12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шадрунова Елена Анатольевна95
Являюсь действующим учителем ГБОУ Школа 2009. Активная. Творческая натура. Стараюсь, чтобы мои ученики полюбили географию также, как люблю ее я.
Россия, Москва, Москва


Логические задачи
DOCX / 796.04 Кб

Пояснительная записка

Логические задачи – это один из вариантов развития мыслительных способностей ребенка, его размышлений. Логические задачи могут быть разработаны для каждого школьного предмета по разным темам. Этот вариант работы дает возможность сочетать знания с догадками, которые являются следствием сопоставления отдельных фактов или их признаков. Логические задачи по географии – это очень действенный вариант работы, который позволяет не только запомнить местонахождение многих географических объектов на карте, но и соотносить их с разными характеристиками, давать объяснения, делать выводы. Очень важным аспектом в логических задачах по географии является неожиданность, непредсказуемость итоговых выводов, которые способны опровергнуть первоначальные версии ответов. Логические задачи по географии могут быть разных уровней: 1) простые, требующие знаний материала; 2) повышенного, требующие знания материала, сравнений и определений местоположения объекта (-ов), объяснений своего ответа и 3) сложные, требующие детального рассмотрения ситуации, предложения решений и прогнозирования.

Географические логические задания при выполнении требуют от ученика знаний, умений и навыков, которые он получает разными способами: на уроках в школе, на индивидуальных занятиях или в процессе самообразования.

Логические задачи можно решать индивидуально или группой (командой). Время на выполнение логической задачи зависит от сложности задачи (от 5 до 30 минут). Но все индивидуально. Главное - это конечный результат. И если ученик решил логическую задачу правильно, но при этом затратил времени больше, чем было отведено, оценка за задачу не снижается. Затраченное время на решение задачи может повлиять на общий конечный результат общей работы, т.к. он просто не сможет успеть выполнить базовые задания.

Логические задачи можно использовать в 5-11 классах:

на уроке: а) в ходе изучения нового материала, б) при обобщении знаний по изученной теме, в) в ходе коррекции знаний в конце триместра или года;

на зачетах в средней и старшей школе;

на контрольных и проверочных работах. В этом случае логическую задачу можно предложить выполнить на отдельную оценку.

на экзаменах и промежуточной аттестации;

на неделе Географии (Естествознании), где вероятна обязательная командная или индивидуальная работа.

Цель логических задач по географии:

научить ребенка нестандартно мыслить,

«видеть» или представлять определенные явления, события и их следствия;

размышлять, сравнивать, анализировать;

оценивать происходящие события и явления;

делать выводы;

находить различные способы решения;

прогнозировать.

Любая цель включает в себя задачи – это шаги, дающие возможность поэтапно достигнуть цели.

Задачи:

Образовательная.

В ходе поиска информации научить использовать разные источники– книги (учебники, словари, энциклопедии, журналы, газеты и т.д.) и применять полученные знания на практике.

Воспитательная.

Формировать личностные качества ребенка:

Прививать чувство уважения к природе, всем объектам нашей планеты. Не забывать, что все процессы, происходящие в природе с помощью человека или без него, необратимы.

Научить при решении логических задач учитывать опыт и последствия решений своих предшественников, уметь находить свои ошибки и ошибки своих товарищей, продуктивно мыслить и предлагать свои варианты решения.

Формировать нравственные нормы к обществу, к себе, к окружающему миру.

Развивающая.

Логические задачи должны быть доступны, соответствовать возрасту ребенка, быть научно обоснованными, иметь связь с жизнью прошлой или нынешней. Они призваны:

Помочь развить память, творческие способности.

Учитывать интересы и склонности ребенка.

Прививать исследовательскую функцию, использовать ее для поиска решения задач, создания проектов (мини проектов)

Важно помнить: любая логическая задача по географии касается нашего мира - планеты Земля, человеческого общества. Любое решение имеет последствия. Главное, научить ребенка прогнозировать свой конечный результат, четко видеть последствия, к которым могут привести варианты решений. В жизни перечеркнуть первоначальный ответ и предложить новый получается очень редко. Следовательно, этот показатель всегда нужно учитывать при решении логических задач и предложении ответа.

Я предлагаю варианты логических задач, которые можно использовать на уроках географии по конкретным темам в качестве индивидуальной и групповой работы. Это позволит не только разнообразить урок, но и поднять на новый уровень усвоение знаний ребенка. Каждая предложенная логическая задача комплексная и требует базовых знаний многих тем, рассуждений, прогнозирования, умения работать с картой и др. Поэтому, я рекомендую использовать этот метод – решение логических задач на уроках географии, как вариант повышения качества знаний, закрепления основных приемов работы с картой и понятиями, как вариант самообразования – самостоятельного поиска решений.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.