12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Елена19

Елена Анатольевна Шелгунова,

учитель начальных классов

Муниципального казенного общеобразовательного учреждения

 

Новоспасской средней общеобразовательной школы, с. Новоспасск.

ЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКИХ УУД УЧАЩИХСЯ

Аннотация. В статье автор  предлагает свое видение проблемы развития логического мышления учащихся при обучении математике. Рассматривает принципы и функции логического мышления, на которые необходимо обращать внимание учителей.

Ключевые слова: логика, мышление, обучение математике, логическое и математическое мышление.

В России постоянно создаются новые концепции образования, педагогические технологии, обновляются формы передачи знаний. Традиционно используемые в школах субъект-объектные отношения учителя с учениками направлены только на отработку стандартных навыков и умений, приучающих работать по определённым образцам, алгоритмам. В связи с этим остро встаёт проблема несвоевременного овладения логическими операциями учеников, как в гуманитарных предметах, так и на уроках математики. В следствии чего, ухудшается успеваемость, ученики становятся пассивными, стремящимися к потреблению знаний в готовом виде, что происходит из-за низкого уровня развития логических учебных действий учащихся.

Проблемой развития логических умений занимались ещё Л.И.Божович, В.Я. Ляудис, А.К. Маркова, Д.Б. Эльконин и многие другие.
В соответствии с ФГОС НОО второго поколения, главной задачей изучения образовательных предметов, в частности математики, является развитие элементарных форм интуитивного и логического мышления, а также развитие логических действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации и сериации.

Как отмечают психологи и методисты:­ Занков Л.В., Истомина Н.Б., Артемов А.К. развитие в обучении математики – это овладение учащимися на том или ином уровне соответствующими логическими действиями. Овладевая логическими действиями обучаемый приобретает самостоятельность в осуществлении умственной деятельности.

Стандарты второго поколения предполагают сформированность обобщённых способов действий, которые позволяют учащимся быть компетентными в той или иной сфере, каждая из которых предполагает особые способы действий относительно содержания. На основании современных требований к уровню образования ребёнка видна необходимость использования разнообразных педагогических технологий для развития универсальных учебных действий.

По мнению А.Г. Асмолова [3], логические УУД школьника – это действия, обеспечивающие организацию учебной деятельности и направленные на развитие логики в личности школьника.

Универсальный характер логических действий проявляется в том, что они обеспечивают интеллектуальное развитие обучающегося, который учится учиться, чтобы применять полученные знания на практике.

В блоке логических учебных действий А.Г. Асмолов выделяет логико-абстрактные действия и действия постановки-решения проблемы.
В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами основного общего образования блок логических учебных действий, рассматриваемый с точки зрения развития логического мышления является элементом универсальных учебных действий.

Логические учебные действия – это действия, обеспечивающие организацию учебно-познавательной деятельности и направленные на развитие логического мышления школьника.

Рассмотрим подробнее блоки логических УУД. В современной психологии существует множество различных методов развития логических УУД. Их можно условно разделить на следующие группы:
эмоциональные (учебно-познавательные игры; создание ситуации успеха; свободный выбор задания; стимулирующее оценивание); волевые (самооценка деятельности и коррекция прогнозирование будущей деятельности).

С учётом возрастных особенностей подростков, на наш взгляд, наиболее эффективными для развития внутренней мотивации учебной логической деятельности будут следующие методы: проблемное обучение; логические игры; дифференциация обучения; ощущение свободы выбора; ощущение успешности, компетентности; рефлексия).

А. С. Макаренко писал: «Каков ученик в логической игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре» [1].

Если ученик заинтересован работой, положительно настроен, то эффективность деятельности и логического мышления на уроке заметно возрастает. Логические игры позволяют однообразный учебный материал сделать интересным, придать ему занимательную форму. Ценность логических игр в процессе обучения и развития логических УУД «заключается в том, что они создаются в обучающих целях, служат  обучению, воспитанию и развитию логического мышления учащихся. Благодаря использованию логических игр на уроках можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков» [2].

Внимание ученика приковано к игре, к выполнению логических игровых целей, а между тем они преодолевают трудности по предмету, переносят имеющиеся знания в новую для них обстановку.
Учащиеся убеждаются, что знания, приобретенные на уроках, используются и на практике, поэтому логическая игра позволяет «давать задания, посильные каждому ученику, с учетом его умственных и  психофизических возможностей и максимально развивать способности каждого школьника» [3].

Логическая игра, где предполагается коллективное участие, воспитывает в них терпимость друг к другу, умение выслушать своих товарищей, учитывать интересы других, сдерживать свои эмоции, желания, у них развивается чувство ответственности, воля, характер, умение работать в коллективе и принимать коллективные решения. Те занятия, в которых учащиеся участвуют и играют по отдельности, воспитывают в них самостоятельность, ответственное отношение к принимаемым решениям, упорство, желание победить. Логические игры можно использовать на различных этапах обучения.

Эффективным приемом развития логических УДД является обучение приему рефлексии того, что он знает, чего не знает, что хочет узнать. За счёт проведения рефлексии в конце каждого урока, ученик не только осознаёт, что нового он узнал, что научился делать или отработал, но и понимает, что знания его всё ещё не полные. Также, рефлексия позволяет учителю получить эмоциональный отклик по поводу конкретного урока, темы, взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика.

Можно сделать вывод, что логические УУД являются теми основными операциями, на которые опираются все познавательные процессы, поэтому в данной работе они заслуживают отдельного внимания.

Таким образом, мы приходим к выводу о том, что развитие логических действий базируется на сформированности мыслительных действий, которые тесно связаны между собой, а, значит, и развитие учебно-логических действий не может происходить изолированно друг от друга.
Следовательно, между учебно-логическими действиями существуют те же взаимосвязи, что и между мыслительными дейстиями, а развитие мыслительных действий является основой развития универсальных учебно-логических действий.

Литература

Артемов А.К. Приемы организации развивающего обучения // Начальная школа, 1995, №3. -124с.

Башмачников А.И., Башмачников И.А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем / А.И. Башмачников, И.А. Башмачников. - М.: Филинъ, 2013. - 61 с.

Беляев М.Ф. Психология интереса / М.Ф. Беляев. Иркутск, 2014. - 194 с.

Бодалев А. А., Ляудис В. Я. Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся / Под ред. А. А. Бодалев, В. Я. Ляудис. М.: НИИОП АПН СССР, 2011. -159 с.

Брушлинский А. В. Психология мышления и проблемное обучение. — М., 2015. - с. 35-70

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.