Урок литературы на тему «Л.Н. Толстой. Творчество писателя»
Тема урока: Л. Н. Толстой. Рассказ «После бала».
Цель: расширить знания студентов о биографии писателя, ознакомить студентов с историей создания рассказа «После бала» и его героями.
Задачи:
1) формирование навыков и умения определять значение элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, давать характеристику героев; раскрыть идейный замысел Толстого;
2) развить понятия о сюжете и композиции; об антитезе (как способе построения произведения); о контрасте (как приеме, помогающем раскрыть идею рассказа); развитие устной речи учащихся.
3) Осуществлять духовно-нравственного воспитания через художественное произведение.
Технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо).
Этапы урока (фазыРКМЧП) |
Ход урока |
|
||||||||||||||||||||
1Фаза вызова 2Фаза Осмысления 3Фаза рефлексии Оценивание Д/задание |
I. Оргмомент. По «ключевым фотографиям» биографии и творчества писателя догадайтесь, о каком писателе нам предстоит говорить на уроке? Слаид 2 На доске слова: Ясная Поляна, «Война и мир», «Анна Каренина», «Детство», школы и книги для крестьянских детей, дневники, «После бала»,семейная фотография (Учащиеся называют имя Л. Н. Толстого, известные им сведения из биографии и творчества писателя). Слаид 3 Не зная Толстого - нельзя считать... себя культурным человеком. А.М. Горький II. Новый материал. Слаид 4 Проверка знания текста произведения. 1Опрос методом «Верные и неверные вопросы» - Рассказ ведется от лица Ивана Васильевича (да). - Он был сильно влюблён в Вареньку Б. (да). - Бал состоялся у губернского предводителя на Рождество (нет, в последний день Масленицы)). - Бал Ивану Васильевичу не понравился (нет, «Бал был чудесный»). - Весь вечер И. В. танцевал с Варенькой Б. (нет) - Мазурку Варенька танцевала с отцом (да). - В 3-ем часу ночи танцевали кадриль (да). - После бала рассказчик не мог уснуть (да). - Прогуливаясь ранним утром, И. В. увидел в поле сцену наказания солдат (да) - Татарин кричал: «Помогите!» (нет) - Рядом шёл полковник Б. и ругал одного солдата (да) - И. В. женился на Вареньке Б. и пошёл на военную службу (нет). Слаид 5 2 метод «Инсерт» Прочитали с карандашом в руке. Отметьте значками в тексте нужную информацию: V – Я это уже знал. + — Это новое. — — С этим я не согласен, думал иначе. ? – А здесь я не понял и у меня есть вопросы. После работы с текстом занесите краткие записи в маркировочную таблицу:
Работа с вопросами(?). Коллективное обсуждение информации. 3. Время написания и жанр рассказа «После бала». Слаид 6 - Когда был написан рассказ и какое время изобразил писатель? (40-годы XIX в., годы николаевской реакции) Встреча Льва Николаевича с 95-летним стариком, служившим простым солдатом в русской армии Старик: Я тогда служил при Николае. Тогда разве такая, как нынче служба была! Тогда что же было? У! Вспоминать, так ужас берет. Я еще Александра застал. Александра того хвалили солдаты, говорили - милостив был. Толстой: Я вспомнил последние времена царствования Александра, когда из 100 - 20 человек забивали насмерть. Хорош же был Николай, когда в сравнении с ним Александр милостивым казался. Старик: При Николае на 50 палок и порток не снимали, а 150, 200, 300: насмерть запарывали. А уж палками - недели не проходило, чтоб не забивали человека или двух из полка. Нынче уж и не знают, что такое палки, а тогда это словечко со рта не сходило. Солдаты Николая Палкиным прозвали. Унтер-офицера до смерти убивали солдат молодых. И никогда взыску не было. Помрет от убоя, а начальство пишет: "Властию божиею помер:" - Что такое рассказ? Докажите, что «После бала» — рассказ. Слаид 7 В рассказе 2 рассказчика: Иван Васильевич, главный герой, и тот, кто знакомит нас Иваном Васильевичем. Перед нами рассказ в рассказе. Повествование начинается сразу, внезапно, без развернутой экспозиции. (на доске записано определение). Экспозиция - вступительная часть литературного или музыкального произведения, содержащая мотивы, которые развиваются в дальнейшем. 4. . 1. Беседа по содержанию рассказа. Вопросы: - О чем идет разговор в начале повествования? (О том, что хорошо, что дурно, об обстоятельствах жизни). 2. Чтение фрагментов рассказа I. Фрагмент. «Красавец так красавец… не чувствовал своего тела». Вопрос: Как рассказчик изображает Вареньку Б.? II. Фрагмент. «Отец Вареньки был очень красивый…Я сказал, что не я её кавалер». Вопрос: Как вы оцениваете поведение отца Вареньки на балу? III. Фрагмент. «С бала я уехал в пятом часу …Но только стал засыпать, услыхал и увидал опять всё и вскочил» Вопрос: Выше отношение к полковнику Б. после бала. 6. Заполнение таблицы (работа с текстом).
- Пользуясь материалом таблицы, охарактеризуйте героев (Образы рассказчика, Вареньки Б., полковника Б.). - Почему в таблице в графе «После бала» ничего нет о Вареньке Б.? - По какому принципу рисует автор картины бала и после бала? Каковы средства изображения? - Что дает писателю принцип антитезы? - Какие события описаны в рассказе? (Два главн события: бал у губернского предводителя и сцена наказания солдата после бала). Вопрос учащимся: - Вы помните, что сначала рассказ назывался «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец», «А вы говорите…». Почему изменено название рассказа? («Вся жизнь переменилась от одной ночи или, скорее утра»,- — говорит Иван Васильевич, значит, главное в рассказе то, что произошло утром, после бала»). III. Подведение итогов урока. Составление синквейна. Бал Казнь Веселый, счастливый. Мрачная, серая Танцуют, радует. Бьют, наказывают, умирают Бал –светская жизнь людей. Бесправие над русским солдатом Счастье. Смерть - Какие открытия вам удалось сделать на сегодняшнем уроке? Что было особенно важным? - Что взяли для себя с этого урока? IV.Домашнее задание. (Мини-сочинение) 1. Почему рассказ назван "После бала", хотя большая его часть посвящена описанию праздника? |
|
Нургалиева Гульсая Жумагуловна