Эколого-краеведческая игра-путешествие «Моя Арктика» (8 класс)
Эколого-краеведческая игра-путешествие
«Моя Арктика» для обучающихся 8 класса
Автор: Дьяконова Надежда Константиновна,
учитель русского языка и литературы
МОУ «Береляхская основная общеобразовательная школа»
Аллаиховского улуса РС (Я)
2022 год
Пояснительная записка
Проведение воспитательных мероприятий – это инструмент воспитания и развития личности. В отличие от уроков, проведение воспитательных мероприятий включает их в сотрудничество, активный поиск знаний и живое неформальное общение. Во время проведения таких занятий реализуются почти все важнейшие учебно-педагогические задачи ФГОС: освоение им знаний, компетенций, необходимых как для жизни в современном обществе, так и для успешного обучения на следующем уровне образования, а также в течение жизни.
Воспитательное мероприятие «Эколого-краеведческая игра-путешествие «Моя Арктика» разработано в рамках реализации «Программы развития школы» по направлению – экологическое образование.
В нашей школе ведется систематическая работа по экологическому образованию с 1997 года, с того момента, когда образовался экоклуб «Талахтаах». Для обучающихся моего класса подходит время выбора будущей профессии. Поэтому с профориентационной целью проводятся циклы различных мероприятий, раскрывающих деятельность организаций района. В данном мероприятии затрагивается деятельность филиала ГУП ЖКХ, улусная инспекция охраны природы, оленеводческое стадо.
Игровая форма проведения близка и актуальна для учащихся среднего звена, так как им предоставляется возможность проявить себя, показать свои творческие способности. У нас детей в школе мало, поэтому каждый участник выступает индивидуально, а там. где детей много такую игру-путешествие можно провести по командам.
Участники: обучающиеся 8 класса.
Продолжительность: 45 минут.
Форма проведения: игра-путешествие.
Цель: изучить экологическую обстановку родного края и узнать какие работы ведутся для её оздоровления; побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей.
Задачи:
- формировать представление об охране окружающей среды как одной из глобальных проблем человечества в XXI веке;
- познакомить учащихся с некоторыми правилами сохранения животного мира;
- выявить знания учащихся по теме экологические проблемы и пути их решения;
- расширить кругозор обучающихся.
Ожидаемые результаты: проявление интереса и бережного отношения к окружающей среде родного края.
Методы: наглядный, словесный, игровой.
Оформление: выставка фотографий и картин исчезающих видов птиц, животных, растений Арктики.
Дидактическое обеспечение:
- карта с указанием маршрута путешествия;
- фищки;
- бумага для выполнения творческого задания.
Условия и особенности реализации: хорошо проветренный кабинет, включенный рециркулятор.
Данную методическую разработку можно использовать в практике работы классных руководителей любого региона, поменяв краеведческий материал на свои.
При подготовке проведения мероприятия планируется и деятельность учащихся. В данном мероприятии учащиеся не только демонстрируют свои знания, но и еще должны включить свое творческое воображение, отвечать на вопросы интерактивного анкетирования. Учащиеся выступающие с рассказами долго подбирали материалы, чтобы было познавательно и интересно всем участникам мероприятия. Таким образом постарались организовать такое мероприятие, которое рождало бы отклик в душах каждого участника, желание и готовность идти вместе по дороге защиты окружающей среды родной земли.
Сценарий «Эколого-краеведческой игры-путешествия
«Моя Арктика» для обучающихся 8 класса
Цель: изучить экологическую обстановку родного края и узнать какие работы ведутся для её оздоровления; побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей.
Для подготовки к игре могут быть использованы любые краеведческие материалы, литература о животном мире региона, общие экологические понятия.
Оборудование: ноутбук, колонки, музыка (минусовка) песни «Катюша», презентация, цветные карандаши, бумага для рисования, фишки.
Начало игры.
Ведущий: Дорогие ребята, все мы знаем, что экологическая ситуация на Земле продолжает ухудшаться. Об этом мы с вами говорили не раз, и знаем, что в разных странах, в том числе и у нас в России, появились много общественных экологических движений, созданы основы современной экологической политики и экологического управления.
Наш Аллаиховский улус расположен на севере-востоке Республики Саха (Якутия). В связи с исчезновением некоторых видов птиц, животных, растений на Арктической земле, для их поддержания и восстановления проводится много работ. На территории Аллаиховского улуса в 1996 году образован ресурсный резерват «Кыталык», где ведутся работы по сохранению восточносибирской популяции стерха, исчезающего вида мировой фауны, а также иных редких видов животных и мест их обитания в тундровой части Аллаиховского района.
Сейчас надо вспомнить, что наши предки были очень мудрыми в отношении с природой. Они хорошо понимали, что вся их жизнь зависит от того, что преподносит им земля-матушка. И поэтому относились к ней очень бережно, и считали, что все предметы одухотворены. Некоторые обычаи, ритуалы, наверно, вам известны от ваших родных, от уроков национальной культуры. Сегодня, путешествуя по родному району, в ходе игры вы еще узнаете интересные события, незнакомые факты из жизни людей нашей необъятной страны, с которыми вас ознакомят одноклассники.
Знакомство с членами жюри.
В состав жюри можно включить учителей, обучающихся старших классов.
Правила игры:
Во время игры каждый участник за правильный устный ответ зарабатывает фишку.
За выполнение творческого задания выставляют баллы члены жюри.
По окончании игры жюри считает количество фишек каждого участника и выводит общий итог, определяются победители.
Ведущий: Мы рады приветствовать участников краеведческой экологической игры-путешествия «Моя Арктика».
Ведущий: Итак, объявляем первую остановку в селе Оленегорск, который славился передовыми оленеводами и где первыми из населенных пунктов идет восстановление исчезнувшего оленеводства.
Слайд 1.
Северный олень.
Вопросы:
1. Численность дикого северного оленя в Аллаиховском улусе за последние десятилетия исчезла совсем. Назовите вероятные причины их исчезновения (Браконьерство, неконтролируемая охота, а также несовершенство законодательной базы, регулирующей разные виды охоты на северного оленя).
2. Что связывает северных народностей с оленем? (Весь уклад жизни северных народностей связан с оленями: быт, одежда, еда, культура).
3. Какой вид одежды шьют из оленьей шкуры и камусов? (шапки, рукавицы, штаны, торбоза, унты, кэнчи, кухлянку).
(За правильный ответ участники игры получают фишки)
Ведущий: Теперь, приглашаю послушать рассказ об оленях-участниках Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.)
Рассказ учащегося:
Рогатые бойцы.
Более чем на тысячу километров раскинулся Карельский фронт. На огромной по протяженности линии боевых действий в этой дикой и труднодоступной местности требовалось срочно организовать снабжение крупной войсковой группировки, производить диверсионные вылазки и вывоз раненых. Глубокий снежный покров и сложный рельеф местности не позволял широко использовать трактора, грузовики и лошадей.
В октябре 1941 года Архангельский обком ВКП (б) обратился в Ставку Верховного главнокомандования с предложением использовать северных оленей для организации транспортных перевозок. 20 ноября 1941 года ГКО решил этот вопрос, постановив поставить в армию 10 000 голов ездовых оленей с соответствующим количеством каюров, нарт, инвентаря и упряжи.
На фронте олени могли многое: вытащить подбитый самолет, везти пушку-горняшку или десяток ящиков снарядов, эвакуировать раненых.
Слайд 2.
Ведущий: На оленьих упряжках нас доставили в село Русское-Устье, которое известно в первую очередь как место компактного проживания своеобразной культурно-этнографической группы русских — русскоустьинцев. Русскоустьинцы в основном занимаются пушным промыслом, рыболовством и еще прославляются тем, что готовят до 100 разных видов рыбных блюд.
Анкета.
Рыба.
Какие виды рыб водятся в водах нашего района?
Какие блюда готовят из рыбы?
Какие виды рыбы занесены в Красную книгу Якутии?
(За ответы анкеты члены жюри ставят баллы)
Ведущий: Давайте, послушаем полезную информацию.
Рассказ учащегося:
Из закона о любительской рыбалке
На водных объектах Республики Саха (Якутия), где разрешена любительская испортивная рыбалка с помощью сетей, такие снасти должны иметь маркировку с указанием фамилии, имени (и желательно отчества) владельца, а также его паспортных данных.
http://www.ois.su/news/17-01-2018-izmeneny-pravila-rybolovstva-dlya-vostochno-sibirskogo-basseina
Дорогие ребята, в 2021 году Лидер детской организации нашей школы Ксения Слепцова провела исследовательскую работу на тему «Рацион питания жителей северного наслега Чкалов». В ходе исследования ею собрано более 20 рецептур блюд и изделий из рыбы, которые легли в основу разработанного ею «Сборника рецептур блюд и кулинарных изделий из рыбы жителей с. Чкалов Аллаиховского улуса». С которым можем ознакомиться по данной ссылке: https://cloud.mail.ru/public/ug4v/koA6h479Q
Подключение по ссылке и знакомство с брошюрой «Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий из рыбы жителей с. Чкалов Аллаиховского улуса».
Слайд 3.
Ведущий: На собачьих упряжках мы доехали до села Нычалах, который занимается рыболовством, пушным промыслом и животноводством. Вы знаете, что только в Нычалахе держат скот: коров и лошадей, потому что они находятся на лесотундровой зоне района.
Выполнение творческого задания.
Собака.
Дорогие участники игры-путешествия, в последнее время собаки, которые испокон веков были преданными и первыми помощниками в жизни людей, стали представлять угрозу для жизни людей и для домашних животных. Наверное, в этом и есть вина человека. Некоторые безответственные люди оставляют без присмотра своих собак, те становятся бродячими и плодятся. В итоге появляются стаи бродячих собак.
В нашем селе каждая семья имеет собак. Мы предлагаем нарисовать проект конуры для домашнего питомца, который подходил бы для нашего северного условия.
Участники выполняют задание.
(Жюри оценивает работы участников)
Ведущий: Предлагаем вашему вниманию рассказ ученика о том, как появилась порода Саха ыта.
Рассказ учащегося:
Восточносибирская лайка стала Саха ыта
СОКО РКФ уделяет большое внимание сохранению и развитию национальных традиций в собаководстве России, а также популяризации пород собак, культивируемых в условиях Крайнего Севера. Одной из национальных пород, созданных в результате народной селекции и признанных Международной кинологической федерацией, является восточносибирская лайка, которая ведёт своё происхождение из Центральной и Восточной Сибири. Многочисленное поголовье якутских лаек стало основой для формирования исходной базы породы на ранних этапах её развития.
В целях увеличения популяризации восточносибирских лаек на территории Республики Саха (Якутия) и приобщения местного населения к культурному собаководству, стандарт этой породы переводится на якутский язык. В связи с этим, Президиум СОКО РКФ 5 сентября 2018 г. утвердил изменение в перевод стандарта в части наименования с добавлением названия породы на национальном языке и включили в текст оригинальное название породы на якутском языке: EAST-SIBERIAN LAIKA (Vostotchno-Sibirskaia Laika? Sakha Yta).
Слайд 4.
Ведущий: Наше путешествие продолжается. Итак, мы по дороге остановились в ресурсном резервате «Кыталык», где ученые наблюдают за поведением птиц, изучают территорию, составляют карты мест обитания журавлей, стерхов. Резерват «Кыталык» находится на реке Елонь, который проезжая на лодке к своему селу мы все посещали много раз. Вы хорошо знаете, что там работают сотрудники инспекции охраны природы Аллаиховского района.
Стерх.
Вопросы:
1. У якутского народа стерх что олицетворяет? (Счастье)
2. Численность стерхов за последнее время убывает или прибавляется? (Прибавляется)
3. Резерват «Кыталык» какое значение имеет:
а) местное;
б) республиканское;
в) всероссийское;
г) международное +
(За правильный ответ участники игры получают фишки)
Ведущий: Находясь на священной местности, где гнездуются и размножаются птицы стерх, давайте послушаем рассказ об образе стерха в духовной культуре народа саха.
Рассказ учащегося.
Стерх считается общепринятым олицетворением красоты у народов Якутии. Это самая популярная и любимая птица якутского народа, про которую сложено множество легенд, песен, стихов, созданы различные произведения народного и профессионального искусства. Стерх является общим мифологическим культурным героем, помогающим людям и дарующим им чудодейственный золотой волосок. Он остается родовым тотемом кэнтикских якутов, славившихся мастерами – кузнецами и ювелирами. Бережно сохранились названия местностей, связанных с почитанием стерха: Айыы тайбыт, Айыы ункуулээбит, (местности, где обитали и танцевали стерхи). Эти местности считались счастливыми, дарующими силу и благодать, отмеченными благосклонностью верхних божеств.
Слайд 5.
Ведущий: Следующая остановка: поселок Чокурдах. Чокурдах является районным центром Аллаиховского улуса, поэтому глобальная проблема всех больших населённых пунктов присутствует и здесь. Это – проблема утилизации мусора. Вы знаете, и видели, когда приезжаем на снегоходе в поселок, нас встречает груда мусора на районе 3 базы. Уже несколько лет собирают, сжигают эту свалку, которая образовалась в течение многих лет.
Посёлок Чокурдах
Вопросы:
1. Что означает слово Чокурдах? (Чокуур Таас)
2. Об истории района где можно узнать в Чокурдахе? (Музей «Природа тундры и охотничий промысел»)
3. Какие экологические проблемы имеются в поселке Чокурдах? (Водозаборная станция устарела, берегоукрепительные работы должны проводиться, утилизация накопленного мусора на свалке)
(За правильный ответ участники игры получают фишки)
Ведущий: Сейчас вы узнаете радостную весть о том, какие меры приняты в п. Чокурдахе для утилизации мусора.
Рассказ учащегося.
Котёл для утилитизации мусора
В поселке Чокурдах в 2021 году одним из первых в нашей республике (Пробные установлены в селе Чурапча и в посёлке Жатай) установлен Инсинераторный котёл NURIKAN 500, который утилизирует (обезвреживает) мусор путем переработки: пепла, стекла для наполнителя при изготовлении бетонных изделий. Имеет лицензию и уже работает постоянно. Пока находится во владении ГУП ЖКХ, но с этого 2022 года котёл будет эксплуатировать служба эксплуатации муниципального имущества МО «Аллаиховский улус (район)».
Слайд 6.
Ведущий: Вот мы и вернулись в родное село Чкалов, где с 1996 года ежегодно открывает двери летний лагерь «Талахтаах» экологической направленности. Все вы каждое лето отдыхаете в лагере «Талахтаах», участвуете во многих субботниках, акциях, экскурсиях. Вносите свою лепту по очистке территории детской площадки, местности где проходит ежегодно национальный праздник ысыах.
Село Чкалов
Вопросы:
1. Какие достопримечательности имеет наш наслег в своей территории? (Единственное в мире «Мамонтовое кладбище», палеонтологическую стоянку первобытного человека)
2. Какое животное изображено на эмблеме школы и в честь чего держит на руках веточку? (Панда. В честь названия лагеря «Талахтаах» (Веточка) держит зеленую веточку)
3. Еще какая общественная организация экологической направленности действует в наслеге, и кто ею руководит? (Организация «Алгыс» под руководством Колесовой Л.В.)
(За правильный ответ участники игры получают фишки)
Ведущий: Дорогие ребята, в 2006 году сочинения наших учащихся были опубликованы в сборнике «Экологические сказки и стихи» клубов друзей WWF. Сейчас вы услышите рассказ «Лебеди – птицы жизни» Горохова Спартака.
Рассказ учащегося.
Лебеди – птицы жизни.
Задумал я однажды пойти в тундру, подышать свежим воздухом.
Но то, что я увидел там, меня не порадовало – наоборот, на меня нагрянул страх: где росли карликовые лиственницы, теперь торчали одни пеньки, все цветы завяли, и не слышно было даже пения птиц… Как будто тундра моя вымерла. Все это было сделано руками лесоруба.
Подняв голову к небу, я вдруг увидел красивых птиц. Это были лебеди. Гордые птицы покружили над моей головой и, покурлыкав на своём языке, полетели в самое сердце тундры.
Увидев своих любимых птиц, у меня запела душа от радости. И я понял, что жизнь не кончилась, что жизнь продолжается.
Человек! Люби природу, береги зверей и птиц – её богатство, - не руби деревья!
Ведущий: Вот и мы завершили наше путешествие по родному району. Узнали какие экологические проблемы имеются и как их решают у нас. Может кто-то из вас станет экологом, инспектором охраны природы в будущем. И мы надеемся, что вопрос охраны окружающей среды планеты в надежных руках.
Подсчет баллов.
Жюри объявляет итоги игры, вручают грамоты и сертификаты.
Ведущий: Дорогие ребята, давайте споем «Гимн юных экологов Береляхской школы»
Под мел. песни «Катюша»
Слова Н. Дьяконовой
Прилетели утки да стерхи,
Поплыли рыбята под водой,
Выходил на берег браконьер,
На высокий берег на крутой.
Выходили, ружья зарядили,
Постреляли белого стерха,
Постреляли лебедя и чайку
Постреляли кого берегли.
Ой, ты песня, песенка отрядная
Ты лети на дальнюю тундру
И браконьерам нашего улуса
От отряда передай запрет.
Рефлексия: Заинтересовала ли вас игра-путешествие? Какие факты вас удивили? Какое впечатление у вас осталось после «посещения» населенных пунктов района?
Я призываю вас, относитесь к природе сознательно, ответственно. Проявите свою причастность к её сохранению. Давайте уважать законы природы. Только в содружестве с природой мы с вами можем быть счастливы в нашем общем доме – на планете Земля!
Список использованной литературы:
1. Аллаиховский улус: история, культура, фольклор. НКИ «Бичик», 2005.
2. Кузнецова Е. «СТ ПРИНТ», Москва, 2006 г.
3. Журнал «Байанай» №12 (102) 2018.
4. Журнал «Байанай» №4 (66) 2015.