Литературная гостиная «В гостях у графа Л. Н.Толстого»
/data/files/h1703100361.jpg (1280x960)Конспект образовательной деятельности по духовно- нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Воспитатель
высшей квалификационной категории
МБДОУ «Радуга»
посёлка Лев Толстой Липецкой области
Топильских Наталия Сергеевна
Литературная гостиная «В гостях у графа Л. Н.Толстого»
Цель: формировать у детей нравственные качества при ознакомлении с творчеством Л.Н. Толстого.
Задачи: Продолжать знакомить детей с произведениями Л. Н. Толстого, воспитывать к ним интерес.
Обобщить и систематизировать знания произведений Л. Н. Толстого
Развивать способность понимать эмоциональное состояние героев произведений.
Сформировать первичные ценностные представления о том, что такое счастье, как найти путь к счастью.
Закреплять знания уже знакомых чувств и эмоций – грусть, радость, стыд, гнев, злость.
Воспитывать положительные качества личности ребёнка, используя идеи добра, любви, дружбы, отзывчивости в произведениях Л. Н. Толстого.
Оборудование: проектор, магнитная доска; эмблемы «Муравейное братство» по количеству детей; карта-маршрут; иллюстрации к произведениям Л. Н. Толстого; атрибуты к рассказу «Косточка»: ваза, сливы, салфетка; картинки с загадками, фонарики; мяч; кубик Блума (внутри кубика «зелёная палочка с запиской).
Ход ОД
Зал оформлен в стиле «литературной гостиной»: ширма с надписью «Литературная гостиная», портрет Л. Н. Толстого, стол накрытый скатертью, на столе лампа или подсвечник, «рукописи», чернильница.
В.: Ребята, сегодня мы с вами побываем в литературной гостиной Л. Н. Толстого, и начать общение с вами я хочу со слов самого Льва Николаевича:
«Спасибо, ребята, что ходите ко мне. Я рад, когда вы хорошо учитесь. Только, пожалуйста, не шалите. А то есть такие, что не слушают, а только сами шалят. А то, что я говорю вам, нужно для вас будет. Вы вспомните, когда меня уже не будет, что старик говорил вам добро». (видео)
Как вы понимаете слова Л. Н.? Как считаете, что же такое добро? (ответы детей)
(презентация) Лев Николаевич Толстой - великий русский писатель. Семья Толстых всегда была дружной, и детям казалось, что все на свете живут также. Когда Николеньке, старшему брату, было десять лет, он объявил, что у него есть тайна. Стоит раскрыть её, как все люди сделаются счастливыми «муравейными братьями». Тайна эта была записана на зелёной палочке, а палочка зарыта в лесу, у дороги, на краю оврага. Остаётся лишь найти зелёную палочку. Дети Толстые играли в «муравейных братьев», усаживаясь под кресла, завешанные платками. Сидя все вместе в тесноте, они чувствовали, что им хорошо всем «под одной крышей», потому что они любят друг друга. И так они мечтали о «муравейном братстве» для всех людей. Маленький Лёва очень сильно верил, что есть та зелёная палочка, на которой написан рецепт великого счастья.
- Ребята, а вы хотите узнать этот рецепт? А что такое рецепт? Рецепт – это такой совет, как нужно поступать в тех или иных случаях.
Предлагаю нам с вами стать «муравейными братьями» и попробовать разгадать тайну зелёной палочки (всем детям раздаются эмблемы). А поможет нам в этом сам Лев Николаевич и его произведения, потому что каждое произведение Толстого хранит полезный и мудрый совет.
Посмотрите, в нашей литературной гостиной есть карта – маршрут, на каждой станции которой мы будем находить по одному совету Толстого, а когда соберём все его советы, может быть тогда и разгадаем секрет зелёной палочки. Предлагаю отправиться в путь!
На магнитной доске расположена карта-маршрут с заданиями, после выполнения которых дети делают вывод и получают картинку-совет, которую крепят на карту.
В.: Итак, посмотрите на первую станцию карты, она называется «Узнай по картинке»
(воспитатель показывает детям иллюстрацию к рассказу «Садовник и сыновья».
-Что это за произведение, как оно называется?
-Зачем пред смертью позвал садовник своих сыновей?
-Что подумали дети?
-Отчего разбогатели сыновья?
-Почему садовник, сказав, что в виноградном саду спрятан клад?
-Как вы думаете, о чём хотел сказать нам писатель в этой басне? (нельзя лениться, а нужно трудиться)
Правильно, и мы с вами узнали первый совет Л. Н. Толстого (воспитатель показывает картинку-совет и крепит на карту)
В.: Переходим с вами на вторую станцию нашего маршрута, она называется «Бюро находок». Посмотрите, в этой коробке предметы, давайте попробуем догадаться из какого произведения они потерялись? (ваза для фруктов, сливы, салфетка) (дети называют рассказ, воспитатель вывешивает на доску иллюстрацию)
- Ребята, расскажите, где увидел Ваня сливы, и что ему захотелось?
- А о чём просила мама перед обедом?
-Как вы думаете, почему Ваня именно схватил сливу, а не просто взял? (он схватил сливу, что бы никто не увидел)
-Как мама узнала, что нет одной сливы? (Посчитала)
-Что спросил за обедом отец? (Отец спросил, не съел ли кто одну сливу)
-А что ему ответили дети? (Дети ответили, что не ели сливу)
-А Ваня признался? (Нет, Ваня не признался)
-А как он себя повёл? (Покраснел, как рак, сказал, что не ел)
-Почему же он покраснел как рак? (Ване стало стыдно, лицо у него покраснело от стыда, как вареный рак.)
-А почему ему стало стыдно? (ему стало стыдно, потому – что он соврал, взял без спроса, обманул родителей)
-А что отец сказал дальше? (Отец сказал, что боится, если кто-то проглотит косточку от сливы, то через день умрёт.)
-А что же случилось с Ваней после таких слов отца? Что сказал Ваня? (он побледнел испугался и сказал, что косточку бросил за окошко)
- А что же произошло дальше? – (все засмеялись, а Ваня заплакал.)
-Почему все засмеялись? –(потому что Ваня выдал себя, сказав, что косточку выбросил за окошко)
- А как вы думаете, почему Ваня заплакал? (ему стало стыдно)
- Как вы думаете, а как поступит Ваня в следующий раз? – (В следующий раз он признается. - В следующий раз Ваня не будет врать, не возьмет без спросу)
В.: Я не осуждаю Ваню ведь никогда не ел слив и очень, очень хотел их попробовать и не смог сдержаться. Такая ситуация как с Ваней может случиться с каждым. Но мы должны помнить, что если так произойдёт что нужно сделать? –(попросить прощения, а лучше спросить разрешение у взрослого) Чему нас учит этот рассказ? (не обманывать, уметь признавать свои ошибки и просить прощения).
В.: Это второй совет, который даёт Лев Николаевич детям. (воспитатель даёт картинку-совет одному из детей, он крепит на карту)
В.: - Ребята, Лев Николаевич Толстой был мастер придумывать для детей разные забавы и очень любил загадывать детям загадки, а вы любите их отгадывать? Тогда я вам сейчас тоже загадаю загадки, только отгадки на них спрятались в сундучках, чтобы узнать правильно ли вы их отгадали, нужно посветить фонариком.
Кто-то свяжет, кто сошьёт
Ту, что на голове живёт.
И в мороз не заменима,
Уши вам согреет в зиму.
(шапка-ушанка)
- Громко прозвенел звонок,
В классе начался урок.
Знает школьник и родитель
Проведёт урок - …(учитель)
Скажите, кто же этот друг?
Спит без подушки, ест без рук?
Зимой без валенок гуляет
А если рад, хвостом виляет? (собака)
Я книга, я учу читать,
Меня никак нельзя не знать.
Меня изучишь хорошо,
И сможешь ты тогда
Любую книжку прочитать
Без всякого труда. (азбука)
Машинки катают,
Играют в танчики,
Весь пол разбросают
Озорные...(мальчики)
Дети отгадывают загадки, светят фонариком, проверяют отгадку. На доску вывешиваются картинки с отгадками.
В.: Ребята, посмотрите внимательно, из какого произведения все эти изображения? (Филипок)
- Каким был Филипок? (маленький)
- Чего он хотел больше всего? (учиться в школе)
- Почему мать не пускала в школу? (потому что был ещё мал)
- Как же всё-таки Филипок оказался в школе? (убежал из дома)
- Что сказал ему учитель?
- Чему учит нас это произведение Льва Николаевича? (все дети должны учиться, не надо бояться трудностей, а идти к своей мечте)
В.: Это ещё один добрый совет писателя (воспитатель даёт картинку-совет одному из детей, он крепит на карту)
В.: Ребята, я вам рассказывала, что Лев Николаевич Толстой учил детей в своей собственной школе. Как вы думаете, что они делали на переменах? (играли). Я приглашаю вас тоже поиграть в русскую народную игру «Золотые ворота»
Физкультминутка: народная игра «Золотые ворота»
В.: Вам понравилось игра? А у нас следующая станция на нашем маршруте и называется она «Эпизод». Я вам прочитаю отрывок из одного произведения Толстого, а вы мне скажите его название.
«Котят было пять. Когда они выросли немножко и стали вылезать из-под угла, где вывелись, дети выбрали себе одного котёнка, серого с белыми лапками, и принесли в дом. Мать раздала всех остальных котят, а этого оставила детям. Дети кормили его, играли с ним и клали с собой спать»
Дети называют произведение, воспитатель вывешивает на доску иллюстрацию.
- Ребята, а как котёнок оказался на дороге? (дети взяли его с собой в поле)
- Как вы думаете, почему котенок не испугался и не побежал прочь, как Катя? (Он был еще маленьким, глупым и слабым)
- Кто спас котёнка от собак? (Вася)
- Как можно описать Васю, какой он? (смелый, отважный, добрый, мужественный)
- Чему учит нас этот рассказ? (защищать слабого)
В.: Это ещё один добрый совет писателя (воспитатель даёт картинку-совет одному из детей, он крепит на карту)
В.: Следующая станция называется «Что сначала, что потом». Перед вами картинки из басни Толстого, как вы думаете, как она называется? (Старый дед и внучек)
Давайте посмотрим, правильно ли расположены иллюстрации? (дети объясняют последовательность событий, расставляют картинки в правильном порядке)
- Ребята, а почему в конце басни родители заплакали? (им стало стыдно, что они обижали старика)
- Чему нас учит эта басня? (уважать пожилых людей)
В.: Всё правильно, это ещё один добрый и важный совет писателя (воспитатель даёт картинку-совет одному из детей, он крепит на карту)
В.: А перед нами ещё одна станция и называется она «Закончи предложение». Посмотрите на эту картинку, как называется эта басня Толстого? (Белка и волк)
Мы сейчас поиграем в мяч и вспомним её.
Педагог бросает мяч детям по очереди и предлагает закончить предложение:
«Волк большой, а белка (маленькая). «Волк злой, а белка (добрая). Ему всегда грустно, а белке (весело). Волк белку схватил, а потом (отпустил). Волк сидит внизу, а белка (наверху). Волк сидит под деревом, а белка (на дереве). Волк спрашивает, а белка (отвечает). Белка говорит, а волк ее (слушает)»
В.: Молодцы, ребята. Так о чём же волк спрашивал белку? (почему белки всегда веселы)
- Что ответила волку белка? (что белки веселы, потому что они добры и зла никому не делают)
- Что хотел нам сказать автор? (что нужно быть добрыми)
В.: Да, ребята, это ещё один очень важный совет писателя (воспитатель даёт картинку-совет одному из детей, он крепит на карту)
В.: Ребята, вот и прошли мы с вами все станции на нашем маршруте. Давайте же вспомним все те советы, которые нам дал Л. Н. Толстой в своих произведениях. А чтобы их вспомнить возьмём этот кубик (кубик Блума с иллюстрациями к произведениям).
Кидайте кубик по очереди и называйте совет, который даёт произведение.
«Не лениться, а трудиться»
«Не обманывать»
«Все дети должны учиться»
«Защищать слабого»
«Уважать пожилых»
«Быть добрым»
Воспитатель берёт кубик в руки.
В.: Ребята, так какую же тайну мы хотели сегодня раскрыть? (секрет всеобщего счастья)
Воспитатель открывает кубик, в нём находится зелёная палочка, показывает её детям. На палочке закреплена записка.
В.: Знакомясь с произведениями Л. Н. Толстого, мы узнали много его добрых советов, и сделали много шагов на пути к счастью. Мы научились понимать других людей и научились понимать себя, а сейчас давайте узнаем, какую же тайну нам расскажет зелёная палочка.
Воспитатель читает записку на палочке детям: «Главное в жизни делать добро людям, среди которых живёшь». Вот такую тайну мы сегодня открыли, а чтобы делать добро, нужно всегда помнить и соблюдать те советы, которые даёт нам Лев Николаевич в своих произведениях.
А теперь я предлагаю нашему «муравейному братству» построить пирамиду дружбы из наших рук. Чувствуете тепло от ладошек? Это потому, что мы с вами стали ещё добрее и дружнее! Я предлагаю вам сегодня обязательно поделиться теплом «муравейного братства» дома с вашими родителями, братьями и сёстрами и рассказать про секрет зелёной палочки.