Литературная игра-коучинг «Детский комический эпос К.И. Чуковского»

3
0
Материал опубликован 8 March 2023 в группе

Аннотация


Каждая строка детских стихов должна жить

своей собственной жизнью.

У ребенка мысль пульсирует

заодно со стихами

К. И. Чуковский


Корней Иванович Чуковский является одним из лучших детских писателей, он обладал безошибочным эстетическим вкусом, писал остро и забавно. Его произведения, ставшие классикой - навсегда полюбились детям многих поколений. Его поэзия игровая, озорная, жизнерадостная, говорящая о серьёзных вещах не занудно, а с выдумкой и юмором. Именно с Чуковского открылась детская поэзия. Был найден путь для дальнейшего ее развития.

Детские сказки, песенки, загадки, потешки, переводы - лишь небольшая часть того, что сделал пот в литературе (он писал и для взрослых). Но всё же наиболее оригинален Чуковский - сказочник, Чуковский - детский поэт. Все мы знаем и любим с детства его стихотворные сказки, детские стихи. Детские книги Чуковского завораживают нас своей музыкой, яркими образами главных героев, привлекают своей жизнерадостностью и оптимизмом.

Поэт был свободен от вечной напряжённой озабоченности, как бы не упустить из виду «воспитательный эффект». Вещи воспитательного значения ни в чём не противостоят общему духу творчества Чуковского, где ни одно слово не говорится для обязанности, где много весёлой выдумки, но неправде нет места. Его поэтическое поучение, даже если оно касается безусловной обязанности «умываться по утрам и вечерам», никогда не бывает ни назойливым, ни нудным. Но деликатность, смягчающая назидание шуткой, не размывает определённости авторского отношения к миру: зло для него есть зло, а добро есть добро.

Корней Иванович сделал огромный вклад в нашу культуру. От его произведений веет неиссякаемой свежестью. В них отразился образ самого поэта – заразительно весёлого, остроумного, с молодым, звонким голосом, тонким умом, добрым юмором. Он уважал читателя и говорил с ним как с равным.




Литературная игра - коучинг. «Детский комический эпос

К. И. Чуковского».


Цель: создать условия для обогащения читательского опыта учащихся; формировать навык выразительного чтения; способствовать росту и развитию учащегося, опираясь на его потенциал, таланты, силы.

Задачи: в игровой форме вспомнить и повторить произведения поэта; пробудить интерес к его творчеству; прививать интерес к чтению книг; развивать речь и воображение, умение анализировать, обобщать, сопоставлять. Помочь учащимся учиться активно и сознательно, поддерживать их намерение самостоятельно приобретать знания, способствовать тому, чтобы они могли максимально использовать свой потенциал, развивать навыки, лучше выполнять свои учебные обязанности и в результате - достигать желаемых результатов. Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении задачи. Выслушивать партнёра, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.

Оборудование: мультимедийный комплекс, выставка книг детского поэта, драматурга, переводчика К. И. Чуковского, выставка детских рисунков.


Ход игры

I. Оргмомент

II. Приветствие

Всем, всем добрый день!

   Прочь с дороги, наша лень!

   Не мешай трудиться,

   Не мешай играть и учиться!

III. Аффирмация.

- Ребята, встаньте в круг, возьмитесь за руки и повторяйте за мной: «Я умный и сообразительный. У меня много друзей. Я добрый. Я всегда приду на помощь. У меня все будет хорошо. Меня любят, и я нужен. Мои родители гордятся мной».

- Спасибо! Присаживайтесь на свои места.

IV. Сообщение темы урока Слайд 1

Вы любите играть? Сегодня мы будем играть, но это не просто игра, а литературная игра - коучинг. Во время игры вы проверите свои знания о произведениях одного известного талантливого поэта, сказочника и переводчика, расширите свой кругозор, образное и логическое мышление. Посмотрите на портрет. Кто это? Корней Иванович Чуковский. Дети называли своего любимого поэта - сказочника ласковым именем «Чукоша». Сегодня мы будем говорить о творчестве этого поэта. Что же такое творчество? Слайд 2

Техника «Ассоциативное мышление»

Творчество

t1678279505aa.gift1678279505ab.gift1678279505ac.gift1678279505ad.gif

(поэта)

t1678279505ae.gift1678279505af.gift1678279505ag.gif





считалки стихотворения сказки загадки


поговорки переводы небылицы


Вывод: творчество – это создание новых по замыслу материальных, культурных ценностей.

Работа в парах (приём «Верные и неверные утверждения»).

Предлагаю вам поиграть в игру «Верите ли вы…?» Слайд 3

Я буду зачитывать вопросы, начинающиеся со слов «Верите ли вы, что…». Вы обсуждаете с соседом ответы и быстро поднимаете руку. Итак, вопросы:

1). Корней Иванович Чуковский родился 19 (31 по новому стилю) марта 1882 года?

2). Поэт родился в городе Москве? (Санкт-Петербурге?)

3). Корней Иванович Чуковский псевдоним поэта?

4). Чуковский был знаком с художником Ильей Репиным?

5). «Мойдодыр» и «Тараканище» появились в 1925 году?(1923 году?)

6). К. И. Чуковский жил 20 лет в Париже? (Одессе?)

7). Поэт был переводчиком?

8). Дети называли любимого поэта «наш Чукоша»?

9). Похоронили поэта в возрасте 87 лет 28 октября 1969 года в Санкт-Петербурге? (Москве?)

3. Чтение стихотворения

Корней Иванович Чуковский

Известен многим на земле,

А Николай Корнейчуков

Известен автор вам таков?

Он был писатель, переводчик,

Критик, литературовед.

Родился он Санкт-Петербурге,

В Одессе жил он 20 лет.

С Житковым в классе он учился,

Английский – просто обожал,

Вообще способным был ребёнком,

Друзей ценил и уважал.

Писать же начал очень рано,

Когда в гимназию ходил,

Нам с вами клад большой оставил –

Стихи и сказки подарил.

4. Сообщение. Биография К. И. Чуковского Слайд 4, [6].

Учащийся, излагает подготовленный материал. Автобиографическая повесть «Серебряный герб».

- Почему повесть «Серебряный герб» считают автобиографической? Слайд

- Ребята, как вы думаете, какова цель нашей игры? Какие задачи нам необходимо решить для достижения этой цели? Предположения и ответы учащихся с опорой на Памятку «Сегодня на уроке я хочу… »:

- Узнать больше о творчестве К. И. Чуковского

- Активно поработать.

- Поразмышлять о поступках героев.

- Порадоваться за себя и своих одноклассников.

- Проявить себя в различных формах работы.

- Попробовать при чтении эмоциями и выразительностью речи передать характер героя.

- Приобрести новые знания. Слайд 5

Итогом нашей игры, используя знания о произведениях К. И. Чуковского, будет устный детский журнал «Лестница - кудесница». У вас есть домашние заготовки. Каждая группа подготовила свое сообщение. Это яркие странички – ступеньки волшебной лесенки.

Повторим правило работы в группе:

Правило поднятой руки.

Умей слушать сам.

Умей слушать других.

Будь доброжелательным.

Так же организована выставка детских рисунков: «Что за прелесть эти сказки»… Выставка книг для детей К. И. Чуковского «Полезнее книги нет вещи на свете»…

Вы выучили считалки, присказки, сказки, поговорки, загадки стихотворения К. И. Чуковского. Изготовили маски зверей. Подготовили костюмы для театрального действия. И, наконец, стали маленькими артистами – отрепетировали роли. Провели большую работу.

V. Ожидания:

Мы словесно выстроим свою лесенку из произведений К. И. Чуковского, лестницу - чудесницу, чтобы она гармонировала с нашей мечтой. Лестницу наших знаний.

VI. Ход игры

Создание позитивной эмоциональной атмосферы

Давайте настроимся на игру.

Закройте глаза. Представьте, как вы выбежали на улицу.

Как у наших у ворот

Чудо - дерево растёт.

Чудо, чудо, чудо, чудо

Расчудесное! Не листочки на нём,

Не цветочки на нём…

Мы все вместе водим хоровод вокруг дерева. Представляем каждый, что на нем растет. Вам радостно, приятно и весело, вы испытываете удовольствие. Откройте глаза и улыбнитесь с таким же удовольствием своему соседу, всем ребятам в классе. Слайд 6,[10].

А теперь, скорей, за мной, в страну поэзию

Шагаю я по лестнице,

По лестнице-чудеснице.

Она в страну поэзии

Друзей моих ведёт.

Не простую страну поэзии, а детский комический эпос - это загадки, поговорки, считалочки, стихотворения, сказки, переводы и повести известного поэта К. И. Чуковского

Что это за лестница - чудесница?

Сколько же у нее ступенек?

Возраст — ступеньки — каждой возрастной ступеньке должно соответствовать свое искусство. Вспомним считалочку: [10].

Лестница, ах, лестница,

Лестница-кудесница!

Мы по лестнице шагали,

Все ступеньки сосчитали.

Раз, два, три, четыре, пять!

Будем снова начинать...

(хоровой ответ).

Техника «Колесо баланса». Работа в группах.

Первая группа представляет свою работу (первая ступенька - страничка) Слайд 7

Это первая ступенька добрая, светлая – здесь спрятались стихотворения для самых маленьких: «От двух до пяти» Вспомним детский сад. Книжки-картинки. Совсем небольшие подписи в стихах. Вот уже пришел к нам помощник – Крокодил. Он поможет вспомнить нам стихотворения для самых маленьких: «Черепаха», «Ежики смеются», «Слониха читает». «Поросенок»

(группа детей выразительно рассказывают стихотворения, иллюстрируя книжками-гармошками с картинками) [9].

«Микрофон»

1). Почему я взяла помощником Крокодила?

2). Какие еще стихотворения для самых маленьких вы знаете?

(«Елка», «Крокодил», «Федотка», «Бутерброд»).

Продолжим. Вперед!

Следующая ступенька – страничка.

Вторая группа представляет свою работу (вторая ступенька - страничка).

Мы еще в детском саду. Эта ступенька ведет нас в старшую группу. Перед нами иллюстрации. Теперь мы можем уже сами озвучить иллюстрации к стихотворениям «Путаница», «Краденое солнце».

(Выразительное чтение стихотворений учащимися) Слайд 8 [7, 8].

«Микрофон»

1).Что можем сказать об этих стихотворениях? Как они учатся?

2). Какие еще стихотворения вы знаете в этой группе?

(«Бармалей», «Скрюченная песня», «Радость».)

«Мы теперь не просто дети, мы теперь – ученики»…

Третья группа представляет свою работу (третья ступенька - страничка). Слайд 9

Сейчас нам предстоит открыть ещё одну грань творчества Корнея Ивановича, он обладал величайшим юмористическим талантом. Посмотрим инсценировку стихотворения «Телефон» (представление в лицах, ребята показывают сценку) [10].

Вывод: К. И. Чуковский был талантливым поэтом, который писал стихотворения для детей разного возраста. Его стихотворения легко и быстро заучиваются, они живы, веселы и увлекательны. Этот стихотворный язык, известный как «Корнеева строфа».

Поднимаемся по ступенькам дальше.

Четвертая группа представляет свою работу (четвертая ступенька - страничка). Слайд 10

А эта ступенька – страничка привела нас к переводам в стихах. Потому, что К. И Чуковский, переводил с английского языка детские песенки, стихи, сказки и целые произведения, был переводчиком. «Хорошо, что с чужим языком ты знаком, но не будь во вражде со своим языком…» В пересказе Чуковского дети познакомились с «Приключениями Мюнхгаузена» Э. Распе, «Робинзона Крузо» Д. Дефо, с «Маленьким оборвышем» Дж Гринвуда. Им были переведены сказки Р. Киплинга, произведения Марка Твена [8].

(Выразительное чтение стихотворения «Храбрецы», «Дженни»).

Какие еще стихотворения - переводы с английского языка вы знаете?

(«Барабек», «Котауси и Мауси», «Курица»)

«Микрофон».

1) Что можно сказать о переводах К. И Чуковского? Слайд 13.

Вывод: К. И. Чуковский был прекрасным переводчиком. Переводил с иностранного языка на русский стихотворения и сказки для детей. Его переводы звучат по-русски, но мы знаем, что они иностранные. В понятной детям форме, форме детской игры.

VII. Физпауза в движении. Слайд 11

Работают все группы, пятая ступенька - страничка.

Стихотворение К. И. Чуковского «Бармалей». [10].

Маленькие дети!

Ни за что на свете

Не ходите в Африку,

В Африку гулять!

В Африке акулы,

В Африке гориллы,

В Африке большие

Злые крокодилы

Будут вас кусать,

Бить и обижать, -

Не ходите, дети,

В Африку гулять.

В Африке разбойник,

В Африке злодей,

В Африке ужасный

Бар-ма-лей!

Пятая группа представляет свою работу (шестая страничка).

Это следующая ступенька - сказочная. Слайд 12, [2, 10].

(Ребята в масках героев-животных исполняют песенку с движениями).

Ехали медведи

На велосипеде.

А за ними кот

Задом наперёд.

А за ним комарики

На воздушном шарике.

А за ними раки

На хромой собаке.

Волки на кобыле.

Львы в автомобиле.

Зайчики

В трамвайчике.

Жаба на метле…

Едут и смеются,

Пряники жуют...

«Микрофон».

1) Из какой сказки эти герои?

2) Попробуем стать волшебниками.

3) Оживим героев сказки «Тараканище»

Просмотр отрывка из мультфильма - сказки К. И. Чуковского «Тараканище».

Еще две поучительные сказки К. И. Чуковский сочинил для детей под девизом: «Чистота - залог здоровья!» Слайд 13. [4, 10].

1). Что это за сказки?

2). Как они называются?

«Мойдодыр»

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам,

А нечистым

Трубочистам —

Стыд и срам!

Стыд и срам!

Да здравствует мыло душистое,

И полотенце пушистое,

И зубной порошок,

И густой гребешок!


Давайте же мыться, плескаться,

Купаться, нырять, кувыркаться

В ушате, в корыте, в лохани,

В реке, в ручейке, в океане, —

И в ванне, и в бане,

Всегда и везде —

Вечная слава воде!

Просмотр отрывка из мультфильма - сказки К. И. Чуковского «Мойдодыр».

«Федорино горе» Слайд 14, [5, 10].


Стала Федора добрей.

Тихо за ними идёт

И тихую песню поёт:

«Ой вы, бедные сиротки мои,

Утюги и сковородки мои!

Вы подите-ка, немытые, домой,

Я водою вас умою ключевой.

Я почищу вас песочком,

Окачу вас кипяточком,

И вы будете опять,

Словно солнышко, сиять,

А поганых тараканов я повыведу,

Прусаков и пауков я повымету!»

Просмотр отрывка из мультфильма - сказки К. И. Чуковского «Федорино горе».

9. У на зазвонил телефон… Отправляемся в Бюро находок.

Вещи: фонендоскоп, белый халат, очки. Кто это мог потерять? И при каких обстоятельствах? Слайд 15, [3, 10].

Это вещи доктора Айболита

«Микрофон»

1) Что вы можете сказать об этой сказке?

2) Какая она? Чему нас учит?

Добрый доктор Айболит!

Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица,

И жучок, и червячок,

И медведица!

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит!

Просмотр отрывка из мультфильма - сказки К. И. Чуковского «Доктор Айболит».

10. Это на сегодня последняя ступенька, но она самая загадочная, фантастическая.

Шестая группа представляет свою работу (седьмая ступенька - страничка). Слайд 16, [10].

Здесь спрятала свои загадки богиня «Терпсихора». Кто это? Это богиня искусства - покровительница театра. Добрые сказки Корнея Ивановича Чуковского прекрасно подходят для спектаклей и театрализаций для детей. Сказка в гости к нам собирается!

Приходи, честной народ!

Сказка в гости идет!

Представьте что вы в театре. Сели удобно. Закрыли глаза. Занавес!

Мы у веселой хозяйки Мухи – Цокотухи, именинницы.

Мини-спектакль. (Ребята в костюмах артистов играют отрывок из сказки)

Декорации: накрытый к чаю стол, лавочки, самовар,

Действующие лица:

Рассказчица – девочка

Муха-цокотуха – девочка

Паук – мальчик

Комар – мальчик

Милашечки, таракашечки: пчела,

блошка, бабочки, божьи коровки,

кузнечик, муравей - дети.


1). Мы побывали на празднике, а сейчас увидим борьбу добра и зла. Злобный паук побеждён отважным комаром и всё заканчивается свадьбой. Слайд 17[1].

2). Просмотр отрывка из мультфильма «Муха - Цокотуха»

3). Сравнительная характеристика главных героев. Метод «Граффити». Работа ведётся в группах. Каждой группе предоставляется лист бумаги, фломастеры. Алгоритм: вопрос - ответ: собственное «граффити» (слова, фразы) по теме. Передача «граффити» от группы к группе. Процесс повторяется. Это продолжается до тех пор, пока собственный листок не вернётся в каждую группу. Полученные «граффити» обсуждаются сначала в группах, затем – всем классом.


Комар.

Смелый, храбрый, молодой.

Побеждает, освобождает, смеётся.

Где смелость – там победа!

Герой.

Паук.

Злой, страшный, старый.

Мучает, ухмыляется, погибает.

Делая зло, на добро не надейся!

Злодей.


Вывод: К. И. Чуковский был детским поэтом - сказочником. Сказки в стихах – поэта всегда весёлые, задорные, шуточные. Но каждое произведение содержит глубокий смысл, учит доброму, хорошему… В его сказках добро всегда побеждает зло. Автор использует фольклор.

VIII. Итог:

Прием: Трансформационные, сильные вопросы. Слайд 18

Что вы можете сказать о произведениях К. И. Чуковского?

Чему нас учат его стихотворения?

Какие человеческие качества присутствуют в его сказках?

Нравятся вам произведения К. И. Чуковского?

Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием, он писал о себе: «Всегда, где бы я не был, в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной зубного врача, - я, чтобы не тратилось время, сочинял произведения для детей».

Закрыта последняя страничка детского журнала «Лестница - кудесница». Он получился веселый, яркий, красивый и поучительный. Думаю, ожидания наши оправдались – мы выстроили свою лестницу – чудесницу, лесенку знаний. Все отлично поработали. Молодцы!

Аффирмация. Слайд 19

- Ребята, встаньте в круг, возьмитесь за руки.

- Улыбнитесь. Вы видели улыбку друг у друга?

- А свою улыбку вы можете увидеть?

- Почти всё у человека предназначено для самого себя…кроме улыбки. Если бы не зеркало, вы бы её никогда даже не увидели. Улыбка предназначена другим людям. Так давайте подарим улыбки друг другу, чтобы от ваших улыбок всем было хорошо и радостно, легко и тепло.

- Если вам понравился урок, похлопайте в ладоши громко, если не очень, то тихо, ну, а если урок не понравился, можете не хлопать. Слайд 20






СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

«Муха - Цокотуха» Сказка К. И. Чуковского, мультфильм [Электронный ресурс] – Режим доступа https://youtu.be/av2Cw7uSs1M

«Тараканище» Сказка К. И. Чуковского, мультфильм [Электронный ресурс] – Режим доступа https://yandex.fr/video/preview/6948924792460245279

«Доктор Айболит» Сказка К. И. Чуковского, мультфильм [Электронный ресурс] – Режим доступа https://ok.ru/video/1202427400588

«Мойдодыр» Сказка К. И. Чуковского, мультфильм [Электронный ресурс] – Режим доступа https://mover.uz/watch/LAlNQ6D

«Федорино горе» Сказка К. И. Чуковского, мультфильм [Электронный ресурс] – Режим доступа https://ok.ru/video/1871429112136

Биография К. И. Чуковского [Электронный ресурс] – Режим доступа http://parnasse.ru

Иллюстрации к стихотворениям К. И. Чуковского [Электронный ресурс] – Режим доступа https://youtu.be/ugQrPvv5gnU

К. И. Чуковский «Сказки, песни, загадки». Из серии: Современная русская литература. ЛитРес. Эл. книга

К. И. Чуковский «От двух до пяти» Собрание сочинений в 15 т. Т. 2: М., Терра - Книжный клуб, 2001г.

К. И. Чуковский «Сказки и стихи» худ. С. Самсоненко.- Смоленск: Русич, 2000.- 128с






в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.