12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Легоцкая Вера Сергеевна43949
Люблю работать.
Россия, Брянская обл., Брянск
7

Урок «Эпопея Севастополя, героем которой был народ русский». «Севастопольские рассказы» Л.Н.Толстого

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Гимназия № 5" г. Брянска

Урок литературы в 10 классе

«Эпопея Севастополя, героем которой был народ русский». «Севастопольские рассказы» Л.Н.Толстого.

подготовила

учитель русского языка и литературы

Радькова Юлия Николаевна

Брянск-2018

Цели: совершенствовать навыки работы с художественным текстом; на материале рассказов показать истинный героизм русских солдат и матросов в обороне Севастополя; выявить мастерство писателя в раскрытии «диалектики души» человека; воспитывать интерес к истории страны, чувство патриотизма.

Ход урока.

1.Подготовка к восприятию.

- В 1851 году, устав от жизненных противоречий, Л. Н. Толстой вместе с братом Николаем отправ-ляется на Кавказ. Но военная служба не приносит ему спокойствия, и Толстой подаёт прошение об отставке, но получает отказ. Тогда он добивается перевода в Дунайскую армию, а когда начинается осада Севастополя, в Крым, в осаждённый город. Зачем? Как объяснить этот шаг? Позднее устами князя Андрея Болконского Толстой скажет: «…Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь – не по мне!»

11 месяцев длилась героическая оборона Севастополя. Пользуясь численным преимуществом, войска англо-французской коалиции оттеснили армию бездарного Меншикова. Отступая, она поки-нула и Севастополь. На вопрос начальника штаба Черноморского флота Корнилова, что же делать с флотом, Меншиков нагло ответил: «Положите его себе в карман». И тогда Нахимов, Корнилов, Истомин с 22 тысячами моряков и 2 тысячами орудий, снятых с судов, при поддержке населения организовали оборону города, под ураганным огнем выдерживая осаду 120-тысячной армии непри-ятеля.

В самом начале этой осады, 7 ноября 1854 года, Толстой прибыл в Севастополь и сражался в осаж-дённом городе 9 месяцев. «Храбрый артиллерийский офицер, без малейшей аффектации, способный сохранять спокойствие при любых обстоятельствах, даже грозящих мучительной смертью, не сует-ливый, но упорный» — таким, по свидетельству очевидцев, был Л. Толстой.

В июле 1855 года в журнале «Современник» стали появляться «Севастопольские рассказы» писа-теля, которые были встречены с огромным интересом. Не только поэтические достоинства рассказов Толстого привлекли к ним острое внимание читателей. Правду о патриотическом подъёме и героиз-ме защитников Севастополя, о мужестве русских солдат и вместе с тем об отсталости николаевской армии, о глубокой пропасти между простым мужиком в шинели и дворянской офицерской верхуш-кой – вот что увидели и оценили читатели в «Севастопольских рассказах», о которых и пойдёт речь сегодня на уроке.

2.Сообщение темы и целей урока.

3.Работа по теме урока.

- 7 ноября 1854 года Толстой впервые побывал на севастопольских бастионах. На подступах к городу уже два месяца велись кровопролитные бои. Осматривая город, превратившийся в крепость, писатель бродил лабиринтами батарей, беседовал с солдатами и офицерами. Всё, что он увидел и услышал, говорило ему: стойкость и храбрость севастопольцев намного выше, чем представлялось до приезда в Крым. В письме к брату он говорит о своих первых впечатлениях: «Дух в войсках выше всякого описания. Во времена Древней Греции не было такого геройства… Рота моряков чуть не взбунтовалась за то, что их хотели сменить с батареи, на которой они простояли 30 дней под бомбами. Чудное время!»

Впечатления от первого знакомства с городом и его защитниками и картины, которые Толстой наблюдал в декабре 1854 года, когда был послан в Эски-Орду со взводом солдат за орудиями, легли в основу рассказа «Севастополь в декабре месяце». Этот рассказ является своеобразным «путеводи-телем» по осажденному городу. Это особенно подчеркивается формой личного местоимения «вы» в определении лица, от которого ведется рассказ. Это и повествователь, и читатель: «Вы подходите к пристани…», «Вы отчалили от берега...», «...вы видите будничных людей, спокойно занятых будничным делом». Повествование ведется так, что читатель как бы является очевидцем, участником событий, он как будто ощущает то же, что и защитники города.

Как создаёт Толстой неприукрашенный облик военных будней?

«На набережной … на первых ступенях валяются заржавевшие ядра, бомбы, картечи и чугунные пушки разных калибров. Немного далее большая площадь, на которой валяются какие-то огромные брусья, пушечные станки, спящие солдаты; стоят лошади, повозки, зеленые орудия и ящики, пехотные ко́злы…. Направо улица загорожена баррикадой, на которой в амбразурах стоят какие-то маленькие пушки... Налево красивый дом с римскими цифрами на фронтоне, под которым стоят солдаты и окровавленные носилки…». «Первое впечатление ваше непременно самое неприятное; странное смешение лагерной и городской жизни, красивого города и грязного бивуака не только не красиво, но кажется отвратительным беспорядком…»

- Какими показаны защитники Севастополя?

Это «будничные люди, спокойно занятые будничным делом»: «фурштатский солдатик… ведёт поить … тройку и так спокойно мурлыкает себе что-то под нос, что, очевидно… что он исполняет свое дело, какое бы оно ни было — поить лошадей или таскать орудия, — так же спокойно, и самоуверенно, и равнодушно, как бы все это происходило где-нибудь в Туле или в Саранске. То же выражение читаете вы и на лице этого офицера, который в безукоризненно белых перчатках проходит мимо, и в лице матроса, который курит, сидя на баррикаде, и в лице рабочих солдат, с носилками дожидающихся на крыльце бывшего Собрания…».

Защитников города рассказчик рисует, описывая госпиталь: старый исхудалый солдат, у которого нет ноги выше колена, но который и не думает жаловаться, и только из слов его жены рассказчик узнаёт, что солдат, «бывши ранен, остановил носилки, с тем чтобы посмотреть на залп нашей батареи», что «он опять хочет на бастион, с тем чтобы учить молодых, ежели уже сам работать не может». Ещё один старый солдат: «лицо и тело его какого-то коричневого цвета и худы, как скелет. Руки у него совсем нет: она вылущена в плече. Он сидит бодро, он поправился; но по мертвому, тусклому взгляду, по ужасной худобе и морщинам лица вы видите, что это существо, уже выстрадавшее лучшую часть своей жизни».

- Почему Толстой приводит читателей в госпиталь?

Здесь средоточие боли, страданий людей, но Толстой показывает читателям, с каким достоин-ством ведут себя раненые, здесь тот же будничный труд людей войны, спасающих по мере своих сил всех, кого можно спасти.

- Как описан в этом рассказе 4-й бастион, самое опасное место в Севастополе? (чтение).

«… существуют два совершенно различные мнения про этот страшный бастион: тех, которые никогда на нем не были и которые убеждены, что четвертый бастион есть верная могила для каждого, кто пойдет на него, и тех, которые живут на нем … и которые, говоря про четвертый бастион, скажут вам, сухо или грязно там, тепло или холодно в землянке и т. д.»

«…землянки в грязи, в которые, согнувшись, могут влезать только два человека, и там увидите пластунов черноморских батальонов, которые там переобуваются, едят, курят трубки, живут, и увидите опять везде ту же вонючую грязь, следы лагеря и брошенный чугун во всевозможных видах», батарея – «площадка, изрытая ямами и обставленная турами, насыпанными землей, орудиями на платформах и земляными валами. Здесь увидите вы, может быть, человек пять матросов, играющих в карты под бруствером, и морского офицера, который, заметив в вас нового человека, любопытного, с удовольствием покажет вам свое хозяйство и все, что для вас может быть интересного. Офицер этот так спокойно свертывает папиросу из желтой бумаги, сидя на орудии, так спокойно прохаживается от одной амбразуры к другой, так спокойно, без малейшей аффектации говорит с вами, что, несмотря на пули, которые чаще, чем прежде, жужжат над вами, вы сами становитесь хладнокровны и внимательно расспрашиваете и слушаете рассказы офицера. Офицер этот расскажет вам, — но только, ежели вы его расспросите, — про бомбардированье пятого числа, расскажет, как на его батарее только одно орудие могло действовать, и из всей прислуги осталось восемь человек, и как все-таки на другое утро, шестого, он палил 2 из всех орудий; расскажет вам, как пятого попала бомба в матросскую землянку и положила одиннадцать человек; покажет вам из амбразуры батареи и траншеи неприятельские, которые не дальше здесь как в тридцати — сорока саженях».

- Толстой показывает войну без прикрас, без громких фраз, сопровождавших официальные известия о Севастополе на страницах журналов и газет, в крови и страданиях, вызывая у читателей неприятие любой войны, восхищается мужеством русских людей, защищающих свою Родину. В каких словах заключена главная мысль этого рассказа?

Каждый, кто побывал в осаждённом городе, убедился «в невозможности взять Севастополь, и не только взять Севастополь, но поколебать где бы то ни было силу русского народа», основанную на любви к родине.

- «Надолго оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя, которой героем был народ русский...» - заключает писатель в рассказе «Севастополь в декабре».

В последних числах марта 1855 года батарею Л.Н.Толстого перебрасывают на одну из самых важных позиций обороны города – на 4-й бастион. Переезд совпал с мартовско-апрельским штурмом Севастополя. На 4-ом бастионе не было места, куда бы не попадали снаряды. Участвовал писатель и в знаменитом сражении с 10 на 11 мая, когда летящие бомбы, по выражению военного историка, образовали огненный свод над головами сражавшихся. Майские события на бастионе послужили основой для второго севастопольского рассказа – «Севастополь в мае». Какова тема этого рассказа?

Поведение людей на войне.

- Именно «Севастополь в мае» - начало «срывания всех и всяческих масок», первый мощный удар толстовской критики по официальной идеологии, политике, государству. Восторгаясь героизмом

солдат, Толстой основное внимание теперь уделяет выявлению несостоятельности аристократичес-кого офицерства и высших сфер военного руководства. Что такое война для таких, как Калугин, Гальцин, Праскухин и других «аристократов»?

Возможность получить награды, чины, репутацию храбреца.

- В этих офицерах нет и в помине тех положительных качеств, которыми восхищался Толстой в простых солдатах. Однако князь Гальцин говорит: «Вот этого я не понимаю, и, признаюсь, не могу верить, чтобы люди в грязном белье, во вшах и с неумытыми руками могли бы быть храбры». При этом сам Гальцин наблюдает военные действия из окна своей квартиры.

В чем смысл противопоставления «аристократического и полуаристократического» офицерства и простых защитников Севастополя?

Героизм солдат прост и обыкновенен: без позы и рисовки они защищают свою землю, потому что не могут потерпеть иноземного насилия. Среди офицеров также есть храбрые, по-настоящему преданные родине люди. Но таких мало. Большая часть офицеров, в особенности аристократичес-кого происхождения, охвачена чувством тщеславия и самосохранения. Иные не прочь блеснуть храбростью. Но это показная бравада, объясняемая либо хвастливым молодечеством, либо желанием получить награду.

- Все ли офицеры такие, как «аристократы» и приближенные к ним? Вспомните эпизод из главы 9-й, где Калугин демонстрирует свою «храбрость» капитану, который «уже шесть месяцев командовал одной из самых опасных батарей»

«Морской офицер в штабс-офицерской шинели…и Георгием» вошёл в блиндаж, чтобы просить «генерала дать ему рабочих, чтобы исправить на его батарее две амбразуры, которые были засыпаны». Калугин, которому «хотелось опасности, чтобы снова испытать себя», стал его просить отправиться на батарею, чтобы посмотреть, «могут ли наши орудия стрелять по траншее картечью». Капитан, простоявший на батарее всю ночь, отказался это сделать: он хотел отдохнуть хоть немного, и Калугин удивился, что капитан «между моряками имел репутацию храбрости».

- Вот она, разница между истинным и ложным героизмом! Вспомните, как менялось поведение самого капитана в течение тех 6 месяцев, что он командовал батареей?

«Сначала он тщеславился, храбрился, рисковал, надеялся на награды и репутацию и даже приобрел их, но теперь уже все эти побудительные средства потеряли для него силу, и он смотрел на дело иначе: исполнял в точности свою обязанность» и не рисковал жизнью «без строгой необходи-мости».

- Наверное, и Толстой прошел тот же путь возмужания, пока не почувствовал себя одним из защит-ников города. Близость к народу - это и есть близость к правде.

Писатель рисует войну как безумие, заставляющее усомниться в разуме людей. Он судит о войне с нравственной точки зрения, показывает ее влияние на человеческую мораль. Наполеон ради своего честолюбия губит миллионы, а какой-нибудь прапорщик Петрушов, этот «маленький Наполеон, маленький изверг, сейчас готов затеять сражение, убить человек сотню для того только, чтобы получить лишнюю звездочку или треть жалованья». Так в «Севастопольских рассказах» впервые в творчестве Толстого возникает «наполеоновская тема».

Чтобы показать противоестественность войны, Толстой рассказывает о том, что происходит, когда объявлено перемирие сторон. Солдаты (только что воевавшие друг против друга) «с жадным и благосклонным любопытством стремятся одни к другим», слышатся смех и шутки. Десятилетний мальчик собирает цветы… «И эти люди – христиане… не упадут с раскаянием вдруг на колени и со слезами радости и счастья и не обнимутся как братья? Нет! Белые тряпки спрятаны, и снова свистят орудия смерти и страданий, снова льется честная, невинная кровь и слышатся стоны и проклятия».

В конце августа 1855 г. началась последняя, самая ожесточенная бомбардировка Севастополя. Это самый страшный месяц долгой осады, окончившейся падением Севастополя. 800 орудий беспрестан-но громили город. Потери защитников составляли 2-3 тысячи человек в день. 27 августа начался общий штурм. После захвата господствующей высоты — Малахова кургана — дальнейшая оборона потеряла всякий смысл. Так закончилась 349-дневная оборона.

В последние дни боёв Л.Н.Толстой снова был переведён на городские позиции и огнём своей бата-реи прикрывал эвакуацию войск на Северную сторону. Он оставил Севастополь одним из последних. Свои чувства, отражавшие чувства всех защитников города, писатель выразил в рассказе «Севасто-поль в августе 1855 года». Снова перед читателем будничное и тем более страшное лицо войны, голодные солдаты и матросы, измученные нечеловеческой жизнью на бастионах офицеры. Однако в этом рассказе Толстой показывает войну глазами новичка, потому что главным для него здесь является исследование души человека на войне перед опасностью.

С какими новыми героями знакомит нас писатель? Расскажите об их судьбах.

Толстой рассказывает о братьях Козельцовых. Старший, поручик Михаил Козельцов, после ране-ния возвращается в полк. Недалеко от Севастополя, в Дуванкой, на станции, он встречается с младшим братом, прапорщиком Владимиром Козельцовым, которому «совестно жить в Петербур-ге, когда здесь умирают за Отечество», и они вместе отправляются в Севастополь.

Михаил - человек, живущий без порывов и без особых душевных тревог, «из чести служит», его любят солдаты и офицеры. Это натура простая и цельная, это тот человек, которым, в представ-лении Толстого, становится всякий приехавший на войну честный офицер. В силу своего «опыта» Михаил утерял патриотическую наивность, поэтому ночь после приезда проводит в кутеже и пьянстве, спускает в карты даже тот неприкосновенный запас, который он утаил от брата при первой встрече, так как ни при каких обстоятельствах не хотел его тратить. Однако когда наут-ро объявили тревогу, «мысль, что его могут принять за труса» заставила его «во весь дух» мчать-ся к роте, а затем вести её вперёд. «Козельцов был уверен, что его убьют; это-то и придавало ему храбрости». Умирая, Михаил с «отрадным чувством» думает, что «хорошо исполнил свой долг... и ни в чем не может упрекнуть себя».

Володя – 17-летний восторженный, романтически настроенный юноша-мечтатель, живущий благородным порывом патриотизма. Он мечтает о подвиге, о героической смерти, поэтому болезненно переживает впечатления, связанные с обратной, «прозаической» стороной войны. Ночь перед штурмом он проводит в мучительном поиске ответов на вопросы: кто он и зачем он тут. И обретает веру в то, что его судьба, жизнь - есть следование чему-то высшему - Богу, Отечеству, чести. Он успокаивается и в дальнейшем, забывая о смерти, просто выполняет свое артиллерист-ское дело. Володя погибает, а не бежит с поля боя, как это делает трусливый Вланга.

- Чем заканчивается рассказ? Что происходит с защитниками?

Заканчивается рассказ анализом душевного состояния солдат, вынужденных оставить после одиннадцатимесячной обороны Севастополь: «Почти каждый солдат, взглянув с северной стороны на оставленный Севастополь, с невыразимой горечью в сердце вздыхал и грозился врагам».

4.Итоги.

- Подведём итог всему тому, что мы говорили на уроке о «Севастопольских рассказах». Кто же истинный герой Севастопольской эпопеи?

Народ; жители города; солдаты; офицеры, близкие к солдатам.

- Что такое война в понимании Л.Н.Толстого? В чём проявляется новаторство писателя в изображении войны?

Война, по мнению писателя, «есть сумасшествие», она ожесточает человека, убивает в нем лю-бовь к людям, без чего немыслима жизнь, лишает способности наслаждаться окружающим миром, природой, так как человек сосредоточен лишь на самом себе и желает одного — не быть убитым. Война извращает моральные представления людей, поэтому если «люди делают это сумасшествие, то они совсем не разумные создания, как у нас почему-то принято думать». Толстой изображает войну «не в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой и барабанным боем», а «в насто-ящем ее выражении – в крови, в страданиях, в смерти». Изображение войны как тяжкого буднич-ного труда, изображение русского солдата как скромного труженика, истинного героя, который и не подозревает, что он герой – вот в чём состояло новаторство Толстого.

- «Севастопольские рассказы» называют «первой траншеей» к «Войне и миру». С Сапун-горы, отку-да Толстой смотрел на горящий Севастополь, он увидел огненную Москву 1812 года.

Использованная литература 

И.В.Золотарёва, Т.И.Михайлова. Поурочные разработки по литературе. 10 класс. 2 полугодие. – М.: ВАКО, 2003

Г.Фефилова. Литература. Планы-конспекты для 105 уроков. – М.: АСТ, 2016

Опубликовано в группе «"Как живу, так и пишу: свободно и свободно!"»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.