Логические задачи на тему «Водоемы Краснодарского края»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6
имени 302 Тернопольской Краснознаменной ордена Кутузова стрелковой дивизии
муниципального образования
Ленинградский район Краснодарского края
ТРИЗ
Мир загадок
в начальной школе
(решение логических задач)
Автор:
Ильенко Надежда Борисовна,
учитель начальных классов
ст. Ленинградская
2020
Расположенность к творчеству — высшее проявление активности человека, способность создавать нечто новое, оригинальное в любой сфере человеческой деятельности.
На протяжении длительного периода обучение в школе ориентировалось на формирование, прежде всего знаний, умений и навыков, носило репродуктивный, информационный характер. В настоящее время происходит переориентация образования на развитие творческих качеств личности.
Среди инновационных технологий обучения детей творчеству ведущее место, занимает технология Г.С. Альтшуллера — теория решения изобретательских задач (ТРИЗ).
К числу базисных идей ТРИЗ относятся следующие: теория — катализатор творческого решения проблемы; знания — инструмент творческой работы, творческими способностями наделен каждый (изобретать могут все); творчеству, как и любой деятельности, можно научиться. В основе используемых в ТРИЗ-педагогике средств изначально лежит проблемно-поисковый метод.
Главной задачей учителя является — не «донести», «объяснить» и «показать», а организовать совместный поиск решения возникшей перед ними задачи. Такие условия обучения требуют от учителя умения выслушать всех желающих, встать на позицию каждого отвечающего, чтобы понять логику его рассуждения и найти выход из постоянно меняющейся учебной ситуации, анализировать ответы, предложения детей и незаметно вести их к ответу.
Одним из важных моментов, который нужно учитывать при организации обучения, направленного на развитие творческих способностей, является учебно — развивающая среда. В качестве ее критерия рассматривается способность обеспечить всем субъектам образовательного процесса возможности для эффективного личностного саморазвития.
Тризовское обучение делает акцент на развитии творческого, нестандартного мышления.
Весёлый, но не хоровод, долгожданный, но не праздник,
интересный, но не мультфильм. Что это?
МИР ЗАГАДОК
Большое место в тризовском обучении в начальной школе занимает решение логических задач – загадок.
Например, на уроках окружающего мира, кубановедения я предлагаю для решения такие задачи – загадки.
ТЕМА: «Водоёмы Краснодарского края».
ЦЕЛИ:
Обучающий аспект: Познакомить с реками Краснодарского края и их обитателями, обобщить знания о разнообразии и жизни животного мира водоёмов.
Воспитательный аспект: Воспитывать бережное отношение к природным богатствам, заботливое отношение к обитателям водоёмов, прививать любовь к родному краю.
Развивающий аспект: Развивать навыки устной речи, тренировать память и мышление, внимание и воображение.
ЗАДАЧИ:
1. Создать условия для ознакомления с разнообразием обитателей водоёма, их приспособленности к условиям жизни; формирования правил поведения, направленных на охрану обитателей водоемов; способствовать формированию представлений учащихся о жизни пресного водоема; первоначальных умений поиска и анализа необходимой информации; развитию интереса к познанию окружающего мира.
2. Развивать логическое мышление детей через установление причинно-следственных связей; развивать познавательную активность, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать.
3. Способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения к обитателям водоемов, воспитанию стремления бережно относиться к природе родного края в повседневной жизни.
УУД:
Коммуникативные
Умение слушать и отвечать на вопросы, участвовать в совместной деятельности; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.
Познавательные
Умение ориентироваться и выделять существенные признаки объектов окружающего мира, выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.
Регулятивные
Умение преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение высказывать предположение и его доказывать, анализировать собственную работу, находить ошибки, устанавливать причины.
Личностные
Развитие навыков сотрудничества с одноклассниками; формирование интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы).
ОБОРУДОВАНИЕ: физическая карта Краснодарского края, выставка книг, видеосюжет «Тайны старого пруда», изображения рыб.
ПЛАН УРОКА:
I. Организационно-психологический момент.
II. Голубые просторы Кубани:
1. Весточка из моря.
2. Самая лучшая река – Кубань.
3. Горные реки: Сочи, Туапсе, Джубга, Пшада.
4. Степные реки: Кирпили, Бейсуг, Ея, Сосыка.
III. Река Сосыка и её обитатели:
1. Разговор речных жителей.
2. Викторина.
3. Просмотр видеосюжетов «Тайны старого пруда».
4. Речные пословицы.
5. Щуке палец в рот не клади.
6. Игра «Где у рыбы глазки?», «Где у рыбки хвост».
7. «Красный как рак».
8. «Я знаю пять имён».
IV. Экологическая тревога.
V. Охрана речных богатств.
1. Забота о речных обитателях.
VI. Задание на дом.
ХОД УРОКА:
Было это на Чёрном море, в пионерском лагере, куда съезжаются на отдых дети Краснодарского края и других областей нашей страны.
Лежали ребята на берегу, загорали и вдруг заметили в прибое что-то белое.
- Бумага! – сказал один.
- А, может, письмо? – отозвался другой.
- Вот здорово! – обрадовалась третья – Само море принесло нам весточку!
Это и правда было письмо.
Наверное, кто-то зазевался, а ветер подхватил бумажный листок, унёс и бросил его в море.
Многие строчки оказались размытыми, но кое-что всё-таки можно было прочитать:
«…очень по тебе скучаем, и в доме без тебя как-то пусто, и в саду хруст.… Выйду на реку, услышу, как плещется рыба в камышах, - тебя вспоминаю. Ты все Черное море расхваливаешь…, а по мне так лучше нашей красавицы – реки ничего на свете нет…».
На этом письмо обрывалось. Ребята, разобрав размытые строчки, давай спорить, кто письмо написал и кому оно адресовано.
- Это письмо мне. И написала его моя бабушка! – горячилась маленькая девчушка. – В письме же ясно сказано: «самая лучшая река». А раз лучшая, значит, это Кубань – одна из крупных и многоводных рек нашего края. Длина ее 941 километр. Она начинается в Ставропольском крае.
Реку питают дождь, снег, групповые воды. Уровень воды непостоянен. В конце весны она многоводна, к осени сильно мелеет, зимой ненадолго замерзает. Река глубокая, но встречаются мели, что затрудняет судоходство. В Кубань впадают реки: Уруп, Лаба, Белая, Пиши, Псекупс и Афипс.
В реке много рыбы, водой орошают поля. По реке перевозят грузы и пассажиров.
Нет реки лучше. Так что письмо мне.
- Ты так говоришь, потому что ни разу не видела наши горные реки Сочи, Туапсе, Джубга, Пшада. Летом эти реки мелководные.
Они становятся многоводными лишь во время дождей и таяния снега, превращаясь в бурные потоки, текущие по глубоким и узким ущельям. Хорошие реки! Так что письмо мне! – сказал черноглазый мальчуган.
- А вот и не тебе, - сказал крепыш, из северной части Кубано-Приазовской низменности. В сторону Азовского моря текут крупные степные реки: Кирпили, Бейсуг, Ея, Сосыка. Течение у них тихое, низкие берега, заросшие камышом. Летом многие из них сильно мелеют, образуя ряд озер.
- И все-таки это письмо мне! – сказала девочка из ст. Ленинградской. Наш дом стоит на берегу реки Сосыки. Вы ведь читали в письме, что слышно как на реке плещется рыба в камышах.
Вот так и я, однажды тихим вечером сидела на берегу реки с друзьями. А берег у нас пологий, заросший мягкой травой. Сидели мы и смотрели на спокойное течение, слушали шелест стеблей камыша. И вдруг слышим слабый голос.
Улитка: «Здравствуйте, ребята! Я улитка. Я хочу пригласить вас в наше подводное царство. Здесь много диковинных растений и таинственных живых существ. Наш подводный лес – край загадок и чудес. Чтобы в лесу не заблудиться, надо много и дружно потрудиться. Готовы ли вы к такому путешествию?»
Окунь-вопросик: «Что случилось? Где я? Почему в подводном царстве так шумно?»
Улитка: «Успокойся, малыш. Эти ребята наши друзья. Они уже много знают о подводном мире нашей реки, но хотят знать еще больше. Давай им поможем».
Окунь: «Я очень быстрая рыбка. Много плаваю, много вижу, и чем больше вижу, тем больше хочу знать. Вот и задаю всем вопросы. Поэтому и называют меня все «вопросик». Правда, караси надо мной смеются. Они ведь любят подолгу оставаться на месте».
Караси: «Наши ребята, прочитали много интересных книг об обитателях рек (показ выставки книг), так что сумеют ответить на твои вопросы.
Окунь: «Хорошо! Вот эти вопросы».
Задача 1
- Объясните пословицу:
Знать бы ершу, когда щука зубы меняет.
Ответ: Щука:
Щуке палец в рот не клади! У щуки даже на языке зубы. Полон рот зубов на челюстях, на сошнике, на жаберных дугах, на нёбных и глоточных костях.
Всю жизнь щука меняет зубы. Старые зубы рассасываются, на смену им поднимаются новые. А до этого они лежат и качаются во все стороны. Такими слабыми зубами добычу не удержишь. Но «не надейся, карась, что щука зубы меняет»! У неё всегда есть в запасе с десяток крепких надёжных клыков!
( «Щука зубы меняет» Н. Сладков «Подводная газета»).
Задача 2
- Вы знаете, что возраст деревьев узнают по количеству колец на стволе. А как узнать возраст рыбы?
Ответ: Улитка:
Рыбья чешуя растёт всю жизнь: нарастает колечками. Летом рыба много ест, быстро растёт – и колечки на чешуйке широкие. Зимой рыба почти не ест и почти не растёт – и колечки получаются узенькие, чуть заметные. Просвет – лето, полоска – зима. Сразу видно, сколько рыбе лет и сколько рыбе зим.
( «Сколько лет, сколько зим» Н. Сладков «Подводная газета»).
Задача 3
- Послушайте такую историю:
- Слушай, Подлещик, почему это тебя подлещиком зовут?
- Как почему? Да потому, что я ещё маленький, я ещё подлещик. Вот вырасту – лещом стану! Это и дураку понятно.
- Не очень-то понятно… Меня вот подкаменщиком называют. По-твоему, выходит, что я к старости камнем стану?
Вопрос:
- Как вы думаете, почему у рыбы такое название?
( «Подлещик и подкаменщик» Н. Сладков «Подводная газета» ).
Задача 4
Под водой постоянно встречаешь разных рыбят – рыбьих ребят. А как их назвать – не знаешь.
У нас, на земле, просто. У волка – волчонок, у лося – лосёнок, у зайца – зайчонок. У глухаря – глухарята, у дрозда – дроздята, у гуся – гусята. Лисята, утята, ежата, галчата.
А попробуй-ка под водой!
Ну, у щуки – щурята. Это известно. А дальше? У рыбца – кто – рыбцата? У горчака – горчакята? У миноги – миногята?
Непривычно как-то и очень коряво.
А у белоглазки, у подуста, у голца, у краснопёрки? У сырти, у пальи, у стерляди? Тут и вовсе скулу свернёшь.
Вопрос:
- Как же назвать детёнышей у рыб?
( «Как их зовут?» Н. Сладков «Подводная газета» ).
Сколько лет может прожить щука? (До 300 лет).
Какой величины родится щуренок? (Размером в полспички).
Караси: «Ребята, а вы может, и пословицы речные знаете?»
Где щуки нет, там карась ходит.
Какой рекой плыть, ту и воду пить.
Не погань реку – пригодиться напиться.
Знать бы ершу, когда щука зубы меняет.
Ерш: «Молодцы, ребята! Хорошо вы справились с вопросами. Даже весело стало. Поиграть захотелось! Давайте поиграем в игру: «Где у рыбы глазки? Где у рыбы хвост?»».
Рак: «Вот еще. Где у рыбы глазки? Где у рыбы хвост? А про рака никто и не вспоминает. Всем известно, что рак красный. Даже говорят: «Красный как рак». Но красным рак становится только в кипятке. Живой рак бурого цвета. Это тоже всем известно. Но вот известно ли кому, что среди обыкновенных раков встречаются голубые?»
Плотва: «Голубые раки – это, конечно, редкость и не каждый про них знает. А вот про нас надеемся знают все, т.к. у нас как в детской игре: «Я знаю пять имен…» Плотвицы совсем как ласточки: стройные, быстрые. Но цветом они на ласточек не похожи. В воде плотвицы кажутся серыми, за это их и назвали серянками или красноперками – за красные плавнички. Плотвицы всегда в движении. Серыми тенями шныряют между водорослями, а то блеснут как солнечные зайчики. За этот блеск их зовут серебрянками, а за красные глаза – красноглазками. Сколько имен и все хороши».
Рак: «Что это вы плотвицы расхвастались? Имен то у вас много, а вот вас самих остается с каждым годом все меньше и меньше. Так как есть такие нерадивые люди, которые безжалостно губят природу. Они бросают в реку мусор, битое стекло, железные предметы. Некоторые автолюбители моют машины. Гибнет рыба, раки, водная растительность. Все реже летят на реку гуси, утки, лебеди. Некоторые ребята убивают ужей, лягушек, а ведь они приносят определенную пользу. Хорошая наша река, да вот люди не всегда бывают хорошими – с грустью закончила свой рассказ девочка. Тут все ребята замолчали, что реки мелеют и скудеют в том, они, пожалуй, были согласны. За годы существования многих рек, в них выловлены сотни тысяч раков, поймано множество ондатр, подстрелено нечетное количество уток. Рыбы выловлены миллионы тонн удочками, бреднями, сетями. Действительно реки мелеют, скудеют и умирают».
Но чтобы этого не произошло, надо включиться в работу по охране речных богатств. Существует запрет на ловлю рыбы весной, когда она мечет икру, запрещена охота на водоплавающих птиц, когда они выводят и выращивают свое потомство. «Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы!» - решили ребята.
Окунь: Погодите, погодите! Чистая вода – это хорошо! А как же быть зимой?
Задача 5
КИСЛОРОД ДЛЯ РЫБ
(Автор задачи Игорь Кайков)
Зимой пруды в рыбных хозяйствах покрываются толстым слоем льда, и рыба может погибнуть от недостатка кислорода. Как быть? Можно, конечно, делать проруби, но они постоянно замерзают. Можно придумать установку, которая будет растапливать лёд, но это будет дорогостоящее решение. Предложите простое и дешёвое решение проблемы.
Ответ:
Воздух должен проходить сквозь лёд, так как без него погибнут рыбы, но воздух не может проходить через лёд. Значит, во льду должны быть отверстия, через которые в воду попадает воздух, но при морозе отверстия исчезают — затягиваются льдом. Можно использовать посредник, через который проходит воздух. Например, в лёд вмораживаются пучки обычной соломы — она не смачивается водой и поэтому не промерзает. По соломинкам воздух, а следовательно, и кислород, попадает в воду.
(Лесная радиогазета. 1-я программа Всесоюзного радио. 20.12.1987).
Ерш: Найдите и другие решения. В чём их преимущества и недостатки по сравнению с контрольным решением?
Учитель: Это и будет вашим домашним заданием. А ещё вы можете сочинить сказки про обитателей водоёмов, нарисовать иллюстрации, изготовить поделки. Отнеситесь к работе творчески, проявите свою фантазию.
Вот такая удивительная история произошла в одном из пионерских лагерей нашего Краснодарского края.
Литература:
1. «Подводная газета».
2. «Почемучка». Издательство «Педагогика-Пресс».
3. «Краснодарский край». Учебное пособие.
4. «Естествознание». Учебник-хрестоматия.
Издательство Москва – «Просвещение»
ТРИЗ — исследование предполагает вторичную обработку информации, причем сама информация зачастую общеизвестна и широко доступна, новизна достигается за счет выбора оснований классификации и новых подходов к обработке информации.
Большое место в тризовском обучении занимает самостоятельная творческая деятельность учащихся, направленная на получение нового результата. Продуктивная деятельность учащихся младших классов не столько направлена на решение технических учебных задач, сколько на решение и изобретение того, что реальнее и ближе к ним: изобрести загадку, высказать оригинальную гипотезу, сочинить сказку, пословицу, изобрести игру, придумать и изготовить поделку и т.д.
Использование в школе методики ТРИЗ организует мышление, делает его системным, учит находить и разрешать противоречия. На этой основе достигается более глубокое усвоение фактических знаний, а главное — формируется стиль мышления, направленный не на приобретение готовых знаний, а на их самостоятельную генерацию; умение видеть, ставить и решать проблемные задачи в своей области деятельности; умение снимать закономерности, воспитание мировоззренческой установки восприятия жизни как динамического пространства открытых задач — что и требуется сегодня в школе для подготовки к завтрашней жизни.
Литература:
Г.С.Альтшуллер, И.М.Верткин. Как стать гением. — Минск, "Беларусь", 1994.
Г.С.Альтшуллер. Найти идею. — Новосибирск, 1991.
В.А.Бухвалов. Экологические исследования учащихся. В сборнике "Познание", выпуск 1. — Рига, 1992.
Ю.З.Гильбух. Внимание: одаренные дети. — Москва, "Знание", серия "Педагогика и психология", N9/1991.
С.Гин. Учить по-тризовски, как? Гомель, 2004.
Г.И.Иванов. И начинайте изобретать... — Иркутск, 1994.
С.Ю.Курганов. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. — М., "Просвещение", 1989.
В.Т.Кудрявцев. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. — Москва, "Знание", серия "Педагогика и психология", N4/1991.
А.Окунев. Как учить не уча (или 100 мастерских по математике, литературе и для начальной школы). — С-ПБ, "Питер", 1996.
В.А.Репкин. Развивающее обучение и учебная деятельность. — Рига, Издательство педагогического центра "Эксперимент", 1992.