Литературный калейдоскоп
Литературный калейдоскоп
PPTX / 10.4 Мб
Литературный калейдоскоп
|
|
Антон Павлович Чехов (1860–1904 гг.) – великий русский писатель, талантливый драматург, академик, врач по профессии. Самое главное в его творчестве – это то, что многие произведения стали классикой мировой литературы, а его пьесы ставятся в театрах по всему миру. |
|
"В детстве у меня не было детства", - говорил Чехов Вопреки сложившемуся стереотипу Чехов был высоким В честь Чехова назван кратер на Меркурии Чехов «открыл» для России остров Сахалин Свой самый известный портрет Чехов считал крайне неудачным У Чеховых было свое предание о происхождении фамилии Всю жизнь Чехов много занимался благотворительностью От первого неизданного сборника Чехова осталось два экземпляра У Чехова было около 50-ти псевдонимов Чехов совершил «переворот в литературе» Гостеприимство Чехова «не знало границ» |
|
|
|
Родился 29 января 1860 года в Таганроге в небольшом домике на Полицейской улице, в семье купца третьей гильдии, владельца бакалейной лавки Павла Егоровича Чехова и Евгении Яковлевны Чеховой Раннее детство Антона протекало в бесконечных церковных праздниках и именинах. В будние дни после школы братья сторожили лавку отца, а в 5 часов утра каждый день вставали петь в церковном хоре. Как говорил сам Чехов: «В детстве у меня не было детства» |
|
Обучение Чехова началось в греческой школе в Таганроге; 23 августа 1868 года он поступил в приготовительный класс таганрогской гимназии, бывшей старейшим учебным заведением на юге России (основана в 1806 году как коммерческая гимназия, с 1866 года — классическая). В гимназии формировалось его ви́дение мира, любовь к книгам и театру; здесь он получил свой первый литературный псевдоним — «Чехонте́», которым его наградил учитель Закона Божьего Фёдор Платонович Покровский; здесь начались его первые литературные и сценические опыты. |
|
Чехов-гимназист издавал юмористические журналы, в которых придумывал подписи к рисункам, писал рассказы и сценки. Первая драма «Безотцовщина» была написана им в 18 лет во время учёбы в гимназии. Этот период в жизни Чехова был важным этапом созревания и формирования его личности, развития её духовных основ, дал ему огромный материал для писательской работы. |
|
24 декабря 1879 года, будучи студентом первого курса, Чехов поместил в журнал «Стрекоза» рассказ «Письмо к учёному соседу» и юмореску «Что чаще всего встречается в романах, повестях и т. п.». Это был его дебют в печати. В последующие годы Чехов писал рассказы, фельетоны, юморески — «мелочишки» под псевдонимами «Антоша Чехонте» и «Человек без селезёнки» или их вариантами, или совсем без подписи, — в изданиях «малой прессы», преимущественно юмористических: московских журналах «Будильник», «Зритель» и др. и в петербургских юмористических еженедельниках «Осколки», «Стрекоза». Чехов сотрудничал с «Петербургской газетой» (с 1884 года, с перерывами), с суворинской газетой «Новое время» (1886—1893) и с «Русскими ведомостями» (1893—1899). |
|
С 1887 года он всё меньше сотрудничал с юмористическими журналами; было прервано сотрудничество с «Будильником». Его рассказы становились всё длиннее и серьёзнее. О важных изменениях, происходивших тогда с Чеховым, говорит ещё и появившееся желание путешествовать. В том же году он отправился в путешествие на юг, в родные места; позже он ездил по «гоголевским местам», в Крым, на Кавказ. Поездка на юг оживила воспоминания Чехова о проведённой там молодости и дала ему материал для «Степи», первого его произведения в толстом журнале «Северный вестник». Дебют в таком журнале привлёк большое внимание критики, гораздо большее, чем к какому-либо предыдущему произведению писателя. |
|
Решение поехать именно на Сахалин было окончательно принято, очевидно, летом 1889 года, после обсуждения этого намерения с артисткой К. А. Каратыгиной, путешествовавшей по Сибири и Сахалину в конце 1870-х годов. Но Чехов долго скрывал это намерение даже от самых близких; сообщив о нём Каратыгиной, он попросил держать это в тайне. Раскрыл он эту тайну только в январе 1890 года, что произвело большое впечатление на общество. Усиливалось это впечатление ещё и «внезапностью» принятого решения, ведь уже весной того же года Чехов отправился в путешествие. |
|
Путь через Сибирь занял 82 дня, за которые писатель написал девять очерков, объединённых под общим названием «Из Сибири». На Сахалин Чехов прибыл в июле. За несколько месяцев пребывания на нём он общался с людьми, узнавал истории их жизни, причины ссылки и набирал богатый материал для своих заметок. Чехов провёл, по собственным словам, полную перепись населения Сахалина, заполнив несколько тысяч карточек на жителей острова. Администрация острова строго запретила общаться с политическими заключёнными, но писатель нарушал этот запрет. Возвращался Чехов с Сахалина морским путём, на пароходе Доброфлота «Петербург». Во Владивостоке Чехов работал в библиотеке Общества изучения Амурского края, собирая дополнительные материалы для книги о Сахалине. Далее были Гонконг, Сингапур, остров Цейлон, Суэцкий канал, Константинополь, Одесса. Наконец, декабрь 1890 года родные встречали его в Туле. В следующие 5 лет Чехов писал книгу «Остров Сахалин». Что касается художественного творчества, путешествие на Сахалин, по собственному признанию Чехова, оказало огромное влияние на все его последующие произведения. |
|
С 1890 по 1895 год, по возвращении в Москву из поездки на Сахалин, Чехов поселился в небольшом двухэтажном флигеле на Малой Дмитровке. Здесь он работал над книгой «Остров Сахалин», рассказами «Попрыгунья», «Дуэль», «Палата № 6», а также встречался с писателями В. Г. Короленко, Д. В. Григоровичем, В. А. Гиляровским, П. Д. Боборыкиным, Д. С. Мережковским, В. И. Немировичем-Данченко, известными актёрами А. П. Ленским и А. И. Южиным, художником И. И. Левитаном. Флигель сохранился до нашего времени и отмечен памятной доской с барельефом писателя. |
|
С 1892 по 1899 год Чехов проживал в подмосковном имении Мелихово, неподалеку от города, названного его именем (г. Чехов), где сейчас работает один из главных его музеев. За годы «мелиховского сидения» было написано 42 произведения. Позднее он много путешествовал по Европе. В 1899 году продал собственность на свои произведения, которые были написаны и будут написаны в течение двадцати последующих лет, книгоиздателю Адольфу Марксу за 75 тысяч рублей. В конце 1898 года писатель купил в Ялте участок земли, где был разбит сад и построен дом по проекту архитектора Л. Н. Шаповалова. |
|
Долгое время считалось, что Чехов умер от туберкулёза. В истории болезни писателя, которую вёл в клинике его лечащий врач Максим Маслов, записано, что в гимназические и студенческие годы Чехов болел туберкулёзным воспалением брюшины, но «теснение в грудине» чувствовал ещё в 10-летнем возрасте. С 1884 года Чехов страдал кровотечением из правого лёгкого. В ходе исследования, помимо протеинов, свидетельствующих о наличии микобактерий туберкулёза, в пробах обнаружены и протеины, способствовавшие образованию тромба, приведшего к закупорке сосудов и последующему кровоизлиянию в мозг, которое учёные и сочли непосредственной причиной смерти писателя. |
|
Своеобразие пьес Чехова замечалось его современниками при первых постановках. Сначала оно воспринималось как неумение Чехова справиться с задачей последовательного драматического движения. Рецензенты говорили об отсутствии «сценичности», о «растянутости», о «недостатке действия», о «беспорядочности диалога», о «разбросанности композиции» и слабости фабулы. Театральная критика всё больше упрекала Чехова в том, что он вводит в свои пьесы излишние подробности быта и тем самым нарушает все законы сценического действия. Однако для самого Антона Павловича воспроизведение сферы быта было непременным условием — иначе для него терялся смысл всего замысла. |
|
В многочисленных рассказах этого времени Чехов обращается к исследованию души современного человека, испытывающего влияние разнообразных социальных, научных и философских идей: пессимизма ("Огни", 1888), социального дарвинизма ("Дуэль", 1891), радикального народничества ("Рассказ неизвестного человека", 1893); решает волновавшие общество вопросы семейных отношений ("Три года", "Супруга", "Ариадна", все 1895), аномальных явлений психики ("Черный монах", 1894) и др. Основой сюжетов становится не столкновение человека с грубой социальной средой, но внутренний конфликт его духовного мира: герои Чехова - "хмурые", скучные, живущие "в сумерках" люди, оказываются жизненно несостоятельными в силу собственной неспособности к творческой реализации, неумения преодолевать душевное отчуждение от других людей; их несчастья не имеют фатальной предопределенности и не обусловлены исторически - они страдают по причине собственных житейских ошибок, дурных поступков, нравственной и умственной апатии. |
|
Книга «Остров Сахалин» стала художественным документом эпохи. Чехов стоит у истоков трагикомедии. В его творчестве даны лучшие в русской литературе образцы всех жанровых разновидностей «малой прозы». Драматургия Чехова стала «визитной карточкой» русской литературы в мире. Вечен чеховский призыв «Берегите в себе человека». Художественные открытия Чехова оказали огромное влияние на литературу и театр XX века. Его драматические произведения, переведённые на множество языков, стали неотъемлемой частью мирового театрального репертуара. |
|
На медицинский факультет Московского университета Чехов поступил в 1879 году и окончил его в 1884 году. Он был весьма добросовестным студентом, посещавшим лекции профессоров Бабухина, Захарьина, Клейна, Фохта, Снегирёва, Остроумова, Кожевникова, Эрисмана, Склифосовского. Уже с 1881 года он начинает практику врача при докторе П. А. Архангельском в Чикинской земской лечебнице Звенигородского уезда Московской губернии. По собственному свидетельству, он «не раскаивается, что пошёл на медицинский факультет». Парадокс состоял в том, что изображая врачей большей частью карикатурно, в чём-то самоиронично, Чехов настаивал на гуманной сущности медицинской профессии, призывая врачей к внимательному и терпимому обращению с пациентами. Во многом благодаря Чехову в русской и мировой литературе возник литературный архетип интеллигента-врача, врача-гуманиста и подвижника. |
|
Чехов до сих пор остаётся лидером по числу зарубежных экранизаций русской классики — его произведения становились основой для кино/телеверсий более 300 раз |
|
В память о Чехове были открыты его музеи и установлены памятники; названы географические объекты, театры, библиотеки, суда, астрономические объекты; выпущены монеты, почтовые марки. |
Художественное творчество Чехова оказало огромное влияние на литературу и театр XX в. Его драматические произведения, которые были переведены на большое количество языков, стали неотъемлемой частью мирового театрального репертуара. Чехов создал новые ходы в литературе, оказав немало влияние на развитие современного рассказа. Оригинальность его творческого метода заключается в использовании приема под названием «поток сознания» (позже перенятого Дж. Джойсом и другими модернистами) и отсутствии финальной морали, так необходимой структуре классического рассказа того времени. Чехов не стремился дать ответы читающей публике, а считал, что роль автора заключается в том, чтобы задавать вопросы, а не отвечать на них. |
|
1. Один из этих рассказов написал Антон Павлович Чехов. Какой именно? «Толстый и тонкий» «Баргамот и Гараська» «Хорь и Калиныч» «Чертопханов и Недопюскин» 2. Перед вами четыре пары чеховских пьес. Одна из пар – правильная. «Платонов» и «Вишневый сад» «Леший» и «Дядя Ваня» «Иванов» и «Три сестры» «Чайка» и «Предложение» |
|
3. Каким псевдонимом пользовался не Антон Павлович Чехов? Макар Балдастов Акакий Тарантулов Макар Свирепый 4. Одно из этих изречений принадлежит не Антону Павловичу Чехову, а другому классику русской литературы. Берегите в себе человека. Воспитанные люди не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомство со знаменитостями. Напишите, как этот молодой человек выдавливает из себя по каплям раба и как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течет уже не рабская кровь, а настоящая человеческая. Кто сказал, что одна истина действительна? Ложь так же живуча, как и истина, если не более. |
5. Жанр какого чеховского произведения нередко определяют как «роман», единственный роман в наследии писателя? «Степь» «Моя жизнь» |
5. Жанр какого чеховского произведения нередко определяют как «роман», единственный роман в наследии писателя? «Степь» «Моя жизнь» 6. Как определял сам Антон Павлович Чехов жанр пьесы «Вишневый сад»? Трагикомедия Весенняя сказка Комедия Драма |
|
7. Одно из этих высказываний не относится к Чехову. Какое? В жизни Х был именно тем, чем был в творчестве, – человеком редкого душевного благородства, воспитанности, изящества, мягкости и деликатности при необыкновенной искренности и простоте, чуткости и нежности, при редкой правдивости. (Иван Бунин) Х умеет писать так, чтобы словам было тесно, а мыслям просторно. (Максим Горький) 8. Кто из героев Чехова не был врачом? Евгений Львов из пьесы «Иванов» |
|
9. Автором одного из этих шутливых афоризмов был не Антон Павлович Чехов. Водка белая, но красит нос и чернит репутацию. 10. В каком городе нет дома-музея А.П.Чехова? В Москве |
|
РЕЗУЛЬТАТЫ 10 правильных результатов – в Ваших ответах всё прекрасно – и лицо, и одежда, и душа, и мысли. 9–6 – отменно! Эрудиция Вас почти не подводит. 5–4 – оценка положительная. 3–1 – читайте Чехова, и Вас ждут новые открытия. ВЕРНЫЕ ОТВЕТЫ 1. «Толстый и тонкий» 2. «Леший» и «Дядя Ваня» 3. Макар Свирепый 4. Кто сказал, что одна истина действительна? Ложь так же живуча, как и истина, если не более. 5. «Драма на охоте» 6. Комедия 7. Х – пожалуй, я не нахожу ему равного ни в одной стране. Я думаю, он много более велик, чем Пруст или Джойс. (Владимир Набоков) 8. Дмитрий Гуров из рассказа «Дама с собачкой» 9. У нас нет середины: либо в рыло, либо ручку пожалуйте. 10. В Тамбове |
|
Однажды летом Чехов задумал создать «Маленькую трилогию» — серию, которая состояла из трёх произведений. Среди них должен был разместиться рассказ «Человек в футляре». Когда автор работал над написанием рассказов, активность творчества внезапно пошла на спад, а позже Чехов заболел. У него обнаружили туберкулёз. Рассказ начат в конце весны — начале лета, в 1898-ом году. В середине июня «Человек в футляре» был отправлен в журнал. Говорят, что прототипом главного персонажа послужила личность инспектора гимназии города Таганрога. Однако, эти сведения могут быть неточными. Описание Беликова, центрального действующего лица, слегка утрировано. Он излишне тепло одевается, создавая себе «кокон», «футляр». Он очень мнителен и боязлив. Карикатурная личность показана на достаточно серьёзном общем фоне. Этот персонаж хорошо запоминается и поэтому его прозвище стало именем нарицательным. |
|
В список самых популярных произведений Чехова входит «Толстый и тонкий». Рассказ основан на анекдотическом случае: конфликт персонажей, вызван оплошностью «тонкого». В вариации 1886 года внесены изменения, изменившие смысл. Автор убрал служебную подчинённость: один лебезит перед другим просто так, без всякой необходимости. |
|
Существует версия, что произведение написано Чеховым после визита в Ялту и встречи там с его последней любовью, которую звали Ольга Книппер. В рассказе идёт речь о курортном знакомстве мужчины и женщины. Оно имело продолжение, даже когда они вернулись в свои родные города, в свои семьи. «Дама с собачкой» имела большой резонанс. Не всем понравилась сюжетная линия, учитывая то, что оба героя произведения состоят в законном браке. У Гурова по сюжету есть трое детей. |
|
«Дядя Ваня» — одна из самых известных пьес Чехова. Вначале автор дал произведению название «Леший». Окончательный вариант, как гласит подзаголовок, демонстрирует сцены из деревенской жизни. Пьеса выдержала огромное количество театральных постановок в России (при жизни автора, в советское и в постсоветское время) и за границей. Её не раз экранизировали. |
|
«Вишнёвый сад» — самое известное произведение Чехова, написанное за год до его преждевременной кончины. Пьеса является одним из наиболее известных драматических произведений тех лет. Полное сентиментальности произведение пишет о красивом, но несовременном и ненужном образе жизни. Во времена былой помещичьей жизни деревья росли и цвели ради прихоти. Теперь сад стал нерентабельным. Пьеса сочетает комическое и трагическое. Она имеет огромный мировой успех и колоссальное число постановок и экранизаций. |
|
Пьеса Чехова «Три сестры» написана на рубеже двух столетий, в самом начале 20 века. Автор создал её специально по заказу МХАТа. Почти 120 лет её ставят в отечественных и зарубежных театрах. Известные режиссёры в каждой очередной постановке рассматривали произведение по-новому. И в нашем тысячелетии оно не утратило актуальности. В чём-то сюжет перекликается с «Вишнёвым садом». Возвышенные и романтичные сёстры (Ольга, Маша, Ирина) и другие герои тоскуют по более деятельной и общественно-полезной жизни. Финал — увеличившаяся дистанция разделяет мечты и реальность. |
|
Это произведение Чехова отражает множество жизненных впечатлений и является отображением личного опыта писателя. Прототипами главных героев стали реальные люди. Рассказ ведётся от лица художника, живущего по-барски, праздно. Он знакомится с двумя девушками, сёстрами. Одна трудится, обучая детей. Другая — гуляет и читает. Даже детали в произведении выписаны чрезвычайно подробно. |
|
Первоначальный замысел А.П. Чехова написать «Чайку» относится к весне 1895 года. Больше года ушло на художественную реализацию задуманного, и 17 октября 1896 года пьеса впервые была поставлена на сцене Александринского театра в Петербурге. |
|
Было восемь часов утра — время, когда офицеры, чиновники и приезжие обыкновенно после жаркой, душной ночи купались в море и потом шли в павильон пить кофе или чай. Иван Андреич Лаевский, молодой человек лет 28, худощавый блондин, в фуражке министерства финансов и в туфлях, придя купаться, застал на берегу много знакомых и между ними своего приятеля, военного доктора Самойленко. |
|
Ольга Семеновна, Оленька, Душечка вышла замуж за Ивана Петровича, антерпренера местного провинциального театра. Поехал в Москву Ванечка да там и умер. Погоревала Душечка и вышла замуж за управляющего лесным складом Васечку. Недолго, однако, длилось ее счастье - и Васечку Господь прибрал после болезни. Потом появился ветеринар Володечка. И его Ольга Семеновна нежно и преданно полюбила. Потом и Володечка уехал, помирился с женой. Приехал обратно к Душечке через несколько лет, но уже с сыном. Она поселила их бесплатно у себя в доме, а сама перебралась во флигель. Всю душу отдала она мальчику, ведь своих детей у нее не было. Такова история простой, но очень доброй женщины. |
|
Ресурсы
https://interdoka.ru/stranici/audiskazki/avtori/chehov/chehov_info.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%B5%D1%85%D0%BE%D0%B2,_%D0%90%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%BD_%D0%9F%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
https://www.liveinternet.ru/users/amymone/post401956775/