Литературный квиз по писателям северного края «В мире северных сказок…»
Сценарий литературного квиза по писателям северного края
«В мире северных сказок…»
Цель: актуализация знаний по творчеству сказочников Архангельской области, Бориса Шергина и Степана Писахова
Задачи:
способствовать развитию у учащихся художественно-эстетического вкуса;
содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности;
создать условия для развития памяти, воображения, логики.
Описание: литературная игра предназначена для обучающихся 6 класса, состоит из 3 туров, подготовленных на материале сказок С. Г. Писахова и Б. В. Шергина. Первый тур - разминка - посвящён творчеству сказочника Степана Писахова: команды должны угадать, какое из его произведений проиллюстрировал современный художник Дмитрий Трубин. Второй тур состоит из классических литературных и лингвистических вопросов по творчеству северных писателей, в которых необходимо применить имеющиеся знания, а также подключить логику и сообразительность. Третий тур представляет собой инсценировку сказки Бориса Шергина «Зеркальце».
Тур 1. Разминка
Этот тур состоит из 10 вопросов, на ответ отводится 30 секунд. За каждый правильный ответ игроки получают 1 балл. Участникам надо соотнести иллюстрацию и название произведения (см. Приложение 1)
Ведущий: Дорогие участники, для начала нам надо размяться. Сделать это мы сможем вместе с иллюстратором Дмитрием Трубиным, который не так давно создал серию прекрасных рисунков по сказкам Степана Писахова. Мы не просим вас написать название сказки - достаточно соотнести изображение и произведение. Обращайте внимание на детали на рисунках, они могут вам помочь!
Слайд 4: Апельсин
Слайд 5: Морожены волки
Слайд 6: Баня в море
Слайд 7: Белы медведи
Слайд 8: Налим Малиныч
Слайд 9: Письмо мордобитно
Слайд 10: Белуха
Слайд 11: Уйма в город на свадьбу пошла
Слайд 12: Кислы шти
Слайд 13: Месяц с небесного чердака
Проверка ответов.
Тур 2. Подумаем
Тур состоит из 7 вопросов, на обсуждение каждого из них отводится 1 минута. За правильный ответ участники могут получить от 1 до 5 баллов (2 вопрос - максимально 5 баллов, в 5 и 7 вопросах - максимально 3 балла) (см. Приложение 2)
Ведущий: Мы разогрелись, а это значит, что настало время для самого сложного тура нашей игры. Теперь вам предстоит вспомнить всё, что вы изучали в школе или читали вне класса, а также применить логику и сообразительность. Внимательно слушайте вопрос: там часто прячется подсказка.
Слайд 27: У поморов снег "падат", а "дожжь летит". Поэтому поморы говорят "пришлым людям", что у снега и дождя "нема...", т.е. нет... Чего?
Ответ: Ног.
Комментарий: То есть они у поморов никогда "не идут".
Слайд 28: Шергин был хорошо известен как любитель "живой старины", исследователь местных говоров, знаток северного фольклора. Разговорная речь помогает представить героев-северян, их быт и нравы. Часто в названиях его сказок и рассказов используются пословицы – перлы народные.
Длинная нитка – ленивая … (швея)
Собирай по ягодке – наберёшь …( кузовок)
Одно дело делаешь – другого … (не порть)
Наш пострел везде … (поспел)
Руки загребущие – глаза … (завидущие)
Слайд 29: (Оборудование: чёрный ящик с апельсином внутри) В чёрном ящике находится предмет, который есть в названии сказки Степана Писахова. Впервые о нём упоминается в китайских письменных источниках более 2200 лет тому назад. Испанское название — наранджа (naranja) происходит от санскритского — наранг или персидского — нарандж, нариндж. В России в 1714 г. А. Меньшиков построил под Санкт-Петербургом дворец со многими оранжереями и назвал его Ораниенбаум. Назовите предмет.
Ответ: Апельсин
Слайд 30: Загадка из книги Бориса Шергина: "Дочь леса... Много путем ходит, а следу не рОдит". Отгадайте эту загадку.
Ответ: Лодка
Комментарий: Сделана из дерева. Транспорт, от которого не остается следов (на воде).
Слайд 31: Соотнесите поморское слово и его значение:
1. Взводень (высокая волна)
2. Заделье (деловой разговор)
3. Взаболь (честно)
Слайд 32: Персонажи поморской сказки Степана Писахова сушат ЭТО на зиму. Объясняют они свои действия тем, что летом "не под нужду", а зимой "теплой водичкой смочим и зажжем. И светло так горит, и воздух очищат, и пахнет хорошо". Назовите ЭТО.
Ответ: Северное сияние.
Слайд 33: Внимание: впереди - рыбный вопрос-триплет:
1. Назовите рыбу, которую съела купчиха за ужином фунтов на девять в сказке “Как купчиха постничала”. (Лещ)
2. Какую рыбу ели три зимы в сказке “Собака Розка”? (Щука)
3. Назовите рыбу, за которую дали «рупь серебряный» (Налим)
Проверка ответов. Ведущий зачитывает комментарии.
Тур 3. Сказочная инсценировка
Ведущий: Дорогие участники, а теперь мы предлагаем вам почувствовать себя в роли настоящих актёров. Вам предстоит разыграть сказку Бориса Шергина «Зеркальце». В вашем распоряжении 10 минут для подготовки.
Участники разыгрывают сказку. Ведущий объявляет победителей
Ведущий: Вы все большие молодцы! На этом заканчивается наше занятие, но не знакомство с архангельскими сказочниками. Предлагаем вам дома нарисовать иллюстрацию к наиболее понравившейся вам сказке. На следующем уроке мы сделаем выставку художественных работ.
Домашнее задание: проиллюстрировать одну из сказок Б. Шергина или С. Писахова на выбор.