Литературная слава нашего края. Бунинский Елец.
Всероссийский конкурс педагогического мастерства
на лучшую разработку библиотечного урока «Литературный юбилей»
Тема методической разработки библиотечного урока:
«Литературная слава нашего края. Бунинский Елец»
Автор:
Травина Ольга Егоровна
педагог- библиотекарь
ГОБ ПОУ «Елецкий колледж инновационных технологий»
2024 год
Пояснительная записка.
В 2025 году исполняется 155 лет со дня рождения русского писателя И.А. Бунина. Елец – город богатого исторического и культурного прошлого. С нашим старинным городом связано немало великих имен деятелей русской культуры. Но особое место в этом списке занимает имя русского писателя Ивана Алексеевича Бунина. Бунин – великий мастер художественного слова. Его творчество навечно вошло в сокровищницу мировой классической литературы. И навсегда останется на страницах его бессмертных произведений древний русский город Елец. Вот поэтому мы и совершаем свое литературное путешествие по Ельцу вместе с писателем Иваном Алексеевичем Буниным.
Актуальность темы в том, что изучение истории своей страны и ее культурного наследия является важной составляющей частью формирования личности молодого поколения. А истоки любви к своей Родине начинаются с воспитания бережного отношения к своему родному краю, изучения его традиций и самобытности. Именно на этом базируется воспитание всесторонне развитой личности, любящей свой край и своё Отечество, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции.
Целевая аудитория (возрастная группа, курс обучения).
Обучающиеся 1-4 курсов (15-20 лет).
Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы педагога (связь с другими мероприятиями, преемственность).
Данное мероприятие тесно связано с изучением таких предметов, как история, русская литература, краеведение. Эта тема хорошо вписывается в основные направления воспитательной системы нашего образовательного учреждения: патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое воспитание, краеведческая работа. На этих же принципах строится воспитательная и массовая работа библиотеки, а также работа по привитию любви к книге и чтению. Мероприятие может быть использовано как в работе библиотек, так и в работе классных руководителей.
Цель, задачи и планируемые результаты.
Цель: Формирование у обучающихся нравственных качеств и гражданских ориентиров, чувства ответственности за сохранение художественного наследия.
Задачи:
- активизация у обучающихся интереса к изучению литературы и краеведения;
- воспитание любви к родному краю,
- формирование художественного и эстетического вкуса;
- развитие любви к чтению и пониманию художественного слова
Планируемые результаты:
- изучение культурного наследия своего народа;
- формирование чувства гордости за свою Родину, её историю и культуру
- воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей;
- формирование уважительного отношения к истории и культуре родного края;
-развитие творческого потенциала учащихся и создание творческой среды для самовыражения;
- формирование мотивации к бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора.
Для данного мероприятия была выбрана форма – литературная гостиная. Такая форма проведения занятия с использованием музыки, видео- и фотоматериалов, презентаций, позволяют усилить эмоциональное воздействие материала занятия. Литературная гостиная – пластичная и удобная форма организации творческой деятельности. Она объединяет в себе драматическое действо, художественное чтение, музыкальный компонент, литературную игру, диалог и дискуссию с участниками мероприятия. Это камерное мероприятие, основой которого является активное участие всех присутствующих. Современные технологии и сервисы расширяют возможности использования наглядного материала в ходе проведения мероприятия.
Педагогические технологии, методы, приемы, используемые для достижения планируемых результатов.
Для достижения планируемых результатов мероприятия были использованы методы исследовательских технологий, ИКТ, интерактивных технологий, технологий дистанционного обучения, метода проектов, беседы, дискуссий, наглядных методов, метода работы с книгой и текстом, приема поиска информации.
Описание этапов подготовки и проведения мероприятия.
1.Определение темы, целей, задач и планируемых результатов мероприятия.
2. Выбор формы проведения.
3. Создание инициативной группы участников мероприятия, распределение поручений.
4. Проектирование (разработка композиции предстоящего мероприятия, выбор используемых педагогических технологий).
5. Сбор информации по теме.
6. Репетиция выступлений обучающихся.
7. Проведение мероприятия;
- этап мотивации (самоопределения) к деятельности;
- этап актуализации знаний;
- этап создания плана деятельности;
- целеполагание;
- реализация выбранного плана действий (проведение мероприятия, выступления педагога и обучающихся);
- этап рефлексии деятельности;
- итог мероприятия.
8. Анализ достижения планируемых результатов.
Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия (кадровые, методические, материально-технические, информационные и иные).
Компьютер с выходом в Интернет, медиапроектор, колонки, видеоряд, презентации обучающихся, книжная выставка произведений Бунина «След мой в мире есть…», доступ к официальному сайту музея И.А. Бунина в Ельце.
Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы образовательных организаций региона.
Данное мероприятие рекомендуется проводить при изучении творчества писателя в курсе литературы, как внеклассное мероприятие по краеведению, в массовой работе библиотек. Материалы будут полезны классным руководителям, педагогам-организаторам, педагогам дополнительного образования, педагогам-библиотекарям.
Конспект библиотечного урока
Этап мотивации (самоопределения) к деятельности
Библиотекарь: В 2025 году исполняется 155 лет со дня рождения русского писателя И.А. Бунина, нашего земляка. На русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем есть скромная могила. Крест белого камня, небольшой цветник. Горит свеча. Сюда часто приходят русские и подолгу стоят у могилы одного из самых изысканных и глубоких писателей. На надгробии начертано имя - Иван Алексеевич Бунин.
Видеоролик «Исчезло небо голубое».
Этап актуализации знаний
Библиотекарь: Елецкая земля щедра на таланты. Она дала миру много знаменитых имен. Ребята, какие из этих имен вы можете назвать?
Ответы обучающихся (писатель М.М. Пришвин, философ В.В Розанов, композитор Т.Н. Хренников, художник Н.Н. Жуков)
Библиотекарь: Ну и, конечно, Иван Алексеевич Бунин – известный русский писатель, лауреат Нобелевской премии в области литературы.
Как же связан наш родной город с творчеством Бунина? На страницах каких своих произведений писатель запечатлел его неповторимый облик? Об этом и о многом другом мы узнаем сегодня на нашем мероприятии.
Этап создания плана деятельности
Библиотекарь: Добро пожаловать в нашу литературную гостиную.
Мы приглашаем вас окунуться в неповторимый мир литературного наследия русского писателя И.А. Бунина.
В эти октябрьские дни мы отмечаем день рождения нашего знаменитого писателя- земляка. И дата эта важна для всего читающего мира, для всей России, и, конечно же, для города Ельца, который называют городом Бунина.
Целеполагание
Библиотекарь: Какова цель нашего мероприятия?
Прежде всего, больше узнать о творчестве нашего знаменитого писателя-земляка, показать, какую роль сыграл наш старинный город на формирование писателя, какое место он занимает в творческом пространстве Бунина, увидеть и ощутить образ Ельца через призму художественного восприятия писателя. И всё это является составной частью одной большой и важной цели – изучения культурного наследия своего народа, своего родного края. Елец – город богатого исторического и культурного прошлого. С нашим старинным городом тесно связано творчество Ивана Алексеевича Бунина. Бунин – великий мастер художественного слова. Его творчество навечно вошло в сокровищницу мировой классической литературы. И навсегда останется на страницах его бессмертных произведений древний русский город Елец. Вот поэтому мы и совершаем свое литературное путешествие по Ельцу вместе с писателем Иваном Алексеевичем Буниным.
Реализация выбранного плана действий.
Библиотекарь: Самые светлые и счастливые минуты каждого человека неразрывно связаны с воспоминаниями детства, самых первых светлых чувств, которые наполняют душу человека. Для писателя Бунина родной край и Елец были дороги и любимы. И куда бы не уводил его жизненный путь, но милые сердцу места манили, звали его из разных городов России, из заграничных путешествий, из далекой Франции, где прожил он в эмиграции около 34 лет.
Ведущий 1: Отсюда, из Елецкой земли, корнями своими напитываясь из многовековой истории нашего края, возрос неповторимый талант писателя Ивана Алексеевича Бунина, жемчужина в драгоценном венце русской классической литературы.
Детство его прошло на хуторе Бутырки и в деревне Озерки Елецкого уезда. В Ельце с 1881 по 1885 гг. он учился в гимназии.
Елец был первым городом, который увидел будущий писатель и любитель странствий. Впоследствии Иван Алексеевич вспоминал:
Чтец 1: « Из первых детских событий, глубоко запечатлевшихся в памяти, на первом месте стоит моё первое в жизни путешествие, самое далёкое и самое необыкновенное из всех моих последующих путешествий. Отец с матерью отправились в ту заповедную страну, которая называлась городом, и взяли меня с собой... Как выехали мы из города, не помню. Зато как помню городское утро. Я висел над пропастью, в узком ущелье из огромных, никогда мною не виданных домов, меня ослеплял блеск солнца, стёкол, вывесок, а надо мной на весь мир разливался какой-то дивный музыкальный кавардак: звон, гул колоколов с колокольни Михаила Архангела, возвышавшейся надо всем в таком величии, в такой роскоши, какие и не снились римскому храму Петра, и такой громадой, что уже никак не могла поразить меня впоследствии пирамида Хеопса»
Чтец 2: Стихотворение «Архангел Михаил»
Библиотекарь: Становление Бунина как писателя происходило в крае, тесно связанном с историей древних времен. Юного Бунина пленяет Елец как зримое присутствие старины. Этот город, овеянный, русской древностью с причудливой вязью ее преданий и легенд, с красноречиво молчащими каменными сводами седых храмов приоткрывает перед писателем картины далекого прошлого:
Чтец 3: «…Он и впрямь был одним из самых древних русских городов, лежал среди великих черноземных полей Подстепья, на той роковой черте, за которой некогда простирались земли дикие, незнаемые, а во времена княжества Суздальского и Рязанского принадлежал к тем важнейшим оплотам Руси, что, по словам летописцев, первые видели зарева страшных ночных и дневных пожарищ, первые давали знать Москве о грядущей беде и первые ложились костьми за неё». Бунин «Жизнь Арсеньева»Ведущий 1: Краеведческая справка: Впервые Елец упоминается в Никоновской летописи в 1146 году, на один год раньше Москвы, но краеведы считают, что основан он был в конце Х века князем Владимиром как пограничный город-крепость. Город построен по всем правилам древнерусского градостроительства – на крутом берегу реки Быстрой Сосны при впадении в неё речки Ельчик. Древний герб Ельца изображает оленя на фоне зелёной ели. Каждый ельчанин узнает этот сюжет в известном стихотворении Бунина.
Чтец 4: Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги»»
Библиотекарь: «Бунинская Россия», «Бунинский город» - этими поэтическими словами определил К. Паустовский древний Елец и весь Елецкий край. Древний Елец. Внутренний взор писателя охватывает всё самое дорогое, и город его детства и юности встаёт перед ним.
Чтец 1: «Я мысленно вижу, осматриваю город. Там, при въезде в него, - древний мужской монастырь... Я почему-то томлюсь мыслью о его старине, о том, что когда-то его не раз осаждали, брали приступом, жгли и грабили татары: я в этом чувствую что-то прекрасное, что мне мучительно хочется понять и выразить в стихах, в поэтической выдумке... Дальше, за притоком, - Черная Слобода, Аргамача, скалистые обрывы, на которых она стоит, и тысячи лет текущая под ними на далекий юг, к низовьям Дона, река, в которой погиб когда-то молодой татарский князь: …его, говорят, покарала чудотворная икона Божьей Матери, и доныне пребывающая в самой старой из всех наших церквей, что стоит над рекой, как раз напротив Аргамачи…»
Бунин «Жизнь Арсеньева».
Ведущий 2: В истории Ельца много славных и горьких страниц.Все было здесь: и радость побед, и горечь поражений, и мор, и голод, и 200 лет татарского ига, огонь пожарищ, семь раз дотла пожиравший город, и горы черепов, оставленные татарским ханом Тохтамышем, и битвы ельчан с полчищами хромоного Тамерлана, не оставившего в Ельце ни одного живого дыхания. Об этих страшных кровавых событиях напоминает нам сегодня часовня в форме богатырского шлема, возведенная в память погибших воинов-защитников города, находящаяся ныне в ограде Вознесенского собора. Вероятно, отзвуки этих кровавых битв сложились в образы стихотворения «После битвы».
Чтец 2: Стихотворение «После битвы»
Ведущий 1: Многое связывает Бунина с нашим городом. Здесь на пересечении Рождественской улицы и Шарова переулка стоит дом, где жил гимназист Ваня Бунин. Конечно, старый бунинский Елец сильно изменился, но все же проходя по этим улицам, мы можем увидеть наш город глазами писателя почти таким же, как и сто лет назад.
Чтец 5: (на фоне музыки и дефиле в костюмах конца ХIX в.):
Вот сентябрь, вечер. Я брожу по городу, В душе грусть о промелькнувшем лете, которое, казалось будет бесконечным, грусть своей отчужденности от всех, кто идет или едет по улице … У всех свои дела, свои разговоры, все живут своей привычной жизнью взрослых людей, – не то что одинокий и грустный гимназист, еще не принимающий в ней никакого участия.
А прямая, как стрела, Долгая улица, ведущая вон из города, к острогу и монастырю, тонет в пыли и слепящем блеске солнца, заходящего как раз в конце ее пролета, и в этомпыльном золоте течет поток идущих и едущих, возвращающихся с рысистых бегов, которыми тоже знаменит город, – и сколько тут франтов из всяких писцов и приказчиков, сколько барышень, разряженных, точно райские птицы, сколько щегольских шарабанов, в которых красуются перед народом купчики, сидя рядом со своими молодыми женами!
Иногда в городе бывало большое гулянье. И вот сын Ростовцева, –гимназист, шестиклассник, – однажды взял меня на такое гулянье в городской сад, и меня поразила несметная, от тесноты медленно двигающаяся по главной аллее толпа, пахнущая пылью и духами, меж тем как в конце аллеи, в сияющей цветными шкаликами раковине, томно разливался вальсом, рычал и гремел во все свои медные трубы и литавры военный оркестр. Ростовцев в этой аллее вдруг остановился, лицом к лицу столкнувшись с хорошенькой барышней, шедшей навстречу нам с подругами, и, покраснев, шутя щелкнул каблуками и отдал ей честь, а она вся озарилась под своей затейливой шляпкой откровенно-радостной улыбкой. Перед раковиной, на площадке, бил среди большого цветника, орошая его прохладным водяным дымом, раскидистый фонтан, и мне навсегда запомнилась его свежесть и прохладный, очаровательный запах обрызганных им цветов, которые, как я узнал потом, назывались просто «табак»: запомнились потому, что этот запах соединился у меня с чувством влюбленности, и я всю жизнь вспоминал от времени до времени и свежесть фонтана, и звуки военной музыки, как только слышал этот запах…
Ведущий 2: Вчитываясь в строки Бунина о старом Ельце, встает перед нашим внутренним взором образ России православной, с ее многовековыми традициями, со своим особым образом мышления, который является составляющей частью той загадочной русской души, исполненной любви и веры:
Чтец 3: «В субботу вечером я должен был идти ко всенощной в церковку Воздвиженья, стоявшую в одном из глухих переулков близ гимназии. Боже, как памятны мне эти тихие и грустные вечера под ее темными сводами! Сумрак все сгущается, в узких окнах все печальнее синеет, лиловеет умирающий вечер. Вот мягкие шаги священнослужителей, проходящих в алтарь. Но долго еще длиться тишина, пока не выйдет на амвон дьякон, пока не ответит ему из алтаря смиренный и грустный зачинающий голос и не покроется все тихой согласной музыкой хора.
/музыка Чайковский «Литургия» - «Придите поклонимся»/
Как все это волнует меня! Я еще мальчик, подросток, но ведь я родился с чувством всего этого! Всю службу стою я как зачарованный и у меня застилает глаза слезами, ибо я уже твердо знаю теперь, что прекрасней всего этого нет и не может быть ничего на земле.
Нет, это неправда – то, что говорил я о готических соборах, об органах: никогда не плакал я в этих готических соборах так, как в церковке Воздвиженья в эти темные глухие вечера…»
Библиотекарь: Елец – своеобразный центр бунинского художественного пространства. Это особая «заповедная страна», где все дышит стариной, историей и неизъяснимой, завораживающей тайной. Главное – это душа города, его теплота, тот особый лад, та внешняя безыскусная простота, которая так много говорит русскому сердцу.
Елецкие улицы, переулки, площади, базары и торговые ряды, трактиры, гимназии, купеческие и дворянские дома, гостиницы, все реалии русского провинциального быта - достоверны, правдивы, реальны. На страницах бунинских произведений оживают персонажи далёкого прошлого; купцы, мещане, приказчики, богомольцы, городские мальчишки, строгая начальница женской елецкой гимназии…И, конечно же, незабываемый образ юной елецкой гимназистки Оленьки Мещерской, олицетворяющей радость, молодую искромётность и полноту жизни.
Сценка «Гимназистка»
( по мотивам рассказа И.А. Бунина «Лёгкое дыхание»)
Ведущий 3: «Лёгкое дыхание» Ельца, лёгкое дыхание прелестной юной елецкой гимназистки Оленьки Мещерской.
Писатель Паустовский прочитал рассказ Бунина «Лёгкое дыхание», сидя на елецком вокзале и едва не опоздал на поезд: «Я вскочил и бросился в вагон и просидел, забившись в угол, до самого Ефремова. Всё внутри меня дрожало от печали и любви. К кому? К дивной девушке, к убитой вот на этом вокзале гимназистке Оленьке Мещерской. Я не знаю, можно ли назвать эту вещь рассказом. Это не рассказ, а озарение, сама жизнь с её трепетом и любовью. Пожалуй, в эту ночь в холодном вагоне среди чёрных и серых степей России, среди шумящих от ночного ветра березовых рощ я впервые до конца, до прожилки понял, что такое искусство и какова его возвышенная и вечная сила».
Ведущий 1: Бунин прожил в Ельце всего несколько лет, но на всю жизнь сохранил память о нем, навсегда этот город остался для него городом детства, юности, первой любви к прелестной девушке Варе Пащенко, город романтических грез. И пусть потом было много испытаний, разлук, потерь, оторванности от родных корней, но всегда был в его сердце уголок, где тихим светом светит путеводная звезда родных полей, родного края, отчего дома.
Чтец 2: Стихотворение «Я уснул в грозу среди ненастья…»
Ведущий 1: Осень в Ельце… Шорох падающих листьев, последние погожие дни, купола елецких церквей в осеннем небе. Уже собраны антоновские яблоки. Бунинская антоновка. Каждый год в Ельце проводится художественно-событийный фестиваль «Антоновские яблоки», и весь город погружается в бунинские времена. На улицы выходят дворяне и купцы, гимназисты и студенты, крестьяне и мастеровые. И плывёт по елецким улочкам аромат пирогов и осенних яблок.
Видеоролик «Фестиваль «Антоновские яблоки»
Ведущий 2: Рассказ И.А. Бунина «Антоновские яблоки». В нём наш знаменитый писатель-земляк воссоздаёт картину русской провинциальной жизни конца 19 века. Эти светлые воспоминания детства, юности и сегодня дороги и близки каждому человеку, потому что они проникнуты любовью к нашей земле, исполнены светлого чувства сопричастности чудесному и прекрасному миру, окружающему нас.
Сценка «Антоновские яблоки» (фрагмент рассказа)
Ведущий 3: В 1933 году И.А. Бунин первым из русских писателей получил высшую награду - Нобелевскую премию в области литературы за свой автобиографический роман «Жизнь Арсеньева». Он писал этот роман в горестные дни эмиграции, оторванный от всего, что было ему дорого. Это книга о любви, о смерти, о трагической радости существования в грозном и одновременно прекрасном мире; книга о России и о творческой силе памяти.
К. Паустовский рассказывал: « Меня попросили сказать вступительное слово на первом вечере памяти Бунина. Я начал готовиться к нему, но открыл наугад одну из книг Бунина - и все пропало! Я зачитался, и у меня почти не осталось времени, чтобы набросать на бумаге заметки о Бунине. Я забыл обо всем. Такова сила бунинского таланта, бунинского слова, сила его беспощадно-прекрасного и безукоризненного мастерства».
Ведущий 2: И снова осень в Ельце. Шорох падающих листьев, последние погожие дни, купола елецких церквей в осеннем небе.
Это осень, воспетая Буниным на страницах его бессмертных произведений, в его стихах, известных и любимых всеми с детства.
Чтец 3: Стихотворение «Листопад» (фрагмент).
Библиотекарь: Снова ностальгия по прошлому, невозвратно ушедшему, далёкому и прекрасному, но такому родному и близкому. Ностальгия по Бунину…
Ты видишь - я красы твоей не позабыл
И сердцем чист, твой мир благословляю...
Обетованному отеческому краю
Я приношу остаток гордых сил.
И он возвращается к нам на страницах своих бессмертных произведений, волнуя и трогая самые тонкие струны человеческой души.
Этап рефлексии деятельности.
Библиотекарь: Вот такое необычное литературное путешествие мы с вами совершили сегодня. Вместе с И.А. Буниным мы прошли по улицам древнего Ельца, окунулись в атмосферу старинного купеческого города, погрузились в художественный мир творчества Бунина, постарались понять, какое значение имел наш город для знаменитого писателя.
- Что запомнилось больше всего? Что нового узнали вы сегодня?
- Удалось ли нам достигнуть цели нашего литературного путешествия?
- Какое значение имеет изучение творчества Бунина для формирования
мировоззрения современного человека?
Вывод. Итог мероприятия.
Библиотекарь: Подводя итоги мероприятия, мы можем сделать вывод, что всем нам необходимо изучать, беречь и приумножать бесценное культурное наследие, которое доверено нам всеми предыдущими поколениями нашего народа, любить свою малую родину, свой родной город, стремиться узнать больше о его истории и традициях. Спасибо всем участникам нашего совместного путешествия за внимание, за проведённую работу. До новых встреч в нашей литературной гостиной!
Кияйкина Наталья Федоровна
Травина Ольга Егоровна
Кияйкина Наталья Федоровна