Литературно-краеведческая игра «Друзья мои, приятели» (3–4 класс)
Методическая разработка внеурочного мероприятия
Литературно-краеведческая игра «Друзья мои, приятели»
Задачи всемерного повышения роли литературы в воспитании и образовании молодого поколения настоятельно требуют использования всех видов и форм работы, в том числе и литературного краеведения.
Его ценность заключается в том, что оно, расширяя и обогащая знания школьников о родных местах, прививает им любовь и уважение к истории и культуре родного края, помогает полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью.
Д. С. Лихачев, придавая особое значение занятиям литературным краеведением, писал: «Огромную роль в формировании интеллигентности играет память, которая связывает человека с его прошлым. Огромную роль на этом пути играет книга, являющаяся проводником в разные эпохи и к другим народам. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране - к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем к человеческой культуре…».
Данная разработка может быть использована классными руководителями и учителями начальной школы во внеурочной деятельности, при подготовке и проведении классных часов краеведческой направленности, а также во время работы школьного летнего лагеря.
Цель: Развитие у обучающихся интереса к чтению, любознательности, творческих способностей.
Задачи:
а) образовательные:
- закрепить и проверить знания обучающихся о литературе родного края;
- способствовать повышению интереса обучающихся к изучению родного края и его культурных ценностей.
б) развивающие:
- развивать познавательную активность и коммуникативные умения обучающихся через групповую работу;
- поддерживать мотивацию обучающихся к самостоятельному изучению детской литературы пермских авторов.
в) воспитательные:
- воспитывать любовь к малой родине, её культуре;
- подвести учащихся к осознанию бережного отношения к культуре, достопримечательностям родного края.
Планируемые результаты воспитательного мероприятия:
Регулятивные УУД:
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Познавательные УУД:
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска.
Коммуникативные УУД:
- лидерство и согласование действий с командой.
Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора:
Мероприятие проводится в форме интеллектуально-познавательной игры, так как игра выступает одним из самых эффективных средств общеличностного развития детей младшего школьного возраста и способствует повышению качества воспитания человека-гражданина, а также является важным фактором социализации растущего человека.
Игроки делятся на 4-5 команд по 5-6 участников. Команды выполняют различные тематические задания, которые различаются по уровню сложности. Задание на каждом этапе зашифровано с помощью приложения QR-кода. На каждом этапе за правильно выполненные задания команда получает определенное количество баллов. Сумма баллов записывается в маршрутный лист. По количеству баллов определяется победитель игры. Жюри объявляет команду, которая набрала большее количество баллов и награждает участников игры грамотами по номинациям: «Самая эрудированная», «Самая творческая», «Самая находчивая», «Самая активная», «Самая смекалистая» и др.
Подготовительный этап: чтение произведений пермских писателей (на уроках внеклассного чтения, самостоятельное чтение книг пермских авторов обучающимися).
Ход занятия:
1. Вступительное слово учителя, объяснение целей и задач мероприятия, условий и правил игры, представление команд, жюри,
2. Проведение игры (её этапы).
1 этап «Узнай писателя» (анаграммы).
|
2 этап «Весёлые перевёртыши»
1. «Тысяча отгадок» 2. «Бежали два простака» 3. «Трое в майках» 4. «Майор Коко и синее стёклышко» 5. «Сапоги-чудаки» 6. «Гроза на кочерге» 7. «Бабушкина шкатулка» 8. «Как пёс Шарик в пятый класс перешёл» 9. «Ноги вниз! Или друг номер три» 10. «Эта грустная Лариса» 11. «Дворец с бубенчиком» 12. «Жизнь Семёна Иванова, третьеклассника и отличника» | «Сто загадок» «Шагал один чудак» «Четверо в тельняшках» «Капитан Коко и зеленое стёклышко» «Башмаки-простаки» «Молния на кочерге» «Дедушкина копилка» «Как кот Васька в третий класс перешёл» «Руки вверх! Или враг № 1» «Эта милая Людмила» «Дом с колокольчиком» «Жизнь Ивана Семёнова, второклассника и второгодника» |
3 этап «Четвёртый лишний»
Чудовище, богатырь, Баба Яга, жар-птица Лёлишна, тигр, Павлик, Петька Пара Молния, Ленушка, пожарники, моряк Капризка, Кот в сапогах, Павлик, Незнайка Иван Семёнов, Дениска, Аделаида, бабушка Агент Бугемот, генерал Шито-Крыто, Стрекоза, Толик Палкин Костя, кот Васька, мышка, воспитательница Капитан Коко, пингвины, дедушка, жандармы | Баба Яга Павлик моряк Незнайка Дениска Толик Палкин воспитательница дедушка |
4 этап «Угадай-ка» (загадки из книги Б. Ширшова «Сто загадок»)
1. Не подушка для иголок,
И не ёжик, и не ёлка, Но не даст себя в обиду, Потому что весь в иголках. | 5. Сидим, пока над нами ночь, А рассветёт – уходим прочь. | |||
2. К лежебоке у реки Притащили две руки. По руке к бокам приладил И поплыл по водной глади. | 6. Много дружных ребят На одном столбе сидят. Как начнут они резвиться, Только пыль вокруг клубиться. | |||
3. Коль сожмёшь её сильней, Больше силы будет в ней. | 7. На пяти проводах Отдыхает стая птах. | |||
4. За тобою он плетётся, Хоть на месте остаётся. | Ответы
|
5 этап «Вопрос-ответ»
1. Какой пермский писатель известен тем, что был «профессором поэзии и красноречия» у маленького М. Ю. Лермонтова? | Мерзляков |
2. Какой поэт написал много звонких стихов о Каме? | Каменский |
3. Кто написал в Перми свою первую повесть для детей «Р.В.С»? | Гайдар |
4. Кто из писателей выбрал себе литературный псевдоним по названию родного города? | Пермяк |
5. Какой писатель был храбрым офицером-разведчиком и все его книги про войну с фашистами, про подвиги русских матросов? | Селянкин |
6. Кто из поэтов во всех своих стихах писал о природе и людях Урала? | Радкевич |
7. Чьё имя носит главная детская библиотека нашего города? | Кузьмин |
8. Как называется журнал, который выпускает областная детская библиотека? | Родничок |
9. Кто написал роман «Бурлаки», посвящённый камским речникам? | Спешилов |
10. Как называется известный детский альманах, издававшийся в Перми? | Оляпка |
6 этап «Сбежавшие слова»
Вырастала ёлка В лесу __________. У неё иголки Зимой в ________. У неё на _________ Ледышки стучат. Снежное _________ Лежит на плечах. Жил под ёлкой зайка С __________ своей. Прилетала _______ Чечёток с полей. Приходили к ёлке И ________ зимой. Увезли мы ёлку К себе _________. | Вырастала ёлка В лесу на горе. У неё иголки Зимой в серебре. У неё на шишках Ледышки стучат. Снежное пальтишко Лежит на плечах. Жил под ёлкой зайка С зайчихой своей. Прилетала стайка Чечёток с полей. Приходили к ёлке И волки зимой. Увезли мы ёлку К себе домой. |
7 этап «Пять подсказок»
Ведущий объявляет тему вопроса и зачитывает подсказки. Время на обдумывание ответа с каждой подсказки 15 секунд, потом объявляется верный ответ. Команда, давшая верный ответ с первой подсказки, получает 5 баллов, со второй — 4 балла, с третьей — 3 балла, с четвертой — 2 балла, с пятой — 1 балл.
Герой 1
1. Назовите имя литературного героя, про которого в своей книге написал Лев Давыдычев.
2. Про этого героя сняли фильм в Перми.
3. Он играл в шпионов, был лунатиком, болел болезнью" зайка" и его очень любила бабушка.
4. Девочка Аделаида взяла его на буксир.
5. Это второклассник и второгодник, «самый несчастный человек на всём белом свете.
Почему? Да потому, что, между нами говоря, он не любит учиться, и жизнь для него - сплошная мука. Представьте себе крепкого, рослого мальчишку с наголо остриженной и такой огромной головой, что не всякая шапка на неё налезет. И этот богатырь учится хуже всех в классе. А честно говоря, учится он хуже всех в школе. (Иван Семенов)
Герой 2
1. Его литературный отец Владимир Иванович Воробьёв.
2. Кот в сапогах был его врагом.
3. Взрослые его не любили. Он был вождём ничевоков.
4. Он дружил с мальчиком Павликом и варил суп «бурде» с Наташей.
5.Так часто называют маленьких детей, которые себя плохо себя ведут. (Капризка)
Героиня 3
1. Автор этого произведения Дмитрий Наркисович Мамин - Сибиряк.
2. Героями сказки являются животные.
3. Главная героиня этой сказки зимовала одна, рискуя быть съеденной.
4. В названии сказки есть упоминание цвета и части тела.
5. Главная злодейка встречается в лесах Пермского края и русских народных сказках.
(Серая шейка)
Героиня 4
1. Это имя главной героини и название произведения П. Бажова.
2. Спектакль с таким названием можно посмотреть в пермском ТЮЗе.
3. Она весело пляшет и машет платочком. Там, где она пляшет, в земле спрятано золото.
4. Взрослые в неё не верят, но мальчику Феде она помогает.
5. Видя её, хочется вызвать пожарных, она всё время в движении. (Огневушка-Поскакушка)
8 этап «Бюро находок»
Нужно определить, героям каких литературных произведений принадлежат эти вещи. Максимальное количество баллов 10 (за автора + название)
|
| | Давыдычев Л. И. «Жизнь Ивана Семенова…» |
|
|
| Мамин- Сибиряк Д.Н. «Серая шейка» |
|
|
| Давыдычев «Лёлишна из третьего подъезда» |
|
|
| Кузьмин Л.И. «Капитан Коко и зелёное стёклышко» |
9 этап «Кто я?»
За каждое правильно названое имя и фамилию писателя команды получают по 1 баллу.
1) «Я начал писать со сказок, т.к. казалось, что сказки писать легче всего… много позже понял, что это труднее всего» - говорил этот писатель. В 1952 году вышел в свет его сборник сказок «Волшебник дачного поселка». А за сказками появились повести, «Трудная любовь», «Горячие сердца», «Друзья мои приятели», «Эта милая Людмила». Самая известная книга написана на основе личных наблюдений и рассказов, которые он слышал от школьников и, конечно же, некоторой доли фантазии. «Написал как-то неожиданно для себя, не собирался писать ничего смешного». (Л. Давыдычев)
2) Настоящая фамилия этого писателя – Виссов, а псевдоним указывает на место жительства. Книги его переведены на многие языки, издавались во многих странах. Он награжден 2 орденами, медалями. Всю свою жизнь он посвятил поискам "тайны цены" человеческого труда и многие его короткие сказки рассказывают о людях труда и тайнах природы: «Как Огонь Воду замуж взял», «Чужая калитка», «Долговекий мастер», «Пичугин мост», «Волшебные краски» и др. (Евгений Пермяк)
3) Свое детство этот будущий писатель провел среди горнорабочих и старателей. Урал в то время был краем легенд. Свою главную книгу он написал в 1939 г. в возрасте шестидесяти лет. Произведения, в которых правда смешана с легендами и выдумкой, называются не сказки, а СКАЗЫ. Эта книга принесла писателю мировую известность. (Павел Бажов)
4) Этот человек пробовал писать еще в первом классе – вел дневник, в котором описывал, что случалось с ним каждый день. В пермской газете «Звезда» в 1949 году был напечатан его первый рассказ - «Первый урок». Через шесть лет, в 1955 г. был опубликован первый сборник его рассказов «Честное пионерское». Потом он стал известен широкому кругу читателей благодаря поучительной повести-сказке «Капризка». Сказка выдержала не одно издание, была переведена на четыре иностранных языка. (Владимир Воробьев)
5) И Кашку, и Коко
Он выдумал легко,
И мышку, и сверчка,
Смешного чудака,
Царя Болтуниана, и кузнеца Ивана,
Кольцо, что всем поможет,
И звездочёта – тоже.
Прекрасных книг создатель,
Душ детских властелин,
Да, здравствует писатель!
Да, здравствует …. (Лев Кузьмин)
3. Подведение итогов, награждение победителей – лучших знатоков литературы родного края.
4. Рефлексия («Поляна настроения»):
красный цветок - игра понравилась, работал(а) активно, всё было понятно, всё получалось;
жёлтый цветок - игра понравилась, но работал недостаточно активно, некоторые задания были трудны для меня;
синий цветок - некоторые задания для меня были трудны; был(а) пассивна на игре.