Литературно-краеведческая игра «Друзья мои, приятели» (3–4 класс)

4
0
Материал опубликован 1 April 2023 в группе

Методическая разработка внеурочного мероприятия

Литературно-краеведческая игра «Друзья мои, приятели»

Задачи всемерного повышения роли литературы в воспитании и образовании молодого поколения настоятельно требуют использования всех видов и форм работы, в том числе и литературного краеведения.

Его ценность заключается в том, что оно, расширяя и обогащая знания школьников о родных местах, прививает им любовь и уважение к истории и культуре родного края, помогает полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью.

Д. С. Лихачев, придавая особое значение занятиям литературным краеведением, писал: «Огромную роль в формировании интеллигентности играет память, которая связывает человека с его прошлым. Огромную роль на этом пути играет книга, являющаяся проводником в разные эпохи и к другим народам. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране - к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем к человеческой культуре…».

Данная разработка может быть использована классными руководителями и учителями начальной школы во внеурочной деятельности, при подготовке и проведении классных часов краеведческой направленности, а также во время работы школьного летнего лагеря.

Цель: Развитие у обучающихся интереса к чтению, любознательности, творческих способностей.

Задачи:

а) образовательные: 

- закрепить и проверить знания обучающихся о литературе родного края;

- способствовать повышению интереса обучающихся к изучению родного края и его культурных ценностей.

б) развивающие: 

- развивать познавательную активность и коммуникативные умения обучающихся через групповую работу;

- поддерживать мотивацию обучающихся к самостоятельному изучению детской литературы пермских авторов.

в) воспитательные: 

- воспитывать любовь к малой родине, её культуре;

- подвести учащихся к осознанию бережного отношения к культуре, достопримечательностям родного края.

Планируемые результаты воспитательного мероприятия:

Регулятивные УУД:

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Познавательные УУД:

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска.

Коммуникативные УУД:

- лидерство и согласование действий с командой.

Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора: 

Мероприятие проводится в форме интеллектуально-познавательной игры, так как игра выступает одним из самых эффективных средств общеличностного развития детей младшего школьного возраста и способствует повышению качества воспитания человека-гражданина, а также является важным фактором социализации растущего человека.

Игроки делятся на 4-5 команд по 5-6 участников. Команды выполняют различные тематические задания, которые различаются по уровню сложности. Задание на каждом этапе зашифровано с помощью приложения QR-кода. На каждом этапе за правильно выполненные задания команда получает определенное количество баллов. Сумма баллов записывается в маршрутный лист. По количеству баллов определяется победитель игры. Жюри объявляет команду, которая набрала большее количество баллов и награждает участников игры грамотами по номинациям: «Самая эрудированная», «Самая творческая», «Самая находчивая», «Самая активная», «Самая смекалистая» и др.

Подготовительный этап: чтение произведений пермских писателей (на уроках внеклассного чтения, самостоятельное чтение книг пермских авторов обучающимися).

Ход занятия:

1. Вступительное слово учителя, объяснение целей и задач мероприятия, условий и правил игры, представление команд, жюри,

2. Проведение игры (её этапы).

1 этап «Узнай писателя» (анаграммы).

ТНЕРАТУВ

ВИШРОШ

БУМАВОТС

НИКЬЗУМ

МИДОНН

РОВЬБЁВО

ПОШЕВИСЛ

ГИБРЕНКЁН

ЛЕНИНЕЗ

РЯМКЕП

ЛИНЕГАТЕ

ДЫЧЕВАДВЫ

Трутнева

Ширшов

Тумбасов

Кузьмин

Домнин

Воробьёв

Спешилов

Гребёнкин

Зеленин

Пермяк

Телегина

Давыдычев

2 этап «Весёлые перевёртыши»

1. «Тысяча отгадок»

2. «Бежали два простака»

3. «Трое в майках»

4. «Майор Коко и синее стёклышко»

5. «Сапоги-чудаки»

6. «Гроза на кочерге»

7. «Бабушкина шкатулка»

8. «Как пёс Шарик в пятый класс перешёл»

9. «Ноги вниз! Или друг номер три»

10. «Эта грустная Лариса»

11. «Дворец с бубенчиком»

12. «Жизнь Семёна Иванова, третьеклассника и отличника»

«Сто загадок»

«Шагал один чудак»

«Четверо в тельняшках»

«Капитан Коко и зеленое стёклышко»

«Башмаки-простаки»

«Молния на кочерге»

«Дедушкина копилка»

«Как кот Васька в третий класс перешёл»

«Руки вверх! Или враг № 1»

«Эта милая Людмила»

«Дом с колокольчиком»

«Жизнь Ивана Семёнова, второклассника и второгодника»

3 этап «Четвёртый лишний»

Чудовище, богатырь, Баба Яга, жар-птица

Лёлишна, тигр, Павлик, Петька Пара

Молния, Ленушка, пожарники, моряк

Капризка, Кот в сапогах, Павлик, Незнайка

Иван Семёнов, Дениска, Аделаида, бабушка

Агент Бугемот, генерал Шито-Крыто, Стрекоза, Толик Палкин

Костя, кот Васька, мышка, воспитательница

Капитан Коко, пингвины, дедушка, жандармы

Баба Яга

Павлик

моряк

Незнайка

Дениска

Толик Палкин

воспитательница

дедушка

4 этап «Угадай-ка» (загадки из книги Б. Ширшова «Сто загадок»)


1. Не подушка для иголок,

И не ёжик, и не ёлка,

Но не даст себя в обиду,

Потому что весь в иголках.


5. Сидим, пока над нами ночь,

А рассветёт – уходим прочь.


2. К лежебоке у реки

Притащили две руки.

По руке к бокам приладил

И поплыл по водной глади.


6. Много дружных ребят

На одном столбе сидят.

Как начнут они резвиться,

Только пыль вокруг клубиться.

3. Коль сожмёшь её сильней,

Больше силы будет в ней.


7. На пяти проводах

Отдыхает стая птах.

4. За тобою он плетётся,

Хоть на месте остаётся.




Ответы

1. Кактус

2. Вёсла

         3. Пружина

4. След

5. Кино


6. Метла

7. Ноты



5 этап «Вопрос-ответ»

1. Какой пермский писатель известен тем, что был «профессором поэзии и красноречия» у маленького М. Ю. Лермонтова?

Мерзляков


2. Какой поэт написал много звонких стихов о Каме?

Каменский

3. Кто написал в Перми свою первую повесть для детей «Р.В.С»?

Гайдар

4. Кто из писателей выбрал себе литературный псевдоним по названию родного города?

Пермяк

5. Какой писатель был храбрым офицером-разведчиком и все его книги про войну с фашистами, про подвиги русских матросов?

Селянкин

6. Кто из поэтов во всех своих стихах писал о природе и людях Урала?

Радкевич

7. Чьё имя носит главная детская библиотека нашего города?

Кузьмин

8. Как называется журнал, который выпускает областная детская библиотека?

Родничок

9. Кто написал роман «Бурлаки», посвящённый камским речникам?

Спешилов

10. Как называется известный детский альманах, издававшийся в Перми?

Оляпка

6 этап «Сбежавшие слова»

Вырастала ёлка

В лесу __________.

У неё иголки

Зимой в ________.

У неё на _________

Ледышки стучат.

Снежное _________

Лежит на плечах.

Жил под ёлкой зайка

С __________ своей.

Прилетала _______

Чечёток с полей.

Приходили к ёлке

И ________ зимой.

Увезли мы ёлку

К себе _________.

Вырастала ёлка

В лесу на горе.

У неё иголки

Зимой в серебре.

У неё на шишках

Ледышки стучат.

Снежное пальтишко

Лежит на плечах.

Жил под ёлкой зайка

С зайчихой своей.

Прилетала стайка

Чечёток с полей.

Приходили к ёлке

И волки зимой.

Увезли мы ёлку

К себе домой.

7 этап «Пять подсказок»

Ведущий объявляет тему вопроса и зачитывает подсказки. Время на обдумывание ответа с каждой подсказки 15 секунд, потом объявляется верный ответ. Команда, давшая верный ответ с первой подсказки, получает 5 баллов, со второй — 4 балла, с третьей — 3 балла, с четвертой — 2 балла, с пятой — 1 балл.

Герой 1

1. Назовите имя литературного героя, про которого в своей книге написал Лев Давыдычев.

2. Про этого героя сняли фильм в Перми.

3. Он играл в шпионов, был лунатиком, болел болезнью" зайка" и его очень любила бабушка.

4. Девочка Аделаида взяла его на буксир.

5. Это второклассник и второгодник, «самый несчастный человек на всём белом свете.

Почему? Да потому, что, между нами говоря, он не любит учиться, и жизнь для него - сплошная мука. Представьте себе крепкого, рослого мальчишку с наголо остриженной и такой огромной головой, что не всякая шапка на неё налезет. И этот богатырь учится хуже всех в классе. А честно говоря, учится он хуже всех в школе. (Иван Семенов)

Герой 2

1. Его литературный отец Владимир Иванович Воробьёв.

2. Кот в сапогах был его врагом.

3. Взрослые его не любили. Он был вождём ничевоков.

4. Он дружил с мальчиком Павликом и варил суп «бурде» с Наташей.

5.Так часто называют маленьких детей, которые себя плохо себя ведут. (Капризка)

Героиня 3

1. Автор этого произведения Дмитрий Наркисович Мамин - Сибиряк.

2. Героями сказки являются животные.

3. Главная героиня этой сказки зимовала одна, рискуя быть съеденной.

4. В названии сказки есть упоминание цвета и части тела.

5. Главная злодейка встречается в лесах Пермского края и русских народных сказках.

(Серая шейка)

Героиня 4

1. Это имя главной героини и название произведения П. Бажова.

2. Спектакль с таким названием можно посмотреть в пермском ТЮЗе.

3. Она весело пляшет и машет платочком. Там, где она пляшет, в земле спрятано золото.

4. Взрослые в неё не верят, но мальчику Феде она помогает.

5. Видя её, хочется вызвать пожарных, она всё время в движении. (Огневушка-Поскакушка)

8 этап «Бюро находок»

Нужно определить, героям каких литературных произведений принадлежат эти вещи. Максимальное количество баллов 10 (за автора + название)

t1680338058ad.jpg

t1680338058ae.png

t1680338058af.jpg

Давыдычев Л. И.

«Жизнь Ивана Семенова…»

t1680338058ag.jpg

t1680338058ah.jpg

t1680338058ai.jpg

Мамин- Сибиряк Д.Н.

«Серая шейка»


t1680338058aj.jpg

t1680338058ak.jpg

t1680338058al.jpg

Давыдычев «Лёлишна из третьего подъезда»

t1680338058am.jpg

t1680338058an.jpg

t1680338058ao.jpg

Кузьмин Л.И.

«Капитан Коко и зелёное стёклышко»

9 этап «Кто я?»

За каждое правильно названое имя и фамилию писателя команды получают по 1 баллу.

1) «Я начал писать со сказок, т.к. казалось, что сказки писать легче всего… много позже понял, что это труднее всего» - говорил этот писатель. В 1952 году вышел в свет его сборник сказок «Волшебник дачного поселка». А за сказками появились повести, «Трудная любовь», «Горячие сердца», «Друзья мои приятели», «Эта милая Людмила». Самая известная книга написана на основе личных наблюдений и рассказов, которые он слышал от школьников и, конечно же, некоторой доли фантазии. «Написал как-то неожиданно для себя, не собирался писать ничего смешного». (Л. Давыдычев)

2) Настоящая фамилия этого писателя – Виссов, а псевдоним указывает на место жительства. Книги его переведены на многие языки, издавались во многих странах. Он награжден 2 орденами, медалями. Всю свою жизнь он посвятил поискам "тайны цены" человеческого труда и многие его короткие сказки рассказывают о людях труда и тайнах природы: «Как Огонь Воду замуж взял», «Чужая калитка», «Долговекий мастер», «Пичугин мост», «Волшебные краски» и др. (Евгений Пермяк)

3) Свое детство этот будущий писатель провел среди горнорабочих и старателей. Урал в то время был краем легенд. Свою главную книгу он написал в 1939 г. в возрасте шестидесяти лет. Произведения, в которых правда смешана с легендами и выдумкой, называются не сказки, а СКАЗЫ. Эта книга принесла писателю мировую известность. (Павел Бажов)

4) Этот человек пробовал писать еще в первом классе – вел дневник, в котором описывал, что случалось с ним каждый день. В пермской газете «Звезда» в 1949 году был напечатан его первый рассказ - «Первый урок». Через шесть лет, в 1955 г. был опубликован первый сборник его рассказов «Честное пионерское». Потом он стал известен широкому кругу читателей благодаря поучительной повести-сказке «Капризка». Сказка выдержала не одно издание, была переведена на четыре иностранных языка. (Владимир Воробьев)

5) И Кашку, и Коко

Он выдумал легко,

И мышку, и сверчка,

Смешного чудака,

Царя Болтуниана, и кузнеца Ивана,

Кольцо, что всем поможет,

И звездочёта – тоже.

Прекрасных книг создатель,

Душ детских властелин,

Да, здравствует писатель!

Да, здравствует …. (Лев Кузьмин)

3. Подведение итогов, награждение победителей – лучших знатоков литературы родного края.

4. Рефлексия («Поляна настроения»):

красный цветок - игра понравилась, работал(а) активно, всё было понятно, всё получалось;

жёлтый цветок - игра понравилась, но работал недостаточно активно, некоторые задания были трудны для меня;

синий цветок - некоторые задания для меня были трудны; был(а) пассивна на игре.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.