12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Попова Ольга Александровна1271
Учитель русского языка и литературы
Россия, Кировская обл., Луза
1

Рекомендательный список книг для читателей-подростков «Литературный калейдоскоп»

 

 

Сегодня перед нами подросток, человек достаточно противоречивый. Он заявляет, что «чтение устарело», «книг действительно интересных мало», а на уроках литературы «сплошное занудство». На другом полюсе – растерянные взрослые, которые сетуют на кризисные явления подросткового чтения, критически оценивают состояние соответствующего книжного потока, но не видят путей изменения сложившейся ситуации к лучшему.

 

Проблема подростка в том, что он взрослеет, не зная, как это делается. Осмыслить и тем самым сгладить «кризис роста» – такую возможность могут дать читателю-подростку современные литературные произведения.

Именно в 12-16 лет подросток ищет себя, свое место в жизни, пытается понять устройство общества. Ему просто необходимы современные книги о его сверстниках, социально-критическая литература, которая помогает познать окружающий мир и адаптироваться к реалиям сегодняшней жизни. Подростку нужен положительный «герой его времени», который живет, «по соседству», ежедневно сталкивается с такими же проблемами, ищет и обязательно находит решение.

 

В данном обзоре современной литературы для подростков собраны различные по жанру, тематике и читательскому назначению произведения, адресованные детям с 12 до 16 лет.

 

Е.Мурашова «Класс коррекции».

Всего несколько месяцев из жизни 7Е класса лучшей в городе гимназии, класса коррекции. Антон, главный герой, неторопливо и толково рассказывает о всех текущих и прошлых событиях в классе. Вот в классе появился "новенький", Юра, он инвалид-колясочник - веселый, добрый малый. Прислали молодого учителя географии и он интересно рассказывает. У Митьки пропала мать и дети остались одни... Не сразу, постепенно, мы узнаем, что у каждого уже за спиной своя нелегкая жизненная история, и о каждом можно писать отдельную повесть. Эти дети часто жестоки, но безошибочно чувствуют настоящую боль и трагедию. То, чем не могут похвастаться другие, из "спонсорских" классов.

Осколками своих исковерканных душ они тянутся к нормальной жизни, мечтают об обычной семье, просто хотят быть "как все". Защитный панцирь безразличия и ожесточенности еще не затвердел, сквозь него еще можно пробиться простым человеческим теплом и участием.

Сабитова Дина « Где нет зимы».

Мама тринадцатилетнего Паши и восьмилетней Гуль исче­зает и перед детьми, у которых за взрослую остается только кукла Лялька, маячит перспектива детского дома. Как брату с сестрой не расстаться и остаться дома?

Детям предстоит пережить много испытаний, узнать мно­го нового о своей семье и окружающих людях.

«Где нет зимы» очень тонкая и реалистичная сказка, кото­рая затронет и детей и тех взрослых, которые неравнодуш­ны к проблемам сиротства и усыновления.

Гавальда А. «35 кило надежды».

Книга «35 кило надежды» - наивный взгляд на мир глазами несчастного и талантливого тринадцатилетнего подростка, написанная от его лица («Я не очень увесистый, во мне всего 35 кило надежды...»), самыми простыми словами о самом главном - о выборе жизненного пути, об отношении к жизни, о понимании.

Грегуару 13 лет, в школе дела у него идут из рук вон плохо, и он уже дважды оставался на второй год. Просто учиться ему неинтересно, а интересно совсем другое - изобретать и строить разные механизмы. Такой гений-самоучка не нужен ни школе, ни родителям, и у Грегуара то и дело большие проблемы. Читать о них и грустно, и смешно. И как хорошо, что в этой истории есть дедушка, «закуток» и мечта.

Это история о том, как вера в ребенка делает из «неудачника» счастливого человека. О том, как важно найти в жизни занятие по душе.

Книга поучительная, легкая. Обязательно должна быть рекомендована тем подросткам, у которых есть проблемы в школе, в отношениях со сверстниками, родителями.

Байерс Б. «Лебединое лето».

Саре Годфри 14 лет и она переживает самое трудное время – период взросления. Еще вчера она была веселым, довольным ребенком, а сегодня поняла, что весь мир – ужасен. Жизнь, и правда, не мила, если у тебя умерла мама, папа живет далеко и приезжает редко, а младший брат Чарли после тяжелой болезни отстал в развитии и не умеет разговаривать. Однажды Чарли пошел разыскивать пленивших его лебедей и заблудился в лесу. Поиски его перевернули Сару, и она заново, любящим и радостным взором увидела мир и тех, кто окружает ее.

Веркин Э. «Друг-апрель».

Дядька Аксена как-то рассказал ему о непреложных законах жизни, которые, чтобы ты ни делал, не изменить. Один из них - первая любовь не бывает счастливой. С этим можно спорить, не соглашаться, но, в конце концов, придется смириться и все забыть: прогулки до дома из школы, драки с соперниками, их с Ульяной мир «на двоих», отвоеванный им у сверстников еще в детском саду, весну… Забыть и просто жить. Но Аксен так не может. Он ждет апреля, потому что в апреле она вернется в их сонный город, и он попробует обмануть лживые правила взрослой жизни, попробует все исправить.

Глейцман М. «Болтушка».

У Ровены Бетс — главной героини этой книги — врожденная анатомическая особенность гортани, которая не позволяет ей говорить. Ровена — умная, красивая девочка, она постоянно о чем-то размышляет, пишет быстрее, чем ее одноклассники, умеет общаться на языке жестов. Она взрослее, многих своих сверстников: в свои 12 лет она знает, как тяжело терять самых близких: маму и лучшую подругу, как тяжело быть не такой как все, как неосторожным словом, жестом можно ранить другого человека, даже самого дорогого.

Ефимов Игорь «Таврический сад».

Действие повести Игоря Ефимова происходит в сере­дине 1940-х годов в Ленинграде. Город только ещё оживает по­сле блокады и бомбёжек; взрослые как могут, восстанавливают нормальную жизнь, а дети играют, учатся, растут и взрослеют.

Парр Мария « Вафельное сердце».

«Вафельное сердце» (2005) — дебют молодой норвежской писательницы Марии Парр, которую критики дружно называют новой Астрид Линдгрен. Книга уже вышла в Швеции, Франции, Польше, Германии и Нидерландах, где она получила премию «Серебряный грифель».

В год из жизни двух маленьких жителей бухты Щепки-Матильды — де­вятилетнего Трилле, от лица которого ведется повествование, и его соседки и одноклассницы Лены — вмещается немыслимо много событий и приклю­чений — забавных, трогательных, опасных... Идиллическое житье-бытье на норвежском хуторе нарушается — но не разрушается — драматическими об­стоятельствами. Но дружба, конечно же, оказывается сильнее!

Байерс Бетси «Лебединое лето»

Саре Годфри 14 лет и она переживает самое трудное время – период взросления.

Еще вчера она была веселым, довольным ребенком, а сегодня поняла, что весь мир – ужасен.

Жизнь, и правда, не мила, если у тебя умерла мама, папа живет далеко и приезжает редко, а младший брат Чарли после тяжелой болезни отстал в развитии и не умеет разговаривать.

Однажды Чарли пошел разыскивать пленивших его лебедей и заблудился в лесу. Поиски его перевернули Сару, и она заново, любящим и радостным взором увидела мир и тех, кто окружает ее.

Михаил Самарский «Формула добра» - 1 книга «Радуга друга» - 2 книга
(Приключения необычной собаки)

Добрая и душевная книга, искренняя и пронзительная. Написана с любовью к братья нашим меньшим.

Если ты собака – поводырь, то привередничать на работе тебе не к лицу. Вот и лабрадор Трисон поступил на службу к весьма необычной побопечной. Со слепой старушкой не побегаешь, не поиграешь, но он отлично справлялся со своей задачей, несмотря ни на что. Правда, скоро все изменилось, судьба преподнесла сюрприз. И верный помощник попал к другим хозяевам.

Поводырь стал… охранником! Казалось, быть на страже в детском садике – легче лёгкого, пока там не произошло страшное событие. Однако Трисон не простой пёс, поэтому даже в критической ситуации смог показать себя с лучшей стороны.

Михаил Самарский «Формула добра»

Михаил Самарский написал эту книгу в 12 лет и как никакой другой автор сумел отразить внутренний мир современного подростка, его чаянья, проблемы и собственный взгляд на жизнь.

Взросление – важный и непростой этап для каждого человека, и он тем сложнее оттого, что ребенок остается один на один со своими вопросами.

А какие они, эти вопросы? Что заботит созревающую личность?

Главный герой повести Миша Миров проводит читателя по своим будням, делится сокровенными мыслями, не оставляя невысказанным ничего из того, что его тревожит.

Тор Анника «Остров в море».

Повесть Анники Тор «Остров в море» относится к тем еще довольно редким в современной России книгам, кото­рые говорят детям о вещах, до недавнего времени считав­шихся недоступными их уму или слишком тяжелыми дня их психики.

Рассказ о событиях Второй мировой войны застав­ляет читателей задуматься, над прошлым, настоящим и будущим - по-настоящему хорошим историческим книгам удается это сделать.

Повесть «Остров в море» можно было бы назвать также «Остров в мире», это больше чем история девочки из семьи австрийских евреев, которую приняла и спасла шведская семья, это взгляд на большой и поначалу чужой мир, куда попадает ото­рванный от семьи и родины ребенок. Штеффи многое непонятно в окружающих ее людях: они не так одеты, v них другая пища, они молятся богу, в которого она не верит, они скупы на слова и чувства. Да и шведы, исто­вые протестанты, жители рыбацкой деревушки на ма­леньком острове, не понимают дочку венского врача, не могут представить себе, какой опасности подвергаются ее родители.

В книге нет ни капли сладкого сиропа, в новом окру­жении девочки хватает недоброжелателей, охотников обидеть, унизить. Те, кто будет читать эти ранящие ду­шу страницы, получат своего рода прививку: можно на­деяться, что они не поддадутся искушению подразнить ровесника, потому что он «не такой, как все».

Можно ли сказать, что книга «кончается хорошо»? В некотором смысле, да. Штеффи, судя по всему, удаст­ся продолжить образование в городе, она убедилась, что суровая тетя Марта любит ее как родную дочь, остров в холодном море перестал казаться краем земли. Но шведские власти отказывают в визе взрослым бе­женцам-евреям, Штеффи догадывается, что нескоро увидится с родителями, а читатели знают, что, скорее всего, тех ждет смерть в концлагере. Война подступает к острову, до хэппи-энда еще далеко.

 

Тор Анника «Пруд Белых Лилий».

«Пруд Белых Лилий» — продолжение полюбившегося русским читателям романа «Остров в море» — истории о двенадцатилетней Штеффи, оказавшейся на острове в Швеции в начале Второй миропой войны. Повзрослевшая Штеффи получает стипендию и отправляется учить­ся в Гётеборг, где она будет жить на пансионе в семье Сёдербергов. Главное — она теперь будет находиться совсем рядом со Свеном, с которым познакомилась летом! Но что-то не складыва­ется в новой жизни Штеффи, на вид вполне благополучной... «Что происходит с родителями? Что такое настоящая дружба? А настоящая любовь? Что лучше — правда или ложь?» — все эти вопросы переполняют ее. И берег пруда Белых Лилий становится для Штеффи местом, где она может побыть одна и попытаться разобраться в себе…

Тор Анника « Глубина моря».

«Глубина моря» — третья часть тетралогии известной шведской писательницы Анники Тор. Основанная на реальных событиях по­весть о маленьких беженках-еврейках, вывезенных в 1939 году из Австрии в Швецию, принесла автору несколько литературных на­град и любовь читателей. Первые два романа — «Остров в море» и «Пруд Белых Лилий» — и заключительный — «Открытое море» — уже вышли в издательстве «Самокат». В 1999 году роман «Глубина моря» был отмечен премией Августа Стриндберга как лучшая книга для детей и подростков.

Книги написаны просто и проникновенно, хорошо пе­реведена, читается с не ослабевающим до последней стра­ницы интересом.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.