЭ по химии А25 и

1 место с работой Презентация для подготовки к ЕГЭ по химии.

 1 место V межрегиональные Мартыновские чтения

1 место в III межрегиональной метапредметной конференции "Удивительный мир научных книг" с работой Путеводитель по периодической таблице.

 3 место в региональном конкурсе "Жить здорово".

Участвуя в олимпиадах, научно-практических конференциях, конкурсах: Призер муниципальной и призер региональной олимпиад по химии1 место в муниципальном экологическом конкурсе "Мой город - мой дом"1 место в муниципальном конкурсе научно-исследовательских работ "Химия вокруг нас"1 место в III муниципальной научно-практической конференции "Электронная школа-2020"3 место в межмуниципальной учебно-исследовательской конференции школьников "Шаг в науку"2 место в муниципальной научно-практической конференции "Мир вокруг нас" Лариса Козина стала победителем муниципального конкурса "Лучший по предмету" и получила 200 тыс. рублей.

Личностно-деятельностный подход формирует новое качество образования. В центре современного обучения находится личность, ее цели, потребности и мотивы, а условием самореализации личности является деятельность. Учащийся в процессе деятельности осваивает предмет и продвигается по пути своего развития. Пример ученицы 11 А класса Ларисы Козиной доказывает, что при соответствующей организации и отборе содержания для учебно-воспитательного процесса происходит самоопределение учащегося, которое в дальнейшем может задать определенную траекторию жизненного пути.

ЛИТЕРАТУРА:

Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. – М: Педагогика, 1983.

Леонтьев А.Н. Деятельность.Сознание. Личность. 2-ое изд. – М. 1977.

Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.:Логос, 1999.

http://festival.1september.ru/articles/635019/

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2013/05/17/sistemno-deyatelnostnyy-podkhod-vo-vneurochnoy

Опубликовано в группе «Учителя химии»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.