Логическая игра-головоломка «Сложи картинку»
педагог Негреева Антонина Олеговна
Особое значение среди математических головоломок занимают игры на составление плоскостных изображений того или иного предмета, животного, растения из специальных наборов фигур. Детям очень интересен как результат – создать картинку по заданному образцу, так и сама практическая работа – составление изображения, подбор и взаиморасположение относительно друг друга необходимых фигур.
Игра «Сложи картинку»
Назначение: для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Цель: развитие логического и образного мышления.
Задачи:
- формировать умение анализировать схему, конкретный образ, фигуру;
- формировать умение разложить целую фигуру на составляющие ее части;
- формировать умение планировать этапы составления фигуры по образцу;
- составлять изображение, ориентируясь на схему;
- развивать сенсорные умения, аналитические восприятие;
- развивать пространственные представления;
- развивать образное и логическое мышление, смекалку, сообразительность.
Материал: раздаточные и демонстративные карточки-образцы со схематическими изображениями предметов, набор составных фигур.
Описание игры
1 этап. Необходимо предложить совместно с учащимися рассмотреть игровой набор. Сравнить и найти сходства частей данной игры с изображениями окружающего нас мира.
Например, дети могут сравнить и дать следующие названия для каждой детали игры: «Похоже на букву Т, на букву Г, плюс, полоса, лестница, ступеньки, змейка, футбольные ворота» и т.д.
2 этап. Знакомим детей с основными способами присоединения одной детали к другой. С этой целью можно предложить детям выбрать 2-3 детали из набора и составить элементарную по форме и силуэту фигуру. Например, составить змейку или уточку.
Затем рекомендуется увеличить количество частей собираемого изображения и познакомить учащихся с опорными схемами, составляя по ним более сложные по форме фигуры (страус, качели и т.д.). Таким образом, продолжается работа по отработке основных способов соединения частей и умения ориентироваться на образ составляемого предмета по заданной схеме.
3 этап. При работе с изображениями, состоящих из большого количества частей, необходимо познакомить детей со способом составления фигуры методом наложения составных частей на саму схему. Обязательным условием является наличие раздаточного материала (схемы) для каждого ребенка. Дети учатся собирать фигуру, выкладывая детали прямо на схему.
4 этап. От этапа ознакомления с игрой, анализа частей, усвоения основных способов соединения деталей, создания фигуры по заданному образцу способом наложения учащиеся переходят к самостоятельным практическим действиям, основанным на зрительном анализе состава фигуры, и на самостоятельном поиске путей сбора изображения.
В дальнейшем возможен переход к самостоятельному моделированию изображений по собственному замыслу ребенка, что позволит ему проявить творческий подход, воображение и смекалку.
Рекомендации. Составление фигуры только по контурным схемам сложно для восприятия детей дошкольного возраста. Необходимо использование схем с указанием составных частей.