Игра «Логопедический Танграм»
Методическое пособие по развитию речи
Клыковой Лады Владимировны,
учителя-логопеда МБОУ «Наводовская ОШ»
Игра « Логопедический Танграм».
Каждый из нас с детства знает, что такое игра. Порой в самой простой игре можно найти необычное и увлекательное. В игре мы обучаемся, уходим от проблем, стремимся к результату (пусть даже маленькому, заметным только для нас). Игры не только занимают досуг, но и обучают.
В наше время трудно найти человека, у которого дома не было бы компьютера, а в кармане не лежал бы сотовый телефон. Наш современный мир просто переполнен техническими новинками, за человека стала думать и решать машина. Мир вокруг нас становится техничным, а душевная теплота уходит.
Когда я пришла работать в детский сад, то я познакомилась с волшебной игрой Танграм. Слово ТАНГРАМ (кит. «семь дощечек мастерства») — головоломка, состоящая из семи плоских фигур, которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры (изображающей человека, животное, предмет домашнего обихода, букву или цифру и т. д.). В процессе знакомства и овладения техникой складывания фигурки танграма у меня возникли вопрос: Развитию, каких качеств, способствует умение складывать фигуры из танграма? Конечно же - это развитие внимания, памяти, мышления и речи, ведь игра обязательно сопровождается речевыми высказываниями.
Проблема.
Работая с детьми с нарушениями речи я столкнулась с:
- несформированностью связной речи;
- ограниченным запасом слов;
- нарушением памяти; внимания, мышления;
- коммуникативного поведения;
- неумение строить партнерские отношения в детском обществе.
Для решения речевых и коррекционных задач я решила использовать игру «Танграм».
Цель: сочетать выкладывание картинок из геометрических фигур (танов) с речевым материалом (стихи, загадки, чистоговорки, скороговорки, «доскажи словечко»).
• Образовательные задачи: учить детей выкладывать контурную картинку
• закрепить речевой материал по лексическим темам;
• развивать память, внимание, воображение, мышление, фантазию детей;
Коррекционные задачи:
• автоматизировать поставленные звуки в речи детей;
• учить четко проговаривать чистоговорки;
• правильно согласовывать прилагательные с существительными, существительные с глаголами;
• уметь пользоваться предлогами
Воспитательные задачи:
• воспитывать внимание, память, выдержку, усидчивость, умение доводить начатое дело до конца;
• воспитывать аккуратность в работе;
• воспитывать желание прийти на помощь товарищу
А главный девиз наших занятий: «Развиваюсь – играю – обучаюсь - говорю - достигаю».
Предполагаемый результат:
• Расширить словарный запас детей
• Развить внимание, мышление, мелкую моторику
• Улучшение партнерских отношений в детском обществе
Новизна.
Использование игры для решения не математических и логических задач, а речевых и коррекционных, а также развитие мелкой моторики рук и пальцев.
Чтобы обогатить речь детей дошкольного возраста в своей работе используем различные инструменты, одним из которых является китайская головоломка « Логопедический Танграм» (от китайского «семь дощечек мастерства»), которая состоит из семи плоских фигур, или танов. Их сложить необходимо определенным образом для получения более сложной фигуры, изображающей человека, животное, растение, предмет, цифру, букву и т.д.
Сложение головоломки начинаем с нахождения местоположения самого большого треугольника. Каждая собранная композиция состоит из всех семи частей головоломки. Нельзя накладывать части одну на другую, их можно только передвигать по столу. Смежные фигурки примыкают друг к другу. Обычно игру-головоломку «Танграм» используют на занятиях по формированию элементарных математических представлений. Мы обратили внимание, что игра-головоломка «Танграм» способствует не только освоению математических навыков, развитию памяти, воображения, логического мышления, но и способствует развитию речи.
В своей работе я использую танграм для автоматизации и дифференциации звуков. На каждой детали «танграма» есть картинка. После того, как дети соберут ту или иную фигуру из деталей игры «Танграм», продолжаем работу с фигурами по закреплению лексического материала при помощи речевых игр: «Назови ласково» (предмет или его части – лисичка, головка, ушко, хвостик), «Сосчитай до 5» (1 лисенок, 2 лисенка, 5 лисят), «Назови слова-действия» (Что делает лисичка? Бежит, сидит, петляет, хитрит), «1 и много» (лиса – лисы, ухо – уши), «Кого нет?» (лисы), «Назови слова-признаки» (Какая лиса? –красивая, хитрая, шустрая), «Из 2-х слов одно» (у лисы быстрые ноги - быстроногий), «Скажи наоборот» (подбор слов-антонимов: добрый - злой), «Назови чей, чья, чье?» (Работа с притяжательными прилагательными – лисий хвост, лисья нора). Также дети вспоминают сказки, где им особенно запомнился образ лисы. Дети с особым удовольствием отгадывают загадки о лисе. В ходе такой работы дети могут рассказать и стихотворения о лисе. Например, дети очень любят логопедическую распевку о лисе: «Са-са-са – это хитрая лиса.
Су-су-су – и живет она в лесу.
Сы-сы-сы – много работы у лисы.
Со-со-со – крутит она колесо.
Фонематическое восприятие: «Назови первый, последний или другой («, 3, 5 звуки слова.)», «Позиция звука в слове», «Назови все звуки слова» и т.д.
По мере того, как дети постепенно увлеклись головоломкой «Танграм», мы отметили, что дети приобрели навыки усидчивости, так как, чтобы собрать ту или иную фигуру, требуется определенное время. Также дети стали концентрироваться на деталях: стали внимательнее. Дети стали логически мыслить и научились соблюдать определенные правила. Игра «Танграм» способствует не только развитию наглядно-образного мышления, воображения, внимания, понимания цвета, величины и формы, восприятия, комбинаторных способностей, но и речи детей дошкольного возраста.